Управление качеством
в условиях реализации
основных образовательных программ
общего образования
Выполнила:
Чемякина Галина Алексеевна, заместитель директора по учебно - воспитательной работе МБНОУ «Гимназия № 44»
г. Новокузнецк
2019
Введение
В определении задач развития современного образования и его реформирования приоритетное место занимают вопросы обеспечения его качества.
В современном понимании качество образования — это не только соответствие знаний обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам, но и успешное функционирование самой образовательной организации, а также деятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечения качества образовательных услуг. Говоря о качестве образования, имеется в виду оценка того, каких результатов добиваются учителя при обучении учащихся. Однако в последнее время все чаще при этом имеют в виду и качество самой образовательной деятельности и условий, в которых она реализуется.
Для современной образовательной организации понятие «качество образования» связано, прежде всего, с его конкурентоспособностью на рынке образовательных услуг. При этом она рассматривается как комплекс потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающей удовлетворение внутренних потребностей по развитию личности обучающегося.
В связи с этим, становится все более осознанной и актуальной необходимость управления качеством образования на уровне образовательной организации. Управление качеством образования в ОО - процесс проектирования, то есть постановки целей образования и определения путей их достижения; это организация образовательной деятельности и мотивация его участников на качественный труд; контроль как процесс выявления отклонений от целей и мониторинг – система отслеживания изменений в развитии; регулирование и анализ результатов.
Учитывая сказанное выше, я определила тему творческой работы: «Управление качеством образования в условиях реализации основных образовательных программ общего образования».
Проблема исследования сформулирована следующим образом: «Что необходимо предпринять администрации гимназии для совершенствования управления качеством образования в условиях реализации основных образовательных программ общего образования?».
Решение данной проблемы составляет цель исследования: разработать модель управления качеством образования в условиях реализации основных образовательных программ общего образования и определить систему контроля качества образования.
Объект исследования – система управления образовательной организацией.
Предмет исследования – управление качеством образования в гимназии в условиях реализации основных образовательных программ общего образования.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «качество образования» и определить содержание управления качеством образования в гимназии.
2. Определить основные подходы к управлению качеством образования в гимназии в условиях реализации основных образовательных программ общего образования.
3. Обосновать систему контроля, обеспечивающую совершенствование управления качеством образования в условиях реализации основных образовательных программ общего образования.
Гипотеза исследования: эффективность управления качеством образования в гимназии повысится, если деятельность администрации образовательной организации и педагогов по управлению качеством образования будет осуществляться на основе специально разработанной программы.
Ожидаемые результаты:
- дополнить научные знания о теоретических основах управления качеством образования в образовательной организации;
- раскрыть современные подходы к управления качеством образования в образовательной организации;
- создать модель управления качеством образования в гимназии в условиях реализации основных образовательных программ общего образования;
- разработать систему контроля, обеспечивающую совершенствование управления качеством образования в условиях реализации основных образовательных программ общего образования.
Понятие качества образования
Понятие «качество образования» многоаспектно. В общем смысле «качество» трактуется как соответствие определенной цели; совокупность характеристик продукта или услуги; соответствие предмета как результата труда некоторым заданным стандартам и т.д. Таким образом, качество образования представляется как «соотношение цели и результата, как меры достижения целей»[1] в образовательной деятельности.
В словаре понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании[2] «качество образования выпускников» трактуется как «определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания».
Качество – неоднозначный термин для понимания разными аудиториями в системе образования. Родители учеников соотносят его с развитием индивидуальности, с дальнейшей образовательной успешностью своих детей. Качество для учителей означает наличие качественного учебного плана, обеспеченность учебными материалами и пособиями, нормальные рабочие условия; учащиеся часто связывают качество с внутришкольным климатом, с «комфортностью» в школе. Будущие работодатели (бизнес, промышленность) соотносят качество образования с активной жизненной позицией, знаниями, умениями и навыками выпускников, позволяющими принимать оптимальные решения и т. д.
Поэтому неудивительно, что под качеством образования одни авторы понимают «степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением услуг, а другие – степень достижения поставленных в образовании целей и задач».[3]
В процессе анализа научных исследований, установлено существование множества определений понятия «качество образования».
По мнению Поташника М.М. , «качество образования представляется как соотношение цели и результата, как мера достижения целей, притом, что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника»[4].
А.М.Моисеев трактует понятие «качество образования в школе» как «совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование»[5].
В.М.Полонский понимает под качеством образования выпускников «определённый уровень знаний, умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники»[6].
В.П.Панасюк определяет качество школьного образования как «такую совокупность свойств, которая обусловливает его способность удовлетворять социальные потребности в формировании и развитии личности в аспектах её обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств»[7].
Шишов С.Е. и Кальней В.А. определяют качество образования как «социальную категорию, определяющую состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям в формировании и развитии гражданских, бытовых, профессиональных компетенций личности».[8]
По мнению Т.И. Шамовой, П.И.Третьякова «качество образования – это есть равнодействующая следующих составляющих: потребностей личности и общества, целевых приоритетов, спрогнозированного процесса и результата (стандарта)»[9].
Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова считают, что качество образования предполагает не только выявление конечных результатов, но и качество условий образования, процесса образования.
Говоря о качестве образования выделяют две стороны: процессуальную и результативную. Очевидна взаимосвязь этих сторон: без качественного процесса невозможен качественный результат.
В свою очередь качество образовательной деятельности также является интегративным понятием и в нем можно выделить несколько составляющих:
· качество содержания образования;
· качество образовательных технологий;
· качество процесса обучения (деятельности педагогического коллектива в целом и каждого его субъекта в частности);
· качество условий (научно-методических, управленческих, организационных, психологических, материально-технических и др.);
· качество педагогов (квалификация).
Итак, качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательной деятельности, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Современные подходы к управлению качеством образования
Управление качеством образовательной организации рассматривается как главное условие его конкурентоспособности. Сегодня можно говорить о существовании двух взаимодополняющих подходов к качеству образования: практическом, который заключается в определении качества как степени соответствия целям, и второго подхода, органически продолжающего первый и касающегося внутренних процессов, протекающих в рамках образовательной деятельности.
В теории и практике управления качеством образования выделяют несколько основных подходов:
1. Классический: передача подрастающему поколению основных ценностей.
2. Прагматический: формирование основных базовых знаний и умений.
3. Развивающий: обеспечение развития образовательных результатов.
4. Либеральный: последовательный комплексный учет потребностей и запросов ребенка.
5. Социально-ориентированный: подготовка подрастающего поколения к жизни в обществе и решению проблем.
Составляющие образовательной деятельности, которые обязаны реализовываться при любом подходе и в любой системе образования, должны удовлетворять следующим требованиям:
1. Иметь образовательный фундамент, на котором обучающиеся выстраивают собственные знания и умения, формируются компетенции, осознаются и систематизируются внутренние и внешние ориентиры освоения окружающего мира.
2. Доводить знания и умения до практического применения.
3. Помочь учащимся определить значимые для них знания, умения и компетенции, которые дадут им возможность максимально развивать себя.
4. Формировать критические умения и ключевые компетенции для жизни в глобальном мире без дискриминации.
Каковы же особенности управления качеством образования?
1. В управлении качеством образования нельзя разделять функционирование и развитие. Деятельностное и практическое проявление качества образования требует построения учебной работы таким образом, чтобы обеспечить активное участие учащихся в организации и получении своего образования.
2. Развитие способности к самообразованию. Формирование умений и компетенций, которые помогают самоорганизации и самообразованию, получению социально и личностно значимых знаний, для освоения ценностей, норм поведения, формирования отношений.
3. Высокоорганизованное мышление, умение действовать в нестандартных ситуациях. Развитие способности аналитико-критического отношения к окружающей действительности.
4. Предметная ориентация – не цель обучения, а средство освоения методологии образования. Заранее предписанные цели образования включаются в разнообразную образовательную среду, что дает возможность учащимся формировать внутреннюю мотивацию.
5.Зависимость качества образования от педагогической деятельности учителя, методов и технологий организации образовательного процесса.
Модель системы управления качеством
Из выше сказанного вытекает модель системы управления качеством, включающая следующее:
· сбор информации от потенциальных социальных заказчиков;
· формирование социального заказа;
· определение миссии школы;
· определение параметров оценки результатов образования;
· диагностика личности обучающихся;
· прогнозирование результатов образования обучающихся;
· соотношение желаемых результатов с имеющимися результатами и режимом жизнедеятельности школы;
· сравнение полученных результатов образования с поставленными целями.
Создавая систему управления качеством в образовательной организации, необходимо, в первую очередь, определиться с конечной продукцией, которую она выпускает.
Таким образом, качественная продукция образовательной организации не образовательная услуга, а выпускник. Исходным пунктом формирования системы управления качеством должно стать построение «модели» выпускника образовательной организации как совокупности определенных его личностных профессиональных качеств, на развитие которых должен быть направлен образовательная деятельность: ее содержание, методы обучения, формы организации, способы контроля и оценки знаний школьников.
Необходимо помочь обучающимся:
• развить свои духовные, интеллектуальные и физические задатки;
• реализовать интересы и склонности;
• выработать нравственные личные убеждения, терпимость к другим национальностям, религиям, образу жизни;
• усвоить свою будущую взрослую роль.
Следует научить обучающихся:
• пониманию знания и приемам деятельности во взрослой жизни, в условиях
рыночных отношений и быстро изменяющемся мире;
• общению на иностранных языках;
• самообразовательной деятельности;
• бережному и заботливому отношению к окружающему миру.
Определяющие факторы качества образования.
1. Исходные (личностные) характеристики обучающихся: склонности и способности; базовые знания (имеющиеся); психологическая устойчивость; внутренние препятствия (барьеры) для учения.
2. Образовательные условия:
• учебно-методические и наглядные материалы для обучения – учения – самообразования;
• материально-техническое оснащение, информационно-технологическое обеспечение образования;
• взгляды и подходы к образованию учителей, учащихся, родителей;
•педагогические кадры, обеспечивающие функционирование образовательной организации;
• влияние территориальных органов власти на управление ОУ;
• степень участия общественных советов и организаций в поддержке образования;
• родительская поддержка (помощь) учащимся.
3. Государственный общий контекст функционирования образовательной системы:
• государственная политика в области образования;
• стратегические приоритетные цели и задачи в образовании;
• структура управления в системе общего образования;
• ресурсы образования и их доступность;
• положение учителя в обществе;
• развитие и доступность рынка образовательных услуг и учебной литературы.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт, общественные ожидания, требования рынка, включенность образования в международное сообщество.
5. Экономические условия; социально-культурные условия; национальные и региональные факторы; системы и структуры педагогической деятельности; стратегия помощи и поддержки педагогических кадров, детей и родителей.
Основная образовательная программа общего образования
МБНОУ «Гимназия №44»
Исходя их гипотезы исследования: эффективность управления качеством образования в гимназии повысится, если деятельность администрации образовательной организации и педагогов по управлению качеством образования будет осуществляться на основе специально разработанной программы, рассмотрим основную образовательную программу общего образования МБНОУ «Гимназия №44».
Основная образовательная программа общего образования МБНОУ «Гимназия №44» разработана на основе ФГОС ООО и обусловлена спецификой самого стандарта и связанна с особенностями трех компонентов стандарта:
- требования к результатам освоения основных образовательных программ;
- требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования;
- требования к условиям реализации основной образовательной программы.
Требования к результатам основной образовательной программы основного общего образования.
Требования представлены описанием предметных, метапредметных и личностных результатов и конкретизируются планируемыми результатами по учебным предметам. Если под метапредметными результатами в начальной школе подразумевались освоенные универсальные учебные действия, ключевые компетенции и межпредметные понятия, то в среднем звене добавляется способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать, осуществлять учебную деятельность, строить индивидуальную образовательную траекторию.
При итоговом оценивании учитывается сформированность умений выполнения индивидуальных проектов. Итоговая оценка формируется из двух составляющих: результатов промежуточной аттестации и государственной (итоговой) аттестации выпускников.
Причём результаты промежуточной аттестации (в том числе накопленная оценка – портфель достижений, или портфолио) свидетельствуют о динамике индивидуальных достижений учащегося, а вторая составляющая фиксирует не только знания, умения, навыки, но и уровень освоения основной образовательной программы, в том числе основных способов действий, способность к решению учебно-практических и учебно - познавательных задач.
Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования.
ФГОС ООО, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 предъявляет следующие требования к структуре основной образовательной программы ООО:
Основная образовательная программа основного общего образования определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно - практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д.
Основная образовательная программа основного общего образования МБНОУ «Гимназия №44» содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
В целевом разделе:
· разработаны Миссия гимназии, Видение, цели, задачи;
· намечена политика в области качества;
· определено общее назначение ООП;
· сформулированы базовые ценности гимназии;
· спланированы результаты освоения ООП ООО;
· разработана система оценки достижения планируемых результатов;
· включено описание организации ГИА;
· разработана оценка эффективности деятельности образовательной организации.
В содержательном разделе:
· определено общее содержание ООО;
· разработаны программы учебных предметов;
· представлены междисциплинарные программы;
· составлена программа развития УУД;
· представлено формирование компетенций учащихся в области использования ИКТ;
· разработана учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся;
· составлена программа воспитания и социализации;
· спланировано духовно-нравственное развитие и воспитание;
· сформулирована социализация и профессиональная ориентация;
· представлено формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
· разработаны критерии и показатели эффективности воспитательной работы;
· составлена программа коррекционной работы.
Организационный раздел включает учебный план ООО, планируемые результаты освоения учебных программ, учебный план внеурочной деятельности, систему условий реализации ООП.
Система условий реализации основной образовательной программы основного общего образования разработана на основе соответствующих требований Стандарта и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения ООП ООО.
Требования к условиям реализации ООП представлены пятью компонентами: информационно-методическим, материально-техническим, финансово-экономическим, кадровым и психолого - педагогическим обеспечением.
Таким образом можно сделать вывод, что ООП ООО - это ориентир действий образовательных отношений в гимназии, направленных на достижение оптимальных для каждого ученика результатов обучения, воспитания и развития.
Реализация ООП ООО в гимназии осуществляется через внедрение модели управления качеством, направленной на диагностику личности обучающегося, прогнозирование результатов образования гимназиста, соотношение желаемых результатов с полученными, и сравнение последних с поставленными целями.
Организация ВШК в гимназии
Этому способствует система ВШК, которая выстраивается в гимназии на основе критериального , системно-деятельностного, компетентностного подходов к оценке уровня учебного успеха ученика, уровня развития других внутренних ресурсов гимназиста, отраженных в метапредметных и личностных образовательных результатах и уровня профессиональной компетентности учителя. Система включает 3 направления, соответствующих направлениям оценки качества образования (в соответствии с ФГОС):
· требования к качеству результатов: оценка образовательных результатов, достигаемых гимназией;
· требования к качеству процесса: оценка качества условий образовательной деятельности;
· требования к структуре образовательных программ: оценка качества управленческой деятельности всех субъектов образовательной деятельности по принципу «распределенной ответственности».
При проектировании ВШК реализуется следующий алгоритм:
1. Операционально и диагностично прописываются цели ВШК как результаты деятельности всех субъектов, определяющих качество школьного образования.
2. Определяется содержание по целям (объекты контроля и критериальный аппарат оценки качества этих объектов).
3. Для данного содержания выбирается диагностический инструментарий (формы, методы и технологии измерений).
4. Определяются условия реализации каждой процедуры ВШК.
5. Определяется формат получаемых продуктов (справки, обобщения, аналитические документы).
6. Определяются механизмы обратной связи – кому и зачем нужны данные полученных продуктов (управление по результатам ВШК).
На основании полученной на предыдущих этапах информации проектируется подробный регламент ВШК с определением функций каждого субъекта на основе системно-деятельностного подхода и по принципу «распределенной ответственности».
Особенности содержания ВШК в соответствии с ФГО
В разделе «ВШК качество результатов» (Приложение №1) собирается и анализируется информация об уровне реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Этот раздел начинается с оценки такого критерия результативности, как уровень здоровья обучающихся, – это отражает не только требования государственных документов, но и чаяния социума. Никакие достижения не могут компенсировать отрицательную динамику уровня здоровья детей.
Три последующие составляющие этого раздела ВШК отражают структуру и содержание требований ФГОС к образовательным результатам.
Для оценки личностных образовательных результатов обязательными, отражающими требования ФГОС являются три показателя:
¾ уровень социализированности и уровень воспитанности (сложные показатели, требующие выделения составных элементов показателей в соответствии с описанием в ФГОС);
¾ уровень учебно-познавательной мотивации каждого ученика по отношению к каждому предмету;
¾ уровень сформированности ценностей семьи, здорового образа жизни обучающегося, навыков организации досуга.
Метапредметные образовательные результаты оцениваются по четырем позициям в ВШК:
¾ уровень реализации регулятивных УУД (организация и самоуправление, навыки системного, экологического мышления и т. д.);
¾ уровень реализации познавательных УУД (мыслительные ОУУ, логические умения и т. д.);
¾ уровень реализации коммуникативных УУД (смысловое чтение, работа в группе, монологическая речь и т. д.);
¾ уровень развития ИКТ-компетентности (преобразование информации, владение ПК, навыки грамотного использования Интернета).
Практика показала, что наличие перечисленных выше показателей отражает результативность образования в гимназии, выявляет те подсистемы в школьной образовательной системе, которые требуют коррекции и/или развития. Так, уровень обучаемости как объект мониторинга позволяет управлять качеством образовательного процесса на разных уровнях:
¾ в системе «учитель – ученик» уровень обучаемости ученика определяет для учителя уровень педагогической помощи;
¾ в системе «методическое объединение (далее – МО) – учитель – ученик» уровень обучаемости ученика определяет выбор учебных программ и при необходимости основы для их адаптации и модификации;
¾ в системе «ЗУВР – МО – учитель – ученик» уровень обучаемости ученика позволяет оценить и скорректировать вклад учителя, МО в увеличение зон актуального и ближайшего развития ученика.
Раздел «ВШК качества процесса» (Приложение №2) спроектированн на основе ресурсного и компетентностно-деятельностного подходов, а также с учетом принципов критериального оценивания. В этом разделе ВШК определяется уровень созданных условий реализации основной образовательной программы, в т. ч. кадровых, психолого-педагогических, информационно-методических, материально-технических и иных условий.
Первый раздел «ВШК качества процесса» называется «Качество обучающей предметной деятельности». Предлагаемая структура этого раздела, включающая 10 направлений анализа, выстроена также по принципу необходимости и достаточности и включает:
¾ качество деятельности по реализации требований по сохранению здоровья обучающихся в учебном процессе;
¾ качество планирования и организации уроков по предмету;
¾ качество деятельности по развитию метапредметных умений (УУД);
¾ качество деятельности по обучению и развитию обучающихся на основе использования ИКТ;
¾ качество деятельности по проектированию и реализации индивидуальных учебных программ для отдельных учащихся;
¾ качество деятельности по организации и проведению предметных событий в школе;
¾ качество деятельности по организации и проведению внешкольной предметной деятельности обучающихся: экскурсий, экспедиций и др.;
¾ качество реализации деятельности по обучению детей с ОВЗ;
¾ качество деятельности учителей по развитию и обустройству предметного кабинета и образовательного пространства школы;
¾ качество деятельности педагогического коллектива по реализации внеурочной деятельности как ресурса реализации требований к «портрету выпускника».
В разделе «качество воспитательной работы» предусмотрено отслеживание трех составляющих:
¾ содержание и структура системы воспитательной работы, отражающие и/или акцентирующие требования к содержанию и структуре программы воспитательной работы (духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни);
¾ качество реализации программы воспитательной работы;
¾ качество работы с родителями.
Одним из важнейших ресурсов качества образовательного процесса является научно-методическая система школы.
Очень эффективно в формате ВШК «работает» мониторинг уровня профессиональной компетентности учителя, не только реализующий интегративную функцию ВШК, но и обеспечивающий отсутствие сложностей при переходе к новой системе оплаты труда. В этом разделе разработано наличие следующих направлений ВШК:
¾ динамика роста уровня профессиональной компетентности учителя;
¾ качество деятельности МО, предметных кафедр;
¾ качество реализации программы педагогического эксперимента;
¾ качество работы библиотеки, медиатеки, ресурсных центров школы;
¾ качество деятельности социально-психологической службы, службы тьюторов.
Раздел «Контроль качества управления» (Приложение №3) включает объем следующих показателей качества управления:
¾ оптимальность состава и структуры ВШК;
¾ качество управления реализацией требований государственных документов (СанПиН, ГОСТ и т. д.);
¾ качество выполнения Положения о документообороте образовательного процесса (полнота, своевременность и правильность ведения школьной документации всеми участниками образовательного процесса);
¾ качество управления материально-технической базой образовательного процесса (достаточность и качество оснащения образовательной среды школы);
¾ качество управления профессиональным ростом педагогов школы (наличие и реализация в ВШК необходимой совокупности показателей качества профессиональной деятельности учителя для установления размера стимулирующей части зарплаты);
¾ компетентность субъектов управления (уровень управленческой компетентности администраторов школы, специалистов, возглавляющих структурные подразделения).
Для системы ВШК как объекта оценивания важным является соответствие его состава и структуры принципам социального управления. Галеева Н.Л., кандидат биологических наук, предложила в этом случае критериями качества ВШК считать принципы управления, а показателями - характеристики реализации принципов управления в ВШК (таблица 1).
Описывая уровневые дескрипторы (уровни достижения) показателей для самоаудита и экспертной оценки, выделяют три уровня – оптимальный (максимальное количество баллов), критический и недопустимый. Так, при анализе соответствия состава и структуры ВШК целям и задачам гимназии и наличия всех направлений ВШК можно считать, что в ОО достигнут оптимальный уровень (согласно таблице 1), т.к. в гимназии действует локальный акт, в котором прописан критериальный аппарат всех составляющих ВШК с подробными уровневыми дескрипторами качества.
Оценивая качество процесса, необходимо определить, как ВШК действует в качестве ресурса управления. В качестве критериев определены функции управленческой деятельности, а показателями служат характеристики процессов (таблица 2). Выделяют три уровня – оптимальный (максимальное количество баллов), критический и недопустимый.
Так при оценке качества реализации мотивационно-целевой функции управления оценивается содержание контрольно-измерительных материалов (КИМов) в системе ВШК. Система ВШК в гимназии (согласно таблице 2) оценивается максимумом баллов, т.к. в содержании мониторинга образовательных результатов ученика отражены требования к результатам обучения, прописанные во ФГОС, что мотивирует учителя на изменения в обучающей деятельности. Качество уроков и событий отражены требования к условиям, прописанные во ФГОС. В содержании мониторинга компетентности учителя прописаны показатели, отражающие содержание профессионального стандарта педагогической деятельности, квалификационных требований к должности, внутришкольных должностных инструкций, что целенаправленно мотивирует учителя на профессиональное самосовершенствование.
По такому принципу можно проанализировать и остальные показатели принципов управления и оценки качества ВШК (таблица 1,2).
Заключение
1.Эффективность управления качеством образования в гимназии повысится, если в деятельности администрации образовательной организации и педагогов по управлению качеством образования применяется ООП ООО, разработанная на основе ФГОС ООО и
связанная с особенностями трех компонентов стандарта:
- требованиями к результатам освоения основных образовательных программ;
- требованиями к структуре основной образовательной программы основного общего образования;
- требованиями к условиям реализации основной образовательной программы.
2. Реализация ООП ООО в гимназии осуществляется через внедрение модели управления качеством, направленной на диагностику личности обучающегося, прогнозирование результатов образования гимназиста, соотношение желаемых результатов с полученными, и сравнение последних с поставленными целями.
3.Контроль за реализацией ООП ООО выстраивается по 3 направлениям:
· требованиям к качеству результатов: оценка образовательных результатов, достигаемых гимназией;
· требованиям к качеству процесса: оценка качества условий образовательной деятельности;
· требованиям к структуре образовательных программ: оценка качества управленческой деятельности всех субъектов образовательной деятельности по принципу «распределенной ответственности».
Приложение 1
ВШК КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТОВ
на основе компетентностно-деятельностного подхода (уровень реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования)
Критерий |
Показатель |
Формат |
Методы, технологии |
Субъекты реализации ВШК |
Здоровье обучающихся |
Уровень здоровья обучающихся |
Мониторинг |
Включенное наблюдение, анкетирование, специальные обследования |
Медицинские работники, педагоги-психологи, заместитель директора по УВР, классные руководители |
Личностные
образовательные |
Уровень социализированности и уровень воспитанности |
Включенное наблюдение, анкетирование |
Заместители директора по УВР и ВР, классные руководители |
|
Уровень учебно-познавательной мотивации (базовый, познавательный, социальный, социально-духовный) |
Включенное наблюдение, анкетирование |
Заместитель директора по УВР, председатели МО |
||
Уровень сформированности ценностей ЗОЖ |
Микроисследования |
Включенное наблюдение, анкетирование, тестирование |
Социолог, педагог-психолог, учителя биологии |
|
Метапредметные образовательные результаты |
Уровень реализации регулятивных УУД (организация и управление, навыки системного, экологического мышления) |
Мониторинг |
Специальные контрольно-методические срезы (КМС) |
Заместитель директора по УВР, председатели МО |
Уровень реализации познавательных УУД (мыслительные ОУУ, логические умения) |
Специальные КМС |
|||
Уровень реализации коммуникативных УУД (смысловое чтение, работа в группе, монологическая речь) |
Специальные КМС, включенное наблюдение |
|||
Уровень развития ИКТ-компетентности (преобразование информации, владение ПК, навыки грамотного использования Интернета) |
Специальные КМС, эффективность использования ИКТ |
|||
Предметные
образовательные |
Качество и динамика обученности |
Мониторинг |
Итоговые контрольные работы, оценки за полугодие, год |
Заместитель директора по УВР, председатели МО |
Подтверждение обученности по результатам внешней, независимой оценки |
В соответствии с режимом внешнего мониторинга |
КМС внешней экспертизы |
||
Уровень обучаемости |
Мониторинг |
Специальные КМС |
Заместитель директора по УВР, председатели МО, учителя-предметники |
|
Участие и победы в предметных конкурсах, олимпиадах |
По факту |
Портфолио ученика |
Приложение 2
ВШК КАЧЕСТВА ПРОЦЕССА
на основе ресурсного и компетентностно-деятельностного подходов
(уровень созданных условий реализации основной образовательной программы общего образования, в т. ч. кадровых, психолого-педагогических, информационно-методических, материально-технических и иных условий)
Критерий |
Показатель |
Формат |
Методы, технологии |
Субъекты реализации ВШК |
Качество обучающей предметной деятельности |
Качество планирования и организации уроков по предмету |
Мониторинг |
Единая система оценки, принятая на педагогическом совете, с уровневыми дескрипторами качества уроков |
Заместитель директора по УВР, председатели МО, методисты, учителя-предметники |
Микроисследования |
Разработанная для каждого микроисследования критериальная система оценки качества (в рамках методических недель, ОЭР) |
|||
Качество деятельности по развитию метапредметных умений (УУД) |
Мониторинг |
Единая система оценки, принятая на педагогическом совете, с уровневыми дескрипторами качества уроков |
||
Качество
деятельности по реализации требований по сохранению здоровья |
Единая система оценки, принятая на педагогическом совете, с уровневыми дескрипторами качества уроков. Изучение психологического состояния ученика, степени удовлетворения его познавательных потребностей |
|||
Качество деятельности по обучению и развитию обучающихся на основе использования ИКТ |
Единая система оценки, принятая на педагогическом совете, с уровневыми дескрипторами качества уроков |
|||
Качество деятельности по проектированию и реализации индивидуальных учебных программ для отдельных учащихся |
||||
Качество деятельности по организации и проведению предметных событий в школе |
Критериальная система оценивания предметных внутришкольных событий в рамках образовательных программ школы |
|||
Качество деятельности по организации внешкольной предметной занятости обучающихся: экскурсий, экспедиций и др. |
Критериальная система оценивания внешкольной предметной деятельности обучающихся: экскурсий, экспедиций и др. |
|||
|
Качество реализации требований Закона "Об образовании" к организации деятельности по обучению детей с ОВЗ |
|
Критериальная система оценивания качества условий обучения детей с ОВЗ |
Заместители директора по УВР и ВР, медицинские работники, педагоги-психологи |
Качество деятельности учителей по развитию и обустройству предметного кабинета и образовательного пространства школы |
Мониторинг, микроисследования |
Критериальная система оценивания качества предметного кабинета и образовательного пространства школы |
Заместители директора по УВР и ВР, председатели МО, методисты |
|
Качество деятельности педагогического коллектива по организации внеурочной деятельности как ресурса реализации требований к "портрету выпускника" |
Мониторинг, тематические микроисследования |
Критериальная система оценивания качества внеурочной деятельности (кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. п.) |
Заместители директора по УВР и ВР, председатели МО, члены Управляющего Совета |
|
Качество реализации системы воспитательной работы |
Содержание и структура программы воспитательной работы (в соответствии с ФГОС: духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни) |
Микроисследования |
Периодическое сопоставление сетевого графика и/или "дорожной карты" программы воспитательной работы с реальным ходом выполнения программы с целью коррекции |
Заместитель директора по ВР, председатели МО, методисты, члены Управляющего Совета |
Качество реализации программы воспитательной работы |
Мониторинг |
Критериальная система оценивания событий, объектов воспитательной программы |
Заместитель директора по ВР |
|
Качество работы с родителями |
Микроисследования |
Критериальная система оценивания совместной деятельности школы и родителей по реализации образовательной программы |
Заместители директора по УВР и ВР, члены Управляющего Совета |
|
Качество научно-методической системы школы |
Динамика роста уровня профессиональной компетентности учителя |
Мониторинг |
Критериальная система оценивания уровня компетентности учителя для определения направления профессионального развития |
Заместители директора по УВР и ВР, председатели МО, методисты, члены Управляющего Совета |
Психологическое состояние членов педколлектива, их отношение к работе |
Критериальная система оценки наличия профессионального выгорания |
|||
Качество методической деятельности МО, предметных кафедр |
Критериальная система оценки качества методической деятельности МО, кафедр |
|||
Качество реализации программы педагогического эксперимента |
Критериальная система оценки ОЭР в школе |
|||
Качество работы библиотеки, медиатеки, ресурсных центров школы |
Критериальная система оценки процесса и результатов деятельности подразделений школы |
|||
Качество деятельности социально-психологической службы |
Приложение 3
ВШК КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ
(реализация требований к структуре основной
образовательной программы общего образования)
Критерий |
Показатель |
Формат |
Методы, технологии |
Субъекты реализации ВШК |
Качество образовательной программы школы |
Структура
программы, содержание |
Мониторинг |
Периодическое сопоставление сетевого графика и/или "дорожной карты" с реальным ходом выполнения образовательной программы с целью коррекции |
Директор, руководитель Управляющего Совета, заместитель директора по УВР, члены НМС |
Качество управления образовательным процессом |
Состав и структура ВШК |
Микроисследования |
Критериальная система оценивания состава и структуры ВШК |
Заместитель директора по УВР, члены НМС |
Качество
процесса реализации ВШК |
Критериальная система оценивания качества ВШК как ресурса управления |
|||
Качество управления реализацией требований государственных документов |
Выполнение СанПиН, ГОСТ и т. д. |
Мониторинг |
Оценка отклонений от нормы с целью коррекции |
Заместители директора по УВР, по безопасности, по АХЧ, медицинские работники |
Качество соблюдения Положения о документообороте ОУ |
Полнота, своевременность и правильность ведения школьной документации всеми участниками образовательного процесса |
Заместитель директора по УВР |
||
Качество управления материально-технической базой образовательного процесса |
Достаточность и качество оснащения образовательной среды школы |
Микроисследования |
Оценка объема и качества выполнения программы развития школы по данному разделу |
Заместители директора по УВР и АХЧ, председатели МО |
Качество управления профессиональным ростом педагогов школы |
Наличие и реализация в ВШК необходимой совокупности показателей качества профессиональной деятельности учителя для установления размера стимулирующей части зарплаты |
Микроисследования в режиме выплат стимулирующей части зарплаты |
Оценка
соответствия и коррекция состава показателей в зависимости от целей |
Директор,
руководитель Управляющего Совета, заместитель директора по УВР, |
Компетентность субъектов управления |
Уровень управленческой компетентности администраторов школы, специалистов, возглавляющих структурные подразделения |
Мониторинг |
Критериальная система оценивания (мониторинг профессиональной компетентности субъектов управления качеством ОП) |
Таблица 1. Соответствие состава и структуры ВШК в школе принципам социального управления (Галеева Н.Л., к.б.н.) |
||
Критерии: принципы управления |
Показатели – характеристики реализации принципов управления в ВШК |
Уровневые дескрипторы показателей для самоаудита и экспертной оценки |
1. Принцип системности и целостности в управлении |
Соответствие состава и структуры ВШК целям и задачам школы, наличие всех направлений ВШК
|
1. Оптимальный уровень (максимум баллов) В школе действует локальный акт, в котором прописан критериальный аппарат всех составляющих ВШК с подробными уровневыми дескрипторами качества: • образовательных результатов (по ученику - на основе требований ФГОС: по обученности, по УУД, по социализированности, уровню здоровья ) • качества образовательного процесса (по урокам, событиям, компетентности учителя, оснащенности кабинетов, экскурсионной деятельности и т.д.) ФГОС, НСОТ • качества управления 2. Критический уровень 3. Недопустимый уровень |
2. Принцип демократизации и гуманизации управления
|
Наличие этапов обратной связи в системе ВШК качества ОП
|
1. Оптимальный уровень (максимум баллов) В школе принят все коллективом регламент ВШК с утвержденной (утверждаемой ежегодно на первом педсовете) циклограммой ВШК; в циклограмме указаны сроки, место, даты и задачи обсуждения результатов каждого этапа мониторинга, каждого микроисследования 2. Критический уровень 3. Недопустимый уровень |
3. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации |
Оптимальность распределения управленческих полномочий
|
Оптимальный уровень (максимум баллов) В регламенте ВШК реализуется принцип распределенной ответственности: все направления ВШК курируются субъектами, реализующими свое право решения вопросов, входящих в их компетенцию 2. Критический уровень 3. Недопустимый уровень |
4. Принцип научности управления |
Реализация компетентностного, системно-деятельностного и других научных подходов в проектировании ВШК |
Оптимальный уровень (максимум баллов) ВШК представляет собой систему, включающую необходимые подсистемы, объединенные целями, формулируемыми диагностично и операционально: • показатели качества результата и процесса, определяющие цели ВШК • план – циклограмма ВШК, описывающая структуру ВШК • технологии мониторинга, инструментарий сбора и/или получения данных • информационно-методическое сопровождение в бумажном и цифровом формате с описанием и программами сбора, систематизации, хранения, распространения и анализа всех полученных данных • субъекты реализации целей и задач ВШК с достаточным уровнем управленческой компетентности 2. Критический уровень 3. Недопустимый уровень |
Таблица 2. Качество процесса реализации ВШК как ресурса управления |
||
Критерии: функции управленческой деятельности |
Показатели |
Уровневые дескрипторы показателей для самоаудита и экспертной оценки |
Мотивационно-целевая функция |
Содержание контрольно-измерительных материалов в ВШК |
Оптимальный уровень (максимум баллов) В диагностических/контрольных /зачетных работах отражены требования к результатам обучения, ПРОПИСАННЫЕ ВО ФГОС, что мотивирует учителя на модернизацию обучающей деятельности В документах ВШК, описывающих качество уроков и событий, отражены требования к условиям, прописанные во ФГОС, ВШК качества управления спроектировано на основе требований ФГОС к структуре программ В требованиях к компетентности учителя прописаны показатели, отражающие содержание профессионального стандарта педагогической деятельности. квалификационных требований к должности, внутришкольных должностных инструкций 2. Критический уровень 3. Недопустимый уровень Контрольно-измерительные материалы ВШК не представлены, либо не отражают требований указанных документов |
Информационно-аналитическая функция |
Технологичность, информативность и оперативность реализации КИМов в ВШК |
Оптимальный уровень (максимум баллов) Четко и результативно осуществляется параметрический анализ урока, предметных событий, экскурсионных программ , тематический – анализ зависимостей, тенденций, систем работы Высокий уровень информативности итогового и промежуточных этапов анализа Эффективно и оперативно аналитическая информация проходит «по вертикали» до учителя и «по горизонтали» между субъектами управления различными объектами в школе. Массивы информации собираются и анализируются с использованием электронной базы данных 2. Критический уровень 3. Недопустимый уровень |
Контрольно- диагностическая функция |
Объективность и действенность результатов анализа в ВШК |
Оптимальный уровень (максимум баллов) Результаты анализа полученной информации объективны, «прозрачны» для всех субъектов, при анализе отражают как недостатки, так и положительную динамику ОП Данные ВШК используются для проектирования конкретных позитивных изменений, что можно увидеть по динамике измеряемых в ВШК показателей. Используется «Управленческая папка учителя» как инструмент ВШК в системе «учитель-ученик» 2. Критический уровень 3. Недопустимый уровень |
Организационно-исполнительская функция |
Качество организации процесса ВШК |
Оптимальный уровень (максимум баллов) Субъекты – исполнители ВШК реализуют свои функции в соответствии с нормами педагогического управления на высоком уровне профессионального общения – конструктивно и доброжелательно. Выбранные формы и методы деятельности субъектов адекватны поставленным целям, реальным условиям и возможностям исполнителей. Время при планировании и организации ВШК распределяется рационально. 2. Критический уровень 3. Недопустимый уровень |
Планово – прогностическая функция управления |
Качество ВШК как инструмента планирования и прогноза |
Оптимальный уровень (максимум баллов) ВШК работает как инструмент управления образовательным процессом в режиме функционирования (замеряет отклонения от стандарта, от режима, от требований СанПин и т.д) ВШК работает как инструмент управления образовательным процессом в режиме развития(замеряет динамику запланированных позитивных изменений) 2. Критический уровень 3. Недопустимый уровень |
Информационные источники:
1. Инновационное развитие системы образования в Российской Федерации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 11 февраля 2011. – М., Издательский дом Паганель, 2011.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Москва, 2010.
3. Безуглов Ю.И. Управление качеством образования. Сборник научных статей /ОИПКРО/. Оренбург, 1999.
4. Болотов В.А. Основные подходы к созданию общероссийской системы оценки качества образования в Российской Федерации. Вопросы образования. 2004. № 3.
5. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики. – Под редакцией Т.И.Шамовой. –М., «Педагогика», 1991.
6. Голубева Л.М. Управление качеством образования на диагностической основе.
7. Громова Т. Критерии и оценки качества образования. //Научно-методический журнал «Директор школы». ИФ «Сентябрь», № 5,2006.
8. Дьякова, Т.М. Проблемы перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты [Текст] / Т.М. Дьякова // Методист. – 2011. - №6. – С.51-54.
9. Крайнова Э.Б. Критерии качества образования: основные характеристики и способы измерения. – М., 2005.
10. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технологии управления.
М.: Педагогическое общество России, 2002.
11. Розова Н.К. Управление качеством. - «Питер», 2003.
12. Третьяков П.И. Шамова Т.И. Управление качеством образования - основное направление в развитии системы: сущность, подходы, проблемы.//Завуч, №7, 2002.
13. Управление качеством образования. Под редакцией М. М. Поташника. М.: Издательство: Педагогическое общество России, 2006.
14. Хуторской А.В. Личностно ориентированное направление модернизации
образования в российской школе. Сборник научных трудов. М., 2002.
15.Бахмутский А.Е., Кондракова И.Э., Писарева С.А. Оценка деятельности современной школы. М.: Педагогическое общество России, 2014.
16. Гордияш П.Л. Внутришкольный контроль в работе руководителя образовательного учреждения.
17. Московский центр качества образования «Структурные элементы модели внутришкольной системы управления качеством образования (Критерии и уровневые показатели оценки)»
[1] Поташник М.М. Управление качеством образования. М, 2000, с. 33
[2] Полонский В.М. Словарь терминов и понятий по законодательству РФ об образовании. М., 1995.
[3] Шишов С.Е. Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе М.1999. – С.175.
[4] Управление качеством образования. /Под ред. М.М. Поташника. – М., 2000. – С. 33.
[5] Словарь-справочник «Внутришкольное управление». - М, 1998.
[6] Словарь понятий и терминов по законодательству РФ об образовании. М.,1995,с.20.
[7] Системное управление качеством образования в школе» С-Пб.,М, 2000.с.58.
[8] Шишов С.Е.,. Кальней В.А.. Мониторинг качества образования в школе. - М.,1999. - С.78.
[9] Третьяков П.И. Шамова Т.И.Управление качеством образования- основное направление в развитии системы: сущность, подходы, проблемы.//Завуч, №7, 2002. - С. 69.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.