13. Социокультурная сфера жизни общества и содержание скд. Досуг как сфера скд. Досуговая деятельность и досуговое поведение.
Являясь составной частью
сферы непроизводственной, социальная сфера представляет собой инфраструктуру
общественной деятельности, направленной на удовлетворение социальных и духовных
потребностей людей.
В повседневном обиходе существуют более узкие,
но практически оправданные определения социальной сферы:
1) деятельность по оказанию широкого комплекса
услуг и социально-бытовому обслуживанию;
2) деятельность по социальной защите,
социальному обеспечению и социальной реабилитации отдельных, нуждающихся в
такой поддержке, слоев населения;
3) совокупность отдельных социальных страт в
рамках того или иного региона.
В структуру социально-культурной сферы
включаются субъекты культуры, обеспечивающие массовую культурную деятельность:
клубы, развлекательные учреждения, детские учреждения, СМИ, кино, видеопрокат,
музеи, библиотеки, парки, учебные заведения и субъекты искусства: концертные залы,
театры, цирк, галереи и выставочные залы, киностудии, народные художественные
промыслы и ремесла, художественные коллективы, учебные заведения.
Цель СКС – создание необходимых социально-экономических, правовых и организационных условий для развития сети и ресурсов различных СК институтов, реализации на их базе творческого и духовного потенциала людей в интересах обновления потенциала общества.
Содержание СКД – это комплекс социально отработанных синтезированных видов культурной деятельности, в процессе которой:
Расширяются, углубляются, обновляются и приводятся в систему знания о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности, способствующих утверждению научного мировоззрения, гражданской, нравственной и эстетической позиции;
Формируются интеллектуальные и практические навыки в сфере социального, научно-технического и художественного творчества, развивается творческий потенциал личности;
Создаются, осваиваются, сохраняются, распространяются и воспроизводятся ценности культуры;
Усваиваются способы культурно-досугового творчества и негламентированного общения;
Удовлетворяются и последовательно обогащаются духовно-эстетические интересы и потребности людей.
Досуг как сфера СКД. Досуговая деятельность и досуговое поведение.
Термин «Досуг» в современной теории и практике употребляется в трех значениях:
Как синоним свободного времени;
Как синоним нерабочей деятельности;
Как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент.
Являясь основной сферой социально-культурной деятельности людей, досуг предстает как та часть общего бюджета времени человека, которая остается после вычета необходимых временных затрат на работу (учебу), удовлетворение физиологических потребностей (сон, питание и т.д.) и реализацию неотложных домашних, семейных обязанностей.
Досуговое (или рекреационное) время – это часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Это время дает им возможность удовлетворить потребность в общении и увлечениях, решении хозяйственных и бытовых вопросов, активном отдыхе и т.д.
Социокультурные свойства досуга нуждаются в постоянной регуляции, поскольку проявлениям социокультурных закономерностей (природнозаданных свойств досуга) присуща широкая вариативность в зависимости от национальных, экономических, социальных факторов, других внешних условий. Целенаправленно влиять на досуговую сферу означает содействовать проявлению ее закономерностей в наиболее полном выражении.
К основным регуляторам досуга относятся, прежде всего, административные методы, направленные на блокировку асоциальных явлений, правовое упорядочение досуга, охрану здоровья людей. Экономические способы регулирования способствуют предупреждению «обвальной» коммерциализации сферы свободного времени. Педагогическое воздействие также выступает в роли регулирующего фактора, влияет на процесс досуговой общности, готовой в силу своей духовной и волевой развитости, социокультурной ориентированности самостоятельно реализовать в наилучшем варианте потенциал свободного времени.
Досуговая деятельность имеет и ряд существенных особенностей.
в отличие от трудовой деятельности, досуговая деятельность предполагает свободное творчество личности.
если цель трудовой деятельности состоит, прежде всего, в производстве необходимых средств и условий жизни, то в процессе досуговой деятельности конечный результат не имеет для человека принципиального значения, важнейшим стимулом здесь является чувство внутреннего удовлетворения, которое он испытывает во время того или иного досугового занятия.
обладая огромным диапазоном видов своего проявления, досуговая деятельность предполагает в одних случаях активное участие человека, в других - его пассивное расслабление, в одних случаях отличается конструктивностью, ярко выраженной творческой направленностью, в других - может носить деструктивный, антисоциальный, даже криминальный характер.
С точки зрения ориентации досугового поведения, самоценности предмета выделяются три основных типа досугового поведения:
Рекреационное поведение – восстановление биопсихических ресурсов личности, израсходованных в сфере непреложных обязанностей. Независимо от состава занятий, важна ориентация на собственное здоровье, психологическое самочувствие и положительные эмоции
В сознании человека эта ориентация осознается как потребность в игровом, зрелищном, оздоровительном досуге.
Социально ориентированный. Здесь наиболее полно реализуется досуговое поведение, основанное на коммуникативной функции. Основная форма реализации – неформальное общение.
Именно эта ориентация является основным ферментом, обеспечивающим возникновение и самосохранение досуговых общностей, объединяющих людей по самым различным признакам
Культурно-ориентированное поведение. Ориентация на приобретение знаний, умений и навыков.
Помимо типов выделяется формы досугового поведения с точки зрения определенности предмета занятий.
Целевое досуговое поведение |
Поисковое досуговое поведение |
Участник того или иного досугового занятия хорошо осознает свои запросы, интересы причем в существенном реальном для него воплощении. Например, интерес к конкретной книге, аттракциону, др. человеку, концерту и пр. |
Личностью фиксируется только сам интерес, но он не связан с конкретным предметомдосуговой активности. |
Пересечение типов досугового поведения и его форм порождает такие сочетания:
1. Рекреационно ориентированное целевое поведение, то есть ориентация на заранее выбранный конкретный вид рекреации, развлечения.(социальнопедагогическом контексте ему может соответствовать тип досуговой общности, где доминируют родственные виды рекреационных услуг. Это могут быть видеосалон, дискотека, оздоровительный комплекс, подростковые клубы, общности развлекательной направленности, любители какого-либо развлечения в группе, оздоровительный клуб ит. д.);
2. Рекреационно ориентированное поисковое поведение, то есть посещение объекта развлечений, рекреации без заранее намеченной программы(временный коллектив, возникающий во время посещения рекреационно-развлекательной программы. Например, команда участников игры, посетители клубов-кафе, общности, формируемые в развлекательных центрах, кабаре и т. д.);
3. Социально ориентированное целевое поведение — запланированный заранее целевой контакт с конкретной личностью, группой людей (социально ориентированные досуговые общности, оформленные организационно, то есть имеющие свое членство, программу, определенный правовой статус, например, любительские объединения. Очень часто такие объединения могут возникать по социально-демографическому принципу (по полу, возрасту, национальности, социальному положению, по религиозному или конфессиональному признаку и т. д.);
4. Социально ориентированное поисковое поведение, это — стремление завязать новые знакомства, расширить те или иные социальные контакты (особые общности, которые имеют определенную социальную ориентированность, но неоформленные организационно, объединенные в основном по образу жизни, социальным проблемам, например, «гастарбайтеры» в городе. Это может быть взаимодействие разных социально-демографических групп для решения сообща общих социальных проблем, например, клубы знакомств для решения проблемы одиночества людей.);
5. Культурно ориентированное целевое поведение, которое выражается в посещении заранее выбранной культурной программы (коллектив самодеятельного творчества, постоянная аудитория просветительных и учебных программ в сфере досуга, различные кружки, студии, курсы и т. д.);
6. Культурно ориентированное поисковое поведение, которое связывается со стремлением расширить свой кругозор, обогатиться новыми знаниями без запланированной заранее ориентации на конкретный тип занятия (дискуссионный клуб по интересам, гостиные, выставочные концертные площадки, залы, создаваемые как некая система расширения кругозора и поиска новых возможностей для культурной деятельности).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.