Лекция 3. Управление жизненным циклом информационных систем
Основные понятия управления информационными проектами
Роль стандартов в жизненном цикле информационных систем
Модели жизненного цикла информационных систем
1
Основные понятия управления информационными проектами
Проектирование КИС— это процесс определения архитектуры, компонентов, интерфейсов и других характеристик системы или её части
Спецификация ИС – это набор исходных требований и параметров, которым должна удовлетворять информационная система в результате её создания
2
Можно выделить основные отличительные признаки проекта как объекта управления:
изменчивость;
ограниченность конечной цели;
ограниченность продолжительности проекта;
ограниченность бюджета;
ограниченность требуемых ресурсов;
новизна для организации, в которой реализуется проект;
комплексность;
правовое и организационное обеспечение
3
Для обоснования целесообразности и осуществимости проекта, анализа хода его реализации, а также для заключительной оценки степени достижения поставленных целей проекта и сравнения фактических результатов с запланированными существует ряд технико-экономических показателей:
работ;
сроки выполнения проекта;
себестоимость проекта;
экономическая эффективность, обеспечиваемая реализацией проекта;
социальная и общественная значимость проекта.
4
Существуют следующие типы проектов:
а) технический;
б) организационный;
в) экономический;
г) социальный;
д) смешанный.
5
Роль стандартов в жизненном цикле информационной системы
В 2005 году была предложена концепция уровней жизненного цикла, определяемых соответствующим содержанием работ:
жизненный цикл разработки программного обеспечения
жизненный цикл информационной системы
жизненный цикл информационных технологий
жизненный цикл организации/бизнеса
6
В настоящее время концепция жизненного цикла в практике использования информационных технологий/информационных систем в Российской Федерации представлена следующими стандартами:
ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010 «Информационная техно-логия. Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла программных средств» (ISO/IEC/IEEE 12207:2017 System and software engineering — Software life cycle processes»);
ГОСТ Р 57193-2016 «Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла систем» («ISO/IEC/IEEE 15288:2015 System and software engineering — System life cycle processes»);
ГОСТ 34.601-90 «Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии со-здания».
7
Согласно ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207—2010 выделяются следующие критерии для процессов жизненного цикла:
1. Стандарт устанавливает структуру работ в пределах жизненного цикла программных средств. Жизненный цикл начинается от замысла или потребности, которая может быть удовлетворена программным средством полностью или частично, и завершается прекращением применения этого программного средства.
2. Архитектура ПО создаётся совокупностью процессов и взаимосвязями между этими процессами. Определение процессов жизненного цикла основывается на двух базовых принципах — связности и ответственности.
3. Принцип связности: процессы жизненного цикла являются связными и соединяются оптимальным образом, считающимся практичным и выполнимым.
4. Принцип ответственности: процесс передается под ответственность какой-либо организации или стороне в пределах жизненного цикла программного средства.
9
Каждый процесс настоящего стандарта описывается в терминах следующих атрибутов:
а) наименование;
б) цель;
в) выходы;
г) деятельность;
д) задачи.
10
Существуют две категории процессов проекта. Процессы менеджмента проекта используются для планирования, выполнения, оценки и управления продвижением проекта. Процессы поддержки проекта обеспечивают выполнение специализированных целей менеджмента
12
Любой поддерживающий процесс вносит вклад в успех и качество программного проекта. Существует восемь таких процессов:
менеджмента документации программных средств;
менеджмента конфигурации программных средств;
обеспечения гарантии качества программных средств;
верификации программных средств;
валидации программных средств;
ревизии программных средств;
аудита программных средств;
решения проблем в программных средствах
13
При реализации процессов управления моделью жизненного цикла системы организация должна осуществлять следующие действия в соответствии с принятой политикой и процедурами:
устанавливать стандартные наборы процессов жизненного цикла систем для соответствующих стадий жизненного цикла системы;
определять приемлемые политику и процедуры адаптации и требования к их утверждению;
определять методы и инструментальные средства, которые поддерживают выполнение процессов жизненного цикла системы;
по возможности устанавливать показатели, позволяющие определять характеристики выполненных стандартных процессов;
контролировать выполнение процесса, сохранять и анализировать показатели процесса и определять тенденции по отношению к критериям предприятия;
определять возможности для усовершенствования стандартных процессов жизненного цикла систем;
совершенствовать имеющиеся процессы, методы и инструментальные средства, используя найденные возможности
15
Модели жизненного цикла информационных систем
Для каждой модели определена область применения, преимущества и недостатки. Были выделены следующие модели:
1) каскадная модель;
2) поэтапная модель с промежуточным контролем;
3) V-образная модель;
4) эволюционного прототипирования;
5) быстрой разработки приложений;
6) инкрементная
7) спиральная.
20
При использовании V-образной модели обеспечивается несколько преимуществ:
особое значение придаётся планированию, направленному на верификацию и аттестацию разрабатываемого продукта на ранних стадиях его разработки;
предусматриваются валидация и верификация всех внешних и внутренних полученных данных, а не только самого программного продукта;
определение требований выполняется перед разработкой проекта системы;
определяются продукты, которые должны быть получены в результате процесса разработки, причём каждые полученные данные должны подвергаться тестированию;
по модели менеджеры проекта может отслеживать ход процесса разработки, так как возможно воспользоваться временной шкалой, а завершение каждой фазы является контрольной точкой;
модель проста в использовании.
24
Преимущества структурной модели быстрого прототипирования заключаются в следующем:
взаимодействие заказчика с системой начинается на ран-нем этапе разработки, в результате пользователь может «увидеть» системные требования в процессе их сбора командой разработчиков;
исходя из реакции пользователей на демонстрации разрабатываемого продукта, разработчики получают сведения об разных аспектах поведения системы, благодаря чём у минимизируются неточности в требованиях;
снижается возможность искажения информации при определении требований, что приводит к созданию более качественного конечного продукта;
в процессе разработки можно внести новые требования пользователя, что часто необходимо, так как реальность отличается от концепции;
модель представляет собой формальную спецификацию, воплощенную в рабочую модель;
модель позволяет выполнять гибкое проектирование и разработку, включая несколько итераций на всех фазах ЖЦ;
ожидаемое качество продукта определяется при актив-ном участии пользователя в процессе на ранних фазах разработки;
возможность наблюдать ту или иную функцию в действии пробуждает необходимость в разработке дополнительных функциональных возможностей;
уменьшение а доработок снижает затраты на разработку;
раннее выявление проблем сокращает общие затраты;
обеспечивается управление рисками;
документация сконцентрирована на продукте, а не на его разработке;
возможность появления разногласий между пользователями и разработчиками минимизирована, принимая участие в процессе разработки, пользователи в большей степени будут до-вольны полученными результатами, так как увидят прогресс в выполнении проекта.
26
Перечислим недостатки структурной модели быстрого прототипирования:
разработанные «на скорую руку» прототипы могут со-провождаться некачественной документацией;
с учётом создания рабочего прототипа, качеству всего ПО или эксплуатационной надёжности может быть уделено недостаточно внимания;
в результате использования модели можно получить систему с плохими характеристиками, особенно если пропускается этап подгонки;
решение трудных проблем может отодвигаться на будущее, в результате полученные продукты могут не оправ-дать надежды, возлагаемые на прототип;
при досрочном завершении проекта, у конечного пользователя остаётся лишь прототип системы;
несовпадение представлений пользователей и разработчиков об использовании прототипа может привести к со-зданию другого пользовательского интерфейса;
пользователь может предпочесть прототип, не дожидаясь появления полной, хорошо продуманной версии;
на пользователей могут неблагоприятно повлиять сведения об отличии между прототипом и полной системой, готовой к реализации;
на пользователей может негативно влиять тот факт, что они не знают точное количество итераций, которые будут необходимы;
на разработку системы может быть потрачено слишком много времени, так как итерационный процесс демонстрации прототипа и его пересмотр могут продолжаться бесконечно без надлежащего управления процессом;
при выборе инструментальных средств прототипирования разработчики могут остановить свой выбор на менее подходящем решении, только чтобы продемонстрировать собственные способности.
27
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.