Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика» составлен в соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения дисциплины, изложенными в Федеральном государственном стандарте среднего профес-сионального образования по специальности 09.02.05 Прикладная информа-тика в экономике. УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий и/или лабораторных работ, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации.
УМК_ЕН.02 ИНФОРМАТИКА 09.02.05.docx
ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ППССЗ 09.02.05 УМК – ОУД.07 2016
Рассмотрено на заседании НМС УТВЕРЖДАЮ
_______________________________ Заместитель директора по
«____» ________________ учебной работе
Протокол № ___________ Л.С.Панькова
Зам.директора по НМС «_____» _________ 20
_________ _Сафина В.Г_____
подпись ФИО
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ЕН.02 Информатика
«Математический и общий естественнонаучный цикл»
программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)
по специальности
09.02.05 Прикладная информатика в экономике
Составители:
Яковлева Е.Б, преподаватель ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых
Сафина В.Г, заместитель директора по НМР
технологий и сервиса» Холмск, 2016
2 Учебнометодический комплекс по дисциплине «Информатика» составлен
в соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения дисциплины,
изложенными в Федеральном государственном стандарте среднего
профессионального образования по специальности
09.02.05 Прикладная
информатика в экономике , утвержденном приказом Министерства образования
и науки РФ от «28» сентября 2009 г. № 355.
Учебнометодический комплекс по дисциплине (далее УМКД)
«Информатика» входит в «Математический и общий естественнонаучный цикл»
и является частью основной профессиональной образовательной программы
ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» по
специальности ЕН.02 Информатика, разработанной в соответствии с примерной
программой и ФГОС СПО третьего поколения
УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий
и/или лабораторных работ, задания по самостоятельному изучению тем
дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а
также вопросы и задания по промежуточной аттестации.
3 СОДЕРЖАНИЕ
Наименование разделов
1. Введение
2. Образовательный маршрут
3. Содержание дисциплины
3.1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной
дисциплины
5. Глоссарий
6. Информационное обеспечение дисциплины
стр.
2
7
8
47
48
54
4 Учебнометодический комплекс по дисциплине «Информатика» создан для
работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к
текущему и итоговому контролю по дисциплине.
УМК по дисциплине включает теоретический блок, перечень практических
занятий, задания для самостоятельного изучения тем дисциплины, вопросы для
самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания
по промежуточной аттестации (при наличии экзамена).
Приступая к изучению новой учебной дисциплины, Вы должны внимательно
изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из
всего массива рекомендованной литературы следует опираться на литературу,
указанную как основную.
По каждой теме в УМК перечислены основные понятия и термины,
вопросы, необходимые для изучения (план изучения темы), а также краткая
информация по каждому вопросу из подлежащих изучению. Наличие тезисной
информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты,
рассмотренные преподавателем на занятии.
Основные понятия, используемые при изучении содержания дисциплины,
приведены в глоссарии.
После изучения теоретического блока приведен перечень практических
работ, выполнение которых обязательно. Наличие положительной оценки по
практическим необходимо для получения зачета по дисциплине, поэтому в
случае отсутствия на уроке по уважительной или неуважительной причине Вам
потребуется найти время и выполнить пропущенную работу.
В процессе изучения дисциплины предусмотрена самостоятельная
внеаудиторная работа, включающая самостоятельное изучение теоретического
материала по темам.
Содержание рубежного контроля (точек рубежного контроля) разработано
на основе вопросов самоконтроля, приведенных по каждой теме.
По итогам изучения дисциплины проводится дифференцированный зачет.
В результате освоения дисциплины студенты должны уметь:
работать с разными видами информации с помощью компьютера и
других информационных средств и коммуникационных технологий;
организовывать собственную информационную деятельность и
планировать ее результаты;
использовать программы графических редакторов электронно
вычислительных машин в профессиональной деятельности;
работать с пакетами прикладных программ профессиональной
направленности на электронновычислительных машинах;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
методику работы с графическим редактором электронновычислительных
машин при решении профессиональных задач;
5
основы применения системных программных продуктов для решения
профессиональных задач на электронновычислительных машинах;
ВЫПИСКА
из ФГОС СПО по специальности
09.02.05 Прикладная информатика в экономике.
Дисциплина «Информатика »
В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться общие
компетенции (ОК):
Технологии формирования ОК (общих компетенций)
Название ОК
ОК 1. Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать
собственную деятельность, выбирать
типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач,
оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Принимать решения в
стандартных
и нестандартных
ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и
информации,
использование
необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного
развития.
Технологии формирования ОК (на
учебных занятиях)
Формирование у обучаемого в
процессе освоения образовательной
программы интереса к своей будущей
профессии через повышение качества
обучения, меж. предметные связи,
участие в НСО
Формирование мотивации
обоснования выбора применения
методов и способов решения
профессиональных задач точно,
правильно и полно.
Формировать у обучаемых принятие в
стандартных и нестандартных
ситуациях обоснованных и
аргументированных решений, умение
анализировать.
Для решения профессиональных
задач формировать умение
пользоваться различными
источниками информации в
соответствии с поставленной задачей
по дисциплине.
6 ОК 5. Использовать
информационнокоммуникационные
технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и
команде, эффективно общаться с
коллегами,
руководством,
потребителями.
ОК 7.
Брать
на себя
ответственность за работу членов
команды (подчиненных), за результат
выполнения заданий
ОК 8.
Самостоятельно
определять
задачи
профессионального и личностного
развития,
заниматься
осознанно
самообразованием,
планировать
повышение
квалификации.
ОК 9.
Ориентироваться в
условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
ОК 10.Исполнять
воинскую
в том числе с
полученных
(для
знаний
обязанность,
применением
профессиональных
юношей).
Для совершенствования
профессиональной деятельности
формировать умения использовать
информационно коммуникационные
технологии.
Формировать умение работы по
алгоритму при выполнении
практических занятий.
Формировать навыки, своевременно
корректировать результаты
практической деятельности.
Формировать умения рационального
планирования и организации
самостоятельного выполнения
профессиональных задач, стремиться
к повышению самообразования и
личностного развития.
Формирование навыков качественного
выполнения самостоятельной работы
по дисциплине, умение использовать
новые технологии в
профессиональной деятельности.
Обосновывать необходимость
полученных знаний при выполнении
воинских обязанностей.
Содержание дисциплины поможет Вам подготовиться к последующему
освоению профессиональных компетенций в рамках профессионального модуля
ПМ.01 Участие в проектировании зданий и сооружений.
Технологии формирования ПК (профессиональных компетенций)
Название ПК
Технологии формирования ПК (на
учебных занятиях)
7 ПК 1.1. Подбирать строительные
конструкции и разрабатывать
несложные узлы и детали
конструктивных элементов зданий.
ПК 1.2. Разрабатывать архитектурно
строительные чертежи с
использованием информационных
технологий.
ПК 1.3. Выполнять несложные
расчеты и конструирование
строительных конструкций.
ПК 1.4. Участвовать в разработке
проекта производства работ с
применением информационных
технологий.
ПК 2.3. Проводить оперативный учет
объемов выполняемых работ и
расхода материальных ресурсов.
ПК 3.3. Контролировать и оценивать
деятельность структурных
подразделений.
ПК 4.4. Осуществлять мероприятия
по оценке технического состояния и
реконструкции зданий.
Формировать практический опыт по
подбору строительных конструкций и
разработке несложных узлов и
деталей конструктивных элементов
зданий.
Формировать практический опыт по
разработке архитектурно
строительных чертежей с
использованием информационных
технологий.
Формировать практический опыт по
выполнению расчетов и
проектированию строительных
конструкций, оснований.
Формировать практический опыт по
разработке и оформлению отдельных
частей проекта производства работ.
Формировать умения по определению
объемов выполняемых работ и
списанию материалов в соответствии
с нормами расхода.
Формировать практический опыт по
контролю деятельности структурных
подразделений
Формировать практический опыт по
осуществлению мероприятий по
оценке технического состояния и
реконструкции зданий.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Формы отчетности, обязательные для сдачи
Количество
лабораторные занятия
практические занятия
Точки рубежного контроля
Итоговая аттестация (при наличии)
34
4
Дифференцированный
8 зачет
9 Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ «Сахалинский техникум
отраслевых технологий и сервиса»
________________ Д.А. Мартынов
«_____» ______________ 2016 г.
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
Система менеджмента качества
ФГОС СПО ППССЗ 09.02.05
ЕН.02 ИНФОРМАТИКА
в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2008
Версия № 2
Введено с
«01» сентября 2016 г.
НД
Количество листов: 16
специальности (специальностей) среднего профессионального образования
_09.02.05 «Прикладная информатика в экономике»______
код, наименование специальности(ей) / профессии
10 2016 г
Информационные данные
1.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА – преподавателем
2. Программа соответствует МС ИСО 9001:2008, СТ СТОТиС 0612 в части требований к
построению, изложению, оформлению, обозначению организационными нормативными
документами системы менеджмента качества.
3. УПРАВЛЕНИЕ качеством выполнения программы в соответствии с требованиями СТ
СТОТиС 0612.
4. СРОК ПЕРЕСМОТРА – ежегодно.
5. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
является интеллектуальной собственностью ГБПОУ
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» и не может быть полностью или
частично воспроизведено, тиражировано и распространено в любом виде вне ГБПОУ
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» без разрешения высшего
руководства ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса».
Экз № 1
Экз № 2
Экз № 3
Экз № 4
ЦМК ОСГ И ЕН циклов
ЦМК профессионального цикла
.
11 Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального
образования 09.02.05 Прикладная информатика в экономике
Организацияразработчик: ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
Разработчики:
Сафина В.Г, заместитель директора по НМР
Яковлева Е.Б преподаватель государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
12 СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
7
17
20
13 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
09.02.05 Прикладная информатика в экономике.
Программа предназначена для реализации государственных требований к
минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности
09.02.05 Прикладная информатика в экономике и призвана формировать
общие (ОК № 110) и профессиональные (ПК № 1.1 1.4; 2.3; 3.3; 4.4;)
компетенции.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
входит в математический и общий
ествественнонаучный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
Целью учебной дисциплины является формирование у студентов
информационнокоммуникационной и проектной компетентностей, включающей
умения эффективно и осмысленно использовать компьютер и другие
информационные средства и коммуникационные технологии для своей учебной
и будущей профессиональной деятельности, а также формирование общих и
профессиональных компетенций.
При освоении программы у обучающихся формируется информационно
коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по информатике,
необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их
использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального
цикла, в практической деятельности и повседневной жизни:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
14 профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий
в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.1. Подбирать строительные конструкции и разрабатывать несложные
узлы и детали конструктивных элементов здания.
ПК 1.2. Разрабатывать архитектурно – строительные чертежи с
использованием информационных технологий.
ПК 1.3. Выполнять несложные расчеты и конструирование строительных
конструкций.
ПК 1.4. Участвовать в разработке проекта производства работ с
применением информационных технологий.
ПК 2.3. Проводить оперативный учет объемов выполняемых работ и
расхода материальных ресурсов.
ПК 3.3. Контролировать и оценивать деятельность структурных
подразделений.
ПК 4.4. Осуществлять мероприятия по оценке технического состояния и
15 реконструкции зданий.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
работать с разными видами информации с помощью компьютера и других
информационных средств и коммуникационных технологий;
организовывать собственную информационную деятельность и планировать
ее результаты;
использовать программы графических редакторов электронно
вычислительных машин в профессиональной деятельности;
работать с пакетами прикладных программ профессиональной
направленности на электронновычислительных машинах;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
методику работы с графическим редактором электронновычислительных
машин при решении профессиональных задач;
основы применения системных программных продуктов для решения
профессиональных задач на электронновычислительных машинах;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы
учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 93 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 62 часа;
самостоятельной работы обучающегося 31 часа.
16 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
93
62
42
31
17 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ППССЗ 09.02.05 УМК – ОУД.07 2016
Раздел 1. Автоматизированная обработка информации: основные понятия и
технология.
Тема 1.1. Технологии обработки информации. Компьютерные коммуникации.
Основные понятия и термины по теме:
информатика, информация, компьютер, телекоммуникации.
План изучения темы:
1. Автоматизированная обработка информации
2. Персональный компьютер – устройство для обработки информации.
3. Компьютерные коммуникации.
Краткое изложение теоретических вопросов:
Информационная система взаимосвязанная совокупность средств,
методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи
информации в интересах достижения поставленной цели.
Компьютеры, оснащенные специализированными программными
средствами, являются технической базой и инструментом для информационных
систем. Информационная система немыслима без персонала,
взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.
Основные стадии обработки информации:
ввод информации в компьютер;
обработка информации;
вывод информации.
Технические средства обработки информации делятся на две большие
группы. Это основные и вспомогательные средства обработки.
Основные средства – это орудия труда по автоматизированной
обработке информации. К основным средствам технической обработки
относятся: средства регистрации и сбора информации, средства приема и
передачи данных, средства подготовки данных, средства ввода, средства
обработки информации и средства отображения информации.
Вспомогательные средства – это оборудование, обеспечивающее
работоспособность основных средств.
Типовые проблемноориентированные программные пакеты служат для
обработки очень многих видов информации, используемых человеком: текста,
чисел и баз данных, графики, цвета, звука. На стадии передачи информации, а также для организации удаленного
доступа к данным в современном информационном обществе широко
применяются средства коммуникации и связи. Сети предназначены для
оперативного обмена информацией и являются одним из самых
распространенных современных средств передачи данных.
Наиболее
распространенными вычислительными сетями являются
локальные,
региональные и глобальные.
Лабораторные работы/ Практические занятия – не предусмотрено
Задания для самостоятельного выполнения
Подготовить сообщение по теме «Системы кодирования данных»
Форма контроля самостоятельной работы:
устный опрос
Перечислите причины популярности персональных компьютеров?
Дайте характеристику основных этапов обработки информации?
На какие группы делятся технические средства обработки информации?
Охарактеризуйте основные средства обработки информации?
Охарактеризуйте вспомогательные средства обработки информации?
Для чего предназначен текстовый редактор?
Какие модели организации баз данных вы знаете?
Какие вы знаете современные сетевые решения? Чем локальная сеть
Вопросы для самоконтроля по теме:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
отличается от глобальной?
9.
Какие функции выполняет сервер компьютерной сети?
Раздел 2. Программное обеспечение персональных ЭВМ и вычислительных
систем.
Тема2.1. Программное обеспечение вычислительной техники.
Основные понятия и термины по теме:
программа, программное обеспечение, программные средства, файловые
менеджеры, драйверы, утилиты.
План изучения темы:
1. Программное обеспечение.
2. Классификация программного обеспечения.
3. Системное программное обеспечение.
4. Прикладное программное обеспечение.
19 Краткое изложение теоретических вопросов:
Все разнообразие программ, используемых на современных компьютерах,
называется программным обеспечением (ПО).
Программы, составляющие ПО можно разделить на три группы: системное
ПО, системы программирования, прикладное ПО.
Две первые группы иногда называют базовым ПО.
Системное программное обеспечение (ПО) – это совокупность
программных средств, предназначенных для поддержания функционирования
компьютера и управления его устройствами. К его основным элементам
относятся:
операционные системы;
диалоговые оболочки (файловые менеджеры);
драйверы;
утилиты (сервисные программы).
Операционные системы (ОС) – это системный комплекс взаимосвязанных
программ, который служит посредником при организации диалога пользователя
с компьютером, управляет распределением и использованием компьютерных
ресурсов, руководит работой всех аппаратных средств компьютера.
Операционные системы являются главным элементом системного ПО.
Диалоговые оболочки (файловые менеджеры) – это комплексы
программ, создающих для пользователя удобный интерфейс. Файловые
менеджеры упрощают реализацию диалога между пользователем и
компьютером, делают наглядным и простым выполнение базовых операций над
объектами операционной системы (файлами и каталогами)
Одной из известных на данный момент времени оболочек являются
Windowsер Commander и Total Commander – улучшенные аналоги популярной
программы 90х г.г. Norton Commander.
Драйверы – это программы, обеспечивающие взаимодействие прикладных
программ и операционной системы с внешними устройствами.
Утилиты(сервисные программы) – это программы вспомогательного
назначения, обеспечивающие дополнительный сервис (форматирование дискет,
восстановление ошибочно удаленных файлов, дефрагментация файлов на диске
и др.). Программы этой группы условно подразделяют на архиваторы,
антивирусные программы и программы обслуживания дисков.
20 Архиваторы (программыупаковщики) позволяют за счет применения
специальных методов сжатия уплотнять информацию, освобождая место на
носителях информации (RAR, ZIP).
Антивирусные программы предназначены для предотвращения заражения
компьютера компьютерными вирусами – для ликвидации последствий заражения
(DrWeb, антивирус Касперского).
Программы обслуживания дисков отвечают за системную обработку
дисковой информации.
Прикладное программное обеспечение – это совокупность программ,
посредством которых пользователь решает свои информационные задачи, не
прибегая к системам программирования.
Системы программирования – это комплекс инструментальных
программных средств, обеспечивающий создание, модификацию и отладку
компьютерных программ на одном из языков программирования.
Лабораторные работы/ Практические занятия не предусмотрено
Задания для самостоятельного выполнения
Подготовить реферат по теме: «Архитектура персонального компьютера»
Форма контроля самостоятельной работы:
защита реферата.
Вопросы для самоконтроля по теме:
Вопрос 1.
Какие программы относятся к системным программам?
1. Операционные системы.
2. Сервисные программы.
3. Программы обеспечения работы в сети.
4. Программы для решения конкретных задач.
Вопрос 2.
Какие программы относятся к прикладным программам?
1. Текстовые редакторы и процессоры.
2. Графические редакторы.
3. Операционные системы.
4. Системы управления базами данных.
5. Электронные таблицы.
6. Диагностические программы.
7. Программы для борьбы с компьютерными вирусами.
21 8. Системы автоматизированного проектирования (CAD – системы).
Вопрос 3.
Что такое многопользовательская ОС?
1. Операционная система, которая обеспечивает связи любого числа
компьютеров в сети.
2. Операционная система, которая служит для защиты информации
каждого пользователя от несанкционированного доступа других.
3. Операционная система, которая выполняет функции обычных ОС, а
также организует обмен данными в сети.
4. Операционная система, которая может взаимодействовать с ОС других
компьютеров в сети.
Вопрос 4.
Дайте определение понятию многопроцессорность ОС.
1. Способность обеспечивать связь любого числа компьютеров в сети.
2. Способность поддерживать работу нескольких процессоров одного ПК.
3. Способность поддерживать работу нескольких ПК.
4. Способность работать с разными типами компьютеров.
Вопрос 5.
Перечислить основные классы системных программ.
1. Операционные системы, сервисные программы, табличные процессоры.
2. Операционные системы, текстовые процессоры, программы работы в
сети.
3. Операционные системы, сервисные программы.
4. Операционные системы, сервисные программы, программы работы в
сети.
Вопрос 6.
Перечислите основные классы прикладных программ.
1. Текстовые процессоры, графические редакторы, системы управления
базами данных, табличные процессоры.
2. Операционные системы, текстовые процессоры, программы работы в
сети.
3. Сервисные программы, графические редакторы, системы управления
базами данных, табличные процессоры.
4. Программы работы в сети, графические редакторы, системы управления
базами данных, табличные процессоры.
Тема 2.2. Операционные системы и оболочки. ОС Windows.
22 Основные понятия и термины по теме:
операционная система, оболочки ОС, файловая система.
План изучения темы:
1.Определение операционной системы (ОС).
2.Функции ОС.
3.Состав ОС.
4.Типы ОС.
Краткое изложение теоретических вопросов:
Операционные системы (ОС) – это системный комплекс взаимосвязанных
программ, который служит посредником при организации диалога пользователя
с компьютером, управляет распределением и использованием компьютерных
ресурсов, руководит работой всех аппаратных средств компьютера.
Операционные системы являются главным элементом системного ПО.
Функции ОС:
обеспечивает обмен данными с внешними устройствами
поддерживает файловую систему (работа с файлами и папками):
обеспечивает запуск и выполнение остальных программ
тестирование компьютера, обработка ошибок
распределение ресурсов (процессор, память, внешние устройства)
Состав операционной системы
загрузчик ОС – это небольшая программа, которая находится в секторе 0
загрузочного диска, ее задача – загрузить в память основную часть (ядро) ОС
система распределения памяти
система ввода и вывода (BIOS = Basic Input and Output System), в
микросхеме флэшпамяти на материнской плате
тестирование при запуске
чтение и запись на диски
обмен данными с клавиатурой, монитором, принтером
календарь и часы
настройки данного компьютера
командный процессор (command.com, cmd.exe)
выполняет команды, введенные с клавиатуры
обеспечивает загрузку и выполнение других программ
утилиты (ед.ч. утилита, лат. utilitas польза) – это служебные программы
для проверки и настройки компьютера:
разбивка диска на разделы
форматирование диска
тестирование диска
23 редактирование реестра (regedit)
проверка соединения с другими компьютерами (ping)
сравнение файлов
поиск строки в файлах
драйверы (англ. driver водитель) – это программы, которые постоянно
находятся в памяти и обеспечивают обмен данными с внешними
устройствами
драйвер видеокарты
драйвер звуковой карты
драйвер сетевой карты
драйвер принтера
драйвер сканера
Типы ОС
Операционные системы для ПК различаются по нескольким параметрам. В
частности, ОС бывают:
однозадачные и многозадачные;
однопользовательские и многопользовательские;
сетевые и несетевые.
Однозадачные операционные системы позволяют в каждый момент времени
решать только одну задачу. Такие системы обычно позволяют запустить одну
программу в основном режиме.
Многозадачные системы позволяют запустить одновременно несколько
программ, которые будут работать параллельно.
Главным
отличием
многопользовательских
от
однопользовательских является наличие средств защиты информации
каждого пользователя от несанкционированного доступа других
пользователей. Следует заметить, что не всякая многозадачная система
является многопользовательской, и не всякая однопользовательская ОС
является однозадачной.
систем
Практическое занятие:
№1 ОС Windows: Работа с файлами и каталогами в программе
«Проводник»
Цель занятия. Изучение технологии работы с файлами и каталогами
(папками) в программе «Проводник».
Задание 1. Основы работы в программе «Проводник».
Порядок работы
24 1. Включите компьютер. Дождитесь окончания загрузки операционной
системы Windows.
2. Для изучения приемов работы в программе «Проводник» в Windows 7
выполните следующие действия: запустите систему помощи (Пуск/Справка и
поддержка/ вкладка Указатель/ввести слово для поиска «Проводник»).
Изучите разделы: Поиск файла или папки, Копирование и вставка файла.
3. Запустите
программу
в Windows 7 – Пуск/Программы/Стандартные/Проводник
«Проводник»:
4. Изучите внешний вид экрана и меню программы.
5. Разверните все «ветки» дерева папок в левой части Проводника
(нажатием на «+»). Сверните все «ветки» дерева (нажатием на «»).
6. Сделайте активным диск С:, щелкнув по нему мышкой. При этом имя
диска С: будет отмечено, а его содержание появится в правой области.
7. Щелкните по значку «+» слева от папки Windows на диске С:. Элемент
списка откроется (развернется) в левой части окна Проводника, при этом
содержимое правой части окна не изменится.
8. Откройте папку Windows на диске С:. Для открытия папки щелкните по
ее названию в левой части окна Проводник, при этом папка будут отмечена, а ее
содержание появится в правой области.
9. Проведите сортировку файлов по имени, размеру и типу файлов, нажимая
соответствующие кнопки (Имя, Размер, Тип, Дата изменения) в правой части
окна программы «Проводник».
Задание 2. Построение дерева каталогов(папок) в программе «Проводник».
Порядок работы
1. Создать на диске С: папку с именем «1Проба» и в ней дерево папок как
на рис.1
Порядок создания папок:
откройте папку, внутри которой следует создать новую папку;
выполните команду Файл/Создать/папку;
наберите имя новой папки.
25 Задание 3. Копирование, перенос и удаление файлов (папок) в программе
«Проводник».
Порядок работы
1. С помощью мыши (при нажатой клавише Ctrl скопируйте папки
«Информатика» и «История» в папку «Рефераты»
2. Скопируйте папку «Техническая механика» в папку «Практические».
3. Переместите папку «Инженерная графика» в папку «Практические».
4. Удалите папку «1Проба» с помощью контекстного меню, вызываемого
правой кнопкой мыши.
Задания для самостоятельного выполнения
Подготовить сообщение по теме «Файловая система организации данных»
Форма контроля самостоятельной работы:
устный опрос
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Операционная система – это:
a) прикладная программа;
b) система программирования;
c) системная программа;
d) текстовый редактор.
2. Драйвер – это:
a) устройство компьютера;
b) прикладная программа;
c) программа для работы с устройствами компьютера
d) язык программирования.
3. Программа, работающая под управлением Windows, называется:
a) приложение;
b) среда;
c) документ;
d) както иначе.
4. Операционную систему с диска загружает в ОЗУ:
a) BIOS;
b) загрузчик операционной системы;
c) драйвер;
d) сервисная программа.
5. Комплекс системных и служебных программ называется:
26 a) текстовый редактор;
b) графический редактор;
c) операционная система;
d) драйвер.
6. Утилита – это:
a) операционная система;
b) прикладная программа;
c) сервисная программа:
d) базовая система вводавывода.
7. BIOS это:
a) программа драйвер;
b) программа утилита;
c) программа, выполняющая тестирование компьютерной системы после
включения компьютера;
d) программа приложение.
8. Рабочий стол это:
a) рабочая область экрана;
b) центральная часть экрана;
c) активная часть экрана;
d) папка.
Тема 2.3 Прикладное программное обеспечение.
Основные понятия и термины по теме:
прикладное ПО, браузер, гипертекст.
План изучения темы:
1. Программы общего назначения.
2. Программы специального назначения.
3. Программы профессионального уровня.
Краткое изложение теоретических вопросов:
Прикладное программное обеспечение – это совокупность программ,
посредством которых пользователь решает свои информационные задачи, не
прибегая к системам программирования.
Прикладное ПО подразделяется на следующие классы программ:
программы общего назначения;
программы специального назначения;
программы профессионального уровня.
27 Программы общего назначения.
Этот класс программ представлен разнообразными редакторами,
электронными таблицами, программами работы с базами данных, пакетами
анимационной графики, коммуникационными программами, интегрированными
пакетами и узкоориентированными программами.
Текстовые редакторы – программы для редактирования текстовых
документов
Блокнот – файлы *.txt, только текст, без оформления)
WordPad – файлы *.doc (текст + рисунки)
Word – файлы *.doc (текст + рисунки + таблицы + рисунки + …)
Графические редакторы – программы для редактирования изображений
Растровые рисунки:
Paint – файлы *.bmp (также *.gif, *.jpg)
Adobe Photoshop – файлы *.psd
Векторные рисунки:
CorelDraw – файлы *.cdr
Adobe Illustrator – файлы *.ai
Autodesk AutoCad – файлы *.dwg
Редакторы видеофильмов (файлы *.avi, *.mpg, *.wmv)
Издательские системы – для подготовки печатных материалов
Электронные таблицы – программы для выполнения расчетов с табличными
данными
Microsoft Excel – файлы *.xls
Системы управления базами данных
Microsoft Access – файлы *.mdb
Браузеры – программы для просмотра Webстраниц на экране
Pinnacle Studio
Adobe Premier
Microsoft Publisher
PageMaker
Internet Explorer
Mozilla Firefox
Opera
Microsoft Outlook
Почтовые программы – прием и отправка электронной почты
Программы для создания Webстраниц
Microsoft FrontPage
28 Macromedia Dreamweawer
HomeSite
Программы специального назначения предназначены для решения
специальных задач, таких как дистанционное обучение и тестирование,
математические пакеты (MathCAD), экспертная оценка деятельности (GAMMA,
EXPERT), использование возможностей информационных гипертекстовых
систем (электронные энциклопедии)и др.
Системы автоматизированного проектирования (САПР) позволяют
осуществлять черчение и конструирование различных предметов и механизмов с
помощью компьютера. Среди систем малого и среднего класса в мире наиболее
популярна система AutoCad фирмы AutoDesk. Отечественный пакет с
аналогичными функциями – Компас.
Программы профессионального уровня используются для решения задач
профессиональной деятельности специалиста. К этому классу программ
относятся программы анализа финансовохозяйственной деятельности
организаций, программы автоматизации бухгалтерского учета и банковской
деятельности и др.
Лабораторные работы/ Практические занятия – не предусмотрено
Задания для самостоятельного выполнения не предусмотрено
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Что понимается под прикладным программным обеспечением?
2. На какие классы программ можно разделить прикладное ПО?
3. Какие программы относятся к программам общего назначения?
4. Что понимается под программами специального назначения?
5. Что понимается под программами профессионального уровня?
.
Раздел 3. Организация размещения, обработки, поиска, хранения и передачи
информации. Защита информации от несанкционированного доступа.
Тема 3.1. Организация размещения, обработки, поиска, хранения и передачи
информации. Защита информации от несанкционированного доступа.
Основные понятия и термины по теме:
процессор, команда, жесткий диск, гибкий диск.
План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):
1.Обработка информации центральным процессором.
29 2.Принцип фон Неймана.
3.Организация оперативной памяти компьютера.
4.Средства хранения и передачи информации.
5. Цели защиты информации.
6.Классификация мер защиты информации.
7. Защита информации от несанкционированного доступа.
Краткое изложение теоретических вопросов:
Персональный компьютер является устройством автоматизации
информационных процессов и используется для накопления, обработки и
передачи информации.
Непосредственно обработка информации происходит в центральном
процессоре, а получает информацию процессор из оперативной памяти.
Процессор состоит из нескольких устройств:
арифметико – логическое устройство;
шины данных и шины адреса;
регистры;
счетчики команд;
кеш – очень быстрая память малого объема (от 8 до 512 Кбайт);
математический сопроцессор чисел с плавающей точкой.
Современные процессоры выполняются в виде микропроцессоров и
представляют собой интегральную схему – тонкую кремневую пластинку
прямоугольной формы площадью всего несколько квадратных миллиметров.
Общие принципы обработки информации в компьютере, на которых
базируются большинство современных компьютеров, сформулировал в 1945г.
американский ученый Джон фон Нейман: принцип программного управления,
принцип однородности памяти и принцип адресности.
Процессор берет программы и исходные данные для обработки из
оперативной памяти, в нее же записываются полученные результаты.
Оперативная память, или оперативное запоминающее устройство, это память
с произвольным доступом RAM.
В информационном обмене кроме оперативной памяти участвуют и другие
типы внутренней памяти: кеш – память, постоянная память, Flash BIOS, CMOS
– память (CMOS RAM) и видеопамять (VRAM).
Обычно для хранения информации понимают долгосрочное хранение или
внешнюю память.
К средствам хранения информации относят: накопители на жестких
(НЖМД) и гибких (НГМД) магнитных дисках, оптические накопители CDROM
и DVDROM, накопители на магнитной ленте (стримеры) и флеш брелки.
Цели защиты информации определяет федеральный закон «Об
информации, информационных технологий и о защите информации»№ от
27.07.2006 №149ФЗ.
30 Меры защиты информации подразделяются на три уровня:
законодательный, административный и процедурный; программнотехнический.
Среди методов защиты информации от несанкционированного доступа
можно выделить следующие:
ограничение доступа;
разграничение доступа;
разделение доступа (привилегий) и др.
Лабораторные работы/ Практические занятия – не предусмотрено
Задания для самостоятельного выполнения
Подготовить доклад на тему «Антивирусные средства защиты информации»
Форма контроля самостоятельной работы: защита доклада.
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Как обрабатывается информация в компьютере?
2. В чем заключается принцип фон Неймана.
3. Каким образом построена оперативная память компьютера?
4. Какие средства хранения информации вы знаете?
5. Перечислить цели защиты информации?
6. Перечислите меры по защите информации?
7. Какие вы знаете системы и средства защиты информации?
Раздел 4. Прикладные программные средства
Тема 4.1. Создание и обработка информации средствами Microsoft Word
Лекция – не предусмотрено
Лабораторные работы/ Практические занятия:
№2 Создание документа с применением колонок, гиперссылок и вставки в
текст рисунков по профилю специальности
№3 Создание документа с элементом таблицы.
№4Использование математических формул в документе по профилю
специальности
№5 Комплексное использование возможностей MS Word для создания
текстовых документов по профилю специальности
№2 Создание документа с применением колонок, гиперссылок и вставки в
текст рисунков по профилю специальности
31 Цель занятия:
Изучение информационной технологии создания
документа с применением колонок, гиперссылок и вставки в текст рисунков по
профилю специальности в Microsoft Word.
Порядок работы
1. Запустить текстовый редактор Microsoft Word.
2. Установить параметры страницы (размер бумаги – А4, ориентация книжная;
поля: левое – 3см, правое – 1см, верхнее – 2см; нижнее – 2см.), используя
команду Разметка страницы/ Параметры страницы.
3. Согласно прилагаемому образцу создать документ, который включает текст,
рисунок и гиперссылки.
4. Вставьте рисунки в документ (D:\Практика\рисунки). Рисунок вставляется с
соблюдением пропорциональности и привязки к тексту в соответствии с
образцом.
5. Для по специальным ценам вставить гиперссылку (D:\Практика\ Цены на
сендвич панели.doc)
6. Для оборудование вставить гиперссылку (D:\Практика\Оборудование для
производства сендвич панелей.doc)
7. Для Кровельные сэндвичпанели вставить гиперссылку (D:\Практика\
Стеновые сендвич панели.doc)
8. При создании документа используйте команду Колонки
9. При оформлении документа необходимо обратить внимание на орфографию.
10.
Сохраните документ в своей папке под именем «Сендвич пенели»
32 Строительные сэндвич панели. Стеновые и кровельные панели от заводастроителя
Внимание! Предлагаем купить негорючие кассетные сэндвичпанели по специальным ценам
– от 1160 рублей за кв. метр (в полной комплектации: с крепежом, уплотнителями и т.д.).
Стоимость монтажа – от 450 рублей за кв. метр.
Сэндвич панели нашего производства
Наш завод сэндвичпанелей производит до 2000 м² продукции в смену или 730 000м² в год.
Панели производятся на новом оборудование, в производстве используются только
качественное сырье металл производства НЛМК, утеплитель Isover.
Почему наша кровельная система лучше других
Профлист
Утеплитель
Кассета
1.Стоимость готового покрытия до 40%
ниже стоимости любых клееных аналогов
2.Удешевляется несущий каркас здания за
счет увеличенного расстояния (до 4 м)
между кровельными прогонами.
3.Простота и высокая скорость монтажа без
использования кранов.
4. Высокие эксплуатационные показатели
( надежность дискового покрытия,
герметичность , негорючесть, отсутствие
мостиков холода, низкая теплопроводность).
Кровельные сэндвичпанели (подробности)
Почему наши стеновые сэндвич панели лучше других
Кассета
Профлист
Утеплитель
1. Стоимость готовых стен до 15% ниже
любых клееных (меньше обрезков и соборных
деталей, чем в клееных сэндвич панелях).
2. Возможность монтажа в стесненных
условиях плотной застройки.
3. Простота и высокая скорость монтажа без
использования кранов.
4.Облицовка любым фасадным материалом
(профлист,
сайдинг, фасадные кассеты,
керамогранит и т.д.).
5. Ремонтопригодность
Услуги
Помимо производства сэндвичпанелей, мы оказываем следующие услуги:
Доставка нашей продукции в любой регион ( Липецкая, Воронежская, Курская,
Белгородская, Орловская, Тамбовская, Рязанская, Московская области);
Монтаж сэндвичпанелей в любом регионе России.
Строительство быстровозводимых зданий из сендвич панелей под ключ»
33 №3 Создание документа с элементом таблицы.
Цель занятия:
документа с применением таблицы в Microsoft Word.
Изучение информационной технологии создания
Порядок работы
1.Запустить текстовый редактор Microsoft Word.
2.Установить параметры страницы (размер бумаги – А4, ориентация
альбомная; поля: верхнее – 3см, правое – 1см, левое – 1см; нижнее –
2см.), используя команду Разметка страницы/ Параметры страницы.
3. Согласно прилагаемому образцу создать документ «Счетфактура»,
который включает текст и таблицу.
4. Вставить таблицу: 1 столбец 4см, 2 столбец – 1,8 см, 3 столбец – 1 см, 4
столбец – 2 см, 5 столбец – 2,5 см, 6 столбец – 1,6 см, 7 столбец – 2 см, 8
столбец – 1,5 см, 9 столбец – 2,5 см, 10 столбец – 2 см, 11 столбец – 7см.
5. Ввести данные в таблицу
6. Отформатировать документ по образцу (использовать команду
«Направление текста»).
7. Сохраните документ в своей папке под именем «Счетфактура».
34 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ППССЗ 09.02.05 УМК – ОУД.07 2016
Счетфактура 0000251 от 04 Февраля 2013 г.
Продавец: ЗАО «КАМИНПЛЮС»
Адрес: г. Москва, ул.Пруд Ключники, д. 5 к.6, стр.3
Идентификационный номер продавца (ИНН) 7722114585
Грузополучатель и его адрес: «Калужский коммунальностроительный техникум»,
К платежно–расчетному документу № ___________ от___________
Покупатель: «Калужский коммунальностроительный техникум»
Адрес: г. Калуга ул. М. Жукова д. 53
Идентификационный номер покупателя (ИНН) 42035687025
Приложение №1
к Правилам ведения журналов учета
полученных и выставленных счетовфактур, книг
покупок и книг продаж при расчетах по налогу на
добавленную стоимость.
Наименование
товара (описание
Единиц
а
выполненных работ,
оказанных услуг)
измере
ния
К
о
л
и
ч
е
с
т
в
о
и
з
м
е
р
е
н
и
я
е
д
и
н
и
ц
у
Ц
е
н
а
(
т
а
р
и
ф
)
з
а
у
с
л
у
г
)
,
в
с
е
г
о
н
а
л
о
г
а
б
е
з
т
о
в
а
р
о
в
(
р
а
б
о
т
,
С
т
о
и
м
о
с
т
ь
а
к
ц
и
з
В
т
о
м
ч
и
с
л
е
1
2
шт.
3
1
4
5
48095
48095
Картридж ВС02
Canon BJ
200/240/500
Всего к оплате
НП(5%): 28 руб. 86 коп.
Итог: Шестьсот шесть рублей 00 копеек
Руководитель организации (предприятия)_____________/Петров К.Т./
48095
6
у
ч
е
т
о
м
н
а
л
о
г
а
у
с
л
у
г
)
,
в
с
е
г
о
с
т
о
в
а
р
о
в
(
р
а
б
о
т
,
С
т
о
и
м
о
с
т
ь
9
п
р
о
и
с
х
о
ж
д
е
н
и
я
С
т
р
а
н
а
10
США
с
т
а
в
к
а
Н
а
л
о
г
о
в
а
я
7
20%
С
у
м
м
а
н
а
л
о
г
а
8
9619
9619
Номер грузовой таможенной
декларации
11
085423487/1544564545
Главный бухгалтер _________________/Подводный Б.Б./ ВЫДАЛ____________________________________________
36 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ППССЗ 09.02.05 УМК – ОУД.07 2016
Использование математических формул в документе по профилю
4
специальности
Цель занятия:
документа с использованием математических формул в таблице в Microsoft
Word.
Изучение информационной технологии создания
Порядок работы
1.Запустить текстовый редактор Microsoft Word.
2.Установить параметры страницы (размер бумаги – А4, ориентация книжная;
поля: левое – 3см, правое – 1см, верхнее – 2см; нижнее – 2см.), используя
команду Разметка страницы/ Параметры страницы.
3. Согласно прилагаемому образцу создать документ, который включает текст,
колонки, маркированный список, таблицу, формулы.
4. Название документа напечатать используя команду Вставка/WordArd.
5. При оформлении первого раздела документа использовать команды
маркированный список и колонки
6. При оформлении второго раздела документа использовать команду
вставка/формулы.
7. При оформлении третьего раздела документа использовать команду
Вставка/Таблицы.
8. При работе с таблицей использовать команду объединить ячейки.
9. Ввести текст в таблицу
10. Отформатировать таблицу по образцу.
11.Сохраните документ в своей папке под именем «Как устроен компьютер». Как устроен компьютер.
Разнообразие современных компьютеров очень велико. Но их структуры
основаны на общих логических принципах, позволяющих вылить в любом
компьютере следующие главные устройства:
Память (запоминающее устройство, ЗУ),состоящую из
переномерованных ячеек;
Процессор, включающий в себя устройство управления (УУ) и
арифметикологическое устройство (АЛУ);
Устройство ввода;
Устройство вывода.
Эти устройства соединены каналами связи, по которым передается
информация.
Функции памяти
Прием информации из
других устройств;
Запоминание информации
Выдача информации пол
запросу в другие устройства
машины.
Функции процессора
Обработка данных по заданной
программе путем выполнения
арифметических и логических
операций;
Программное управление
работой устройств компьютер
38 2.Написать формулу:
8(sin210+sin2+√3sin 10∗sin20)
3. Подготовьте таблицу по предложенному образцу. В заготовке таблицы текст и
формулы в ячейках отцентрированы по центру ячейки
Формулы механического движения
виды механического движения
равномерное
прямолинейное
Равноускоренное
прямолинейное
равномерное движение
по окружности
ускорение
мгновенная
скорость
перемещение
a=0
V=cons
V=S/T
SVT
любое
свободное
падение
a=(VV0)/t
g=9.8m/c
V=V0+at
V=V0+gt
a=V2/T
V=1/t
S=V0T+at2/2
h=v0+gt2/2
находят
геометрическим путем
путь
L=S
L=S
L=H
L=VT
при движении одну сторону
траектория
прямая линия
частота
0
прямая
лини
0
прямая линия
окружность
0
N=1/T
Задания для самостоятельного выполнения
Подготовить сообщение по теме «Технология создания и обработки текстовой
информации»
Форма контроля самостоятельной работы: устный опрос
Вопросы для самоконтроля по теме:
Для чего нужна прикладная программа MS Word?
Какие форматы файлов поддерживает MS Word при открытии файлов ?
Технология OLE, внедрение и связывание объектов.
Как создать новый документ, используя программу MS Word?
Как установить параметры страницы для создаваемого документа?
1.
2.
3.
4.
5. 6.
7.
8.
9.
Как установить шрифт, размер и цвет текста в набираемом документе?
Как отформатировать набранный текст.
Как осуществляется одновременная работа с несколькими документами в MS
Word?
Как вставить рисунок или текст в документ?
10. Как создавать формулы, используя программу MS Word?
11. Как создать заголовок документа?
12. Как пронумеровать страницы?
13. Как сохранить исправленный документ в выбранном формате?
Тема 4.2. Обработка информации средствами Microsoft Excel
Основные понятия и термины по теме:
табличный процессор, рабочая книга, диаграмма.
План изучения темы:
1. Ввод текста и чисел в ячейки таблицы.
2. Ввод формул в ячейки таблицы.
3. Абсолютная адресация ячеек таблицы.
4. Поиск, фильтрация и сортировка данных в программе Excel.
5. Построение диаграмм.
Краткое изложение теоретических вопросов:
книга может содержать до 256 рабочих листов. Excel — табличный процессор,
входящий в комплект Microsoft Office и предназначенный для обработки
информации, представленной в табличной форме. В отличие от текстового
процессора Word, предназначенного для оформления текстовых документов,
Excel специализирован для выполнения вычислений с табличными данными.
Excel имеет большое количество встроенных функций для математических,
статистических, финансовых и других вычислений.
Документ Excel называется рабочей книгой, состоящей из набора рабочих
листов. Книга хранится в виде файла с расширением .xls. Одна
Табличный процессор Excel имеет определенные достоинства по
сравнению с текстовым процессором Word с точки зрения ввода данных в ячейки таблицы. В Excel реализован ряд способов автоматизации ввода данных,
что делает его достаточно "интеллектуальным" программным средством.
Одним из таких способов является возможность автоматической
нумерации строк и столбцов таблицы. Для этого надо пронумеровать только
первые две ячейки столбца или строки и скопировать их содержимое протяжкой
мышью за маркер на остальные ячейки столбца или строки.
Главный принцип форматирования в Microsoft Excel такой же, как и у
других приложений Windows: сначала выделить форматируемую область, затем
– применить инструменты форматирования.
Другим средством автоматизации ввода данных является автозаполнение
ячеек столбца при работе со списками.
Формулы и их запись
Запись формулы в ячейку начинается со знака "=". Далее записывается
арифметическое выражение с использованием знаков математических операций,
круглых скобок, ссылок и стандартных функций Excel. Правила записи —
обычные математические.
Работа с Мастером функций
Работа с Мастером функций начинается с нажатия кнопки
или
обращения к меню Формулы и выполняется в два этапа: выбор функции и
задание аргументов функции. Очень часто аргументами функций являются
табличные данные, поэтому они должны быть подготовлены до обращения к
Мастеру функций.
Одним из центральных понятий в Excel является ссылка на ячейку.
Ссылки используются для записи формул. По своим свойствам ссылки могут
быть абсолютными и относительными.
Относительные ссылки обладают свойством автоматической коррекции
координат ячейки при переносе (копировании) формулы в другую ячейку.
Абсолютные ссылки таким свойством не обладают.
Абсолютный вид адресации ячеек применяется в формулах, чтобы
защитить адрес от изменения при копировании, если ссылка производится на
одну и ту же ячейку.
Для задания абсолютной ссылки добавляется знак "$" перед заголовком
столбца и (или) перед заголовком строки. Допускаются ссылки на другой лист,
другую книгу (внешние ссылки) и другое приложение (удаленные ссылки).
Работа со списками
Списком называют таблицу, строки которой содержат однородную
информацию. Наиболее частые операции со списками сортировка и поиск
информации.
Необходимость сортировки записей в списках возникает, обычно, для
последующего быстрого поиска информации в списке. Существуют два способа сортировки: по возрастанию и по убыванию признака сортировки, которым
является один из столбцов списка.
Программа Excel позволяет осуществлять поиск информации в таблице.
Для поиска записей следует обратиться к меню Главная/Найти.
Другим способом поиска данных в списке служат фильтры(меню
Данные/Фильтр), которые позволяют отобразить строки, содержащие нужные
данные. В отличие от сортировки при фильтрации порядок записей в списке не
изменяется. При фильтрации временно скрываются строки, которые не
требуется отображать.
Построение диаграмм
Excel предоставляет пользователю мощные средства построения
диаграмм, это позволяет наглядно представлять зависимости и соотношения
между числовыми данными.
Лабораторные работы/ Практические занятия
№6 Проведение расчётов в ЭТ по профилю специальности.
№7 Относительная и абсолютная адресация в Microsoft Excel
№8 Построение и форматирование диаграмм в Microsoft Excel
№7 Относительная и абсолютная адресация в Microsoft Excel
Произвести расчет заработной платы работникам участка №3 треста
ООО «ЖилСтрой»
1. Число работников на участке 5;
2. Тарифная сетка (второй лист);
Разряд
1
2
3
Часовая
стомость
60,50р
66,20р.
73,20р.
3. Алгоритм расчета премиальных:
Более 165 часов отработанного времени – 40%;
Более 155 часов отработанного времени –30%;
Менее 155 часов отработанного времени – 0%;
4. Ставка подоходного налога – 13%;
5. Примерный вид расчетной таблицы на первом листе:
Ф.И.О.
Разряд Отрабо
тано
часов
Премия Зарплат
а
Налог
На руки Иванов И.И.
Петров С.С.
Сидоров Н.Н.
Ластиков Г.А.
Носов Г.А.
1
3
2
1
3
159
166
130
98
172
6. На отдельном листе построить диаграмму наиболее полно отражающую
уровень заработной платы работников участка №3.
Исходные данные для диаграммы:
«Ф.И.О.»
и
«На руки».
7. Созданный файл сохранить в своей папке под именем «Расчет заработной
платы»
Время на выполнение: 60 мин.
Перечень объектов контроля и оценки
За правильное и своевременное выполнение практической работы
выставляется положительная оценка – 5 балл.
За неправильный ввод математической формулы вручную – минус 1бал;
За неумение использования функции ЕСЛИ минус 1бал;
За неумение применения абсолютной адресации минус 1бал;
За неумение создания диаграмм минус 1бал;
Задания для самостоятельного выполнения
Подготовить сообщение по теме «Обработка данных в Excel»
Форма контроля самостоятельной работы: устный опрос
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Для чего предназначен табличный процессор Excel?
2. Как называется документ Excel?
3. Из чего состоит рабочая книга?
4. Из чего состоит строка формул?
5. Для чего используются ссылки на ячейку?
6. Как задаются относительные ссылки? Абсолютные?
7. Чем отличаются относительные ссылки от абсолютных?
8. Для чего предназначен мастер функций?
9. Что называется списком в табличном процессоре Excel?
10.Что такое режим автозаполнения ячеек?
11.Для чего применяется сортировка списков?
12.Что такое фильтр? Какие виды фильтров имеются в Excel?
13.Что такое поиск информации в списке?
Тема 4.3. Обработка информации средствами Microsoft Access Основные понятия и термины по теме:
база данных, иерархическая БД, СУБД, макрос.
План изучения темы:
1.Базы данных (основные понятия).
2.Организация БД Microsoft Access
Краткое изложение теоретических вопросов:
База данных (БД) — это информационная модель, позволяющая в
упорядоченном виде хранить данные о группе объектов, обладающих
одинаковым набором свойств.
Существует несколько типов баз данных: табличные (реляционные),
иерархические и сетевые.
С понятием БД тесно связано понятие системы управления базой данных
(СУБД). СУБД — это комплекс программных средств, предназначенных для
создания структуры новой базы, наполнения ее содержимым, редактирования
содержимого и визуализации информации.
СУБД Access входит в состав Microsoft Office и предназначена для работы
с реляционными БД, т.е. представленными в табличной форме.
Основные объекты окна БД имеют следующее назначение:
таблица — основное средство для хранения информации в БД;
запрос — это инструмент для извлечения необходимой информации из
исходных таблиц и представления ее в удобной форме;
форма — это основное средство для ввода данных, управления СУБД и
вывода результатов на экран монитора;
отчет — это специальное средство для формирования выходных
документов и вывода их на принтер;
макросы в Access представляют собой совокупность внутренних команд,
предназначенных для автоматизации работы с БД;
модули являются программами, создаваемыми средствами языка VBA, и
похожи на макросы в Word и Excel.
Таблицы и запросы связываются между собой с помощью схемы данных.
Технология разработки СУБД содержит несколько этапов, основными из
которых являются:
проектирование структуры БД и связей между таблицами;
разработка структуры отдельных таблиц и ввод данных в таблицы; разработка запросов;
разработка схемы данных, реализующей запроектированные связи между
таблицами и запросами;
разработка макросов и программных модулей для управления БД;
разработка форм для реализации интерфейса управления БД;
разработка отчетов для печати документов.
Лабораторные работы/ Практические занятия
№9 Проектирование базы данных в CУБД MS Access по профилю
специальности.
№10 Создание таблиц и форм для ввода данных. Использование связей в базе
данных
№11 Работа с данными с использованием запросов в CУБД MS Access
Задания для самостоятельного выполнения
Подготовить сообщение по теме «Технология работы с Microsoft Access»
Форма контроля самостоятельной работы:
устный опрос
Вопросы для самоконтроля по теме:
Тест: (проверочный)
Вопрос может содержать несколько ответов.
1. База данных служит для:
1.ведения расчетновычислительных операций
2.хранения и упорядочения информации
3.обработки графической информации
2. Что составляет структуру таблицы?
1.запись
2.поле
3.ячейка
4.столбец
3. Реляционные базы данных имеют:
1.статистические данные
2.поля одинаковых свойств 3.обязательно внедренные объекты
4.связанные таблицы
4. Поле считается уникальным, если:
1.его значения не повторяются
2.его значения повторяются
3.его длина минимальна
4.его имя не повторяется в базе данных
5. СУБД
1.специальные программы для создания и обработки базы данных;
2.специальные устройства для создания и обработки базы данных;
3.набор данных, относящихся к определенной предметной области.
6. В таблицу базы данных, содержащей три столбца "Фамилия",
"Имя", "Телефон" вписано 200 человек. Сколько полей и записей в
таблице?
1.полей 200, записей 3;
2.полей 600, записей 200;
3.полей 3, записей 200.
7. Файл базы данных имеет расширение
1..txt;
2..ppt;
3..mdb;
4..mbd.
8. Основные объекты Access
1.таблицы, формы, запросы, отчеты, страницы;
2.запросы, отчеты, формы, макросы, таблицы;
3.таблицы, запросы, формы, отчеты, страницы, макросы, модули;
4.формы, отчеты, макросы, модули.
9. Базовым объектом Access является
1.форма;
2.таблица;
3.отчет;
4.модуль.
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
УМК по дисциплине ЕН.02 Информатика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.