Умеем ли мы прощать

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Прощать – значит любить... Любить – это значит прощать, прощать – это понять, понять – это значит знать, знать – это приблизиться к порогу мудрости. Николай Рерих Цель: способствовать формированию у учащихся смысла понятия «прощение», воспитывать понимание значения умения прощать и быть прощённым в жизни человека, развивать положительные эмоции, стремление делать добро себе и другим людям, научить правильно реагировать на семейные конфликты и предложить способы их решения.
Иконка файла материала конспект.docx
Классный час «Умеем ли мы прощать» Прощать – значит любить...  Любить – это значит прощать,  прощать – это понять, понять – это значит знать, знать – это приблизиться к порогу мудрости. Николай Рерих Цель: способствовать формированию у учащихся смысла понятия  «прощение», воспитывать понимание значения умения прощать и быть  прощённым в жизни человека, развивать положительные эмоции, стремление  делать добро себе и другим людям, научить правильно реагировать на  семейные конфликты и предложить способы их решения.    Ход классного часа:  Учитель: Здравствуйте, ребята! Я вижу у вас у всех хорошее настроение и  уверена, что сегодняшний классный час принесет нам удовлетворение и будет  плодотворным. Пусть работа будет нам в радость и день пройдет удачно! А  говорить мы сегодня с вами будем об одном из самых сложных, но очень  важных человеческих чувств, о прощении. Иногда простить друг друга бывает легко, а иногда очень трудно, обида гложет человека, отравляет жизнь, не  даёт свободно общаться людям. В душе гаснет солнце добра и теплоты,  наплывают чёрные тучи одиночества, с вами остаются лишь злость и обида на  себя, на обидчика, на весь мир. Человек, находясь в таком состоянии, не  может хорошо работать, учиться, приносить пользу людям. Как же выйти из  этого состояния? Что поможет?     Есть ли среди нас тот, кто был обижен кем­либо когда­нибудь? Поднимите  руки, пожалуйста...Каждый из нас в обиде не одинок. Давайте назовем чувства, которые мы  испытываем, когда обижаемся. Ответы участников – Гнев, раздражение, обида, боль, ярость, желание мстить. – Человек борется с обидчиком даже в мыслях, тратя на это физическую и  интеллектуальную энергию, а также свои нервы. – Возникают сомнения в существовании справедливости. – Жизнь меняется в отрицательную сторону...  Учитель: Ребята, а вы кого­нибудь обижали? А какие чувства испытывает  человек, обидевший другого – обидчик? Ответы участников:  ­укоры совести, неудобство, волнение, раскаяние, злость, обида. Учитель: Конечно. Все мы люди. А человеку свойственно ошибаться, всякое в жизни бывает. Перед вами карточки: возьмите их в руки. Продолжите каждую из трех фраз: Чего вы не можете простить в  дружбе…………………………………………….. Чего вы не можете простить в любви…………………………………………….. Чего вы не можете простить в семье………………………………………………. Давайте прочтем первую фразу: чего вы не можете простить в  дружбе….Почему вы выбрали именно это? Почему это нельзя простить? У каждого человека не так уж много настоящих друзей, и их нужно  беречь. Как это сделал герой стихотворения  Сергея Погореловского.  Побил меня Гуляев Колька – зачем снежком я запустил?  Но я реветь не стал нисколько.  Я молча слезы проглотил.  Пришел домой, захлопнул двери,  ничком свалился на кровать.А я­то в дружбу нашу верил!  Но больше дружбе не бывать.  Ты дружбы не сберег хорошей, и вот всему конец теперь.  Но чьи шаги у нас в прихожей?  Кто приоткрыл тихонько дверь?  Да это Колька – так несмело вошел с поникшей головой:  Прости уж. Сердишься? За дело.  Беда, горячий я какой.  Я подхожу к нему мириться.  И говорю ему ну, что ж,  Я не сержусь, чего сердиться.  Я так и знал, что ты придешь.  ……………………………………………………………………………………… … Что помогло ему простить друга? (умение признать вину, умение первым  сделать шаг навстречу.) ………………………………………………………………………………………. . Давайте прочтем вторую  фразу: чего вы не можете простить в любви…  Почему вы выбрали именно это? Почему это нельзя простить? Сталкивались ли вы с этим в своей жизни? Приведите примеры (ответы). Да,  это серьезные проблемы, но бывает, что люди, поссорившись из­за нелепого  пустяка, расстаются навсегда. Он уходил. Она молчала. А так хотелось  закричать: «Постой, давай начнем сначала! Давай попробуем начать!» Он  оглянулся у порога, Свою решительность кляня, Хотел ей крикнуть: «Ради бога,  Прости, пожалуйста, меня!» Не крикнул он. Не подошел. Она  молчала. Он ушел… ………………………………………………………………………………………………….. Что помешало примирению этих двух любящих сердец? (ответы).  Гордость – это качество, которое иногда мешает прощению. ……………………………………………………………………………………… …. Прочтем третью фразу: Что мы не можем простить в семье? (зачитываются  карточки). Такие проблемы чаще всего возникают из­за непонимания. Я  уверена, у каждого из вас есть какие­то обиды на своих родителей, слова или  поступки, которые вы в глубине души до сих пор не можете простить.  Напишите ваши претензии на листе бумаги. Я не буду их читать, а положу на  край стола. ……………………………………………………………………………………… …….. Индивидуальная работа – 1 мин.  Чуть позже мы вернемся к вашим претензиям. А пока я хочу рассказать вам  «Легенду о матери» Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной красоты,   но   сердце   у   нее   было   черное,   недоброе.   Привел   сын   молодую жену в дом. Невзлюбила она свекровь и сказала мужу: «Пусть не заходит мать в хату. Посели ее в сенях». Поселил сын мать в сенях. Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Чтоб и духом матери не пахло в хате!». Поселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила она на воздух. Но и этого показалось невестке мало. И сказала она мужу: «Если   хочешь,  чтобы  я жила   с  тобой,  убей  мать,  вынь  у  нее   из  груди сердце   и   принеси   мне!».   Так   и   сделал   сын.   Убил   мать,   вынул   из   груди сердце, положил на кленовый листок и несет. Вдруг споткнулся о камень, упал,   ударился.   Упало   горячее   материнское   сердце,   встрепенулось   и прошептало: «Ты не ушибся, сыночек? Сядь, отдохни, родной, пусть больуймется».   Зарыдал   сын,   схватил   материнское   сердце,   вложил   в   грудь матери, облил горячими слезами. Понял он, что никто не может любить его   так   преданно   и   всепрощающе   как   мать.   И   столь   огромной   и бескорыстной   была   материнская   любовь,   столь   искренним   и   глубоким было ее прощение, что ожило сердце, встала мать и прижала к себе сына. Что вы теперь чувствуете? (ответы детей).  Вот ваши претензии. Как с ними поступить?  Придя сегодня домой, скажите родителям о том, как вы их любите. Это будет хороший шаг к взаимопониманию и умению прощать близких.  А как справиться со своей злостью, обидой, гневом, желанием отомстить? Какие выходы вы из этого видите? Ответы учащихся Об этом рассказывает одна древняя притча. Жил­был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал:  «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем­либо». В первый день он забил   37 гвоздей в ворота сада.  В последующие недели научился контролировать количество забитых    гвоздей, уменьшая его изо дня в   день:   Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше: « Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения». Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил всегвозди. Отец подвел сына к садовым воротам: “ Сын,  ты   прекрасно   себя   вел,   но   посмотри,   сколько   дырок   осталось   на воротах! ” Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда   ты   с   кем­то   ругаешься   и   говоришь   ему   неприятные   вещи,  ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его, но всегда останется рана. И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая Чему учит эта притча? Ответы учащихся Конечно, я согласна  вами, притча учит человеческой мудрости при общении с людьми. Будь великодушен по отношению к людям, а если нанес кому­то обиду, сделай первый шаг навстречу к примирению и прощению. На Руси давным­давно существует праздник, который именуют Прощеным  Воскресеньем. Это последний день масленицы. В этот день в стародавние  времена люди шли в церковь и просили у бога прощенья за свои прегрешения,  плохие поступки и ошибки, которые не давали людям жить в мире и согласии  с людьми и с самим собой. В последние годы эта традиция – празднования  прощеного воскресения ­ входит в нашу жизнь. В этот день можно услышать  телефонный звонок и слова из трубки: «Прости меня!». Можно увидеть на  пороге твоего дома человека, которого вовсе не ожидал увидеть: «Прости  меня!». Используйте такую возможность, если хотите сделать первый шаг. 4. Рефлексия.  Ребята, посмотрите  на рисунок? Как вы думаете, что это за птица? Птица Феникс – символ счастья. Она сгорает, чтобы вновь возродиться.Когда нам наносят глубокую рану – мы никогда не исцелимся, пока не простим. Прощение никогда не изменит прошлое,  но оно освободит будущее, сделает вас счастливыми! Подводя итог  нашего общения, я вручаю вам открытку с изображением птицы Феникс, чтобы те, кто сделал шаг к умению   прощать,  прикрепил его к доске, а те, кто остался при своём мнении, унесут её с собой и еще поразмышляют над этой темой. Слабый не может прощать. Прощение есть свойство сильного. Махатма Ганди.