Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Русский язык
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Урок 81 (72).
Тема: Уменьшительноласкательные формы мужских и женских имён в русском языке
– развитие умений образовывать различные формы мужских и женских имён и правильно использовать их в речи;
– осознавать значимость использования разных форм личных имён для успешного общения в разных сферах и отражения в
них культурных традиций.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 4
1. Языковая разминка. Словарная работа.
– Поиграем в рифмы.
– Я начну, а вы, используя словарные слова (с. 43–45, внизу страниц),
придумайте две строчки так, чтобы получилось складно, то есть в
рифму.
На базаре сегодня я был,
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
© ООО «Баласс», 2013
1Что купил, то в корзину сложил.
Вариант: Огурцы, помидоры, лимон,
Апельсины, малину, батон.
Ученики записывают предложение со словарными словами и
обозначают орфограмму.
II.
Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
Открытие знаний.
1 3 3
– Запишите предложение.
Хороши розочки на клумбе у Розочки.
– Какие слова одинаково произносятся? А как они пишутся? Почему?
– Назовите слова с уменьшительноласкательными суффиксами.
– В каком слове есть только ласкательное значение?
– Прочитайте статью из Словаря русских личных имён (запись на слайде
или доске).
Роза, ж. (лат. по названию цветка роза)
Роз|а Роз|к|а Роз|очк|а
Роз|ул|я Роз|ул|ечк|а
Роз|ул|еньк|а
Роз|оньк|а
– Что вы узнали об имени Роза? При помощи каких суффиксов
образовались ласкательные формы имени?
– Сформулируйте тему и цель урока.
План.
Учитель вместе с детьми составляет план.
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
© ООО «Баласс», 2013
2– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план,
планировали свою деятельность.)
с помощью суффиксов ок, ек, очк, ечк, еньк
Упр. 268 – развивается умение образовывать уменьшительно
1. Наблюдение над образованием и значением женских и мужских
имён.
1.
ласкательные формы имён.
Выполняется на доске под руководством учителя.
Вывод:
образуются уменьшительноласкательные формы имён детей.
– А если эти имена (Валечка, Наденька и др.) употребляются по
отношению к взрослому человеку, какое значение будут иметь в них
суффиксы очк, ечк, еньк? (Только ласкательное.)
2. Упр. 269 – организуется наблюдение над сокращёнными и полными
мужскими и женскими именами.
– Какие из этих имён являются привычными сокращениями, а в каких
есть оценочный элемент? (Светик – сокращённое Света, полное –
Светлана.)
Запись: Светик – Светлана, Вадик – Вадим, Толик – Анатолий.
3. Упр. 270 – развивается умение образовывать сокращённые формы
мужских и женских имён.
Ученики выполняют самостоятельно. Проверка коллективная.
(Марик, Павлик, Стасик, Владик, Шурик.)
– Какую форму имён образует суффикс ик? (Уменьшительно
ласкательную или сокращённую.)
© ООО «Баласс», 2013
32. Проблемный вопрос.
– На прошлом уроке мы говорили, что с помощью суффикса к
образуются существительные с уменьшительноласкательным значением.
Например, рыба
→ рыбка, рука
→ ручка и т.д.
– А какое значение имеют имена людей с суффиксом к?
Марина – Маринка, Серёжа – Серёжка, Вера – Верка.
– Это уменьшительноласкательная форма имён? (Нет.)
– А какое же значение вносит в имена суффикс к ?
3. Решение проблемного вопроса.
Упр. 271 – развивается умение определять значение суффикса к в
формах мужских и женских имён.
Выполняется устно по заданию.
– Какое же значение имеют имена с суффиксом к? (Оттенок
пренебрежения.)
– Какой же вывод об употреблении в речи форм мужских и женских
имён с суффиксом к вы можете сделать?
III. Развитие
умений.
3 4 6 1 3
Работа в учебнике.
1. Упр. 272 – анализируются разные сокращённые формы имени
Александр(а).
Ученики рассказывают по схемам, как образовались сокращённые
имена от имени Александр.
– В чём особенность сокращённого имени Саша? (И женское, и
мужское.)
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии
с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной
© ООО «Баласс», 2013
4деятельности.
– Назовите ещё такие же имена. (Женя, Валя, Лера.)
– Как показать, что это мужское имя? Женское? (Составить
предложение: Саша пришёл, Саша – хорошая хозяйка.)
2. Запись предложений под диктовку с заданием: вместо полных
имён написать сокращённые. Эти предложения из произведений Н.
Носова.
Растопили плиту, (Михаил) насыпал в кастрюлю крупы.
(Константин) пролез под стулом и встретился с (Александром) нос к
носу. Мы с мамой и (Владимиром) были в гостях у тёти (Ольги) в
Москве. (Мишка, Костя, Шурик, Вовка, Оля.)
– Прочитайте слова, которые вы написали с большой буквы. Почему?
– Почему в своих произведениях Н. Носов употребляет сокращённые
имена, а не полные?
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
IV. Итог урока.
4 4
– С помощью каких суффиксов образуются уменьшительно
ласкательные и ласкательные формы имён? сокращённые формы имён?
© ООО «Баласс», 2013
5– Какие формы сокращённых имён нежелательно употреблять в речи?
Почему?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
1. Упр. 3, с. 56.
2. Задание № 5, тема 7 в рабочей тетради.
Деятельность учеников:
Образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные (с уменьшительно
ласкательным значением и др.), осознавать значимость использования таких слов для успешного общения.
© ООО «Баласс», 2013
6