Тема. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание раздела.
Цель урока: ознакомить учащихся с новым разделом
Тип урока: изучение новогоматериала
Планируемые результаты:
предметные |
Метапредметные |
личностные |
учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание и высказывать свое отношение к прочитанному. |
РУУД: -действовать в учебном сотрудничестве, контролировать и оценивать свои действия. ПУУД: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; основам смыслового чтения познавательных текстов, выделять существенную информацию; КУУД: -допускать существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. |
Широкая мотивационная основа учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому материалу. |
Оборудование: интерактивная доска, слайдовая презентация, раздаточный материал
Ход урока
Структурные компоненты урока |
Деятельность учителя и формулировка заданий |
Планируемые результаты, достигаемые на уроке
|
Планируемые способы и критерии оценивания |
||
Этап |
Время |
предметные |
метапредметные |
||
Орг. Момент 1 минута |
Здравствуйте, ребята! -Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. А девиз у нас таков, «Больше дела, меньше слов!» |
|
|
|
|
Актуализация |
Слайд 3 Представьте себе, что вы работаете в редакции журнала для детей Назовите книги, которые вы опубликуете в рубрике «Литературные сказки»? Как называются эти сказки? Слайд 4 Сформулируйте тему урока и цель Тема урока: Литературные сказки Цель: повторить, обобщить всё, что было изучено в разделе «Литературные сказки» Слайд 5 Составим план работы Обучающиеся продолжают фразы На уроке мы повторим… Я хочу узнать… Я предлагаю… На уроке мы повторим… Что такое присказка и сказка? Как отличить сказку от рассказа и стихотворения? (Из чего состоит сказка?) Какие бывают сказки? Что такое литературная сказка? Что такое народная сказка? (Чем отличается литературная сказка от народной?) Слайд 6 Я хочу узнать… Интересные факты о писателях. Другие литературные (авторские сказки). Для чего в школе изучают сказки? (Чему учат сказки?) Слайд 7 Я предлагаю… Загадывать загадки о героях сказки. Рассказать о героях сказки. Угадывать писателя по его портрету. Читать по ролям. Сыграть роль … Проверить себя и оценить свои достижения. Выставка творческих работ. (План учитель записывает на доске…) Работа в группах (за правильный ответ команда получает снежинку) 1 группа Сказочники 2 группа 3 группа Слайд 8 Правила работы в группе |
|
|
|
|
Основной этап 23 минуты
|
(План в процессе работы корректируется, а конце урока анализируется. Обучающиеся имеют право выбирать вопрос из плана, дополнять план.) Все мы любим сказки… Слайд 9 (Для чего в школе изучают сказки?) Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек? Может быть, добро и ласку. Может быть, вчерашний снег. Добро в сказке побеждает, Сказка учит нас любить… Чему учат сказки? Сказки учат нас смелости, доброте и другим хорошим человеческим качествам, но делают это без скучных наставлений, а просто показывают, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести. Что такое присказка? Присказка – это… (небольшой рассказ перед началом сказки) Слайд10 Что такое сказка? Сказка – жанр повествовательной литературы с фантастическим вымыслом; произведение в прозе или в стихах. Как отличить её от других произведений? Слайд 11 В сказке: Зачин Концовка Троекратный повтор Волшебные предметы Сказочные слова и выражения Добро побеждает зло Слайд 12 На какие группы делятся сказки? Сказки народные и литературные. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Слайд 13 Какие сказки мы называем народными и литературными? Народные сказки создаются народом. Литературные сказки сочиняют авторы. Слайд 14 Назовите литературные сказки, докажите. «Сказка про храброго зайца…» «У страха глаза велики» «Мороз Иванович» «Морозко» «Лягушка – путешественница» «Царевна – лягушка» Назовите сказки, которые мы прочли в разделе «Литературные сказки»? Д. Мамин – Сибиряк «Алёнушкины сказки» (Присказка) «Сказка про храброго Зайца – Длинные уши, Косые глаза, Короткий хвост» В. Гаршин «Лягушка – путешественница» В. Одоевский «Мороз Иванович» Слайд 15,16 Узнай писателя по портрету и описанию Родился в семье заводского священника. Получил домашнее образование, затем учился в школе для детей рабочих, позднее в Екатеринбургском духовном училище, в Пермской духовной семинарии, в Петербургской медико-хирургической академии на ветеринарном отделении и на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Совершил много поездок по Уралу, изучал литературу по истории, экономике, этнографии Урала, знакомился с народной жизнью. Посвятил свои сказки больной девочке. Слайд 17,18 Детство провёл в военной среде. Отец был офицером. Мать, интересовалась литературой и политикой, свободно владела немецким и французским языками. Учился в Петербургской гимназии, окончил реальное училище и поступил в Горный институт, но война с Османской империей прервала его занятия: он поступил в действующую армию, стал офицером. Слайд 19 Знаете ли вы, кто изображён на картинах Ильи Репина «Не ждали», «Иван Грозный и его сын»?( Всеволод Гаршин) Слайд 20,21 Писатель, философ, музыкальный критик. Общественный деятель. Заботился о просвещении народа, был учредителем Елисаветинской детской больницы в Петербурге В романе «4338-й год» написанном в 1837 году первым предсказал появление современных блогов и Интернета: помимо прочих прогнозов, в тексте романа есть строки «между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далёком расстоянии общаются друг с другом», а также предсказывается «изобретение книги, в которой посредством машины изменяются буквы в несколько книг». |
|
|
Замечательно |
|
Физминутка 2 минуты |
Потянуться, отдохнуть, Глубоко теперь вздохнуть. Встать, умыться, Кашу съесть, Поскакать легонько, На коленочки присесть. Встать, попрыгать, посмеяться, Покружиться, покачаться, Поклониться, распрямиться И опять начать трудиться. |
|
|
|
|
Первичное закрепление материала |
Слайд 22 Угадай героя сказки Мы из сказки – ты нас знаешь. Если вспомнишь – отгадаешь! А не вспомнишь – ну так что ж… Сказку заново прочтёшь! 1) Вдоль по
речке, по водице. 2)Он вошёл – никто не видел, Он сказал – никто не слышал. Дунул в окна и исчез, А на окнах вырос лес. (Мороз) сказка «Мороз Иванович»
3)Не барашек и не кот. Носит шубу круглый год. Шуба серая - для лета. Для зимы – другого цвета. ( заяц) «Сказка про храброго зайца» 4) Не зверь, не птица, Всего боится. Половит мух – И в воду плюх! (Лягушка) «Лягушка-путешественница» 5) На овчарку он похож. Что ни зуб – то острый нож! Он бежит , оскалив пасть. На зайчика готов напасть. (Волк) сказка «Сказка про храброго зайца» 6) Никого не обижает, Старших очень уважает. Много у неё хлопот, Она в работе круглый год. (Рукодельница) сказка «Мороз Иванович» Слайд 23 Дайте характеристику героям сказок: храброму Зайцу Лягушке – путешественнице Рукодельнице и Ленивице (сравнительная характеристика) Индивидуальная работа Представьте себя библиотекарем в школьной библиотеке. Расставьте книги с народными сказками и литературными сказками отдельно Слайд 24 Объясните значение фразеологизмов Бабушкины сказки. Выдумки. Вздор. Сказка про белого бычка. Бесконечное повторение одного и того же. Ни в сказке сказать, ни пером написать; так говорят про что-то необычное, что нельзя выразить словами. |
|
ПУУД-строить речевое высказывание в устной форме |
Молодцы |
|
Итог урока 5 минут |
Что вам особенно запомнилось, что произвело на вас большое впечатление во время наших уроков по разделу «Великие русские писатели»?Давайте напишем письмо в прошлое нашим писателям. Что бы вам хотелось им сказать, за что поблагодарить? |
|
|
Замечательно |
|
Рефлексия 3 минуты |
- Чем занимались на уроке? Домашнее задание: составить вопросы по разделу литературные сказки. |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.