Викторина «Умники и умницы», посвящённая жизни и деятельности М.В.Ломоносова.
Цель – заинтересовать учащихся старших классов изучением жизни и деятельности М.В.Ломоносова.
Задачи – 1) кратко изучить (повторить) с учениками основные научные открытия и труды Ломоносова;
2) выявить наиболее эрудированных в данном вопросе учеников.
Викторина рассчитана на учеников старших классов. Основных участников 3; теоретиков – 5 – 25;
Викторина проводится по правилам, соответствующим правилам телевизионной игры «Умники и умницы».
Основные участники встают на дорожки разной длины, и, поочерёдно, отвечают на вопросы ведущего. В случае 1 ошибки участник, идущей по короткой дорожке выбывает из игры; участник, идущий по средней дорожке выбывает после 2 ошибки; участник, идущий по длинной дорожке выбывает после 3 ошибки. Побеждает тот из участников, кто первым «пройдёт» по своей дорожке.
Отборочный тур. Вопросы о Ломоносове:
1) Родители М.В.Ломоносова;
2) Самоназвание жителей Архангельской области во времена Ломоносова;
3) Какой современный архипелаг во времена Ломоносова называли Грумант?
4) Университет, основанный Ломоносовым.
5) Кто автор слов: «Ломоносов открыл первый университет, точнее сказать – он сам был первым нашим университетом»?
Ученики, давшие верный ответ выходят на места для участников игры. Первое задание – написать 5 предложений о Ломоносове. Кто победит – выбирает дорожку, на которую он встанет.
Через 2 минуты преподаватель русского языка проверит работы и распределит места.
В это время – конкурс для зрителей. Надо на доске написать названия городов, в которых учился Ломоносов. В хронологическом порядке.
Основной конкурс.
1 тур. Длинная дорожка.
Вопрос. Наука, созданная М.В.Ломоносовым.
Средняя дорожка.
Вопрос. Слова Ломоносова «Колумбы русские, презрев угрюмый рок, меж льдами новый путь откроют на восток, и наша досягнёт Америку держава». Появление какого пути предрёк Ломоносов?
Короткая дорожка.
Вопрос. Слова Ломоносова «все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимется у чего-либо другого». Как в наше время называется закон физики, описывающий это явление?
2 тур. Длинная дорожка.
Вопрос. Ломоносов провёл не одну тысячу опытов и получил непрозрачные стёкла разнообразных цветов и оттенков. Как называются эти стёкла?
Средняя дорожка.
Вопрос. Ломоносов про работу другого учёного: « на всякой почти странице русских бьют, грабят благополучно, скандинавы побеждают, разоряют, огнём и мечом истребляют….он (Миллер) изобразил Россию столь бедным народом, каким ещё ни один писатель ни один народ не представил». О какой исторической теории высказался М.В.Ломоносов?
Короткая дорожка.
Вопрос. Наблюдая вступление Венеры на Солнце вокруг её части, ещё не вышедшей на диск на одну секунду вспыхнуло «тонкое, как волос, сияние». Что наблюдал Ломоносов, какое открытие он сделал?
3 тур. Длинная дорожка.
Вопрос. Общее название хвалебных стихов, которые сочинял Ломоносов.
Средняя дорожка.
Вопрос. Корпускула – есть собрание элементов, образующее одну малую массу. Как она называется в наши дни?
4 тур. Длинная дорожка.
Вопрос. Самая известная мозаичная картина М.В.Ломоносова.
Литература.
1) Чудинов И.А. Богатырь науки и искусства. (Молодым – о М.В.Ломоносове). – Архангельск, Международный институт управления. - 2001.
2) Слово о Ломоносове/ под ред. Г.Г. Фруменкова. – Архангельск, Северо-Западное книжное издательство, - 1983.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.