Байкал — удивительная естественная лаборатория, где может быть изучена жизнь в глубинных пресных водах. В нем непрерывно идет процесс формирования новых разновидностей и видов организмов.
Поражает многообразие и своеобразие органического мира Байкала. За длительный период существования и сам Байкал, и населяющий его мир организмов пережили сложную эволюцию, поэтому в озере обитают и очень древние формы многоозерья и молодые, возникшие в самом Байкале. Это простейшие организмы: корненожки, инфузории, споровики, их более 300 видов. Примерно столько же интереснейших рачков-бокоплавов, множество плоских и круглых червей, низших ракообразных, насекомых, моллюсков, рыб, нерпа.
Водная растительность Байкала разнообразна. Кроме водорослей здесь обнаружено около 20 видов цветковых водных растений. В заливах Байкала, его сорах, закрытых бухтах, в районах речных дельт растет рдест, тростник, водяная гречиха, рогоз, роголистник, осока и т. д.
Рдест
Рогоз
Но не у берегов открытого Байкала!
Прибрежная полоса открытого Байкала цветковых водных растений лишена, а водоросли есть. Приглядитесь к камням в полосе прибоя. Они покрыты в июле, августе, сентябре как бы густым зеленым мехом, это улотрикс; чуть глубже камни покрыты желтоватыми волоконцами водорослей по имени дидимосфения; еще глубже (3—10 метров) увидите кустики байкальских драпарнальдий, образующих иногда темно-зеленые заросли, и другие водоросли.
Улотрикс
Исключительно богат и разнообразен фитопланктон — мельчайшие водоросли, обитающие главным образом в верхнем более или менее освещенном слое воды озера. Это диатомовые, золотистые водоросли.
Многие виды этих водорослей обильно развиваются ранней весной, еще подо льдом. К ним принадлежат холодолюбивые диатомовые водоросли: мелозира, циклотелля, синедра; это гимнодиум, перединиум из перединиевых, которые особенно обильны под участками прозрачного льда, так как они не только холодолюбивы, но и светолюбивы.
Мелозира
Летом холодолюбивые водоросли уступают место более теплолюбивым — зеленым, сине-зеленым, золотистым и некоторым видам диатомовых водорослей.
В разное время года количество водорослей в Байкале различно.
Многообразна биологическая роль бактерий в Байкале: они разлагают все отмершее, минерализуют его, участвуя, таким образом, и в очистке воды. Бактерии служат пищей для некоторых планктонных рачков и других организмов.
К числу мельчайших организмов, населяющих Байкал, принадлежат простейшие одноклеточные организмы: инфузории, корненожки, жгутиковые, споровики. Ни в каком другом озере инфузории не играют такой большой роли в составе организмов, населяющих толщу воды, некоторые виды инфузорий встречаются даже на глубине 600 метров. Одни свободно живут в воде, другие паразитируют, третьи сожительствуют в мантийной полости моллюсков. Все простейшие служат кормом высокоорганизованных форм.
Летом, когда поверхность воды спокойная, через воду можно увидеть целые заросли» ярко-зеленого цвета байкальских пресноводных губок. Это колонии животных, скелет их состоит из тоненьких иголочек - спикул. Зеленый цвет губки зависит от поселяющейся в ее тканях микроскопической водоросли — зоохлореллы, существующей в симбиозе с губкой.
Все байкальские губки живут на каменистых грунтах открытого Байкала и, как показали исследования на глубоководных аппаратах системы «Пайсис», занимают глубины до 1000 метров, где губки имеют форму накипи серовато-белого цвета. Обширные скопления губок потребляют в пищу мельчайшие существа растительного и животного происхождения, которые токами воды увлекаются через многочисленные отверстия в теле губок. Таким образом, губки являются важнейшими потребителями планктона, бактерий, а также кремния, который необходим для постройки скелетов.
Из большого разнообразия червей, обитающих в Байкале, необычны многочисленные плоские черви. Они отличаются яркостью красок, пестротой рисунка, большими размерами (до 30 сантиметров в длину при ширине 4— 5 сантиметров в расправленном состоянии). Все эти черви эндемичны, обитают исключительно в открытых районах Байкала. Передвигаясь по дну озера, байкальские трикладиды отыскивают жертву, парализуют ее, затем обволакивают слизью и медленно втягивают внутрь тела. Поедая больные и ослабленные организмы, плоские черви выполняют роль санитара.
Из червей, пожалуй, самый любопытный представитель многощетинковых червей — полихета монаюнкия байкальская. Живет она в трубочках, построенных из иловых или песчаных частичек, скрепленных особым веществом. На илистых грунтах в прибрежной полосе, в отверстиях губок, на веточках растений и других местах обитает этот типичный представитель морских или опресненных водоемов. Как она попала в Байкал, до конца еще не ясно.
В Байкале известно 154 вида моллюсков. Живут они на илистом грунте до глубины 100—120 метров. Это хороший корм для осетра, сига, хариуса, бычков, налима. Размеры их невелики — холодная вода и недостаток солей кальция причина тому. Но принадлежат они к коренным байкальским родам и встречаются в отложениях Байкала, возраст которых определяется миллионами лет.
В самом начале лета особенно велико количество насекомых на скалах, камнях, у кромки воды на берегу. Это ручейники, они живут во взрослой стадии несколько дней. Отложив яйца в воду, насекомые погибают, личинки их окукливаются, весной у них появляются крылья.
Из других насекомых многочисленны хирономиды, их около 60 видов, но только третья часть хирономид живет в открытом Байкале.
Личинками хирономид и ручейниками питаются почти все прибрежные рыбы.
Необычайное развитие получили в Байкале бокоплавы, их более 300 видов. В основном это обитатели дна, они могут зарываться в грунт, прятаться под камни, ползать по дну; цвет их от ярко-малинового до темно-зеленого, на больших глубинах они бледные, бесцветные, но с длинными усиками-антеннами, которыми ощупывают дно и находят себе пищу.
Самый многочисленный обитатель водной толщи Байкала — ветвистоусый рачок эпишура байкальская. Эпишура играет исключительную роль в круговороте веществ в Байкале. Он является основным потребителем планктонных водорослей, способен отфильтровывать бактерии. Постоянно двигая свои веточки-усики, эпишура как бы ловит ими мельчайшие существа растительного и животного происхождения и ловко отправляет их в рот. Как пишет член-корреспондент АН СССР Г. И. Галазий в статье «Экосистема Байкала», общая биомасса эпишуры в течение года активно фильтрует воду в Байкале.
Многие из бокоплавов — хищники, трупоеды, они съедают беспозвоночных, а также мертвых рыб и другие организмы. Если рыбаки поставили сети, но вовремя их не проверили — рыба в сетях умирает, на такую «снулую» рыбу набрасываются целые полчища гаммарид... и рыбаки поднимают потом либо «фаршированную» рыбу, либо хорошо отпрепарированный скелет.
Большинство гаммарид — хороший корм для хариуса, сига, налима, осетра, голомянки и других рыб.
В толще воды распространен своеобразный бокоплав — макрогектопус, юр, как называют его местные жители — один из главных пищевых компонентов омуля. Этот обитатель открытого Байкала распространен во всей толще воды, но основная его масса держится в верхнем 200 — 250-метровом слое.
В Байкале обитает 52 вида рыб. Из них 35 видов и разновидностей составляют бычки-подкаменщики. Это некрупные рыбы, большинство из которых типичные обитатели дна, местные жители называют их широколобками. Распространены они буквально на всех глубинах, есть и самые глубоководные среди пресноводных рыб мира.
Некоторые широколобки обитают в толще воды— желтокрылый и черногривый бычки живут в верхнем 100-метровом слое воды, питаются они эпишурой и юром, молодь пелагических бычков, особенно бычка-желтокрылки, так называемая «поедь», является одним из главных компонентов пищи омуля.
Самая интересная, но во многом еще не изученная рыба — голомянка. Голомянки (большая и малая) живут только в Байкале, все их семейство представлено здесь. Они невелики по размерам — не более 25 сантиметров, без чешуи, полупрозрачны. В них содержится до 35 процентов высоковитаминизированного жира.
Это самая многочисленная рыба в Байкале. Ученые считают, что запасы голомянки в Байкале составляют 150 тысяч тонн. Однако ни на одном из этапов своей жизни голомянка не образует скоплений или косяков, она рассеяна во всей толще воды и промысловым ловом пока не охвачена. По рассказам старожилов, местные жители после бурь по берегам собирали голомянку, жир топили и использовали его для лечения ревматизма, атеросклероза, долго не заживающих ран. Известно применение жира голомянки в тибетской медицине.
Голомянка — единственная в наших широтах и в нашей стране (кроме специально акклиматизированной на Кавказе гамбузии для борьбы с малярийным комаром) живородящая рыба. Она дает до 3000 живых мальков, после чего большая часть нерестового стада погибает. Потомство голомянка может давать дважды и трижды, но старше шести лет голомянок в природе нет, они — короткоцикловые рыбы.
Голомянка переносит и любое давление в толще байкальской воды. Ночью она поднимается в поверхностные слои воды, днем уходит на большие глубины.
Ученые-лимнологи при помощи глубоководных аппаратов «Пайсис» смогли наблюдать, как на глубине 1410 метров голомянка свободно перемещается в вертикальном направлении... а ведь на этой глубине даже пушка не может выстрелить из-за громадного давления!
Замечено, что голомянка разборчива к температуре воды. Она живет при температуре +5°, температура +10° для нее смертельна.
Основная промысловая рыба в Байкале—омуль. По нежности мяса и вкусовым качествам омулю нет равных. Различают в Байкале четыре расы омуля: селенгинскую, чивыркуйскую, посольскую и северобайкальскую. Осенью во время икромета каждая раса уходит на нерест в свою реку. Древний как мир инстинкт заставляет рыбу преодолевать быстрые пороги и перекаты. На песчано-галечниковом дне, где умеренное течение, икра остается, и развитие ее до стадии личинки продолжается 8 месяцев. Поэтому на естественных нерестилищах 9/10 икры по разным причинам погибает. На Байкале работают рыборазводные заводы, где в искусственных условиях выращивают эту ценную промысловую рыбу.
Омули становятся взрослыми в массе на 9—11-й год жизни, северобайкальские на 5—7-й год, максимальный вес омуля до 5 килограммов, размеры до 50 сантиметров. В тяжелые военные и послевоенные годы запасы омуля сократились, и государством приняты решительные меры по восстановлению их. Есть основания утверждать, что количество омуля в Байкале восстановлено.
Кроме омуля в Байкале известен байкальский озерный сиг, сочная и жирная рыба, весом до 8 килограммов; объектом спортивного рыболовства являются черный и белый байкальские хариусы. Весной, после вскрытия льда, в речки, впадающие в Байкал, идет на нерест черный байкальский хариус, удивительно изящная рыба с высоким спинным плавником, переливающимся всеми цветами радуги. В стремлении оставить потомство преодолевает хариус стремнины и даже водопады до метра высотой. Через 17 дней из икры образуются личинки, которые скатываются в Байкал. Черный байкальский хариус живет и в спокойных водах Байкала, и в стремительных горных реках.
Сиг
Хариус
Живут в Байкале таймени, ленки, но особое место в ихтиофауне озера занимает байкальский осетр, основные места обитания которого приурочены к районам главных притоков Байкала: придельтовое пространство Селенги, Селенгинское мелководье, залив Провал, Чивыркуйский и Баргузинский заливы. Осетр широко мигрирует по всему Байкалу вдоль прибрежной мелководной полосы, заходя в заливы и бухты. Вес осетра достигает 120 килограммов, созревает он очень медленно: самцы формируются в нерестовые косяки в возрасте 15—28 лет, самки — в 21—37 лет.
Есть в озере ельцы, язи, караси, сороги, налимы и другие широко распространенные в Сибири рыбы. По преимуществу это обитатели байкальских притоков, мелководных заливов и соров, отсюда они проникают в прибрежную полосу Байкала. Еще в 1943—1949 годах в Посольский сор был завезен амурский сазан, широко расселившийся по восточному берегу до Баргузинского залива, обживается восточный лещ, по системе Хилок — Селенга проник в озеро амурский сом.
До сих пор полностью не разгадана тайна появления в Байкале тюленя, или, как часто называют его здесь, нерпы. Нерпа — единственное млекопитающее, освоившее водные просторы Байкала. Откуда здесь этот зверь, если ее родственники живут в Северном полярном и южном Каспийском морях? Численность зверя, по данным В. Д. Пастухова, около 70 тысяч голов. Стадо находится в хорошем состоянии. А еще два столетия назад Петр Симон Паллас с грустью писал, что «копьем и мечом нанесен непоправимый ущерб Байкалу, нерпу на Южном Байкале уже не встретишь...».
Долгие годы добывали тюленя с ружьем, 40 процентов раненых зверей при такой добыче погибало. Сейчас нерпу в основном отлавливают крупноячеистыми капроновыми сетями, строго определенное количество. Живет она в воде, дышит атмосферным воздухом, поэтому через 8—12 минут нерпа поднимается к поверхности, набирая в легкие воздух. Зимой, когда Байкал замерзает, она устраивает себе по тонкому льду продухи (отверстия во льду). Такие продухи нерпа делает в том месте, где зимой будет становая щель; чаще всего такие щели совпадают с тектоническими трещинами на дне Байкала. В середине марта в снежных логовах на льду происходит окот. Рожает нерпа одного, редко двух детенышей. Первые дни нерпята желто-зеленого цвета, через две недели — просто белые, через месяц-полтора — серебристо-серые. Нерпа — ценный промысловый зверь, дающий мясо, мех, жир, кожу. Особенно ценится мех, красивый и исключительно прочный. Питается нерпа рыбой, бесперспективной в промысловом отношении, это бычки главным образом голомянки (96 % пищевого рациона), особенно малая голомянка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.