Употребление в речи и правописание сложных слов. Р/р Свободный диктант

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Блицопрос. – Какие корни могут быть в составе сложных слов? – Приведите примеры сложных слов, называющих внешние качества человека, черты характера. – Назовите сложное слово из задания, которое даёт характеристику человека. (Лизоблюд.) Объясните, как понимаете значение этого слова. – Приведите примеры сложных слов-фамилий из домашнего упр. 6. – Есть ли у ребят нашего класса фамилии, которые являются сложными словами? – Приведите примеры сложных слов-названий городов (растений, грибов – по заданию № 9 в рабочей тетради). – Почему растения названы чистотел, зверобой?
Иконка файла материала konsp_rus_3kl_ur44-45_+.doc
И ИХ ПРАВОПИСАНИЕ Русский язык СЛОЖНЫЕ СЛОВА Урок 44 (40). Тема: Употребление в речи и правописание сложных слов. Р/р Свободный диктант Цель:    –  развитие умений разных видов устной и письменной речи; понимать и передавать содержание прочитанного текста, писать сложные слова с орфограммами­буквами соединительных гласных и буквами безударных гласных в корне слова, объяснять и графически обозначать орфограммы. Символы: П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».  4  5  1. Словарная работа.   Упр. 92 («Дидактический материал») – образование потенциально возможных   сложных   слов   на   базе   двух   корней   с   непроверяемыми буквами безударных гласных. Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов  © ООО «Баласс», 2013 1Ученики обозначают орфограммы­буквы соединительных гласных и буквы безударных гласных в корнях сложных слов. 2. Блицопрос. – Какие корни могут быть в составе сложных слов? –  Приведите   примеры   сложных   слов,   называющих   внешние   качества человека, черты характера. –  Назовите   сложное   слово   из   задания,   которое   даёт   характеристику человека. (Лизоблюд.) Объясните, как понимаете значение этого слова. – Приведите примеры сложных слов­фамилий из домашнего упр. 6. – Есть ли у ребят нашего класса фамилии, которые являются сложными словами? – Приведите примеры сложных слов­названий городов (растений, грибов – по заданию № 9 в рабочей тетради). – Почему растения названы чистотел, зверобой? II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.  3  4  1  3  3  – Прочитайте ключевые слова темы в учебнике (с. 115). – Сформулируйте тему урока­обобщения. Правописание сложных слов с орфограммами­буквами о – е. Уточнение цели урока. – Запишите ещё два ключевых слова: текст, свободный диктант. На   основе   этих   ключевых   слов   сформулируйте   цель   урока.   (Писать диктант   по   абзацам,   близко   к   тексту,   используя   сложные   слова   с орфограммами­соединительными буквами о – е.) делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать  своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. © ООО «Баласс», 2013 24. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям, выражать  свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. VΙ . Развитие  умений –  применение  знания.  – Составим план урока. План (примерный) Учитель составляет план вместе с детьми. – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)  1 3 4 1   1. Работа в учебнике. а)  Упр. 139 – развивается умение анализировать слова, сравнивать, устанавливать сходство и различие в структуре слов. Выполняется под руководством учителя. Чтобы найти лишнее слово в   каждой   группе,   нужно   мысленно   разобрать   каждое   слово   по составу и вдуматься в смысл каждого корня. Лишние слова: 1) поговорка – только один корень, а не два, как в остальных. 2) самолёт – в трёх остальных словах один из корней лед­. 3) проводник – в слове только один корень, а в остальных два. б) Упр. 140. Выполняется по алгоритму: – лексическое значение слов путешественник и путеводитель; – определение того, близки ли они по смыслу; – чтение предложений в исправленном виде; –  нахождение и исправление ошибки (слово  путеводитель  во втором предложении использовано неверно, не в своём значении, вместо слова © ООО «Баласс», 2013 3путешественник); – запись первого предложения; – подчёркивание знакомых орфограмм в словах и между словами. в) Упр. 141. Составление предложений с данными словосочетаниями. Самостоятельная работа с коллективной проверкой. – Каких орфограмм больше? 2. Р/р Свободный диктант. Упр. 142. 1. Подготовительная работа. а) Работа с текстом до чтения. – Прочитайте название текста. –  Посмотрите на картинку в учебнике. Как вы думаете, о чём может говориться в тексте? (Версии учеников.) б) Чтение текста. Беседа по содержанию: – О чём текст? Подтвердились ли ваши предположения? –  Почему   слово  самолёт  выделено   жирным   шрифтом?   (Ключевое слово.) – Когда появились первые самолёты? – Какими они были? – Как самолёт получил своё название? –  Сколько   в   тексте   частей?   Почему?   (Показано,   как   возникло   слово самолёт,   как   изменялось   его   значение,   как   появилось   современное значение у слова.) в) Чтение 1­го абзаца. – Сколько в нём предложений? О чём этот абзац? (Когда возникло слово самолёт.) © ООО «Баласс», 2013 4г) Чтение 2­го абзаца. – Сколько в нём предложений? – Что такое ковёр­самолёт? – Когда появились самоходные паромы? – Как вы понимаете, что такое самоходные паромы? Что может помочь вам при ответе на этот вопрос? (Толковый словарь.) – Найдите значение слова паром. Объясните. – Какое предложение иллюстрирует картинка? – Кто такой Пётр I? д) Чтение 3­го абзаца. –  Сколько   в   нём   предложений?   О   чём   этот   абзац?   (Объясняется современное значение слова самолёт.) 2. Орфографическая подготовка. а)   –   Найдите   сложные   слова.   Подчеркните   буквы   соединительных гласных. – Какие ещё орфограммы есть в этих словах? б)  –  Подчеркните   слова   с  буквой   безударного   гласного,  проверяемой ударением. Подберите проверочные слова. Назовите словарные слова. в) – Какие ещё знакомые орфограммы вы увидели в словах и между словами? Подчеркните их, объясните. 3. Запись текста. Учитель читает 1­й абзац, ученики по памяти его записывают, затем 2­й и 3­й. 4. Самопроверка (без помощи учебника). Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): © ООО «Баласс», 2013 5– Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) VΙ . Итог урока. 4  4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание. 1. Упр. 7, с. 117–118, подготовиться к словарному диктанту. 2. П. Задание № 10, тема 3 в рабочей тетради. Деятельность учеников:  – Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е). © ООО «Баласс», 2013 6Урок 45 (41). Тема: Повторение. Проверочная работа № 5   Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. 4  5  1.  Словарный диктант с графическим обозначением орфограмм. Лимон, вокзал, как будто, абрикос, характер, чувство, шоссе, будто жужжит,   троллейбус,   всегда,   командир,   чемодан,   чувствовать, командовать. 2. Запись под диктовку. Взаимопроверка в парах. В   Австралии   живут   миролюбивые   крокодилы.   Среди   них   плавают местные жители. Дети катаются на их спинах. – Найдите и подчеркните орфограммы­буквы гласных зелёным цветом, а Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. © ООО «Баласс», 2013 7орфограммы­буквы согласных – синим цветом.   Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.  3  3  – Мы заканчиваем тему «Сложные слова», как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? (Повторять всё, что знаем по этой теме.) – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока.)  II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.  III. Развитие  умений –  применение  знания.   3 4 3  1. Проверочная работа. Работа выполняется на с. 16–17 в тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 3­й кл.». Задание № 1 проверяет знания по теме   «Сложные   слова   и   их   правописание»,   задание   №   2   проверяет 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать  своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  © ООО «Баласс», 2013 8умение отличать сложные слова от других слов, задание № 3 – умения образовывать и записывать сложные слова, задание № 4 – умения видеть и графически обозначать изученные орфограммы. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям, выражать  свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. VΙ . Итог урока. 4  4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание. 1. Упр. 7, с. 117–118, подготовиться к словарному диктанту. 2. П. Задание № 10, тема 3 в рабочей тетради. © ООО «Баласс», 2013 9© ООО «Баласс», 2013 1

Посмотрите также