Лекция 2. Управление корпорацией
Функциональный и процессный подход к управлению организацией
Стандарты корпоративного управления
Стандарт MPS
Стандарт MRP, DRP
Стандарт CRP
Стандарт MRP II
Стандарт ERP
Концепция CSRP
CRM-системы
SCM-системы
SRM-системы
EAM-системы
Инструментальные средства поддержки принятия решений
1
Функциональный и процессный подход к управлению организацией
Функционально-ориентированная организация ─ это организация, структура которой имеет вертикальную топологию, построенную в соответствии с выполняемыми функциями, и строгую иерархическую подчинённость «сверху-вниз»
Функционально-ориентированная организация обладает рядом недостатков, основными из которых выступают:
невозможность быстрой реакции на изменения в силу самой природы вертикальной иерархии;
отсутствие ориентации на клиента, главный потребитель ─ вышестоящее руководство;
непроизвольная конкуренция между подразделениями, принадлежащими к различным функциональным структурам;
незаинтересованность работающих в конечном результате, так как их видение происходящего часто не выходит за рамки подразделения;
рост накладных расходов за счёт предварительного разбиения процесса на множество операций и последующего «соединения» через управленческий аппарат;
обособленность каждого подразделения с точки зрения методов управления и автоматизации
2
Процессный подход к управлению предприятием ориентирован, в первую очередь, не на организационную структуру предприятия, а на бизнес-процессы, конечными целями выполнения которых является создание продуктов или услуг, представляющих ценность для внешних или внутренних потребителей.
Описать бизнес-процесс означает:
определить владельца бизнес-процесса;
определить границы бизнес-процесса (границы ответственности и полномочий владельца процесса по управлению процессом);
определить клиентов и выходы бизнес-процесса;
определить поставщиков и входы бизнес-процесса;
определить ресурсы, необходимые для выполнения бизнес-процесса (находятся в распоряжении владельца процесса);
описать технологию выполнения бизнес-процесса;
разработать показатели, по которым оценивается бизнес-процесс, его результаты и удовлетворённость клиентов бизнес-процесса;
описать работу владельца по анализу и улучшению бизнес-процесса, а также его отчётность
3
Можно выделить следующие преимущества процессного подхода:
интеграция и взаимосвязывание процессов для того, чтобы сделать возможным достижение желаемых выходов;
возможность сфокусировать усилия на результативности и эффективности процесса;
обеспечение уверенности потребителей, а также иных за-интересованных сторон, в том, что организация не допускает отклонений в своей деятельности;
прозрачность операций внутри организации;
меньшие затраты и более короткий производственный цикл вследствие более результативного использования ресурсов;
более совершенные, с меньшими вариациями и предсказуемые результаты;
обеспечение возможности для целенаправленных и приоритетных действий по улучшению;
содействие вовлечению персонала и более чёткому определению их ответственности.
4
Стандарты корпоративного управления
Набор методик обычно включает:
принципы определения целей и порядок их согласования;
поддержку моделей бизнес-процессов и определение влияющих на них факторов;
принципы разработки и согласования планов;
мониторинг достигнутых и планируемых результатов;
оценку отклонений планируемых значений от фактических;
применение этой информации для повышения эффективности деятельности и управления;
алгоритмы взаимодействия заинтересованных сторон.
5
Наиболее значимыми концепциями управления с точки зрения внедрения принципов теории управления техническими системами в менеджменте предприятий являются следующие:
MPS (Master Planning Scheduling) —стандарт объёмно-календарного планирования
MRP (Material Requirements Planning) – планирование потребностей в материальных ресурсах
SCM (Supply Chain Management) – управление цепями поставок (логистическими цепями)
CRP (Capacity Requirements Planning) – планирование потребностей в производственных мощностях
MRPII (Manufacturing Resource Planning) – планирование производственных ресурсов
ERP (Enterprise Resource Planning) – планирование ресурсов пред-приятия
CRM (Customer Relationship Management) – управление взаимоотношениями с клиентами
SRM (Supplier Relationship Management) – управление взаимоотношениями с поставщиками
SCRP (Customer Synchronized Resource Planning) – согласование потребностей в ресурсах с запросами клиентов
ERPII (Enterprise Resource and Relationship Processing) – управление ресурсами и внешними отношениями предприятия
EAM (Enterprise Asset Management) – управление активами предприятия
6
Стандарт MRP, DRP
Целями MRP-систем являются:
удовлетворение потребности в материалах, компонентах и продукции для планирования производства и доставки потребителям;
поддержание уровней запасов не выше запланированных;
планирование производственных операций, расписаний доставки, закупочных операций.
8
Алгоритм работы MRP-системы включает несколько основных этапов:
1. Система анализирует программу производства продукции и составляет оптимальный график производства на планируемый период.
2. Все материалы, отсутствующие в производственной про-грамме, но присутствующие в текущих заказах, включаются в планирование отдельным пунктом.
3. На основе утверждённой программы производства продукции и заказов на комплектующие, не входящие в программу, для каждого отдельно взятого материала вычисляется полная потребность в соответствии с перечнем составляющих конечного продукта.
4. На основе полной (рассчитанной) потребности, учитывая текущий статус материала, для каждого периода времени и для каждого материала вычисляется чистая потребность:
Чистая потребность = Полная потребность – Имеющееся количество – Страховой запас – Зарезервировано
5. Все заказы, созданные ранее текущего периода планирования, просматриваются, и в случае необходимости в план заказов вносятся изменения, чтобы предотвратить преждевременные поставки и задержки поставок от поставщиков.
10
Несмотря на наличие ряда преимуществ и широкое применение, МRP-системы имели ряд недостатков:
значительный объём вычислений и предварительной об-работки данных;
стремительное возрастание логистических затрат на обработку заказов и транспортировку при стремлении предприятия уменьшить запасы или перейти на работу с небольшими заказа-ми с высокой частотой их выполнения;
нечувствительность к кратковременным изменениям спроса.
11
К числу важнейших функций системы относят:
контроль над состоянием запасов в распределительной сети;
координацию спроса и предложения подразделений одного или нескольких предприятий;
формирование связей по поставкам в сферах производства, снабжения и сбыта с использованием информационно-технологического комплекса систем MRP.
12
Стандарт CRP
Планирование потребностей в производственных мощностях CRP (Capacity Requirement Planning,) —стандарт планирования загрузки трудовых и технических ресурсов в соответствии с заданным планом потребностей в материалах.
13
Планирование потребности в производственных мощностях
Типовая структура информационной базы, поддерживаемая большинством программных продуктов класса CRP
14
Расчёт потребности в производственной мощности выполняется одним из двух основных возможных способов:
от даты выполнения заказа «назад во времени» рассчитывается наиболее поздняя дата и время запуска заказа;
от даты запуска заказа в производство «вперед во времени» рассчитывается наиболее ранняя дата и время завершения заказа.
15
Применение обоих вариантов позволяет решать две разные задачи:
когда необходимо запустить заказ в производство, чтобы соблюсти зафиксированную дату выполнения заказа;
к какой дате мы сможем выполнить заказ, если запустим его в определённый день и будем работать в плановом режиме.
CRP выполняет по порядку следующие расчёты:
расчёт длительности производственного цикла для каждого производственного заказа, являющийся промежуточным результатом;
расчёт эффективного фонда времени рабочих центров на основе производственного календаря;
расчёт загрузки рабочих центров на основе данных о производственных заказах и технологических маршрутах;
формирование отчётов о загрузке рабочих центров в обобщенном и подробном форматах.
Стандарт MRP II
Суть концепции MRP II сводится к тому, что прогнозирование, планирование и контроль производства осуществляются по всему производственному циклу – от закупки сырья до отгрузки товара потребителю
16
MRP II (Manufacturing Resource Planning – планирование производственных ресурсов) ─ это комплекс проверенных на практике принципов, моделей и процедур управления и кон- троля, выполнение которых должно способствовать улучшению показателей экономической деятельности предприятия
17
Алгоритм работы MRP II
18
Стандарт ERP
Системы ERP (Enterprise Resource Planning System — система планирования ресурсов предприятия) предназначены для управления финансовой и хозяйственной деятельностью предприятий
20
Функциональный состав ERP II-системы, где CSRP (Customer Synchronized Resource Planning) — решение, реализующее концепцию «Планирование ресурсов в зависимости от потребности рынка»
23
В состав ERP-систем вошли новые типы приложений, отвечающие за связь предприятия с внешним миром, включая:
программы для управления взаимоотношениями пред-приятия с клиентами/заказчиками (CRM);
системы управления цепочками поставок (SCM);
системы электронного бизнеса/электронной коммерции (e-Business/e-Commerce), которые можно определить как набор автоматизированных бизнес-процессов, осуществляемых с использованием Интернет-технологий.
24
Внутренняя структура ERP II-систем расширилась за счёт HRM (Human Resources Management) и KM (Knowledge Management) модулей.
25
CSRP – это методология ведения бизнеса, основанная на текущих требованиях покупателей, и на прогнозах их будущих потребностей
CSRP — это бизнес методология, включащая деятельность, ориентированную на интересы покупателя, в ядро системы управления бизнесом
27
CRM-системы
CRM система ─ это современная стратегия, основанная на использовании ИТ, с помощью которых организация, собирая информацию о своих клиентах, использует её в интересах бизнеса.
CRM позволяет решать три основные практические задачи:
формировать базы данных клиентов;
организовать интерактивный процесс работы с клиентами;
контролировать деятельность менеджеров.
28
Блок маркетинга включает в себя инструменты, позволяю-щие осуществлять:
планирование и проведение маркетинговых кампаний, анализ их результатов для каждой целевой группы, продукта, региона и т. д.;
бюджетирование и прогнозирование результатов марке-тинговых кампаний;
анализ и формирование целевой аудитории, генерация списков потенциальных клиентов и их распределение между менеджерами;
создание маркетинговой энциклопедии: сбор информация по продуктам компании, ценам, состоянию рынка, конкурентам;
создание маркетинговых материалов и управление ими (в том числе автоматическая рассылка);
управление списками рассылки.
29
Программные инструменты из блока продаж дают возможность осуществлять:
управление классификацией клиентов;
управление контактами;
управление циклом продаж;
прогнозирование продаж;
автоматическую подготовку коммерческих предложений;
управление территориями;
мониторинг потенциальных продаж
30
Инструменты из блока поддержки решают следующие задачи:
отслеживания запросов;
ведение баз данных;
осуществление гарантийного обслуживания;
управление контрактами.
31
Все операционные CRM умеют:
регистрировать входящий трафик (звонки, письма, заявки на сайт);
хранить в базе данные о клиентах, заявках, сделках, задачах;
автоматизировать документооборот внутри компании;
фиксировать продвижение сделок по воронке продаж;
напоминать о запланированных звонках, письмах, встречах;
ставить задачи и контролировать работу сотрудников
33
По данным Европейского института торговли, в результате внедрения CRM-систем:
увеличивается количество повторных покупок – до 66%;
снижаются потери клиентов – в среднем на 77%;
повышается эффективность привлечения новых клиентов – на 51%;
уменьшается риск потери клиентов, связанный с уходом менеджеров по работе с клиентами – до 76%;
увеличивается рентабельность продаж в различных отраслях – от 28% до 64%.
34
Внедренные CRM по результатам опроса компании Capterra, 2018 год
SCM-системы
Логику формирования цепочки поставок можно представить в виде такой последовательности:
прогноз потребностей;
планирование потребностей;
спецификация потребностей;
оформление заказа;
размещение заказа;
исполнение заказа;
транспорт;
получение товара/услуги.
35
Система управления цепочками поставок в первую очередь предназначена для организаций, в которых присутствуют:
работа с большим количеством поставщиков;
необходимость в автоматическом выборе в режиме реального времени наиболее выгодного для предприятия поставщика по заданным критериям;
сложные системы расчётов, учитывающие, в том числе оплаченные товары в пути или продукцию, изготавливаемую поставщиком по сформированным первоначальным заказам;
необходимость отслеживания истории оплат и отгрузок по первоначальным заказам и поставленной продукции;
автоматизированный контроль месторасположения товара в пути, сроки доставки и стоимость транспортировки.
36
SRM-системы
Система Supplier Relationship Management (SRM) предназначена для управления взаимоотношениями с поставщиками .
Основными модулями, входящими в контур SRM системы промышленного предприятия, могут являться:
определение источников поставок;
оперативное снабжение;
сотрудничество с поставщиками;
стратегическое снабжение;
управление данными;
интеграция и бизнес-аналитика.
37
EAM-системы
EAM-cистема (Enterprise Asset Management System) есть система управления основными фондами.
EAM-системы позволяют согласованно управлять та-кими процессами, как:
техническое обслуживание и ремонт;
материально-техническое снабжение;
управление складскими запасами (запчасти).
38
Функциями EAM-системы являются:
формирование целостной базы оборудования и нормативно-справочной информации по его обслуживанию;
составление плана мероприятий по техническому обслуживанию и ремонтам оборудования (ТОРО);
организация заявочной компании;
наблюдение за процессами обслуживания и ремонта оборудования;
контроль реальных затрат в разрезе объектов и мероприятий;
фиксация главных технологических подходов в работе оборудования (выходы из строя, простои);
прорабатывание требующихся мероприятий по обслуживанию на базе информации АСУ ТП;
обеспечение передачи необходимой информации в ERP;
проведение оценки информации по ТОРО и организация корпоративной отчётности.
39
Gartner предложила следующую классификацию средств BI:
инструменты для выполнения запросов и построения от-чётов (query and reporting tools);
средства построения хранилищ данных (data warehousing, ХД);
системы оперативной аналитической обработки (OLAP);
информационно-аналитические системы (Enterprise Information Systems, EIS);
средства интеллектуального анализа данных (data mining).
41
В основе концепции хранилищ данных лежат две основополагающие идеи:
интеграция ранее разъединённых детализированных данных в едином хранилище данных, их согласование и, возможно,
агрегация исторических архивов, данных из традиционных систем обработки данных, данных из внешних источников;
разделение наборов данных, используемых для операционной обработки, и наборов данных, применяемых для решения задач анализа.
42
Модель хранилища данных
Универсальным критерием определения OLAP как аналитического инструмента является тест FASMI (Fast Analysis of Shared Multidimensional Information – Быстрый анализ разделяемой многомерной информации).
43
Технологии Data Mining могут быть использованы для решения следующих задач:
распознавание (классификация, диагностика) ситуаций, явлений, объектов или процессов с обоснованием решений;
прогнозирование ситуаций, явлений, процессов или состояний по выборкам динамических данных;
кластерный анализ и исследование структуры данных;
выявление существенных признаков и нахождение простейших описаний;
нахождение эмпирических закономерностей различного вида;
построение аналитических описаний множеств (классов) объектов;
нахождение нестандартных или критических случаев;
формирование эталонных описаний образов.
44
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.