Умк "Школа Росии" литературное чтение "Знакомство с названием раздела "Литературные сказки"" 3 класс
Оценка 4.6

Умк "Школа Росии" литературное чтение "Знакомство с названием раздела "Литературные сказки"" 3 класс

Оценка 4.6
docx
21.12.2020
Умк "Школа Росии" литературное чтение "Знакомство с названием раздела "Литературные сказки"" 3 класс
литература.docx

Тема. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание раздела.

Цель урока: ознакомить учащихся с новым разделом

Тип урока: изучение новогоматериала

Планируемые  результаты:

предметные

Метапредметные

личностные

учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание и высказывать свое отношение к прочитанному.

 РУУД: -действовать в учебном сотрудничестве, контролировать и оценивать свои действия.

ПУУД: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; основам смыслового чтения познавательных текстов, выделять существенную информацию;

КУУД: -допускать существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Оборудование: интерактивная доска, слайдовая презентация, раздаточный материал

Ход урока

Структурные компоненты урока

 

Деятельность учителя и формулировка заданий

Планируемые результаты, достигаемые на уроке

 

Планируемые способы и критерии оценивания

Этап

Время

   предметные

метапредметные

 

Орг. Момент

1 минута

Здравствуйте, ребята!

-Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

А девиз у нас таков,

«Больше дела, меньше слов!»

 

 

 

 

 

 

Актуализация

Слайд 3 Представьте себе, что вы работаете в редакции журнала для детей

Назовите книги, которые вы опубликуете в рубрике «Литературные сказки»?

Как называются эти сказки?

Слайд 4 Сформулируйте тему урока и цель

Тема урока: Литературные сказки

Цель: повторить, обобщить всё, что было изучено в разделе «Литературные сказки»

Слайд 5 Составим план работы

Обучающиеся продолжают фразы                                                                                           

На уроке мы повторим…                                                                                                                                  Я хочу узнать…                                                                                                                                Я предлагаю…

На уроке мы повторим…

Что такое присказка и сказка?

Как отличить сказку от рассказа и стихотворения?

(Из чего состоит сказка?)

Какие бывают сказки?

Что такое литературная сказка?

Что такое народная сказка?

(Чем отличается литературная сказка от народной?)

Слайд 6

Я хочу узнать…

Интересные факты о писателях.

Другие литературные (авторские сказки).

Для чего в школе изучают сказки?

(Чему учат сказки?)

Слайд 7

Я предлагаю…

Загадывать загадки о героях сказки.

Рассказать о героях сказки.

Угадывать писателя по его портрету.

Читать по ролям.

Сыграть роль …

Проверить себя и оценить свои достижения.

Выставка творческих работ.

(План учитель записывает на доске…)

Работа в группах (за правильный ответ команда получает снежинку)                            1 группа Сказочники                                                                                                                       2 группа                                                                                                                                                     3 группа

Слайд 8 Правила работы в группе

 

 

 

 

Основной этап

23    минуты

 

(План  в процессе работы корректируется, а конце урока анализируется. Обучающиеся имеют право выбирать вопрос из плана, дополнять план.)

Все мы любим сказки…                                                                                                                   Слайд 9 (Для чего в школе изучают сказки?)                                                                                                                                        Для чего нужны нам сказки?                                                                                                Что в них ищет человек?                                                                                                          Может быть, добро и ласку.                                                                                                   Может быть, вчерашний снег.                                                                                              Добро в сказке побеждает,                                                                                                            Сказка учит нас любить…

Чему учат сказки?

Сказки учат нас смелости, доброте и другим хорошим человеческим качествам, но делают это без скучных наставлений, а просто показывают, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

Что такое присказка?

Присказка – это… (небольшой рассказ перед началом сказки)

Слайд10 Что такое сказка?

Сказка – жанр повествовательной литературы с фантастическим вымыслом; произведение в прозе или в стихах.

Как отличить её от других произведений?

Слайд 11                                                                                                                                         В сказке:                                                                                                                                     Зачин                                                                                                                              Концовка                                                                                                                        Троекратный повтор                                                                                                 Волшебные предметы                                                                                               Сказочные слова и выражения                                                                                        Добро побеждает зло

Слайд 12 На какие группы делятся сказки?

Сказки народные и литературные.

Сказки о животных, бытовые, волшебные.

Слайд 13                                                                                                                                  Какие сказки мы называем  народными и литературными?

Народные сказки создаются народом.

Литературные сказки сочиняют авторы.

Слайд 14 Назовите литературные сказки, докажите.

«Сказка про храброго зайца…»                                                                                                       «У страха глаза велики»                                                                                                   «Мороз Иванович»                                                                                                   «Морозко»                                                                                                                                  «Лягушка – путешественница»                                                                                                               «Царевна – лягушка»

Назовите сказки, которые мы прочли в разделе «Литературные сказки»?  

Д. Мамин – Сибиряк «Алёнушкины сказки» (Присказка)                                                                             «Сказка про храброго Зайца – Длинные уши, Косые глаза, Короткий хвост»                              В. Гаршин «Лягушка – путешественница»                                                                                      В. Одоевский «Мороз Иванович»

Слайд 15,16

Узнай писателя по портрету и описанию

Родился в семье заводского священника.

Получил домашнее образование, затем учился         в школе для детей рабочих, позднее в Екатеринбургском духовном училище, в  Пермской духовной семинарии, в Петербургской медико-хирургической академии на ветеринарном отделении и на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета.

Совершил много поездок по Уралу, изучал литературу по истории, экономике, этнографии Урала, знакомился с народной жизнью.

Посвятил свои сказки больной девочке.

Слайд 17,18

Детство провёл в военной среде. Отец был офицером. Мать, интересовалась литературой и политикой, свободно владела немецким и французским языками.

Учился в Петербургской гимназии, окончил реальное училище и поступил в Горный институт, но война с Османской империей прервала его занятия: он поступил в действующую армию, стал офицером.

Слайд 19

Знаете ли вы, кто изображён на картинах Ильи Репина «Не ждали», «Иван Грозный и его сын»?( Всеволод Гаршин)

Слайд 20,21

Писатель, философ,  музыкальный критик.
Родился в Москве, в семье древнего княжеского рода.                          Учился  в Московском университетском благородном                     пансионе. Переехав в Петербург, был директором Публичной библиотеки

Общественный деятель. Заботился о просвещении народа, был учредителем Елисаветинской детской больницы в Петербурге

В романе «4338-й год» написанном в 1837 году первым предсказал появление современных блогов и Интернета: помимо прочих прогнозов, в тексте романа есть строки «между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых              живущие на далёком расстоянии общаются друг с другом», а также предсказывается «изобретение книги, в которой посредством машины изменяются буквы в несколько книг».

 

 

Замечательно

 

 

 

 

Физминутка

2 минуты

Потянуться, отдохнуть,

Глубоко теперь вздохнуть.

Встать, умыться,

Кашу съесть,

Поскакать легонько,

На коленочки присесть.

Встать, попрыгать, посмеяться,

Покружиться, покачаться,

Поклониться, распрямиться

И опять начать трудиться.

 

 

 

 

Первичное закрепление материала

Слайд 22

Угадай героя сказки  

Мы из сказки – ты нас знаешь.                                                                                                  Если вспомнишь – отгадаешь!                                                                                                                  А не вспомнишь – ну так что ж…                                                                                                                 Сказку заново прочтёшь!

1) Вдоль по речке, по водице. 
Плывёт лодок вереница.
Впереди корабль идёт,
За собою всех ведёт. (Утки)  «Лягушка – путешественница)

2)Он вошёл – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес.

                                  (Мороз) сказка «Мороз Иванович»

 

3)Не барашек и не кот.

 Носит шубу круглый год.

Шуба серая - для лета.

Для зимы – другого цвета.  ( заяц)  «Сказка про храброго зайца»

4) Не зверь, не птица,

Всего боится.

  Половит мух –

  И в воду плюх!  

(Лягушка)    «Лягушка-путешественница»

5) На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит , оскалив пасть.

На зайчика готов напасть. (Волк) сказка «Сказка про храброго зайца»

6) Никого не обижает,

Старших очень уважает.

Много у неё хлопот,

Она в  работе круглый год.  (Рукодельница) сказка «Мороз Иванович»

Слайд 23

Дайте характеристику героям сказок:                                                                   храброму Зайцу                                                                                                                                        Лягушке – путешественнице                                                                                                         Рукодельнице и Ленивице (сравнительная характеристика)

Индивидуальная работа

Представьте себя библиотекарем в школьной библиотеке.

Расставьте книги с народными сказками и литературными сказками отдельно

Слайд 24

Объясните значение фразеологизмов

Бабушкины сказки. Выдумки. Вздор.

Сказка про белого бычка. Бесконечное повторение одного и того же.

Ни в сказке сказать, ни пером написать; так говорят про что-то необычное, что нельзя выразить словами.

 

ПУУД-строить речевое высказывание в устной форме

Молодцы

Итог урока

5         минут

Что вам особенно запомнилось, что произвело на вас большое  впечатление во время  наших уроков  по разделу   «Великие русские писатели»?Давайте напишем письмо в прошлое нашим писателям. Что бы вам хотелось им  сказать, за что поблагодарить?

 

 

Замечательно

 

Рефлексия

3 минуты

- Чем занимались на уроке?
- Какой раздел мы начали изучать?
- Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание: составить вопросы по разделу литературные сказки.

 

 

 

 


 

Тема. Знакомство с названием раздела

Тема. Знакомство с названием раздела

Цель: повторить, обобщить всё, что было изучено в разделе «Литературные сказки»

Цель: повторить, обобщить всё, что было изучено в разделе «Литературные сказки»

Основной этап 23 минуты (План в процессе работы корректируется, а конце урока анализируется

Основной этап 23 минуты (План в процессе работы корректируется, а конце урока анализируется

У страха глаза велики» «Мороз

У страха глаза велики» «Мороз

Общественный деятель. Заботился о просвещении народа, был учредителем

Общественный деятель. Заботился о просвещении народа, был учредителем

Не барашек и не кот. Носит шубу круглый год

Не барашек и не кот. Носит шубу круглый год

Рефлексия 3 минуты - Чем занимались на уроке? -

Рефлексия 3 минуты - Чем занимались на уроке? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2020