Управление образовательным процессом с использованием инноваций
Оценка 4.9
Педсоветы
docx
администрации +1
Взрослым
15.06.2017
Данная статья будет полезна руководящим работникам ОУ. В статье дается обзорный материал на тему инновационной деятельности в контексте целостного развития образовательного учреждения и основные этапы., как пример такой работы служат педагогические советы, также приводятся различные формы проведения педагогических советов: классические, интенсифицированные и нетрадиционныеУправление образовательным процессом с использованием инноваций
Управление образовательным процессом с использованием инноваций.docx
Управление образовательным процессом с использованием инноваций
Необходимость решения новых задач в рамках модернизации
определяет актуальность
российской системы образования,
педагогической инновационной деятельности, которая является ведущим
средством развития образовательного учреждения.
В период освоения педагогическим коллективом нововведений
появляется острая нужда в квалифицированных кадрах, способных
работать по новому, имеющих желание самостоятельно и правильно
войти в инновационные процессы. Педагогическое мастерство есть
взаимодействия всего
результат целенаправленной деятельности,
коллектива и личности учителя, которое не рождается стихийно. Это
длительный, поэтапный процесс со специфической динамической
закономерными
структурой и функциональными зависимостями,
тенденциями. Система творческого взаимодействия педагогов спо
собствует накоплению знаний, росту социальной и профессиональной
активности, позволяет более эффективно решать текущие и перспективные
задачи, стоящие перед школой.
Труд каждого учителя неразрывно связан с деятельностью
педагогического коллектива. Критерий работы отдельного педагога и
всего коллектива один: система знаний, приобретенные практические
умения, ценностные ориентиры выпускника школы. Следовательно, чем
теснее и органичнее эта связь, взаимодействие, тем выше конечный
результат. Невозможно достичь заметных успехов усилиями только
администрации или отдельной группы учителей, поскольку рост
профессионализма — результат деятельности коллектива едино
мышленников. В связи с этим требуется поиск таких форм и методов
совершенствованию
работы,
которые будут способствовать
1 профессионализма каждого педагога и коллектива в целом.
Целенаправленная работа по совершенствованию педагогического
мастерства должна стать приоритетным направлением методической
деятельности школы.
Одним из методических условий повышения профессиональной
компетентности, а следовательно и (успешности) результативности
педагогов, на наш взгляд, является выстраивание системы тематических
педагогических советов.
Педагогический совет это орган, который обладает стратегическим и
тактическим началом. Он является важным элементом, направленным на
развитие всей школы, определяющим важнейшие проблемы образования и
конкретного образовательного учреждения; решение поставленных задач и
определение эффективных путей их решения.
Как никакой другой орган, педагогический совет влияет на качество
образовательного процесса, а следовательно и результативность
деятельности педагогов и учащихся. Несмотря на то, что педагогический
труд имеет свои специфические особенности результативность
деятельности педагогического коллектива отличается известной
отсроченностью (латентным периодом). Качество его работы проявляется
в последующей деятельности учащихся и требует специфических
критериев.
2 Происходящие в стране социальноэкономические преобразования
требуют модернизации системы образования с целью её максимального
приспособления к реалиям общественной жизни. Важнейшим средством
обновления и модернизации образования являются инновационные процессы,
происходящие в ОУ.
Предназначение инновационных процессов развитие школы как
педагогической системы и особой социальной организации, достижение
качественно новых, более высоких результатов образования, повышение
конкурентоспособности ОУ.
Инновационный процесс комплексная деятельность по созданию,
освоению,использованию и распространению современных или
осовремененных новшеств (теорий, методик,технологий и т.п.). Это процесс
преобразования научного знания в инновацию, процесс последовательного
превращения идеи в продукт, технологию или услугу; процесс
мотивированный, целенаправленный, сознательный, ставящий своей целью
перевод системы образования в новое качественное состояние, в режим
развития.
Направленность, темпы, эффективность инновационных процессов
зависят от социальноэкономической среды, в которой они функционируют и
развиваются, а также от качества управления. Система управления в
современной науке трактуется как совокупность человеческих,
материальных, технических, информационных, нормативноправовых и
прочих компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому
реализуется весь комплекс функций управления.
3 Под управлением инновационным процессом в общеобразовательном
учреждении следует понимать определённым образом организованное
взаимодействие управляющих и управляемых систем, направленное на
оптимизацию и гуманизацию образовательного процесса, на повышение
результата образования.
Управленческий процесс эффективен, если он соответствует логике
реального процесса развития, если решения субъекта управления оперативны
и адекватны решаемой проблеме, если руководители ОУ, принимающие
решения, обладают способностями оценить ситуацию, прогнозировать,
управлять рисками.
На управление инновационным процессом оказывают влияние различные
факторы внешней и внутренней среды, поэтому его следует рассматривать
как совокупное управление следующими взаимосвязанными процессами:
выполнение предписаний и рекомендаций вышестоящих органов управления
образованием; внедрение в педагогическую практику новых достижений
педагогической науки и смежных наук; освоение передового педагогического
опыта; изучение и обобщение педагогического опыта внутри школы; изучение
образовательных потребностей учащихся,
пожеланий родителей и
социального окружения; выдвижение инновационных идей, разработка,
экспертиза и внедрение инноваций внутри школы; повышение инновационного
потенциала школы как способности участников образования к осуществлению
инновационной деятельности.
Управление инновационной деятельностью процесс сложный,
многофункциональный, включающий разнообразную совокупность действий,
среди которых: постановка стратегических и тактических целей, анализ
внешней среды с учетом неопределенности и риска, анализ инфраструктуры и
возможностей учреждения, диагностика реально сложившейся ситуации,
4 прогнозирование будущего состояния учреждения, поиск источников
творческих идей и их финансирования, формирование инновационного
портфеля, стратегическое и оперативное планирование,управление научными
и методическими разработками, совершенствование организационных
структур, анализ и оценка эффективности инноваций, разработка стратегии и
тактики инновационного маркетинга,диверсификации и управление рисками и
др.
Но главными направлениями и задачами инновационного менеджмента, на наш
взгляд,следует считать: разработку и осуществление единой инновационной
политики; определение системы стратегий, проектов, программ; ресурсное
обеспечение и контроль за ходом инновационной деятельности; подготовку и
коллективов,
обучение
педагогов;формирование
целевых
групп,осуществляющих решение инновационных проектов,создание
Управление инновационными процессами
инновационной среды.
многовариантно,предполагает сочетание стандартов и неординарности
комбинаций, гибкость и неповторимость способов действия, исходя из
конкретной ситуации. В инновационном менеджменте готовых рецептов нет и
быть не может.Но он учит тому, как, зная приемы, методы, способы решения
тех или иных задач, добиться ощутимого успеха в развитии организации.
Управление инновационным процессом в контексте целостного развития
школы должно осуществляться комплексно и включать следующие аспекты:
работу с педагогическими кадрами, направленную на создание
предпосылок для инновационнопедагогической деятельности;
работу с учащимися, предполагающую изучение и учёт интересов и
образовательных потребностей учащихся, создание условий для
адаптации детей к происходящим преобразованиям;
5 работу с родителями, направленную на формирование позитивного
отношения семьи к вводимым в школе новшествам и привлечение
родителей к участию в инновационном процессе;
совершенствование работы совокупного субъекта внутришкольного
управления с целью максимального использования имеющихся в школе
ресурсов;
осуществление связей с окружающей школу средой для наиболее
полного удовлетворения образовательных потребностей социума и
привлечения в школу дополнительных ресурсов;
осуществление контроля, анализа и регулирования инновационной
деятельности;
осуществление информационного обеспечения инновационной
деятельности.
Развитие школы на основе инноваций представляет собой сложный и
длительный процесс,конструирование которого неизбежно приобретает
стратегический характер и требует разработки соответствующей стратегии
управления. Выбор инновационной стратегии одна из важнейших проблем
управления нововведениями.
Чем более мощным стратегическим и системным ресурсом обладает
инновация, тем труднее учесть ее последствия в управлении ОУ. Ведь
инновационный процесс это процесс вероятностный, а поэтому
характеризующийся
рисками,неприменимостью
повышенной
жесткого
непределенностью
целеполагания,
и
низкой
предсказуемостью результатов и,
вероятностной отдачей. Данные свойства важно учитывать в управлении.
следовательно,проблематичной и
6 Противоречивость и разнонаправленность инновационных процессов в
реальных условиях внутришкольного управления обуславливают
необходимость их упорядочения. Оптимальным способом упорядочения
инновационной деятельности является программноцелевое управление
развивающейся школой.
В процессе перевода образовательного учреждения в режим развития
выделяют следующие этапы:
Осознание важности,
необходимости и неизбежности будущих
преобразований одним из
членов административной команды
образовательного учреждения, т.е. наличие своего рода "идейного
вдохновителя" и "генератора"будущих идей.
Формирование команды, подразумевающей не столько административную
(менеджерскую) команду,что само по себе является непременным и
необходимым условием, сколько идейных сторонников из педагогического
коллектива,методически и технологически подготовленных к осуществлению
инновации.
Мотивация членов педагогического коллектива и формирование готовности
учителей к инновационной деятельности.
Проблемный анализ школы, построение"проблемного поля" и определение
главной(ключевой), на сегодняшний день, проблемы своего ОУ.
Выработка проектной идеи развития школы. Это выбор объекта
нововведений, который должен исходить из жизненной необходимости
конкретной школы и однозначно быть понимаемым большинством участников
образовательного процесса.
7 Определение конкретных управленческих действий по реализации
выработанной идеи, т.е.составление плана или программы ее реализации.
Отслеживание первых шагов по реализации проектной идеи с целью
коррекции последующих управленческих действий.
В рамках управления инновационными процессами необходима следующая
совокупность управленческих действий:
разработка нормативноправовой базы управления инновационным
процессом, включающей описание функциональных обязанностей и
механизмов взаимодействия структурных подразделений управляющей
системы;
определение содержания инноваций, обеспечивающих целостное
развитие школы на основе интеграции инновационных потенциалов
школы, семьи и социальной среды;
разработка научнометодического обеспечения инновационного
процесса;
подготовка подразделений структуры управления инновационным
процессом к выполнению их функциональных обязанностей,
педагогических кадров к инновационной деятельности, учащихся и их
родителей к участию в инновационном процессе;
обновление структуры внутришкольного управления; создание
инновационного совета школы, инновационных и экспертных групп,
творческих объединений педагогов, учащихся, родителей;
обновление и реконструкция материальнотехнического оснащения
учебновоспитательного процесса;
8 внедрение личностно адаптированной системы непрерывного
образования и самообразования педагогических работников,
направленной на повышение профессиональнопедагогической
компетентности в освоении инноваций;
реализация системы организационнопроцедурных механизмов
выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей;
осуществление системы управленческой поддержки образовательных
инициатив и педагогического творчества;
внедрение методики экспертизы инноваций;
разработка и введение нормативов оценивания инновационно
педагогической деятельности;
внедрение технологии определения эффективности управления
инновационным процессом в школе;
введение дополнительных образовательных услуг.
Важнейшим аспектом управления,
определяющим эффективность
инновационной деятельности в школе, является организация работы
субъектов инновационного процесса. Субъекты инновационного процесса
лица, органы,организации, вовлеченные в процесс обновления школы.
Каждый субъект системы управления осуществляет весь функциональный
цикл самоуправления: самоанализ, самоцелеполагание,самопланирование
(проектирование и конструирование своей деятельности),самоорганизацию,
самоконтроль, самокоррекцию.
9 Нововведенческие мероприятия должны быть неотъемлемой частью обычной,
нормальной работы.Для этого инновационная деятельность требует создания
творческой атмосферы в коллективе.Нельзя вынудить работать на самом
высоком уровне. Хорошо выполненная работа это чисто добровольный
вклад, который возможен лишь тогда,когда сотрудник ощущает заботу о себе,
чувствует себя совладельцем организации. В результате неосязаемое (доверие,
внимание)
забота,
качество,эффективность работы, развитие организации.
дает вполне осязаемые результаты
Важнейшим условием успешности инноваций является наличие в школе
инновационной среды определённой системы моральнопсихологических
отношений,
методического,психологического характера,
подкреплённой комплексом мер организационного,
обеспечивающих введение
инноваций в образовательный процесс школы.
К признакам инновационной среды относятся:способность педагогов к
творчеству,
наличие в коллективе партнёрских и дружеских
отношений,хорошая обратная связь (с учащимися, семьями,социумом), а
также интегративные характеристики высокоразвитого коллектива (общность
ценностных ориентации, интересов, целевых установок и т. п.).
В управленческой практике известны различные формы интеграции
инновационных усилий,повышения инновационного потенциала организации,
вовлечения учителей в инновационную деятельность.
стажировка,повышение
Это
педагогов;педагогические,
квалификации
методические советы, круглые столы, дискуссии; деловые, ролевые,
эвристические игры по генерированию новых педагогических идей;творческая
работа учителей в школьных, районных МО; самообразование, работа с
научнометодической литературой;самостоятельная исследовательская,
творческая деятельность над темой,
участие в коллективной
10 экспериментальноисследовательской деятельности в рамках общей
проблемы;практикумы, тренинги; инновационные технологии обучения,
интерактивные методы научнометодической работы; описание инновации как
опыта работы, выступления на научнопрактических конференциях,
семинарах;творческие отчеты учителей по обобщению опыта и др.
Управление в инновационном менеджменте осуществляется с помощью
различных методов,которые представляют собой систему правил и процедур
выполнения различных задач управления инновациями. Используются как
общие методы менеджмента, применяемые во всех сферах управленческой
деятельности, так и специальные,характерные для инновационного
менеджмента. К специальным методам относятся: методы выявления мнений
экспертиза);
(интервью,
анкетирование мнений,выборочные опросы,
аналитические методы (системный анализ, написание сценариев,сетевое
планирование, функциональностоимостной анализ, экономический анализ);
методы оценки(риска, шансов, эффективности инноваций и др.);методы
генерирования идей (мозговая атака, метод синектики, морфологический
анализ, деловые игры и ситуации); принятия решений (таблицы
решений,построение деревьев решений, сравнение альтернатив); методы
прогнозирования(экспертные, экстраполяции, аналогии, метод Дельфи,
имитационные модели), наглядного представления (графические модели,
должностные описания и инструкции); методы аргументации(презентации,
ведение переговоров).
В управлении инновационными процессами в образовании свою
эффективность доказали следующее методы руководства инновационной
деятельностью: методы создания (формирования)эффективно работающих
творческих,исследовательских групп, эффективной системы коммуникаций;
методы мотивации
(стимулирование,создание креативного поля,
11 мотивирующий контроль); методы создания условий для профессионального
роста членов педколлектива;методы регулирования социально
психологического климата в коллективе, формирования внутришкольной
культуры, интегрирующие усилия субъектов инновационного процесса в
достижении целей развития школы.
Результат инновационной деятельности конкретные изменения в объекте
преобразований,качестве образовательной, педагогической и управаленческой
Педагогический мониторинг позволяет осуществить
деятельности.
непрерывное научно обоснованное диагностикопрогностическое наблюдение
развитием инновационного процесса,качеством его
за состоянием,
управления.
Формы проведения педагогических советов
Существует большое разнообразие форм проведения педагогических советов.
Согласно методике подготовки и организационной схеме проведения
педагогического совета*, наиболее распространено деление педагогических
советов на три группы:
классические (традиционные) – строятся на основе докладов с
соблюдением стандартной организационной схемы обсуждения
вопросов;
интенсифицированные – на основе работы проблемных групп с
частичным соблюдением стандартной организационной схемы
обсуждения вопросов;
нетрадиционные – на основе нестандартной организационной схемы
обсуждения вопросов.
12 В таблице отражены формы проведения педагогических советов,
свойственные каждой группе.
Формы проведения педагогических советов
Классические
На основе:
Интенсифицированные
Нетрадиционные
Педсовет – деловая игра.
Педсовет –
доклада руководителя
ОУ с обсуждениями;
Педсовет – семинар
практикум.
доклада руководителя
ОУ с содокладами
Педсовет – аукцион
педагогических идей.
методический день.
Педсовет – творческий
отчет.
Педсовет в форме КТД.
заместителей
руководителя ОУ;
Педсоветдиспут, дискуссия
(дебаты).
Педсоветконкурс.
Педсоветфестиваль.
доклада руководителя
ОУ с содокладом
Педсовет – презентация
педагогических инноваций
Педсоветконференция.
Педсовет – мастер
приглашенного
специалиста
класс
Организация нетрадиционных педсоветов осуществляется обычно как
отдельное общешкольное мероприятие методического характера. Процедура
проведения методического дня, конференции, конкурса, фестиваля должна
быть представлена в соответствующих локальных актах – положениях о
проведении данных мероприятий. Но в связи с тем, что нетрадиционные
формы педагогических советов используются, как правило, в работе
методического сервиса школы (в проблемных, творческих группах,
диагностических лабораториях и т. п.) и большинство из них затруднительно
оформить протоколом, на практике, как правило, используются классические
(традиционные) формы проведения педагогических советов.
Однако необходимо отметить, что классические педагогические советы
отличаются преимущественным применением словесных (вербальных)
методов, традиционным характером содержания, авторитарным стилем
13 общения администрации ОУ с учителями, что не соответствует сущности
педагогического совета как органа самоуправления. Поэтому в случае, когда
проведение нетрадиционных форм педсоветов введено в систему
деятельности школьной методической службы, для объединения усилий всех
членов педагогического коллектива в рассмотрении основных вопросов
учебновоспитательной работы школы необходимо использовать
интенсифицированные формы проведения педагогических советов, которые в
большей степени отвечают принципу самоуправления как законодательно
закрепленному принципу управления ОУ.
Интенсифицированные формы проведения педагогических советов
Интенсифицированные педагогические советы проводятся в два этапа.
На первом этапе применяются традиционные методы проведения
педагогического совета, соблюдается классическая процедура, включающая
аналитический доклад, академическую или публичную лекцию. На втором
этапе происходит интенсификация через вовлечение всех членов
педагогического коллектива в обсуждение вопросов педагогического совета.
Рассмотрим основные интенсифицированные формы проведения
педагогических советов.
Педсовет – деловая игра. Представляет собой игровое моделирование,
где у каждого участника – определенная роль. Деловая игра позволяет
педагогам раскрыть себя, дает возможность совершенствоваться в профессии,
учит активности.
Первый этап педагогического совета – деловой игры – вводная
теоретическая часть в форме лекции, аналитического доклада; далее
определяется, актуализируется педагогическая проблема, формулируется
общая дидактическая цель игры. На втором этапе, согласно схеме деловой
14 игры, участники "проигрывают ситуации". Длительность игры зависит от ее
содержания и конкретных задач. В конце второго этапа подводятся итоги,
формулируется решение педагогического совета.
Педсовет – семинарпрактикум. Проводится как групповое занятие
для повышения квалификации учителей. Первый этап включает в себя
подготовленные выступления научнометодического или теоретико
практического характера по актуальным вопросам образовательного
процесса. Второй этап предполагает курс практических занятий по
освещенным вопросам. В конце второго этапа формулируется решение
педагогического совета.
В традиционную словеснологическую "палитру" данного педсовета
включаются интенсифицированные практикоориентированные формы:
открытый урок (мероприятие), показ фрагментов уроков (мероприятий),
демонстрация видеоматериалов, "продуктов" образовательного процесса
(дидактические материалы, творческие, исследовательские работы учащихся)
и т. д.
На первом этапе педсоветааукциона на рассмотрение выносятся
различные педагогические идеи (технологии, техники, методы, формы,
средства) по определенной педагогической проблеме. Каждый из
последователей или авторов идеи делает ей рекламу, готовит специальное
сообщение. На втором этапе учителя "покупают" те идеи, которые, на их
взгляд, заслуживают внимания. Организационный комитет (жюри) подводит
итоги, представляет педагогическую идею, заработавшую большее количество
"денег" (баллов, очков). Далее формулируется решение педагогического
совета.
их
Педсоветаукцион поощряет инициативу педагогов,
самостоятельность и творчество, попытки создать технологию решения
педагогической проблемы.
15 Педсоветдиспут, дискуссия (дебаты) предполагает, что каждый
учитель (или большинство участвующих педагогов) выскажет свое мнение по
какомуто вопросу, познакомится с мнением коллег.
Первый этап данного педсовета включает в себя подготовленное в
форме лекции или аналитического доклада выступление по актуальным
вопросам образования,
по завершении которого определяется,
актуализируется педагогическая проблема для организации диспута,
дискуссии (дебатов).
Второй этап предполагает обсуждение предложенной проблемы за
круглым столом и формулировку решения педагогического совета.
Участникам педагогического советадиспута, дискуссии целесообразно сесть
лицом к лицу – так удобнее противостоять друг другу, отстаивать свои
взгляды, вырабатывать общее мнение. Разновидности дискуссии: круглый
стол, "философский стол" и др.
Педсоветпрезентация.
Данная форма используется для
ознакомления с педагогическими инновациями,
для официального
представления новых образовательных программ, учебников, учебных
кабинетов, нового опыта по определенной педагогической проблеме. Цель
презентации – привлечь внимание к чемулибо, познакомить с новым
начинанием, дать ему общественную оценку. На педсоветепрезентации
активно используются информационнокоммуникационные технологии.
Интенсифицированные формы проведения педагогических советов
могут применяться не только при проведении тематических педагогических
советов, но и для обсуждения итогов прошедшего учебного года, плана
работы школы на будущий год.
16 План проведения
педсоветадискуссии: "Инновационная деятельность как условие
формирования профессиональной компетентности педагогов"
I этап
Установочный доклад руководителя ОУ: "Инновационная деятельность как
условие формирования профессиональной компетентности педагогов".
Осуществляется проблематизация (обозначается проблема), актуализация
(демонстрируется значимость проблемы); проводится анализ состояния
проблемы на данный момент времени, предлагается примерный перечень
путей ее решения, методов воздействия на проблемные аспекты.
II этап
1. Самоопределение участников по проблеме педагогического совета.
Участники размещаются по группам за "круглые" столы для коллективной
работы по представленной проблеме. На каждый стол ставятся таблички с
названием группы и выдаются листы с индивидуальным заданием.
2. Объяснение задания. Каждой группе предлагается вопрос для обсуждения
по теме педагогического совета с целью определения стратегии работы
педагогического коллектива по развитию инновационных процессов.
Первая группа "Профессиональная готовность".
Вопрос: Какие знания, умения необходимы педагогу для работы в режиме
инновационной деятельности?
Вторая группа "Условия для успешной инновационной деятельности".
17 Вопрос: Какие условия необходимо создавать в ОУ для стимулирования
развития инноваций?
Третья группа "Барьеры развития инновационной деятельности".
Вопрос: Почему учителя и руководители не хотят работать в режиме
инновационной деятельности?
Четвертая группа "Результаты инновационной деятельности".
Вопрос: Какие ключевые проблемы жизнедеятельности школы поможет
решить инновационная деятельность?
3. Работа в группах.
4. Общее заседание круглого стола. Выступления от групп. От каждой группы
выступает докладчик. Он знакомит членов педагогического совета с
результатами обсуждения предложенных вопросов, перечнем мероприятий
для преодоления затруднений. Коллектив обсуждает предложения групп.
5. Формирование решения. Подводятся итоги педагогического совета,
озвучивается общее мнение по рассмотренным вопросам. Намечается
комплекс мероприятий по участию педагогических работников школы в
инновационной деятельности. Проект решения педагогического совета
передается секретарю.
18 19
Управление образовательным процессом с использованием инноваций
Управление образовательным процессом с использованием инноваций
Управление образовательным процессом с использованием инноваций
Управление образовательным процессом с использованием инноваций
Управление образовательным процессом с использованием инноваций
Управление образовательным процессом с использованием инноваций
Управление образовательным процессом с использованием инноваций
Управление образовательным процессом с использованием инноваций
Управление образовательным процессом с использованием инноваций
Управление образовательным процессом с использованием инноваций
Управление образовательным процессом с использованием инноваций
Управление образовательным процессом с использованием инноваций
Управление образовательным процессом с использованием инноваций
Управление образовательным процессом с использованием инноваций
Управление образовательным процессом с использованием инноваций
Управление образовательным процессом с использованием инноваций
Управление образовательным процессом с использованием инноваций
Управление образовательным процессом с использованием инноваций
Управление образовательным процессом с использованием инноваций
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.