УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНЕЙ1
Оценка 5

УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНЕЙ1

Оценка 5
docx
28.12.2021
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНЕЙ1
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНЕЙ1.docx

Умножение и деление степеней

Цель: формировать умение использовать правила умножения и деления  степеней  с  одинаковыми  основаниями  при  решении  практических задач.

Ход урока

I. Проверочная работа.

Вариант 1

1. Представьте в виде степени произведение.

а) x6  x3  x7;                                            б) (–7)3  (–7)2  (–7)9.

2. Представьте в виде степени частное.

а) x8 : x4;                                                     б) (–0,5)6 : (–0,5)8.

3. Найдите значение выражения.

а) ;                                        б) .

Вариант 2

1. Представьте в виде степени произведение.

а) y5  y9  y2;                                            б) (–6)8  (–6)2  (–6)3.

2. Представьте в виде степени частное.

а) z10 : z7;                                    б) .

3. Найдите значение выражения.

а) ;                             б) .

II. Мотивация изучения.

Данная тема предоставляет учителю возможность познакомить детей с числовыми величинами, которыми можно выразить количественные отношения реального мира. В этом плане особенно важны задачи, содержащие реальные величины, например задачи о Солнечной системе, планетах и других космических телах.

Полезно ознакомить учащихся с названиями классов принятой десятичной нумерации:

103 – тысяча

106 – миллион

109 – биллион (миллиард)

1012 – триллион

1015 – квадриллион

1018 – квинтиллион

1021 – секстиллион

1024 – септиллион

1027 – октиллион

1030 – нониллион

1033 – дециллион

1036 – андециллион

1039 – дуодециллион

1042 – тредециллион

1045 – кваттордециллион

 

10100 – гугол

Интересно для сравнения привести наименования классов старинной русской нумерации. Л. Магницкий в своей «Арифметике», изданной при Петре I, упоминает такие названия:

103 – тысяча

104 – тьма

105 – легион

106 – леодр

107 – вран

108 – колода.

Операции с числовыми великанами делают актуальными приближенные вычисления. Если исходные данные в задаче получены в результате измерений (например, астрономических) с точностью до 2–3 десятичных знаков, нет никакого смысла в последующих десятках цифр. Поэтому в этой теме уместно познакомить детей с правилами округления чисел.

III. Формирование умений и навыков.

1. Найдите отношение массы каждой из планет Солнечной системы к массе Земли.

Справка.

Планета

Солнце

Меркурий

Венера

Земля

Марс

масса, кг

2 · 1030

3,4 · 1023

4,9 · 1024

6 · 1024

6,4 · 1023

 

Планета

Юпитер

Сатурн

Уран

Нептун

Плутон

масса, кг

1,9 · 1027

5,7 · 1026

8,8 · 1025

1,0 · 1026

1,1 · 1021

2. В  астрономии  одной  из  единиц  длины  является  световой  год,
то есть расстояние,  которое  проходит  за  год  луч света. Скорость света
с = 300 000 км/с. Вычислите:

а) за какое время луч света доходит от Земли до Луны, от Солнца до Земли;  б) величину светового года в километрах;  в) расстояние от Земли до звезды Сириус в световых годах.

Справка. Среднее расстояние от Земли до Луны 384 000 км, от Земли до звезды Сириус 8,2 · 1013 км.

3. Ежегодно прирост древесины на опытном участке составляет 10 %. Какое количество древесины будет на участке через 10 лет, если сейчас её 105 м3?

4. В сберегательном банке вкладчику начисляется 20 % в год от сданной на хранение суммы. Через сколько лет первоначальная сумма увеличится более чем в 2 раза; в 5 раз?

5. Найдите  массу  мотка  медной  проволоки  сечением  2 мм  и  длиной 50 м.

Справка. Масса вычисляется по формуле m = ρ ∙  V, где ρ – плотность вещества. В частности, для меди ρ = 8,9 г/см3. А для вычисления объема цилиндра V нужно воспользоваться формулой V = πR2H.

6*. Какое наибольшее число абонентов может быть прикреплено к одной АТС при семизначной записи номеров телефона? Первые три цифры всех номеров данной АТС одинаковы.

IV. Итоги урока.

– Сформулируйте определение степени с натуральным показателем.

– В  каких  областях  используются  вычисления  больших  степеней числа 10?

Домашнее задание:  1. Во  сколько  раз  число  4,8 · 1019  больше  числа 1,2 · 1019?

2. Найдите расстояние от Солнца до планет Солнечной системы в астрономических единицах.

Справка.

Планета

Меркурий

Венера

Земля

Марс

Юпитер

Сатурн

Уран

Нептун

Плутон

Среднее
расстояние
от Солнца, млн км

58

108

150

228

778

1430

2870

4500

5900

Астрономическая единица (а. е.) – среднее расстояние от Солнца до Земли.

3. № 542; № 543.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 1

1. Представьте в виде степени произведение. а) x6  x3  x7;                                         б) (–7)3  (–7)2  (–7)9.

2. Представьте в виде степени частное. а) x8 : x4;                                                 б) (–0,5)6 : (–0,5)8.

3. Найдите значение выражения.а) ;                                          б) .

 

 

Вариант 2

1. Представьте в виде степени произведение. а) y5  y9  y2;                                         б) (–6)8  (–6)2  (–6)3.

2. Представьте в виде степени частное. а) z10 : z7;                                                б) .

3. Найдите значение выражения.а) ;                  б) .

 

Вариант 1

1. Представьте в виде степени произведение. а) x6  x3  x7;                                         б) (–7)3  (–7)2  (–7)9.

2. Представьте в виде степени частное. а) x8 : x4;                                                 б) (–0,5)6 : (–0,5)8.

3. Найдите значение выражения.а) ;                                          б) .

 

Вариант 2

1. Представьте в виде степени произведение. а) y5  y9  y2;                                         б) (–6)8  (–6)2  (–6)3.

2. Представьте в виде степени частное. а) z10 : z7;                                                б) .

3. Найдите значение выражения.а) ;                          б) .

 

Вариант 1

1. Представьте в виде степени произведение. а) x6  x3  x7;                                         б) (–7)3  (–7)2  (–7)9.

2. Представьте в виде степени частное. а) x8 : x4;                                                 б) (–0,5)6 : (–0,5)8.

3. Найдите значение выражения.а) ;                                          б) .

 

Вариант 2

1. Представьте в виде степени произведение. а) y5  y9  y2;                                         б) (–6)8  (–6)2  (–6)3.

2. Представьте в виде степени частное. а) z10 : z7;                                                б) .

3. Найдите значение выражения.а) ;                          б) .

 

 

Вариант 1

1. Представьте в виде степени произведение. а) x6  x3  x7;                                         б) (–7)3  (–7)2  (–7)9.

2. Представьте в виде степени частное. а) x8 : x4;                                                 б) (–0,5)6 : (–0,5)8.

3. Найдите значение выражения.а) ;                                          б) .

 

 

Вариант 2

1. Представьте в виде степени произведение. а) y5  y9  y2;                                         б) (–6)8  (–6)2  (–6)3.

2. Представьте в виде степени частное. а) z10 : z7;                                                б) .

3. Найдите значение выражения.а) ;                          б) .


 

Умножение и деление степеней

Умножение и деление степеней

Интересно для сравнения привести наименования классов старинной русской нумерации

Интересно для сравнения привести наименования классов старинной русской нумерации

В сберегательном банке вкладчику начисляется 20 % в год от сданной на хранение суммы

В сберегательном банке вкладчику начисляется 20 % в год от сданной на хранение суммы

Вариант 1 1. Представьте в виде степени произведение

Вариант 1 1. Представьте в виде степени произведение

Вариант 2 1. Представьте в виде степени произведение

Вариант 2 1. Представьте в виде степени произведение

Представьте в виде степени частное

Представьте в виде степени частное
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.12.2021