Управление качеством образовательного процесса

  • docx
  • 30.03.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Управление качеством образовательного процесса.docx

Управление качеством образовательного процесса в учреждении дополнительного образования: научно-методические аспекты

Н.Л. Кондрашина,

педагог дополнительного образования, методист

В современных условиях реформирования системы образования управление качеством образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей (УДОД) приобретает особую значимость. Специфика ДОД, заключающаяся в вариативности программ, разнообразии форм организации деятельности и отсутствии жестких образовательных стандартов, требует разработки особых подходов к обеспечению и оценке качества. В данной статье рассматривается комплексная система управления качеством, апробированная в практике работы передовых учреждений дополнительного образования России.

Теоретико-методологические основы управления качеством в системе ДОД базируются на синтезе классических теорий менеджмента качества (Э. Деминг, Дж. Джуран) и современных педагогических концепций. Особенностью ДОД является необходимость учета двойственной природы качества - как соответствия нормативным требованиям (объективный аспект) и как степени удовлетворенности потребителей (субъективный аспект). В отличие от общего образования, где качество во многом определяется достижением стандартизированных результатов, в ДОД акцент смещается на процессуальные характеристики: создание мотивирующей среды, индивидуализацию образовательных траекторий, развитие творческого потенциала. Важнейшими принципами управления качеством в ДОД становятся: гуманизация, вариативность, открытость, ориентация на личностные результаты.

Модель системы менеджмента качества для учреждений ДОД должна включать несколько взаимосвязанных компонентов. Нормативно-организационное обеспечение предполагает разработку пакета локальных актов: положения о внутренней системе оценки качества, регламентов мониторинга, критериальных матриц для различных типов программ (художественные, технические, социально-педагогические). Особое значение имеет создание многоуровневой системы диагностики, включающей: входную диагностику (определение стартовых возможностей обучающихся), текущий контроль (фиксация динамики развития), итоговую оценку (достижение планируемых результатов). При этом инструментарий оценки должен быть адекватен специфике ДОД - наряду с традиционными тестами и опросниками используются портфолио, творческие книжки, видеодневники, экспертные карты наблюдения за деятельностью.

Практика реализации системы управления качеством в передовых учреждениях ДОД (например, в Дворце творчества детей и молодежи "Интеллект" г. Москвы) демонстрирует эффективность комплексного подхода. Мониторинг качества осуществляется по пяти ключевым направлениям. Качество условий оценивается через показатели материально-технического оснащения (соответствие современным требованиям), кадрового потенциала (уровень квалификации педагогов), психолого-педагогического сопровождения (индивидуализация подходов). Качество процесса анализируется с точки зрения применяемых методик (актуальность, инновационность), форм организации деятельности (вариативность, гибкость), используемых образовательных технологий. Особое внимание уделяется оценке результатов - не только предметных (овладение конкретными умениями), но и метапредметных (развитие soft skills), личностных (ценностные ориентации, мотивация).

Критериальная база оценки качества в ДОД должна быть многоаспектной. Количественные показатели (охват детей, количество реализуемых программ, участие в конкурсах) дополняются качественными характеристиками: уровень удовлетворенности родителей (регулярные опросы, "горячие линии"), профессиональные достижения педагогов (участие в конкурсах педагогического мастерства, публикации), инновационная активность учреждения (экспериментальные площадки, грантовая деятельность). Важным критерием становится социальный эффект - влияние образовательной деятельности на развитие местного сообщества, профилактику асоциальных явлений, профессиональное самоопределение молодежи.

Современные тенденции совершенствования управления качеством в ДОД связаны с цифровизацией процессов мониторинга и оценки. Внедрение специализированных программных продуктов (например, "Электронный мониторинг ДОД") позволяет автоматизировать сбор и анализ данных, создавать индивидуальные траектории развития обучающихся, оперативно корректировать образовательные программы. Перспективным направлением является развитие сетевых форм оценки качества, включая межучрежденческий бенчмаркинг, независимую экспертизу программ, систему общественно-профессиональной аккредитации. Особого внимания заслуживает практика создания региональных центров оценки качества дополнительного образования, которые могут выполнять функции методической поддержки и координации деятельности УДОД.

 Управление качеством образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования требует разработки специальных подходов, учитывающих специфику данной сферы. Предложенная в статье модель, сочетающая системный мониторинг, многоаспектную оценку и непрерывное совершенствование, доказала свою эффективность в практике передовых УДОД. Дальнейшее развитие системы управления качеством должно быть направлено на создание гибких механизмов, позволяющих одновременно обеспечивать соответствие образовательного процесса современным требованиям и сохранять уникальный воспитательный потенциал дополнительного образования детей.

Литература:

1.     Байденко В.И. Управление качеством образования: компетентностный подход. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2022. 356 с.

2.     Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. М.: Педагогическое общество России, 2021. 448 с.

3.     Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" №273-ФЗ (ред. от 01.03.2023)

4.     Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р)

5.     Методические рекомендации по разработке системы оценки качества образования в организациях ДОД. URL: https://dop.edu.ru/quality (дата обращения: 12.11.2023)

6.     Мониторинг качества дополнительного образования: региональный опыт. Сборник материалов / Под ред. И.А. Подругиной. СПб.: ЛОИРО, 2022. 214 с.

7.     Цифровые инструменты оценки качества образования: методическое пособие. М.: ФИРО РАНХиГС, 2023. 178 с.


 

Скачано с www.znanio.ru