Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» села Корткерос
Учитель - Вольф Зоя Михайловна
Класс – 1
Тема урока математики: «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.»
Образовательная программа «Школа России».
Тип урока – урок «открытия» нового знания.
Цель урока: создать условия для знакомства с названиями компонентов вычитания, для формирования умения читать выражения, используя эти термины.
Задачи: развивать вычислительные навыки, внимание, мышление, память;
закреплять умение решать задачи изученных видов; формировать навыки самостоятельной работы; воспитывать толерантное отношение друг к другу, воспитывать интерес к уроку математики.
УУД:
Предметные: использовать в речи названия компонентов и результатов действий вычитания,
- использовать знание зависимости между ними в процессе поиска решения и при оценке результатов действий.
Метапредметные: -
регулятивные УУД
-определять и формулировать цель деятельности на уроке;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
-учиться высказывать своё предположение;
познавательные УУД
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя предложенную информацию;
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы класса.
коммуникативные УУД
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
- слушать и понимать речь других
Личностные:
- самооценка своих возможностей;
- формирование положительного отношения к учению.
- опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить.
Оборудование: Моро М.И., Волкова С. И., Степанова С.В. Математика учебник для 1 класса, часть 2 М.: Просвещение 2011г. с. 29. Тетрадь.
Плакат «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.». Сигнальные карточки со смайликами. Конверты с карточками: Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.
Индивидуальные карточки-задания. Мультимедийный проектор, ноутбук, диск с презентацией. Лента чисел. Таблицы по курсу «Мир деятельности» (внимательность, активность, что значит учиться, затруднение, правила работы в паре).
Аннотация.
Урок математики в 1 А классе по теме: «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.»
Учитель: Вольф Зоя Михайловна, МОУ «СОШ» с.Корткерос
Тип урока – урок «открытия» нового знания.
Образовательная программа «Школа России».
Цель урока: создать условия для знакомства с названиями компонентов вычитания, для формирования умения читать выражения, используя эти термины.
Методы работы: системно-деятельностный подход, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, словесный, наглядный, практический.
Форма работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Педагогические технологии:
Технология деятельностного метода; личностно – ориентированного обучения; объяснительно – иллюстративного обучения; словесной продуктивной и творческой деятельности; педагогика сотрудничества (учебный диалог); информационно-коммуникативная; группового обучения;
проблемного обучения; игровая.
Данный урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, в основе которого лежит системно-деятельностный подход. При данном подходе обучающиеся усваивают информацию в процессе собственной деятельности.
Ход урока.
1.Мотивация к учебной деятельности.
(2 мин)
Цель: 1)формирование внутренней мотивации к УД;
2)сформулировать основную образовательную цель урока (зачем мне надо учиться)
Учитель:
- Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё в порядке: (проверяется рабочее место)
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят? (проверяется осанка)
Все ль внимательно глядят?
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Ребята, кто такой активный ученик?
Ученики: Кто с желанием делает все задания.
(Показ таблицы «Активность»).
- Кто такой внимательный ученик?
Ученики: Кто думает, слушает, видит, не отвлекается.
(Показ таблицы «Внимательность»).
Учитель: Вы готовы на уроке быть активными и внимательными?
Ученики: Да!
Учитель: Договорились! Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи!
(Ученики улыбаются друг другу и желают успеха).
Учитель: А что вы должны делать на уроке?
Ученики: Учиться.
Учитель: А что значит учиться?
(Показ таблицы «Два этапа учебной деятельности»).
Ученики: Понять, чего не знаем и самим найти способ узнать.
Учитель: Ребята, а хотите отправиться в зоопарк?!
Ученики: Да!
Учитель: Ваше желание сегодня исполнится. Мы отправимся в зоопарк.
Но это будет не обыкновенный зоопарк, а математический. Вы не только посмотрите на животных, но и будете выполнять задания, которые они принесут вам.
2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. ( 5 мин) |
- Добро пожаловать в математический зоопарк! (Слайд 2 - зоопарк).
Цель:1) повторение материала, необходимого для «открытия нового знания»;
2)обсуждение затруднений «Чего мы ещё не знаем? »
3)тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.
Учитель: С чего начнём?
Ученики: С устного счёта, с повторения.
Учитель: Кого же мы видим первым в зоопарке?
(Слайд 3 - бегемот).
Ученики: Бегемота!
Учитель: Он приготовил вам задачи в стихах. Нужно устно решить задачу и показать на доске, какая карточка с решением к ней подходит.
(На доске слева висят вперемешку карточки с примерами – решениями задач и лишние примеры).
1. Мама жарит на обед
Своим детям 7 котлет.
За обедом съели детки
Лишь всего 3 котлетки.
А сколько котлет
Не съели дети в обед?(7-3=4)
2. У малышки – мартышки
На столе лежали книжки:
5 книжек про зверей,
А 4 про детей.
Кто из наших ребятишек
Скажет, сколько у мартышек книжек?(5+4=9)
3. На лужайке у реки
Расселились мотыльки;
2 сидели на ромашках,
5- на душистых кашках.
Кто из вас сказать готов,
Сколько было мотыльков?(2+5=7)
4. 5 зелёных лягушат
На песочке в ряд лежат.
Одному из пяти братцев
Захотелось искупаться.
Остальным же неохота
Возвращаться вновь в болото.
Сколько лягушат осталось лежать на песке?(5-1=4)
Учитель: Каким одним словом можно назвать эти решения задач на карточках?
Ученики: Равенства.
Учитель: На какие 2 группы можно разделить эти равенства?
Ученики: Равенства на сложение и вычитание.
(Прикрепляются таблицы «Сложение. Вычитание» на доску).
Учитель: Что можете сказать о равенствах первой группы?
Дети: Мы знаем, что если числа складываем, то это равенство можно назвать суммой. Результат при сложении называется значением суммы. Числа при сложении можно называть слагаемыми.
(Слайд 4 – Слагаемое. Слагаемое. Сумма.).
Учитель: Как можно назвать равенства во второй группе?
Дети: Мы ещё не знаем!
(Проблемная ситуация).
(Слайд 5 – Затруднение).
3. Выявление причины затруднения.
( 1 мин)
Цель: обсуждение «Почему возникли затруднения?»
Учитель: Какое у вас затруднение?
Ученики: Не смогли назвать примеры на вычитание.
Учитель: Почему?
Дети: Мы ещё это не изучали.
Учитель: Как вы отнесётесь к затруднению?
Ученики: Спокойно. Затруднение – помощник в учении, так как преодолевая затруднение, мы открываем новые знания.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
(2 мин)
Цель: 1)формулировка темы, цели урока;
2)построить план достижения цели, выбрать способ.
Учитель: Так что же мы должны узнать сегодня? Какое затруднение нам нужно преодолеть?
Дети: Узнать, как называются числа при вычитании.
(Слайд 6 – цель урока).
Учитель: Предложите способ узнать.
Ученики: Спросить у Вас, посмотреть в учебнике.
Учитель: Давайте посмотрим в учебнике – с.29.
(Дети открывают учебники на с.29).
Учитель: Прочитайте и назовите тему урока.
Ученики: Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.
(Слайд 7 – тема урока).
Учитель: Прочитайте, чему будем учиться.
Дети: Узнаем, как называются числа при вычитании. Будем учиться составлять, читать и записывать разности.
5. Реализация построенного проекта.
(10 мин)
Цель: решение учебной задачи; зафиксировать преодоление затруднения.
Учитель: Отправляемся дальше по зоопарку. Кого видите? Узнали?
(Слайд 8 - рысь).
Дети: Это рысь.
Учитель: Он предлагает составить задачу к рисунку в учебнике.
(Слайд 9 – рисунок из учебника).
Ученики: На ветке сидели 5 снегирей. 2 птицы улетели. Сколько птиц осталось на ветке?
Учитель: Как нужно решить задачу?
Дети: 5-2=3
Учитель: Почему нужно вычесть?
Ученики: Птицы улетели, значит, их стало меньше.
(Прикрепляется на доску карточка с решением задачи: 5-2=3).
Учитель: Прочитайте в учебнике, как называются числа при вычитании.
Ученики: 5 - уменьшаемое. 2 - вычитаемое. 3 - разность.
(Слайд 10 с компонентами при вычитании).
Учитель: Как вы думаете, почему 5 в записи 5 – 2 называют уменьшаемым, а 2 - вычитаемым?
(Небольшое затруднение у детей).
Дети: Снегири улетели, то их станет меньше.
Откуда мы убираем что-нибудь, там становится, всегда меньше. Значит, число уменьшается.
Мы два вычитали, поэтому его назвали вычитаемое.
Учитель: Молодцы! Чаще вслушивайтесь в слова. Они вам часто будут помогать. А какое число больше всех?
Дети: Уменьшаемое больше каждого из чисел.
Учитель: Вернёмся к цели урока. Что вы хотели узнать?
Дети: Как называются числа при вычитании.
Учитель: Узнали?
Дети: Да!
Учитель: Давайте ещё раз повторим хором.
Ученики: Число, которое уменьшают, называется уменьшаемое. Вычитаемое число называется вычитаемое. Результат при вычитании (ответ) называется разность.
Учитель: Иногда необходимо сокращённо записать компоненты при вычитании. Предложите, пожалуйста, ваши варианты сокращённой записи.
Дети: Уменьшаемое – ум., вычитаемое – в., разность – р.
Учитель: Кого ещё увидели в зоопарке?
(Слайд 11 – гепард).
Ученики: Гепарда.
Учитель: Он приготовил задание на доске.
(На доске (посередине) висят карточки с примерами с «окошечками»:
- Как называется число, которое закрыли в «окошечке»?
9 - __ = 6 __ - 2 = 7 6 – 4 = __ __ - 3 = 4 8 - __ = 7).
(Дети называют и прикрепляют карточки – сокращённые компоненты при вычитании:
9 – в. =6 ум. – 2 = 7 6 – 4 = р. ум. – 3 = 4 8 – в. = 7).
6. Первичное закрепление во внешней речи.
(4мин)
Цель: проговаривание нового знания; организовать усвоение новых знаний при решении типовых заданий.
Учитель: Найдите в учебнике №1. Прочитайте.
(Дети читают задание: Уменьшаемое равно 9, вычитаемое – 4. Запишите разность этих чисел и вычислите.).
Учитель: Какое задание?
Ученики: Составить и записать разность чисел.
Учитель: Работа в парах. На ваших партах лежит тетрадный лист. Вы в парах обсудите, как получить разность, если известны уменьшаемое и вычитаемое. Запишите разность данных чисел. Какие правила работы в паре надо помнить?
(Показ таблицы «Правила работы в паре»).
(Дети отвечают: Работать должны оба. Если не понял, переспроси. Своё недовольство высказывай вежливо. Один говорит, другой слушает.).
Учитель: Выполняйте задание.
(Дети рассуждают: Чтобы найти разность, из уменьшаемого нужно вычесть вычитаемое: 9 – 4 = 5).
Учитель: Проверка по образцу. (Слайд 12 – образец).
(Самопроверка. Самооценивание.)
Учитель: Поставьте +, если записано правильно. Если есть ошибка, то ?
(Дети проверяют по образцу, оценивают себя: + или ?).
Учитель: Пойдёмте дальше, посмотрим на животных. Кого узнали?
(Слайд 13 - тигр).
Дети: Это тигр.
Учитель: Он просит по-разному прочитать пример.
(Дети читают разным способом: Уменьшаемое 9, вычитаемое 4, разность равна 5. Разность чисел 9 и 4 равна 5. Из 9 вычесть 4, получится 5. 9 уменьшить на 4, получится 5.)
7.Самостоятельная работа с самопроверкой.
(5 мин)
Цель: тренировать способности к самоконтролю и самооценке; к взаимооценке и взаимоконтролю.
Учитель: Пришло время самостоятельной работы, чтобы каждый смог проверить свои знания. Будете работать на карточках, которые принёс следующее животное из зоопарка. Кто это?
(Слайд 14 – медведь).
(У детей лежат карточки:
На поляне играли 7 медвежат, убежали два медвежонка. Осталось 5 медвежат.
1) - Какие из данных равенств могут подойти к рассказу?
7 = 7 2 + 5 = 7 2 + 7 = 9
7 – 5 = 2 5 + 2 = 7 7 – 2 = 5
2)- Подчеркните уменьшаемое красным цветом, вычитаемое синим, а значение разности – зелёным. (Осмысление нового в разнообразных ситуациях. Задания и вопросы стимулируют поисковую деятельность учащихся).
(Дети выполняют задания).
Учитель: Давайте проверим друг друга.
(Взаимопроверка. Взаимооценка.)
(Дети в парах меняются тетрадями. Они друг друга проверяют по образцу и
оценивают: + или ?).
(На доску прикрепляется карточка – образец).
8. Включение в систему знаний.
(9 мин)
Цель: проверить умение применять новые знания в разных заданиях.
|
Учитель: Отправляемся дальше. Кто же нас ждёт?
(Слайд 15 – обезьяны).
Дети: Обезьяны.
Учитель: Они приготовили задание для работы в группе по 4 человека (мини-исследование.)
Вам предстоит провести небольшое исследование:
Найти закономерность в записях чисел. Записать ещё два примера, учитывая закономерность и решить все примеры.
10-1=
10-3= 4
10-5=
……
……
(Дети выполняют:
10-1=9
10-3=7
10-5=5
10-7=3
10-9=1)
Учитель: Какую закономерность вы обнаружили? Какое правило можно сформулировать?
Ученики: Если уменьшаемое постоянно, а вычитаемое увеличивается через один, то разность будет уменьшаться через один.
Учитель: Сравните первый и последний примеры. Что интересного вы заметили?
Ученики: Чем больше вычитаем, тем меньше остаётся (тем меньше разность).
Учитель: Молодцы, вы очень внимательны!
Время встречи в зоопарке заканчивается. Кого вы встретили напоследок?
(Слайд 16 – страус).
Ученики: Страуса.
|
Учитель: Страус припас ещё одно очень хитрое задание для мальчиков и девочек. Справитесь?
Дети: Да!
Дифференцированная работа. (Даёт возможность рассмотреть вычитание в новых условиях: ученики должны уловить качественные различия между сложением и вычитанием и их разными названиями компонентов).
(У детей уже лежат карточки с записанными равенствами:
У мальчиков: 5 … 2 = 3 5 … 2 = 7 6…3 = 3
У девочек: 4 … 4 = 8 7 … 3 = 4 9 … 3 = 6)
Учитель: Верните исчезнувшие знаки действий в записи.
(Самопроверка с экраном – слайд 17).
Учитель: Сколько получилось всего сумм? Сколько получилось разностей?
Ученики: 1 сумма, 2 разности.
Учитель: Прочитайте примеры на вычитание, используя названия компонентов.
Дети: Из уменьшаемого 5 вычли 2, получили разность 3 и т.д.
Итог урока, рефлексия:
Учитель: Итак, чего вы не знали в начале урока?
Ученики: Как называются числа при вычитании.
Учитель: Как они называются?
Ученики: Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.
Учитель: Вы сами открыли новое знание?
Дети: Да.
Учитель: Чему вы научились?
Дети: Называть числа при вычитании. Научились составлять, читать и записывать разности.
(Слайд 18 – цель урока).
Учитель: Вы достигли цели урока?
Дети: Да.
Учитель: Какое задание вам показалось самым интересным?
- Какое задание вызвало затруднение?
- Понравилось путешествовать по зоопарку?
- Оцените свою работу: кто доволен своей работой, у кого не было ошибок, покажите улыбающегося смайлика; кто немного затруднялся, были небольшие ошибки, поднимите задумчивого смайлика, а кому было трудно – грустного смайлика.
(Учащиеся оценивают свою работу – Слайд 19 - смайлики).
Учитель: Животные зоопарка остались довольны такими внимательными умными гостями и приготовили вам в подарок сюрпризы - математические раскраски. Прежде чем раскрашивать, надо вычислить значения сумм и разностей.
(Детям раздаются раскраски).
Учитель: Животные прощаются с вами, но ждут новых встреч. Скажите им: «До свидания!»
(Слайд 20 – животные).
Дети: До свидания.
Учитель: Вы – молодцы! Спасибо за работу!
(Слайд 21 – Спасибо за работу!)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.