Умная бумага

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная программа предназначена для работы с детьми 6-10 лет предусматривает занятия бумагопластикой, посредством которой у детей младшего школьного возраста можно развивать такие качества личности как усидчивость, самостоятельность, аккуратность, волю, эстетический вкус и творчество, а также мелкую моторику рук, которая в свою очередь является основой для формирования четкой речи, логического, объемного и пространственного мышления, а также фантазии ребенка, Конструирование формирует универсальную способность к творчеству, что особенно важно для творческого поведения детей в свободное время.
Иконка файла материала Умная бумага.doc
Пояснительная записка                         Данная   программа   предназначена     для     работы   с   детьми   6­10   лет предусматривает   занятия   бумагопластикой,   посредством     которой   у   детей   младшего школьного   возраста   можно   развивать   такие   качества   личности   как   усидчивость, самостоятельность, аккуратность, волю, эстетический вкус и творчество, а также мелкую моторику рук, которая в свою очередь является основой для формирования четкой речи, логического,   объемного   и   пространственного   мышления,   а   также     фантазии   ребенка, Конструирование   формирует   универсальную   способность   к   творчеству,   что   особенно важно для творческого поведения детей в свободное время.  Программа предполагает 1 год обучения 68 часов.  Цель   программы   –   создать   благоприятные   условия   для   творческого   и   личностного развития детей младшего школьного возраста. Задачи: 1. Формирование   эстетических   представлений,   художественного восприятия окружающей жизни, творческого мышления; 2. 3. Развитие навыков работы с инструментами; Формирование   знаний   о   цвете,   геометрических   телах,   свойствах используемых материалов. В     рамках   этой   программы   дети   занимаются   выполнением   оригами,   аппликацией, лепкой,   конструированием   из   бумаги.   Данные   блоки   чередуются.   Например,   на   одной неделе проводятся занятия  лепкой  и оригами,  на другой – оригами  и аппликацией,  на третьей  ­ аппликацией и конструированием, на четвертой – конструированием и оригами.  В основном обучение оригами направлено на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук и   совершенствованию   навыков   работы   с   бумагой.   Особую   актуальность   приобретает проблема обучения элементам геометрии.  В геометрическом материале много общего с художественным восприятием мира, с развитием   пространственного   мышления.   Работа   пары   рук   активизирует   корковые структуры мозга, а в оригами заложен механизм гармоничного развития, как правого, так и левого полушарий мозга. Оригами  играет роль в развитии эмоциональной  сферы  детей дошкольного   и   школьного   возраста.   Ребенок,   осознано   и   с   интересом   занимающийся оригами, приобретает  такие качества, как усидчивость, актуальность, стремление довести начатое до конца.  Психологи   отмечают,   что   занятия   оригами   способствуют   снижению   тревожности   и снижению психического напряжения обучающихся. Аппликация   (от   латинского   –   прикладывание)   –   один   из   видов   изобразительной техники,   основанной   на   вырезывании,   наложении   различных   форм,   закрепление   их   на другом   материале,   принятом   за   фон.   Аппликационные   работы   способствуют   развитию глазомера, чувства формы, умению определять соотношения частей и целого, пониманию цвета и его преобразованию, воспитывает аккуратность, терпение, помогают выражению собственной фантазии детей. Конструирование   из   бумаги   позволяет   формировать   обобщенные   способы конструирования.   Работа   над   бумажной   скульптурой   предполагает   аналитический характер деятельности, формирует способность нестандартного мышления.   Занятия по конструированию   из   бумаги   вырабатывают   такие   качества   личности,   как   усидчивость, трудолюбие,   умение   анализировать,   самостоятельно   мыслить.   Выделяют   три   вида конструктивной   деятельности   ребенка:   конструирование   по   образцу   –   способствует развитию внимания, сосредоточенности; конструирование по условиям – требует особого умственного   и   творческого   напряжения;   конструирование   по   замыслу   –   здесь   не ограничивается   фантазия   ребенка   и   сам   материал.   Все   эти   три   вида   не   этапы,последовательно   сменяющие   друг   друга.   Они   существуют   и   сменяют   друг   друга   в зависимости  от задачи и ситуации. Вырезание   развивает   глазомер,   навык   работы   с   ножницами,   знакомит   со   способами вырезания симметричных фигур. Программа предлагает различные формы работы с детьми – это практические занятия, экскурсии на природу, культурно – массовые мероприятия  (оформление выставок, показы моделей, участие в городских выставках).   Одним   из   наиболее   распространенных   методов   включения   учебного   материала   в интересы   детей   является   использование   игры   как   средства   обучения.   Игра   оказывает большое влияние на умственное развитие детей, имеет решающее значение для развития воображения, а так же оказывает влияние на развитие общения в этот период. Формой контроля является   выполнение творческой работы после каждой изученной темы,   а   так   же   участие   в   презентации   творческих   достижений,   отражающей   уровень полученных детьми знаний, умений, навыков в период обучения.             При составлении программы были использованы следующие программы:   Программы для кружков детского технического творчества.   Калинина Г.П. Шухардина С.Б. «Конструирование из бумаги».Учебно­тематический план  № Тема 1.  Оригами. История ­Оригами. Базовая форма «треугольник», «двойной треугольник», ­Базовая форма «конверт», «воздушный  змей» ­изготовление простых фигурок за  преподавателем  ­ декорирование оригами ­ изготовление поделок по схемам  ­ оформление сюжетной композиции Конструирование из бумаги ­Конструирование из полос. ­Гофрировка из фольги ­Конструирование на основе цилиндра и  конуса Вырезывание:  ­ симметричных форм из сложенного  листа  ­ из полосы, сложенной гармошкой  ­ снежинок и декоративных розеток ­ «хороводы» из сложных симметричных  фигур  ­ силуэты по одной линии  ­ ажурные композиции 2. 3. 4.  Аппликация ­ из геометрических форм  ­ «раздвижка»  ­ оформление пригласительного билета  ­­ аппликация из цветной бумаги ­аппликация из ткани ­ простая  ­ сложная  ­ сюжетная композиция Бумажная полоска:  ­ фигурки из «колечек» и «петель»  ­ композиция на ленте бумаги ­ объемные фигурки ­  5. Всего часов     20          Теория Практика 3 17 15 7 2 6 9 2 1 1 2 1 2 18   . 1 14. 0,5 8,5 . 1,5 16,5 6 2 4­ коллективная творческая работа Итого: 68 8.5 59.5 Содержание курса 1. Оригами. История. Родина   оригами   –   Япония.   В   далекой   древности   оригами   имело   религиозное предназначение. Со временем умение складывать из бумаги стало считаться у придворных одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Во второй половине 19 века искусство оригами пришло в Европу. Базовая   форма   –   треугольник.   Положите   квадрат   углом   вверх   и   согните   его   по диагонали. Поделки: котик, щенок, снегирь.  Базовая форма – двойной треугольник. Согните квадрат по диагонали, разверните его. Переверните   квадрат.   Согните   квадрат   пополам,   разверните   его.   Переверните   квадрат. Вдавите   стороны   внутрь.   Базовая   форма   готова.   Поделки:   елка,   прыгающая   лягушка, орнамент.  Базовая форма – воздушный змей. Согните квадрат по диагонали и снова разверните его.   Согните   углы   к   середине.   Базовая   форма   готова.   Поделки:   петушок,   лягушонок, говорящий лис, поросенок, снежинка. Базовая форма – (квадрат) – конверт. Найдите центр квадрата. Согните все углы к центру. Базовая форма готова. Поделки: солонка, пароход. Модульное  оригами. На  основе  изученных   базовых  форм  дети   создают  коллективную   работу  (например, «Лягушки на болоте»). выполнение   нескольких   поделок   под   руководством   преподавателя.   Выполнение творческой работы с использованием поделок.  Методы работы: рассказ преподавателя, рассматривание альбома с фотографиями и схемами, выполнение поделок вместе с детьми. 2. Конструирование из бумаги. Бумага – один из наиболее доступных материалов для конструирования. Конструирование из полос. Простейший   способ  композиции   из   полос   –  плетение   коврика.  Примером  объемной композиции   служит   конструкция,   склеенная   из   полосок   (серьги   для   уголка   «Ряжены», цветы из снежинок, шары из одного и двух крестиков, светофор и Чебурашка, цветы, венок и гирлянда). Гофрировка. Складывание бумаги – гофре – незаменимый прием в декорировании. Дети изготовляют объемное панно, используя разные способы гофрировки (гармошка, кукла). Конструирование на основе цилиндра и конуса. Конус – универсальная геометрическая фигура. На ее основе можно выполнить разные фигурки:   зверей,   человека,   сказочных   персонажей.   Дети   изготавливают   поделки, иллюстрируя сказку, а затем проигрывают ее  в своей группе. Коллективная работа. Целью данной деятельности является сплочение группы детей, формирование чувства стиля, умения работать над единой темой.      3          Вырезание.Симметричное   вырезание   –   это   вырезание   оси   симметрии.    Методы   работы: Демонстрация   готовых   симметричных   фигур,   показ   способов   складывания   бумаги пополам, гармошкой и треугольниками, для вырезания розеток. Ознакомление с правилами работы с ножницами       4           Аппликация. Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при   которых   сохраняется   реалистическая   основа   самого   изображения.   Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность   цветового   пятна   (локальность).   Аппликация   может   быть   предметной, сюжетной, декоративной. Аппликация из цветной бумаги. Работа над аппликацией выполняется в определенной последовательности. Любая аппликация начинается с выбора сюжета, за которым следует составление   эскиза   к   аппликации,   подбор   бумаги,   вырезание   деталей     изображения, раскладывание их на фоне, наклеивание и высушивание. Предметная   аппликация.   Вырезание   изображений   симметричного   строения   из одноцветной бумаги. Творческие задания. Придумать орнаментальные композиции из листов простой формы на различных геометрических формах: полосе, квадрате, круге. Вырезание из бумаги, сложенной несколько раз. Творческие задания. Вырезать «Хороводы», зверей, грибов, человечков и т.д.  Вырезание многоцветной аппликации. Творческое задание. Аппликация на тему: «Грибы», «Букет цветов». Знакомство   с   простой   и   объемной   аппликацией.   Выполнение   композиций   из   большого количества одинаковых элементов. Выполнение небольшого творческого задания. Развитие навыков аккуратности работы с клеем. Методы работы: демонстрация работ сверстников, использование   готовых   эскизов,   напоминание   о   приемах   вырезания   из   полосы   бумаги, сложенной «гармошкой». 5    Бумажная полоска. Знакомство с бумажной полоской, со способами ее склеивания (колечко, петля, лепесток),  составление из отдельных элементов одной композиции – плоской и объемной. Методы  работы: показ работ товарищей, демонстрация таблиц с изображением готовых изделий,  выполнение педагогом работы вместе с детьми поэтапноТребования к знаниям, умениям: К концу года обучающиеся должны знать: ­ историю оригами ­ базовые формы оригами ­ приемы оригами ­ приемы вырезывания ­ методы, приёмы, техники аппликации ­ методы, приёмы склеивания бумажной полоски Обучающиеся должны уметь: ­ складывать фигуры оригами по схемам ­ складывать бумагу гармошкой, пополам, треугольником ­ вырезать симметричные фигуры ­ составлять композицию ­ составлять сюжетную, предметную, декоративную аппликацию ­ склеивать бумажную полоску разными способамиМетодическое обеспечение Кабинета: ­ доска для показа ­ рабочее место учителя, учащихся ­ место для выставки работ Рабочего места учащихся: ­ клеенка на парту ­ цветная бумага ­ цветной картон ­ белый картон ­ клей ­ карандаш ­ножницы ­ линейка ­ карандаш ­ альбомЛитература 1. Гусакова М.А. Аппликация. – Москва, 1987, 2. Гагарин Б. Г. « Конструирование из бумаги». Ташкент, 1998, 3. Докучаева Н. « Мастерим бумажный мир». – Спб.: « Диамант», 1997, 4. Калинина Г.П., Шахардина С.Б. Конструирование из бумаги.­ Екатеринбург, 2005, 5. Контарева О., Шиловская Т. Карнавальные маски.­ Москва, 2002, 6. Козлина А.В. Уроки ручного труда. ­ Мозаика – синтез, 1999, 7. Лубковская   К.,   Згрыкова   И.   Сделаем   этот   мир   сами.   ­Москва: «Просвещение», 1983, 8. Мальцева   Н.Н.,   Ермолаева   Н.В.   Аппликация   в   детском   саду.­Ярославль, 2004, 9. Нагибина М.И. « Из простой бумаги мастерим как маги». ­ Ярославль,  «Академия развития», 1998, 10. Нагибина М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры, ­Ярославль, 1997, 11. Соколова С. Азбука оригами.­ Москва, 2007 12. Сержантова Т. 365 моделей оригами.­ Москва: «Айрис пресс Ральф»,1999, 13. Сафронова   Е.   Н.   Вместе   с   детьми   по   ступенькам     творческого   роста. Дополнительное образование, 7/2004, 14. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка.­ Ярославль, 1998, 15. Шухова С. Поделки из всякой всячины.­ Москва, 2007.