Блицопрос.
– Какие корни могут быть в составе сложных слов?
– Приведите примеры сложных слов, называющих внешние качества человека, черты характера.
– Назовите сложное слово из задания, которое даёт характеристику человека. (Лизоблюд.) Объясните, как понимаете значение этого слова.
– Приведите примеры сложных слов-фамилий из домашнего упр. 6.
– Есть ли у ребят нашего класса фамилии, которые являются сложными словами?
– Приведите примеры сложных слов-названий городов (растений, грибов – по заданию № 9 в рабочей тетради).
– Почему растения названы чистотел, зверобой?
И ИХ ПРАВОПИСАНИЕ
Русский язык
СЛОЖНЫЕ СЛОВА
Урок 44 (40).
Тема: Употребление в речи и правописание сложных слов. Р/р Свободный диктант
Цель:
– развитие умений разных видов устной и письменной речи; понимать и передавать содержание прочитанного текста,
писать сложные слова с орфограммамибуквами соединительных гласных и буквами безударных гласных в корне слова,
объяснять и графически обозначать орфограммы.
Символы:
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
4 5
1. Словарная работа.
Упр. 92 («Дидактический материал») – образование потенциально
возможных сложных слов на базе двух корней с непроверяемыми
буквами безударных гласных.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов
© ООО «Баласс», 2013
1Ученики обозначают орфограммыбуквы соединительных гласных и
буквы безударных гласных в корнях сложных слов.
2. Блицопрос.
– Какие корни могут быть в составе сложных слов?
– Приведите примеры сложных слов, называющих внешние качества
человека, черты характера.
– Назовите сложное слово из задания, которое даёт характеристику
человека. (Лизоблюд.) Объясните, как понимаете значение этого слова.
– Приведите примеры сложных словфамилий из домашнего упр. 6.
– Есть ли у ребят нашего класса фамилии, которые являются сложными
словами?
– Приведите примеры сложных словназваний городов (растений, грибов
– по заданию № 9 в рабочей тетради).
– Почему растения названы чистотел, зверобой?
II.
Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
3 4 1 3 3
– Прочитайте ключевые слова темы в учебнике (с. 115).
– Сформулируйте тему урокаобобщения. Правописание сложных слов с
орфограммамибуквами о – е. Уточнение цели урока.
– Запишите ещё два ключевых слова: текст, свободный диктант.
На основе этих ключевых слов сформулируйте цель урока. (Писать
диктант по абзацам, близко к тексту, используя сложные слова с
орфограммамисоединительными буквами о – е.)
делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать
своё предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
© ООО «Баласс», 2013
24. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям, выражать
свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
VΙ . Развитие
умений –
применение
знания.
– Составим план урока.
План (примерный)
Учитель составляет план вместе с детьми.
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план,
планировали свою деятельность.)
1 3 4 1
1. Работа в учебнике.
а) Упр. 139 – развивается умение анализировать слова, сравнивать,
устанавливать сходство и различие в структуре слов.
Выполняется под руководством учителя. Чтобы найти лишнее слово
в каждой группе, нужно мысленно разобрать каждое слово по
составу и вдуматься в смысл каждого корня. Лишние слова:
1) поговорка – только один корень, а не два, как в остальных.
2) самолёт – в трёх остальных словах один из корней лед.
3) проводник – в слове только один корень, а в остальных два.
б) Упр. 140. Выполняется по алгоритму:
– лексическое значение слов путешественник и путеводитель;
– определение того, близки ли они по смыслу;
– чтение предложений в исправленном виде;
– нахождение и исправление ошибки (слово путеводитель во втором
предложении использовано неверно, не в своём значении, вместо слова
© ООО «Баласс», 2013
3путешественник);
– запись первого предложения;
– подчёркивание знакомых орфограмм в словах и между словами.
в) Упр. 141. Составление предложений с данными словосочетаниями.
Самостоятельная работа с коллективной проверкой.
– Каких орфограмм больше?
2. Р/р Свободный диктант.
Упр. 142.
1. Подготовительная работа.
а) Работа с текстом до чтения.
– Прочитайте название текста.
– Посмотрите на картинку в учебнике. Как вы думаете, о чём может
говориться в тексте? (Версии учеников.)
б) Чтение текста.
Беседа по содержанию:
– О чём текст? Подтвердились ли ваши предположения?
– Почему слово самолёт выделено жирным шрифтом? (Ключевое
слово.)
– Когда появились первые самолёты?
– Какими они были?
– Как самолёт получил своё название?
– Сколько в тексте частей? Почему? (Показано, как возникло слово
самолёт, как изменялось его значение, как появилось современное
значение у слова.)
в) Чтение 1го абзаца.
– Сколько в нём предложений? О чём этот абзац? (Когда возникло слово
самолёт.)
© ООО «Баласс», 2013
4г) Чтение 2го абзаца.
– Сколько в нём предложений?
– Что такое ковёрсамолёт?
– Когда появились самоходные паромы?
– Как вы понимаете, что такое самоходные паромы? Что может помочь
вам при ответе на этот вопрос? (Толковый словарь.)
– Найдите значение слова паром. Объясните.
– Какое предложение иллюстрирует картинка?
– Кто такой Пётр I?
д) Чтение 3го абзаца.
– Сколько в нём предложений? О чём этот абзац? (Объясняется
современное значение слова самолёт.)
2. Орфографическая подготовка.
а) – Найдите сложные слова. Подчеркните буквы соединительных
гласных.
– Какие ещё орфограммы есть в этих словах?
б) – Подчеркните слова с буквой безударного гласного, проверяемой
ударением. Подберите проверочные слова. Назовите словарные слова.
в) – Какие ещё знакомые орфограммы вы увидели в словах и между
словами? Подчеркните их, объясните.
3. Запись текста.
Учитель читает 1й абзац, ученики по памяти его записывают, затем
2й и 3й.
4. Самопроверка (без помощи учебника).
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
© ООО «Баласс», 2013
5– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
VΙ . Итог урока.
4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
1. Упр. 7, с. 117–118, подготовиться к словарному диктанту.
2. П. Задание № 10, тема 3 в рабочей тетради.
Деятельность учеников:
– Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е).
© ООО «Баласс», 2013
6Урок 45 (41).
Тема: Повторение. Проверочная работа № 5
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
4 5
1. Словарный диктант с графическим обозначением орфограмм.
Лимон, вокзал, как будто, абрикос, характер, чувство, шоссе, будто
жужжит, троллейбус, всегда, командир, чемодан, чувствовать,
командовать.
2. Запись под диктовку. Взаимопроверка в парах.
В Австралии живут миролюбивые крокодилы. Среди них плавают
местные жители. Дети катаются на их спинах.
– Найдите и подчеркните орфограммыбуквы гласных зелёным цветом, а
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
© ООО «Баласс», 2013
7орфограммыбуквы согласных – синим цветом.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
3 3
– Мы заканчиваем тему «Сложные слова», как вы думаете, что мы будем
делать сегодня на уроке? (Повторять всё, что знаем по этой теме.)
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока.)
II.
Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
III. Развитие
умений –
применение
знания.
3 4 3
1. Проверочная работа.
Работа выполняется на с. 16–17 в тетради «Проверочные и контрольные
работы по русскому языку, 3й кл.». Задание № 1 проверяет знания по
теме «Сложные слова и их правописание», задание № 2 проверяет
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать
своё предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
© ООО «Баласс», 2013
8умение отличать сложные слова от других слов, задание № 3 – умения
образовывать и записывать сложные слова, задание № 4 – умения видеть
и графически обозначать изученные орфограммы.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям, выражать
свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
VΙ . Итог урока.
4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
1. Упр. 7, с. 117–118, подготовиться к словарному диктанту.
2. П. Задание № 10, тема 3 в рабочей тетради.
© ООО «Баласс», 2013
9© ООО «Баласс», 2013
1