УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Почтарькова Татьяна Петровна, преподаватель
Центр-колледж прикладных квалификаций ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ
г. Мичуринск Тамбовской области
В настоящее время перед системой среднего профессионального образования поставлена задача существенной актуализации содержания и повышения качества профессиональной подготовки с ориентацией ее на международные стандарты качества и в соответствии с потребностями региональных рынков труда. Одним из механизмов решения данной задачи является введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения, построенных на основе модульно-компетентностного подхода. Новое поколение федеральных государственных стандартов ставит перед образованием новые цели и задачи, совершенствование педагогических методов. Выполнить такую миссию, на наш взгляд, призвано более широкое внедрение в образовательный процесс проблемного обучения.
Проблемное обучение в настоящее время имеет несколько разновидностей, в зависимости от того, какая цель выделяется педагогом в качестве основной. Так, это может быть усвоение студентами знаний, умений и навыков, тогда педагог руководит и направляет процесс разрешения проблемных заданий. Основной целью может стать творческое развитие студентов, тогда педагог использует по большей части проблемные ситуации. Проблемное обучение может быть близко и к развивающему обучению, если его задачей ставится развитие интеллекта студентов – за счет увеличения их самостоятельности. Познавательная деятельность, достигается свободой и органичностью применения способов умственных действий в проблемном обучении, но на практике педагог самостоятельно выстраивает ту или иную иерархию при структурировании учебного материала, разработке методики и реализации учебного процесса. Таким образом, в настоящее время проблемное обучение, является не столько педагогической технологией, сколько методикой или даже подходом к обучению, и в зависимости от уровня той или иной своей составляющей может служить различным целям и органично применяться в различных действующих педагогических технологиях.
Проблемное обучение обеспечивает возможности творческого участия обучаемых в процессе освоения новых знаний, формирование познавательных интересов и творческого мышления, высокую степень органичного усвоения знаний и мотивации студентов. В таких условиях проблемное обучение уже можно будет разделить на три вида в зависимости от характера и степени задействованности творческого начала студентов: научное, творчество, практическое творчество. Основным понятием проблемного обучения является проблемная ситуация, представляющая собой интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом, что побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем.
Необходимо также заметить, что в последнее время появились попытки объяснения эффективности проблемного обучения не только на психологическом, но и на физическом уровне, то есть на уровне особенностей работы мозга.
В проблемном обучении, как и в традиционном, признается важность всех тех же функций, однако несколько изменяется расстановка акцентов, иерархия образовательных целей:
- воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);
- воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;
- формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования и творческого отображения действительности);
- формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.
Наиболее важными функциями, характерными для проблемного образования, являются, во-первых, развитие творческих способностей студентов и, во-вторых, развитие практических навыков использования знаний и повышение уровня освоения учебного материала.
Таким образом, знания, умения и навыки, полученные в процессе решения проблемных ситуаций, более эффективно фиксируются в памяти студента. Но это не единственный и не главный эффект проблемного образования. При проблемном обучении существенно усиливается роль самостоятельного образования, инициативность. «Пусть он достигает знания не через вас, а через самого себя, пусть он не заучивает науку, а постигает ее сам» (Ж.Ж. Руссо (1712-1778)). Самостоятельный же поиск выхода из проблемной ситуации развивает чувство ответственности, повышает самомотивацию, волю студентов. Кроме того, в процессе проблемного обучения предполагается, что студенты будут самостоятельно выбирать и обрабатывать самые разные источники информации, в числе и те, с которыми они будут работать в последующем, и обращаться к этим источникам им приходится чаще, чем тем, кто обучается по традиционной программе. Групповая организация работы студентов в процессе проблемного обучения приводит к укреплению межличностных отношений, развивает взаимодействие в учебном микросоциуме. Результаты введения проблемного обучения показали, что у студентов повышается интерес к изучаемому предмету, увеличивается число желающих заниматься по данной программе, устанавливаются хорошие отношения с преподавателем, проблемное обучение обеспечивает более дружественный и благоприятный учебный климат, и даже уменьшается количество отчисленных студентов.
Существуют также различные классификации методов непосредственно проблемного обучения применительно к целям, которые оно ставит перед собой, и средствам, которыми оно располагает. Так, по способу решения проблемных задач можно выделить четыре метода:
- проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее);
- совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно со студентами);
- исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается студентами самостоятельно);
- творческое обучение (студенты и формулируют проблему, и находят ее решение).
По характеру взаимодействия и распределению активности педагога и студентов можно выделяют пять способов организации учебного процесса (называемые также бинарными методами). М.И. Махмутов в зависимости от способа представления учебного материала (проблемных ситуаций) и степени активности учащихся выделял шесть методов: метод монологического изложения, рассуждающий метод изложения, диалогический метод изложения, эвристический метод обучения, исследовательский метод и метод программированных заданий.
Постановка педагогом проблемных ситуаций ставит своей целью активизацию усилий студентов по разрешению соответствующего противоречия. Продуктивную познавательную деятельность студентов в условиях проблемной ситуации и, соответственно, процесс проблемного обучения можно свести к следующим основным характерным этапам: возникновение (постановка) проблемной ситуации; осознание сущности затруднения (противоречия) и постановка проблемы (формулировка проблемной задачи); поиск способа решения проблемной задачи путем итерации догадок, гипотез и т.п. с попыткой соответствующего обоснования; доказательство гипотезы; проверка правильности решения проблемной задачи.
Еще Эйнштейн утверждал, что в своей научной деятельности на постановку проблемного вопроса из часа работы им тратится 55 минут, а оставшихся пяти бывает достаточно для нахождения ответа. При выявлении проблемы и ее формулировке задействуются более обширные участки мозга, чем при ее решении, для этого требуется высокая степень обобщенности видения действительности, умение абстрагироваться от несущественных деталей, увидеть корни проблемы.
В зависимости от уровня самостоятельности студентов в процессе создания и разрешения проблемных ситуаций выделяются четыре уровня полноты проблемного обучения:
1. Проблемы ставятся и решаются с помощью преподавателя, самостоятельность студентов невысока;
2. Преподаватель формулирует проблемную ситуацию, остальные этапы раскрытия проблемы совершаются совместно со студентами;
3. Студенты формулируют проблемные ситуации по аналогии и решают их совместно с преподавателем;
4. Все этапы разрешения проблемной ситуации проходятся самими студентами, самостоятельность и познавательная активность студентов наивысшая.
Специфика целей и методов проблемного обучения существенно изменяет роль преподавателя в педагогическом процессе и обуславливает появление новых требований к педагогу. Можно выделить следующие основные задачи, которые ставит перед преподавателем проблемное обучение: информативное обеспечение; направление исследования; изменение содержания и (или) структуры учебного материала; поощрение познавательной активности учащихся.
Таким образом: организация проблемного обучения требует от преподавателя умения анализировать реальный ход процесса и на этой основе строить прогноз его дальнейшего развертывания, изменяя в соответствии с ним условия учебной задачи. В таких условиях педагог должен обладать способностями рефлексии и оперативным мышлением.
Опыт показывает, что проблемное обучение обеспечивает значительное усиление познавательной активности у всех студентов, прочное усвоение знаний и высокую их интеграцию – у подавляющего большинства, но недостаточно интенсивное освоение навыков творческого мышления. Причину недостаточного развития творческого мышления видим в бессистемности применявшегося проблемного обучения: степень развития навыков и умений творческого мышления зависит от разнообразия и суммарного числа упражнений в решении учебных проблем, что не достигается в течение года работы студентов.
Студенты, прошедшие курс проблемного обучения, как практики котируются выше благодаря более совершенным практическим навыкам, способности самостоятельно решать возникающие проблемы, владению техникой самооценки, навыкам сбора информативных данных и т.д.
Проблемное обучение не предполагает полного отказа от таких традиционных методов, как объяснительно - иллюстративный и репродуктивный. Но в отдельных отраслях и в наиболее благоприятствующих тому ситуациях применение проблемных методов способно позволить добиться высоких результатов в образовании и расширить его традиционно суженные целевые рамки.
Проблемное обучение не следует рассматривать как самодостаточную педагогическую технологию. Скорее - это комплекс методов, подход к организации обучения, не исключающий применения и других методов: от традиционных до суггестивных, от развивающего обучения до технологии укрупнения дидактических единиц.
Литература
1. Кужель С.С. Итоги дискуссии «Роль преподавателей во внедрении проблемно-поисковых средств обучения» // Educational Technology & Society. 2002. №5.
2. Лептина И., Семенова Н. Применение эффективных технологий обучения // Учитель. 2003. №1.
3. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М.: Педагогика. 1977.
4. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.