«Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.»
Оценка 4.7

«Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
30.01.2020
«Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.»
«Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.»Цель урока: создать условия для знакомства с названиями компонентов вычитания, для формирования умения читать выражения, используя эти термины. Задачи: развивать вычислительные навыки, внимание, мышление, память; закреплять умение решать задачи изученных видов; формировать навыки самостоятельной работы; воспитывать толерантное отношение друг к другу, воспитывать интерес к уроку математики.
Урок математики.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» села Корткерос

Учитель - Вольф Зоя Михайловна

Класс – 1

Тема  урока математики: «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.»

Образовательная программа «Школа России».

Тип урока – урок «открытия» нового знания.

Цель урока: создать условия для знакомства с названиями компонентов вычитания, для формирования умения читать выражения, используя эти термины.

Задачи:   развивать вычислительные навыки, внимание, мышление, память;

закреплять умение решать задачи изученных видов; формировать навыки самостоятельной работы; воспитывать толерантное  отношение друг к другу,  воспитывать интерес к уроку математики.

УУД:

Предметные:  использовать в речи названия компонентов и результатов  действий вычитания,

- использовать знание зависимости между ними в процессе поиска решения и при оценке результатов действий.

Метапредметные: -

регулятивные УУД

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-учиться высказывать своё предположение;

познавательные УУД

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя предложенную информацию;

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы класса.

коммуникативные УУД

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

- слушать и понимать речь других

Личностные:

- самооценка своих возможностей;

 - формирование положительного отношения к учению.

- опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить.

Оборудование: Моро М.И., Волкова С. И., Степанова С.В. Математика учебник для 1 класса, часть 2  М.: Просвещение 2011г. с. 29. Тетрадь.

Плакат   «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.». Сигнальные карточки со смайликами. Конверты с карточками: Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.

Индивидуальные карточки-задания. Мультимедийный проектор, ноутбук, диск с презентацией. Лента чисел.  Таблицы по курсу «Мир деятельности» (внимательность,  активность, что значит учиться, затруднение, правила работы в паре).

 

                                            

                     

 

 

 

 

                       

 

Аннотация.

Урок математики в 1 А классе по теме: «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.»

Учитель: Вольф Зоя Михайловна, МОУ «СОШ» с.Корткерос

Тип урока – урок «открытия» нового знания.

Образовательная программа «Школа России».

Цель урока: создать условия для знакомства с названиями компонентов вычитания, для формирования умения читать выражения, используя эти термины.

Методы работы: системно-деятельностный подход, объяснительно – иллюстративный, частично –     поисковый, словесный, наглядный, практический. 

Форма работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Педагогические  технологии:

Технология деятельностного метода; личностно – ориентированного обучения; объяснительно – иллюстративного обучения; словесной продуктивной и творческой деятельности;    педагогика сотрудничества (учебный диалог); информационно-коммуникативная;  группового обучения;

проблемного обучения; игровая.

Данный урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, в  основе которого   лежит системно-деятельностный  подход.  При данном подходе  обучающиеся усваивают информацию в процессе собственной деятельности.

 

 

                                      

 

                     

 

 

                

 

Ход урока.

1.Мотивация к учебной деятельности.

(2 мин)

Цель: 1)формирование внутренней мотивации к УД;

           2)сформулировать основную образовательную цель урока (зачем мне надо учиться)

Учитель:

-  Ну-ка, проверь,  дружок,

   Ты готов начать урок?

   Всё ль на месте?

   Всё в порядке:              (проверяется рабочее место)           

   Ручка, книжка и тетрадка?

   Все ли правильно сидят?       (проверяется осанка)

   Все ль внимательно глядят?

   Слушаем, запоминаем,

   Ни минуты не теряем.

 

-  Ребята, кто такой активный ученик?

Ученики: Кто с желанием делает все задания.

(Показ таблицы «Активность»).

- Кто такой внимательный ученик?

Ученики:  Кто думает, слушает, видит, не отвлекается.

(Показ таблицы «Внимательность»).

Учитель: Вы готовы на уроке быть активными и внимательными?

Ученики: Да!

Учитель:  Договорились! Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи!

(Ученики улыбаются друг другу и желают успеха).

Учитель:  А что вы должны делать  на уроке?

Ученики: Учиться.

Учитель:  А что значит учиться?

(Показ таблицы «Два этапа учебной деятельности»).

Ученики: Понять, чего не знаем и самим найти способ узнать.

 Учитель:  Ребята, а хотите отправиться в зоопарк?!

Ученики: Да!

Учитель: Ваше желание сегодня исполнится. Мы отправимся в зоопарк.

Но это будет не обыкновенный зоопарк, а математический. Вы не только посмотрите на животных, но и будете выполнять задания, которые они принесут вам.

2.Актуализация  знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

( 5 мин)

- Добро пожаловать в математический зоопарк! (Слайд 2 - зоопарк).

Цель:1) повторение материала, необходимого для «открытия нового  знания»;

          2)обсуждение затруднений «Чего мы ещё не знаем? »

           3)тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение,   обобщение.

Учитель: С чего начнём?

Ученики: С устного счёта, с повторения.

Учитель: Кого же мы видим первым в зоопарке?

(Слайд 3 -  бегемот).

Ученики: Бегемота!

Учитель: Он приготовил вам задачи в стихах. Нужно устно решить задачу и показать на доске, какая карточка с решением к ней подходит.

(На доске слева висят вперемешку карточки с примерами – решениями задач и лишние примеры).

1. Мама жарит на обед

Своим детям 7 котлет.

За обедом съели детки

Лишь всего 3 котлетки.

А сколько котлет

Не съели дети в обед?(7-3=4)

2. У малышки – мартышки

На столе лежали книжки:

5 книжек про зверей,

А 4 про детей.

Кто из наших ребятишек

Скажет, сколько у мартышек книжек?(5+4=9)

3. На лужайке у реки

Расселились мотыльки;

2 сидели на ромашках,

5- на душистых кашках.

Кто из вас сказать готов,

Сколько было мотыльков?(2+5=7)

 

4. 5 зелёных лягушат

На песочке в ряд лежат.

Одному из пяти братцев

Захотелось искупаться.

Остальным же неохота

Возвращаться вновь в болото.

Сколько лягушат осталось лежать на песке?(5-1=4)

 

Учитель: Каким одним словом можно назвать эти решения задач на карточках?

Ученики: Равенства.

Учитель: На какие 2 группы можно разделить эти равенства?

Ученики: Равенства на сложение и вычитание.

(Прикрепляются таблицы «Сложение. Вычитание» на доску).

Учитель: Что можете сказать о равенствах первой группы?

Дети: Мы знаем, что если числа складываем, то это равенство можно назвать суммой. Результат при сложении называется значением суммы. Числа при сложении можно называть слагаемыми.

(Слайд 4 – Слагаемое. Слагаемое. Сумма.).

Учитель: Как можно назвать равенства во второй группе?

 Дети: Мы ещё не знаем!

(Проблемная ситуация).

(Слайд  5 – Затруднение).

 3. Выявление причины затруднения.

( 1 мин)

Цель: обсуждение «Почему возникли затруднения?»

Учитель: Какое у вас затруднение?

Ученики: Не смогли назвать примеры на вычитание.

Учитель: Почему?

Дети: Мы ещё это не изучали.

Учитель:  Как вы отнесётесь к затруднению?

Ученики: Спокойно. Затруднение – помощник в учении, так как  преодолевая затруднение, мы открываем новые знания.

 

4. Построение проекта выхода из затруднения.

(2 мин)

Цель: 1)формулировка темы, цели урока;

           2)построить план достижения цели, выбрать способ.

Учитель: Так что же мы должны узнать сегодня? Какое затруднение нам нужно преодолеть?

Дети: Узнать, как называются числа при вычитании.

(Слайд 6  – цель урока).

Учитель: Предложите способ узнать.

Ученики: Спросить у Вас, посмотреть в учебнике.

Учитель: Давайте посмотрим в учебнике – с.29.

(Дети открывают учебники на с.29).

Учитель:  Прочитайте и назовите тему урока.

Ученики: Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.

(Слайд 7 – тема урока).

Учитель: Прочитайте, чему будем учиться.

Дети: Узнаем, как называются числа при вычитании. Будем учиться составлять, читать и записывать разности.

5. Реализация построенного проекта.

(10 мин)

Цель: решение учебной задачи;  зафиксировать преодоление затруднения.

Учитель: Отправляемся дальше по зоопарку. Кого видите? Узнали?

(Слайд  8 - рысь).

Дети: Это рысь.

Учитель: Он предлагает составить задачу к рисунку в учебнике.

(Слайд  9 – рисунок из учебника).

Ученики: На ветке сидели 5 снегирей. 2 птицы улетели. Сколько птиц осталось на ветке?

Учитель: Как нужно решить задачу?

Дети: 5-2=3

Учитель: Почему нужно вычесть?

Ученики: Птицы улетели, значит, их стало меньше.

(Прикрепляется на доску карточка с решением задачи: 5-2=3).

Учитель: Прочитайте в учебнике, как называются числа при вычитании.

Ученики: 5 - уменьшаемое. 2 - вычитаемое. 3 - разность.

(Слайд 10 с компонентами при вычитании).

Учитель: Как вы думаете, почему 5 в записи 5 – 2  называют уменьшаемым, а 2 - вычитаемым?

(Небольшое затруднение у детей).

Дети: Снегири улетели, то их станет меньше.

Откуда мы убираем что-нибудь, там становится,  всегда меньше. Значит,  число уменьшается.

 Мы два вычитали, поэтому его назвали вычитаемое.

Учитель: Молодцы! Чаще вслушивайтесь в слова. Они вам часто будут помогать. А какое число больше всех?

Дети:  Уменьшаемое больше каждого из чисел.

Учитель: Вернёмся к цели урока. Что вы хотели узнать?

Дети: Как называются числа при вычитании.

Учитель: Узнали?

Дети: Да!

Учитель: Давайте ещё раз повторим хором.

Ученики: Число, которое уменьшают, называется уменьшаемое. Вычитаемое число называется вычитаемое.  Результат при  вычитании (ответ) называется разность.

Учитель: Иногда необходимо сокращённо записать компоненты при вычитании. Предложите, пожалуйста, ваши варианты сокращённой записи.

Дети: Уменьшаемое – ум.,  вычитаемое – в., разность – р.

Учитель: Кого ещё увидели в зоопарке?

(Слайд 11 – гепард).

Ученики: Гепарда.

Учитель: Он приготовил задание на доске.

(На доске (посередине) висят карточки с примерами с «окошечками»:

- Как называется число, которое закрыли в «окошечке»?

9 - __ = 6       __ - 2 = 7     6 – 4 = __        __ - 3 = 4       8 - __ = 7).

(Дети называют и прикрепляют карточки – сокращённые компоненты при вычитании:

9 – в. =6    ум. – 2 = 7   6 – 4 = р.   ум. – 3 = 4    8 – в. = 7).

6. Первичное закрепление во внешней речи.

(4мин)

Цель: проговаривание нового знания; организовать усвоение новых знаний при решении типовых заданий.

Учитель: Найдите в учебнике №1. Прочитайте.

(Дети читают задание: Уменьшаемое равно 9, вычитаемое – 4. Запишите разность этих чисел и вычислите.).

Учитель: Какое задание?

Ученики: Составить и записать разность чисел.

Учитель:  Работа в парах. На ваших партах лежит тетрадный лист. Вы в парах обсудите, как получить разность, если известны уменьшаемое и вычитаемое.  Запишите разность данных чисел. Какие правила работы в паре надо помнить?

(Показ таблицы «Правила работы в паре»).

(Дети отвечают: Работать должны оба. Если не понял, переспроси. Своё недовольство высказывай вежливо. Один говорит, другой слушает.).

Учитель: Выполняйте задание.

 (Дети рассуждают: Чтобы найти разность, из уменьшаемого нужно вычесть вычитаемое: 9 – 4 = 5).

Учитель: Проверка по образцу. (Слайд 12 – образец).

(Самопроверка. Самооценивание.)

Учитель: Поставьте +, если записано правильно. Если есть ошибка, то ?

(Дети проверяют по образцу, оценивают себя: + или ?).

Учитель: Пойдёмте дальше, посмотрим на животных. Кого узнали?

(Слайд  13 - тигр).

Дети: Это  тигр.

Учитель: Он просит по-разному прочитать пример.

(Дети читают разным способом: Уменьшаемое 9, вычитаемое 4, разность равна 5. Разность чисел 9 и 4 равна 5. Из 9 вычесть 4, получится 5. 9 уменьшить на 4, получится 5.)

7.Самостоятельная работа с самопроверкой.

(5 мин)

Цель: тренировать способности к самоконтролю и  самооценке; к взаимооценке и взаимоконтролю.

Учитель: Пришло время самостоятельной работы, чтобы каждый смог проверить свои знания. Будете работать на карточках, которые принёс следующее животное из зоопарка.  Кто это?

(Слайд 14 – медведь).

 (У детей  лежат карточки:

На поляне играли 7 медвежат, убежали два медвежонка. Осталось 5 медвежат.

1)    - Какие из данных равенств могут подойти к рассказу?

7 = 7                   2 + 5 = 7                  2 + 7 = 9

7 – 5 = 2             5 + 2 = 7              7 – 2 = 5

2)- Подчеркните уменьшаемое красным цветом, вычитаемое синим, а значение разности – зелёным. (Осмысление нового в разнообразных ситуациях. Задания и вопросы стимулируют поисковую деятельность учащихся).

(Дети выполняют задания).

Учитель: Давайте проверим друг друга.

(Взаимопроверка. Взаимооценка.)

(Дети в парах меняются тетрадями. Они друг друга проверяют по образцу и

оценивают: + или ?).

(На доску прикрепляется карточка – образец).

8. Включение в систему знаний.

(9 мин)

Цель: проверить умение применять новые знания в разных заданиях.

 

Учитель: Отправляемся дальше. Кто же нас ждёт?

(Слайд 15 – обезьяны).

Дети: Обезьяны.

Учитель: Они приготовили задание для работы в группе по 4 человека (мини-исследование.)

Вам предстоит провести небольшое исследование:

Найти закономерность в записях чисел. Записать ещё два примера, учитывая закономерность и решить все примеры.

10-1=                   

10-3=                                                                                                                  4

10-5=

……

……

(Дети выполняют:

10-1=9

10-3=7

10-5=5

10-7=3

10-9=1)

 

Учитель:  Какую закономерность вы обнаружили?  Какое правило можно сформулировать?

Ученики: Если уменьшаемое постоянно, а вычитаемое увеличивается  через один, то разность будет уменьшаться через один. 

Учитель: Сравните первый и последний примеры. Что интересного вы заметили?

Ученики: Чем больше вычитаем, тем меньше остаётся (тем меньше разность).

Учитель: Молодцы, вы очень внимательны!

Время встречи в зоопарке заканчивается. Кого вы встретили напоследок?

(Слайд 16 – страус).

Ученики: Страуса.

 

 

Учитель:  Страус припас ещё одно очень хитрое задание  для мальчиков и девочек. Справитесь?

Дети: Да!

Дифференцированная работа. (Даёт возможность рассмотреть вычитание   в новых условиях: ученики должны уловить качественные  различия между  сложением  и вычитанием и  их разными названиями компонентов).

(У детей уже лежат карточки с записанными равенствами:

У мальчиков:     5 … 2 = 3     5 … 2 = 7    6…3 = 3

У девочек:       4 … 4 = 8    7 … 3 = 4     9 … 3 = 6)

Учитель: Верните исчезнувшие знаки действий в записи.

(Самопроверка с экраном – слайд 17).

Учитель: Сколько получилось всего сумм? Сколько получилось разностей?      

Ученики: 1 сумма, 2 разности.

Учитель: Прочитайте примеры на вычитание, используя названия компонентов.

Дети: Из уменьшаемого 5 вычли 2, получили разность 3 и т.д.

Итог урока, рефлексия:  

Учитель: Итак, чего вы не знали в начале урока?

Ученики: Как называются числа при вычитании.

Учитель: Как они называются?

Ученики: Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.

Учитель: Вы сами открыли  новое знание?

Дети: Да.

Учитель: Чему вы научились?

Дети: Называть числа при вычитании. Научились составлять, читать и записывать разности.

(Слайд 18 – цель урока).

Учитель: Вы достигли цели урока? 

Дети: Да.

Учитель: Какое задание вам показалось самым интересным?

- Какое задание вызвало затруднение?

- Понравилось путешествовать по зоопарку?

- Оцените свою работу: кто доволен своей работой, у кого не было ошибок, покажите улыбающегося смайлика; кто немного затруднялся, были небольшие ошибки, поднимите задумчивого смайлика, а кому было трудно – грустного смайлика.

(Учащиеся оценивают свою работу – Слайд 19 - смайлики).

Учитель: Животные зоопарка остались довольны такими внимательными  умными  гостями и  приготовили вам в подарок сюрпризы - математические  раскраски. Прежде чем раскрашивать, надо вычислить значения сумм и разностей.

(Детям раздаются раскраски).

      

Учитель: Животные прощаются с вами, но ждут новых встреч. Скажите им: «До свидания!»  

(Слайд 20 – животные).

Дети: До свидания.

Учитель: Вы – молодцы! Спасибо за работу!

(Слайд 21 – Спасибо за работу!)


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» села

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» села

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы класса

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы класса

Учитель: Вольф Зоя Михайловна,

Учитель: Вольф Зоя Михайловна,

Цель : 1)формирование внутренней мотивации к

Цель : 1)формирование внутренней мотивации к

Учитель: Ребята, а хотите отправиться в зоопарк?!

Учитель: Ребята, а хотите отправиться в зоопарк?!

На столе лежали книжки: 5 книжек про зверей,

На столе лежали книжки: 5 книжек про зверей,

Учитель: Как можно назвать равенства во второй группе?

Учитель: Как можно назвать равенства во второй группе?

Учитель: Прочитайте, чему будем учиться

Учитель: Прочитайте, чему будем учиться

Дети: Уменьшаемое больше каждого из чисел

Дети: Уменьшаемое больше каждого из чисел

Ученики: Составить и записать разность чисел

Ученики: Составить и записать разность чисел

На поляне играли 7 медвежат, убежали два медвежонка

На поляне играли 7 медвежат, убежали два медвежонка

Учитель: Какую закономерность вы обнаружили?

Учитель: Какую закономерность вы обнаружили?

Учитель: Прочитайте примеры на вычитание, используя названия компонентов

Учитель: Прочитайте примеры на вычитание, используя названия компонентов

Учитель: Животные прощаются с вами, но ждут новых встреч

Учитель: Животные прощаются с вами, но ждут новых встреч
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2020