277-042-424
Майер Людмила Анатольевна
учитель начальных классов, МАОУ «Голышмановская СОШ №2»
УМК: "Перспективная начальная школа»
Предмет: русский язык
Класс: 3 класс
Тип урока: «открытие» новых знаний
Вид урока: урок теоретических и практических работ исследовательского типа
Методы и приёмы обучения: эвристический метод, исследовательский метод
УУД:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств ее осуществления; решать проблемы творческого и поискового характера, планировать;
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использовать ИКТ для решения познавательных задач и т. д.
Технологическая карта
Тема урока |
Склонения имён существительных. |
|||||
Цель урока |
Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе. Познакомить учащихся с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду, по наличию специфических падежных окончаний. |
|||||
Задачи |
Развитие умений определять склонение имен существительных, обобщать материал . Развитие аналитико-синтезирующего мышления, развитие частично-поисковой познавательной деятельности, развитие умений учебного труда, приёмов наблюдения, развитие воли и самостоятельности. Воспитание трудолюбия,дисциплинированности, умения доводить начатое дело до конца |
|||||
Формируемые УУД |
Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
|
|||||
Основные понятия |
склонение |
|||||
Ресурсы: - основные - дополнительные |
М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова Русский язык. 3 класс часть1 Компьютер, интерактивная доска,разноуровневые карточки |
|||||
Организация пространства |
Фронтальная работа, работа в парах, работа по уровням
|
|||||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
УУД |
|||||
I. Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. |
Мотивирует учащихся на работу. Методика «5 пальцев» «Желаю тебе на уроке удачи» Просит прочитать и объяснить пословицу. |
Приветствуют учителя. Приветствуют друг друга в парах «методика 5 пальцев» Читают и объясняют смысл пословицы. Отвечают на вопросы учителя. |
На слайде пословица: «Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем» -Объясните, как понимаете эту пословицу? -А где вы можете получить новые знания? -Покопайтесь у себя в памяти, скажите какая бывает речь? (устная письменная) -Какую речь мы называем устной, а письменной? -Я предлагаю вам сейчас поработать над красотой письменной речи, вспомнить каллиграфическое написание букв. |
|
Внутренняя позиция школьника. |
|
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» |
Организует повторение изученного. |
Повторяют изученный ранее материал, правописание букв. Записывают число, классная работа. Вспоминают всё, что знают об имени существительном. Составляют кластер. |
Чистописание ( тетрадь по чистописанию стр. 19, урок №52) Рассмотрите центральный образец - «многобукву» - Какие буквы спрятались? Вспомните написание заглавной буквы Б, строчной буквы а. Написали строчку букв Б, а
Открыли тетради, записали число, классная работа.
Прочитайте тему урока. Какие слова в теме урока вам знакомы? (имя существительное) -Что вы знаете об имени существительном? Давайте составим кластер. Имя существительное-самостоятельная часть речи, обозначает предмет, Кто? Что? Постоянные признаки: одушевлённость, неодушевлённость; род... Непостоянные признаки: число, падеж. |
Знать написание букв. Знать признаки имени существительного как части речи. |
Мотивационная основа учебной деятельности; анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
|
|
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование цели урока. |
Организует работу учащихся в подборе однокоренных слов. В форме подводящего диалога организует работу с таблицей, подводит учащихся к формулированию целей урока. |
Подбирают однокоренные слова. Анализируют, формулируют цель урока. |
Значение какого слова вам не совсем понятно? (склонения) Подберите однокоренные слова к этому слову. - Какую цель ставим перед собой?
|
Уметь подбирать однокоренные слова |
анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия; структурирование знаний; подведение под понятие; постановка и формулирование проблемы. |
|
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. Познакомить с делением существительных на три группы . |
Ставит детей перед выбором, достать знания или добыть самостоятельноВ форме подводящего диалога организует наблюдение над склонением имен существительных, объединенных в группы.
Организует физминутку |
Выбирают способ работы над темой урока. Работают с учебником.Записывают существительные в три столбика по родам, затем записывают в три столбика по окончаниями, читают правило в учебнике, сравнивают с записанными столбиками, делают выводы.
Выполняют физминутку |
- Перед вами три мешка, в которых находится готовый материал по теме «Склонения имён существительных», мы достанем готовые знания, или попытаемся добыть сами эти знания? (дети выбирают добыть самостоятельно) - Учебник поможет нам решить нашу проблему, часть1 стр. 114, упр 106. Работают по учебнику ж.р м.р ср.р скала дедушка стекло земля дядя поле степь стол руль Выделяем у каждого слова окончание -Существительные каких двух родов имеют в И.п. Окончания -а-я (м.р, ж.р) -У существительных каких двух родов в И.п. Нулевое окончание? (м.р, ж.р) -У существительных какого рода в И.п. Окончание -О -Е (ср.р) Новое задание учебника: стр. 115 1 скл. 2 скл. 3 скл. скала стол степь земля руль дедушка стекло дядя поле -Ребята, прочитайте слова, записанные в столбиках еще раз. Что вы заметили? ( В первом столбике записаны имена существительные женского и мужского рода?)
-Какие окончания имеют имена существительные в первом столбике? (-а,-я)
Во втором столбике имена существительные мужского и среднего рода. -Какие окончания имеют имена существительные во втором столбике? (м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями –о, -е.)
В третьем столбике имена существительные женского рода -Какое окончание имеют имена существительные в третьем столбике?(нулевое окончание) - Прочитайте правило в учебнике и сделайте один общий вывод. Вывод: В первом столбике записаны имена существительные м.р. и ж.р. с окончаниями –а, -я. Это существительные 1 склонения Во втором столбике записаны имена существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями –о, -е. Это существительные 2 склонения. В третьем столбике имена существительные ж.р. с нулевым окончанием. Это имена существительные 3 склонения.
Физминутка: Потанцуйте, постучите, Помашите, потянитесь, Поморгайте, улыбнитесь, Посидите, пошепчите, Успокойтесь, подремлите… А теперь все поднимайтесь И за дело принимайтесь. |
Уметь определять склонение имени существительного. |
познавательная инициатива; структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; рефлексия способов и условий действия; построение речевых высказываний |
|
V. Первичное закрепление во внешней речи. Цель. Закрепить знания в определении склонения.
|
Проводит инструктаж обучающихся. |
Работают в парах: составляют алгоритм определения склонения имен существительных. Работают по слайдам.. Во внешней речи по алггоритму обосновывают правильность определения склонения. |
Работа в парах : Как определить склонение существительных? ( в парах разработать алгоритм определения склонения сущ.)
Определи склонение. (картинки на слайдах) Капуста, тетрадь,яблоко, молоток, корова, дорога, морковь, пальто.
|
Уметь выделять грамматические признаки имени существительного и определять их склонение. |
подведение под понятие; -использование общих приемов решения задач ; использование знаково-символических средств ; самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;
|
|
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель. Проверить умения в определении склонения имен существительных, самоконтроль усвоения знаний.
|
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, самооценку. |
Выполняют самостоятельную работу, самопроверку по образцу, устраняют допущенные ошибки, оценивают себя. |
На слайде даны слова - Какое задание можно выполнить с данными словами? 1 вариант Хлеб, болото, ягода, мышь, дичь, аллея2 вариант кость, камыш, погода, жизнь, море, дедушка (Распределить слова в три столбика по склонениям, по вариантам). Графически докажите правильность определения склонения. Проверка по слайду
|
Уметь выделять грамматические признаки имени существительного и определять их склонение. |
осуществление самоконтроля по результату и по способу действия; использование знаково-символических средств; рефлексия способов и условий действия |
|
VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель. Включение нового |
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы по уровням. |
Выполняют самостоятельную работу по уровням. |
Разноуровневые карточки, работают самостоятельно. 1 уровень - Определи склонение имён существительных, запиши в три столбика по склонениям. Панамка, бабочка, братишка, испуг, болезнь, остров, зверь, мысль, сынишка, свирель, закат, дядя, солнце. 2 уровень - О т д а н н ы х имен существительных образуйте новые слова третьего склонения. Вещица, мышка, брошка, морковочка, упряжка, ночка, печка, ёлочка, горсточка, кисточка, тетрадочка, дочка.
3 уровень - Подберите и запишите к данным словам антонимы, у всех существительных в скобках укажи склонение.
Ложь ( ____) – ____ ( ____) трудолюбие ( ____) – ___( ____) радость (_____) – ____( ____) ночь ( ____)– _____( ____) злость (____ ) – ______( ____) тишина (____) – ______ ( ____) темнота (____)– __( ____)
|
Уметь применять изученные правила. |
смысловое чтение, извлечение необходимой информации; использование общих приемов решения задач; построение речевых высказываний; подведение под понятие |
|
VIII. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
|
Организует рефлексию учебной деятельности |
Анализируют свою работу на уроке. Отвечают на вопросы учителя. Анализируют существительные: смелость, дружба. Определяют род и падеж, выделяют окончание. Делают вывод, что правописание гласной в окончании зависит от склонения.
|
- Какую цель ставили? Достигли цели? Что такое склонение?. Сколько типов склонения в русском языке?-- -Дополните кластер, который составили в начале урока. Вывод склонения постоянный признак.- Как вы думаете, для чего нам необходимо уметь определять склонения существительных? слайд Книги учит нас смелости и дружбе. -Найдите существительные которые стоят в этом предложении в ед. ч. (смелость, дружба) -Определите род, падеж, выделите окончания. Что заметили?, Какие вопросы возникли? Как вы думаете отчего зависит правописание гласной в окончании?
|
|
адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|
|
Д/з. |
|
|
В словаре найти и записать по пять слов 1, 2, 3 склонения.
|
|
|
|
|
Организует работу с листом самооценки |
Заполняют лист самооценки |
|
|
|
|
«Лист самооценки» (Расставьте стрелочки)
Фамилия, имя ученика_____________________________
![]() |
![]() |
||
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.