Управление образовательным учреждением в условиях введения ФГОС ООО
Оценка 4.8
Документация
docx
администрации
Взрослым
29.04.2018
ФГОС ООО предъявляет серьезные требования к условиям реализации образовательных программ. Задача обеспечения реализации этих требований стоит прежде всего перед руководителями образовательных учреждений. Настоящая программа повышения квалификации направлена на подготовку руководителей учреждений общего образования и их заместителей к эффективному внедрению и реализации ФГОС ООО.статья
конспект.docx
наименование: «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО
(ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ)»
ВВЕДЕНИЕ
В современной социокультурной ситуации, порождённой переходом от индустриального к
информационному обществу, меняются требования к образованному человеку. Ему необходимо
не столько овладеть определённой суммой знаний, сколько сформировать умения применить их
для решения возникающих жизненных проблем. «Образование в течение всей жизни» – вот
девиз сегодняшнего дня. Только в этом случае, постоянно повышая свою квалификацию, а
зачастую и осваивая новые пласты знаний, человек сможет добиться желаемых результатов.
Для этого образование должно выйти за пределы стандартных типовых задач. Современное
образование должно научить человека жить в изменяющемся, динамичном мире.
Необходимые для формирования нового человека изменения в образовании определены
Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (ФГОС
второго поколения), практически зафиксировавшим те объективные изменения, которые уже
произошли в обществе (новые цель и содержание образования, новое целеполагание при
проектировании основных образовательных программ, внедрение современных интерактивных
образовательных технологий и средств обучения, новые требования ко всем работникам системы
общего образования).
В основе стандарта лежит системнодеятельностный подход, который обеспечивает
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и
конструирование социальной среды развития ребенка в системе образования, активную учебно
познавательную деятельность обучающихся.
ФГОС ООО предъявляет серьезные требования к условиям реализации образовательных
программ. Задача обеспечения реализации этих требований стоит прежде всего перед
руководителями образовательных учреждений. Настоящая программа повышения квалификации
направлена на подготовку руководителей учреждений общего образования и их заместителей к
эффективному внедрению и реализации ФГОС ООО.
ТЕМАТИКА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Модуль 1. Нормативноправовая основа введения ФГОС ООО
Правовое регулирование сферы образования в Российской Федерации и Воронежской
области.Государственные документы РФ, направленные на развитие системы образования:
изменения в «Законе об образовании», Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Федеральная целевая программа
развития образования на 20112015 годы, приоритетный национальный проект «Образование»,
национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Федеральные законы 83ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с
совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и 94
ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд».
Документы регионального уровня: Стратегия социальноэкономического развития Воронежской
области на период до 2020 года (Стратегия Воронежского лидерства), Областная целевая
программа «Развитие образования Воронежской области на 20112015 годы», Постановление
правительства Воронежской области № 72 от 9 февраля 2012 года «Об утверждении комплекса
мер по модернизации системы общего образования Воронежской области в 2012 году»,
Ведомственная целевая программа «Создание условий для реализации государственного
стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Воронежской области на
2011 2013 годы», Ведомственная целевая программа «Создание условий для реализации
государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях
Воронежской области на 2012 2014 годы».
ФГОС общего образования в контексте государственной образовательной
политики. ФГОС общего образования как конвенциальная форма, общественный договор,
расширение функций и пользователей, новое методологическое основание для модернизации
основного общего образования. Привлечение родителей к управлению образовательным
учреждением и образовательным процессом (создание Управляющего совета; организация
деятельности Родительского комитета; организация деятельности Клуба молодой семьи;
создание фонда развития школы для поддержки инновационных процессов; разработка системы
договоров между родителями и школой).
Документы и нормативноправовые акты, сопровождающие внедрение ФГОС ООО на
федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Система действующих нормативных
правовых документов федерального, регионального и муниципального уровней, в которых
определены требования к условиям осуществления образовательного процесса в условиях
ФГОС ООО.
Модуль 2. Современные технологии управления в сфере образования
Инновационный менеджмент и стратегическое управление в условиях ФГОС
ООО. Инновационный менеджмент и стратегическое управление: понятие, сущность, принципы,
этапы, требования, методы. Управление развитием. Понятия «новация» и «инновация».
Создание благоприятных условий для нововведений. Особенности менеджмента в условиях
введения ФГОС ООО. Командный подход в управлении организацией (teammanagement –
командный менеджмент). Педагогическая команда – главный инновационный ресурс развития
образовательного учреждения. Типы педагогических команд, стадии развития, характеристика
ролей в управленческой команде, факторы эффективности работы команды, следствия
устойчивых командных эффектов в организации.
Управление качеством. Система менеджмента качества ОУ. Управление качеством
инновационного образования: понятийное поле и методические конструкты. Миссия, видение,
стратегия ОУ, политика в области качества в условиях ФГОС ООО. Программа стратегического развития образовательного учреждения как необходимое
условие реализации ФГОС ООО.Понятие и сущность стратегического планирования.
Программа развития образовательного учреждения как стратегический документ: требования,
структура и содержание программы. Этапы реализации программыи механизмы управления
программой. Результаты реализации программы: индикаторы и целевые показатели.
Модуль 3. Психологопедагогическое сопровождение введения ФГОС ООО
Системнодеятельностный и компетентностный подходы как методологическая основа
реализации ФГОС ООО. Знаниевооценочная, деятельностная и компетентностная парадигмы
образования. Образование как институт социализации, обеспечивающий вхождение
подрастающего поколения в общество. Социальный запрос на становление личности ребенка как
субъекта жизнедеятельности. Системнодеятельностный подход как методологическое
основание современного образования. Основные аспекты реализации системнодеятельностного
подхода в современной школе.
Формирование психологической готовности руководящих и педагогических работников к
инновационной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО. Формирование
психологической готовности учителя к инновационной деятельности в условиях внедрения
ФГОС ООО. Преодоление барьеров инновационной деятельности. Формирование мотивации к
инновационной деятельности. Стимулирование креативности педагога при введении ФГОС.
Профессиональная компетентность педагога, его психологическая готовность к
профессиональному и личностному росту как ключевое условие реализации нового подхода к
образованию. Оценка готовности педагогов к введению ФГОС ООО и её критерии. Диагностика
возможных затруднений.
Особенности принятия управленческих решений в условиях введения ФГОС
ООО. Управленческие компетентности в соответствии с ЕКС: правовая, информационная,
профессиональная, коммуникативная. Понятие управленческого решения в современных
условиях: содержание, функции, типология. Условия и факторы качества управленческих
решений. Разработка управленческого решения: методология и организация процесса.
Аналитическая деятельность руководителя.
Основы психологии управления: самоменеджмент, таймменеджмент, управление
общением, управление конфликтами, стрессменеджмент. Самоменеджмент: постановка
целей, принятие решений, планирование, самопознание, самоорганизация, самоконтроль,
самообразование и др. Таймменеджмент: время как ресурс и цель, правила и условия
управления временем, помехи (воры) времени, «Инструменты» управления временем,
собственный стиль таймменеджмента. Управление общением: критерии эффективности
общения, формирование аттракции (благоприятного впечатления), правила активного слушания,
типичные ошибки в коммуникации, алгоритм и правила делегирования полномочий. Управление
конфликтами: типы конфликтов в организации, стадии конфликта, конструктивное решение
конфликтов, выявление личного стиля выхода из конфликтных ситуаций, взаимодействие с
«трудным» партнером. Стрессменеджмент: современные взгляды на стресс, анализ факторов,
провоцирующих стресс, способы поведения в стрессовых ситуациях, ресурсы
стрессоустойчивости, техники управления стрессом. Модуль 4. Основы и проблемы проектирования образовательного процесса в условиях
реализации ФГОС ООО
Общая характеристика и ключевые особенности ФГОС ООО. Структура, содержание,
основные понятия, идеология, система требований ФГОС ООО. Сравнительная характеристика
ФГОС и ГОС, характеристика групп требований ФГОС. Сходство и отличия стандарта второго
поколения и федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004г.
Сравнительная характеристика ФГОС НОО и ФГОС ООО, преемственность в части требований
и формирования УУД.
Основная образовательная программа общего образования (структура, содержание и
рекомендации по составлению), её статус и связь с ФГОС ООО, образовательной программой
школы и базисным учебным планом. Стандарт как совокупность требований к структуре (ООП),
результатам освоения ООП и условиям её реализации.
Программа развития универсальных учебных действий, требования и технология ее
разработки.Универсальные учебные действия (УУД) как главный результат освоения ООП. УУД:
суть понятия и методология их проектирования. Формирование УУД и компетенций учащихся по
предмету. Место деятельностного подхода в формировании УУД. Типовые задачи и способы
формирования УУД. Связь УУД с содержанием учебных предметов. Примеры заданий и видов
работ, направленных на формирование конкретных УУД по предмету. Формирование
компетенций обучающихся в области использования информационнокоммуникационных
технологий, учебноисследовательской и проектной деятельности в условиях интеграции
урочной и внеурочной деятельности. Обеспечение преемственности формирования УУД в
дошкольном, начальном и основном общем образовании. Место программы формирования УУД у
учащихся на ступени основного общего образования в ООП ОУ, требования и технология ее
разработки.
Рабочая программа по предмету. Ее структура, алгоритм составления,
экспертиза. Характеристика примерной программы по предмету. Отличие рабочей программы от
календарнотематического планирования образовательного процесса. Особенности предметных
и межпредметных программ. Варианты рабочих программ: авторские программы учителя,
модифицированные программы, интегрированные программы. Структура и содержание рабочей
программы (пояснительная записка, планируемые результаты, описание и обоснование выбора
учебнометодического и материальнотехнического обеспечения образовательного процесса,
содержание учебного предмета, внеурочная деятельность учащихся по предмету). Критерии и
индикаторы оценки рабочей программы, принципы и алгоритм проведения экспертизы учебной
программы.
Программа духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
как механизм реализации ФГОС общего образования: основные принципы и
положения. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина
России как основа организации воспитательного процесса.
Разработка и реализация программы духовнонравственного воспитания обучающихся в
образовательном учреждении. Субъекты воспитательного взаимодействия: воспитанники,
семья, социальные общности. Воспитательная система образовательного учреждения в условиях
ФГОС ООО. Методы, методики и технологии в воспитании. Планирование процесса воспитания.
Проектирование содержания воспитательной деятельности и критерии её оценки в условиях
апробации и внедрения ФГОС ООО. Механизмы, обеспечивающие реализацию воспитательной
составляющей ФГОС ООО. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся.Цель и общие задачи
воспитания и социализации учащихся. Основные направления и ценностные основы воспитания и
социализации детей. Содержание воспитания и социализации учащихся. Планируемые
результаты воспитания и социализации учащихся. Методологический инструментарий
мониторинга воспитания и социализации обучающихся.
Модели организации и проектирование внеурочной деятельности.
Основные проблемы проектирования внеурочной деятельности при реализации ФГОС ООО.
Различные модели организации внеурочной деятельности в школе. Виды деятельности и формы
занятий с обучающимися. Этапы организации социализации обучающихся, совместной
деятельности образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями,
системой дополнительного образования, иными социальными субъектами. Основные формы
организации педагогической поддержки социализации обучающихся. Организация работы по
формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни.
Деятельность образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровье
сберегающего образования обучающихся. Мониторинг эффективности реализации
образовательным учреждением программы воспитания и социализации обучающихся.
Организация работы с родителями в рамках внедрения ФГОС ООО.
Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации
учащихся. Повышение педагогической культуры родителей. Принципы взаимодействия с семьей:
совместная педагогическая деятельность семьи и школы; сочетание педагогического
просвещения с педагогическим самообразованием родителей; педагогическое внимание,
уважение и требовательность к родителям; поддержка и индивидуальное сопровождение
становления и развития педагогической культуры каждого из родителей; содействие родителям
в решении индивидуальных проблем воспитания детей; опора на положительный опыт семейного
воспитания.
Дополнительное образование и детское общественное движение в системе воспитательной
работы школы при реализации ФГОС ООО.
Дополнительное образование как основа организации содержательного досуга детей и
подростков. Принципы организации системы дополнительного образования в
общеобразовательном учреждении, нормативноправовое обеспечение и организационно
методические аспекты.
Взаимодействие школы и учреждения дополнительного образования детей.
Деятельность детского общественного объединения в условиях общеобразовательной школы:
педагогическое руководство и детское самоуправление. Социально и личностно значимые виды
деятельности ребенка в общественной организации.
Мастеркласс руководителя Митрофановой О.В. «Формирование социальной среды
общеобразовательного учреждения в условиях реализации требований ФГОС второго
поколения» (МБОУ БГО «СОШ № 10»).
Коррекционная работа в образовательном учреждении в условиях введения ФГОС
ООО. Инклюзивное образование в современном обществе: ценностносмысловые,
организационные и методологические основы. Деятельность по включению детей с
ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс общеобразовательной
школы. Возможности включения и условия, необходимые для организации качественного и доступного образования детей с ОВЗ инклюзивно в массовых классах. Вариативные формы
организации обучения и социализации детей с ОВЗ. Психологопедагогические особенности
инклюзивного урока. Программа коррекционной деятельности школы. Минимизации рисков
внедрения инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС.
Индивидуальные образовательные траектории в деятельности педагога. Особенности
реализации индивидуального подхода в условиях массовой общеобразовательной школы.
Психологопедагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в
общеобразовательной школе. Проектирование индивидуального образовательного маршрута как
средства компенсации трудностей в обучении и механизм реализации личностного потенциала
ученика: интеллектуального, эмоциональноволевого, деятельностного, нравственнодуховного.
Возможности использования индивидуальных образовательных траекторий в обучении
одаренных детей. Программное обеспечение проектирования индивидуальных образовательных
маршрутов в условиях ФГОС ООО.
Базисный учебный план основного общего образования, требования и технологии
разработки.Основные этапы процесса планирования. Задачи, методы планирования. Технологии
планирования (проектная, программноцелевая). Проектирование учебного плана в соответствии
с ФГОС ООО.
Стажировка на базе МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия № 1».
Модуль 5. Требования к системе оценки достижений планируемых результатов освоения
ООП и технология ее разработки
Новые подходы к контролю и оценке результатов обучения в условиях реализации ФГОС
ООО: общие вопросы. Оценивание образовательных достижений обучающихся в соответствии
с требованиями нового образовательного стандарта. Планируемые результаты обучения как
основа для разработки контрольноизмерительных материалов. Требования к КИМ в
соответствии с ФГОС ООО. Виды КИМ. Технологии и приёмы разработки и составления КИМ в
соответствии с ФГОС второго поколения. Виды КИМ для оценивания личностных, предметных и
метапредметных результатов обучения. Внешняя и внутренняя оценка в основной школе.
Портфолио. Рейтинговая система оценивания.
Программные средства разработки КИМ. Дистанционные формы организации контроля
результатов учебной деятельности обучающихся.
Программные средства для организации текущего и итогового контроля, виды заданий.
Требования к построению электронных КИМ. Подготовка материалов для реализации
дистанционной формы контроля.
Система оценки достижения планируемых результатов основного общего образования в
соответствии с ФГОС. Система оценки достижения планируемых результатов основного
общего образования в соответствии с ФГОС. Основные положения ФГОС, определяющие новые
подходы к оцениванию в современной школе. Личностные, метапредметные и предметные
результаты обучения, их соотношение. Технологии оценки метапредметных и предметных
результатов. Критерии результативности формирования УУД. Система мониторинга
сформированности УУД у школьников. Особенности системы контроля и оценки результатов
обучения по предмету. Измерительные материалы для оценки предметных результатов.
Использование компьютерных и цифровых технологий на этапе контроля и оценки. Итоговая
аттестация по предмету: проблемы и пути их решения. Модуль 6. Современные образовательные технологии и формы организации
образовательной деятельности, обеспечивающие эффективную реализацию ФГОС ООО
Технологии обучения, реализующие системнодеятельностный подход. Сущность и
способы реализации технологического подхода в образовании. Концептуальные основы
некоторых педагогических технологий (проблемные, активные, интерактивные и диалоговые
технологии в преподавании дисциплины). Обучение в сотрудничестве и организация проектной
деятельности. Эффективность различных технологий обучения в достижении планируемых
результатов, соответствующих требованиям ФГОС ООО.
Проектирование современных уроков в условиях реализации ФГОС ООО. Проектирование
современных уроков в условиях реализации ФГОС ООО. Методическая структура урока.
Дидактическая структура. Логикопсихологическая структура. Коммуникативная структура.
Концепт современного урока. Возможности современного урока. Планирование, типы
урокаРоссииР и их содержание. Организация работы в классе.
Дистанционные образовательные технологии. ДОТ: понятие, правовые основы,
преимущества. Основные информационные образовательные ресурсы ДОТ, виды занятий,
организационнодидактическая схема обучения.
Модуль 7. Системный подход в управлении введением и реализацией ФГОС ООО.
Приведение образовательной системы в соответствие с требованиями ФГОС ООО
Образовательное учреждение как система, реализующее ФГОС ООО. Системные объекты в
образовательной системе. Ресурсы образовательной системы: нормативноправовые,
информационные, научнометодические, кадровые, организационные, мотивационные,
финансовые, материальнотехнические и др.
Создание организационных условий введения ФГОС. Основные направления изменений
образовательной системы в свете требований ФГОС ООО. Формирование в ОУ совета и
рабочих групп по введению ФГОС ООО, по разработке проекта модернизированной
образовательной системы ступени общего образования и органов управления программой
введения ФГОС ООО. Определение необходимых изменений в существующей образовательной
системе ООО с целью приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС ООО (изменения в
образовательных целях, в содержании учебных программ, в программах внеучебной
деятельности, в условиях реализации образовательных программ (кадровых, финансовых,
материальнотехнических и пр.), в учебном (образовательном) плане, в образовательных
технологиях, в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и
оценки его результатов и др.).
Нормативноправовое обеспечение введения и реализации ФГОС ООО. Комплекс
локальных актов в образовательном учреждении, регламентирующих процесс реализации ФГОС
ООО: приказы, положения, инструкции и др. Механизмы разработки и введения
основополагающих локальных актов в образовательном учреждении.
Финансовоэкономические аспекты введения ФГОС ООО. Тенденции экономического
развития школьного образования в РФ. Модели финансирования образовательных учреждений.
Модели финансирования образования с учётом возможностей муниципального и межведомственного сотрудничества. Формирование целевого капитала и управление им. Новая
система оплаты труда учителей, основные проблемы оплаты труда в России. Нормативно
правовое обеспечение новых моделей оплаты труда на региональном уровне.
Финансовоэкономическое обеспечение ФГОС ООО как неотъемлемое условие реализации
требований: структура и объемы расходов, необходимых для реализации обязательных и
вариативной компонентов основной образовательной программы. Механизмы привлечения
дополнительных финансовых средств в целях расширения сферы образовательных услуг ОУ.
Кадровое сопровождение введения ФГОС ООО. Новые функции, роли и ответственность
учителя в условиях модернизации системы образования. Требования к кадровым условиям
реализации ООП в условиях ФГОС ООО. Непрерывное профессиональное развитие персонала
ОУ в условиях ФГОС, система повышения квалификации педагогов. Управление
профессиональным ростом педагога. Самообразование педагога. Портфолио учителя. Новые
подходы к аттестации педагогических работников. Научнометодическая работа учителя в свете
новых требований.
Учебнометодическое обеспечение образовательного процесса. Современное обеспечение
образовательного процесса по предмету в соответствии с ФГОС нового поколения
(направленность, доступность, степень оснащенности). Общая характеристика существующих
УМК, направленных на достижение результатов в соответствии с ФГОС ООО: Математика 5
й класс: Бунимович Е.А., Дорофеев Г.В., Суворова С.Б. и др. («издательство
«Просвещение»), Муравин Г.К., Муравина О.В. (издательство «Дрофа»), Колягин Ю.М.,
Короткова Л.М., Савинцева Н.В. (издательство «ВентанаГраф»). Русский язык 5й класс:
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык (издательство
«Просвещение»), В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова (издательство «Дрофа»), Шмелёв А.Д.,
Флоренская Э.А., Габович Ф.Е. и др. Под ред. Шмелёва А.Д. (издательство «ВентанаГраф»).
Анализ программ и учебников. Организация обучения с использованием современных
программных средств. Эффективные пути использования ИКТ И ЦОР в преподавании
дисциплины с целью обеспечения современного уровня образования.
Информационнообразовательная среда школы и направления её развития в контексте
введения ФГОС ООО. Информационнообразовательная среда (ИОС) ОУ: состав, назначение,
функционирование. Современные информационнокоммуникационные технологии (ИКТ) и
цифровые образовательные ресурсы (ЦОР): педагогические и компьютерные технологии,
мультимедиа ресурсы, сервисы сети Интернет в образовательном пространстве школы. Роль
библиотеки ОУ в контексте введения ФГОС ООО, ее преобразование в информационно
библиотечный центр.
Мастеркласс руководителя ОУ Агаевой Е.О. «Опыт работы по формированию и развитию
ИОС современной школы».
Обеспечение материальнотехнических условий введения и реализации ФГОС
ООО. Анализ материальнотехнического обеспечения введения и реализации ФГОС основного
общего образования. Требования к предметным кабинетам и оборудованию. Паспорт кабинета.
Обеспечение соответствия материальнотехнической базы ОУ требованиям ФГОС ООО.
Требования ФГОС ООО к инфраструктуре образовательного учреждения
(образовательной, здоровьесберегающей, социальной). Анализ требований стандарта в
части инфраструктуры ОУ. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного
учреждения как условие формирования здорового и безопасного образа жизни
обучающихся.Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны
здоровья обучающихся. Нормы и правила санитарноэпидемиологических и пожарных
требований к деятельности образовательных учреждений в условиях реализации ФГОС (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушнотепловому режиму,
размещению и архитектурным особенностям здания образовательного учреждения, его
территории, отдельным помещениям, средствам обучения, учебному оборудованию и др.).
Организация питания и медицинского обслуживания обучающихся. Санитарное состояние и
содержание образовательного учреждения. Обновление социальной инфраструктуры
образовательного учреждения как условие эффективной реализации основных требований
ФГОС ООО. Наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.
Оборудование в учебных кабинетах и лабораториях рабочих мест учителя и каждого
обучающегося; учительской с рабочей зоной и местами для отдыха; комнат психологической
разгрузки; административных кабинетов (помещений); помещений для питания обучающихся,
хранения и приготовления пищи, а также при необходимости транспортное обеспечение
обслуживания обучающихся и т.д. Обеспечение возможности для беспрепятственного доступа
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к объектам
инфраструктуры образовательного учреждения.
Круглый стол с участием представителей санитарноэпидемиологической службы и
объединенной службы спасения и организации пожарной безопасности «Создание
здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения: проблемы и пути
их решения».
Мониторинг готовности образовательного учреждения к введению и реализации ФГОС
ООО.Критерии и показатели готовности ОУ к введению ФГОС ООО. Лист (карта) самооценки
готовности образовательного учреждения к введению федерального государственного
образовательного стандарта ООО. Разработка и реализация школьной программы
мониторинга.
Итоговая аттестация:
Защита проекта нормативноинструментальных и методических материалов, обеспечивающих
введение ФГОС ООО и организацию обновленного учебновоспитательного процесса;
письменный отчет по итогам стажировки.
План стажировки
Цель деятельностное освоение отдельных направлений ФГОС ООО.
Тема
Виды деятельности
Продукт деятельности Изучение опыта работы гимназии по
разработке ООП.
Дискуссионная площадка «Проблемы
проектирования образовательного
процесса в условиях реализации ФГОС
ООО: выработка эффективных путей
решения»
Презентация директора Агаевой Е.О.
«Деятельность совета гимназии: итоги и
перспективы».
Дискуссионная площадка «Направления
взаимодействия ОУ и родителей в свете
введения ФГОС ООО»
Самостоятельная работа стажеров со
школьной документацией
Формирование
стажерами электронного
банка материалов
Рефлексивный журнал
Рефлексивный журнал
Разработка системы
взаимодействия с
родителями в своем ОУ
Составление
аннотированного перечня
локальных актов ОУ по
введению ФГОС ООО
Демонстрация практического опыта
(экскурсия по гимназии).
Научнопрактический семинар
Рефлексивный журнал
Выступление на
семинаре
Основы и
проблемы
проектирования
образовательного
процесса в
условиях
реализации ФГОС
ООО
Привлечение
родителей к
управлению
образовательным
учреждением
Нормативно
правовое
обеспечение
введения и
реализации ФГОС
ООО
Обеспечение
материально
технических
условий введения
и реализации
ФГОС ООО
Список литературы
1. Анохина Г.М. Личностно адаптированная система обучения: методология, психология,
технология. – Воронеж: ВОИПКРО, 2002.
2. Блохин А.А. Риски введения Федерального государственного образовательного
стандарта общего образования нового поколения / А.А. Блохин, С.В. Монахов //
Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 6976.
3. Буторина Е.П., Евграфова С.М. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – М.,
2009. 4. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество.
Социальное творчество: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.:
Просвещение, 2011.
5. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя М.: Просвещение, 2011.
6. Диагностика и мониторинг в сфере воспитания: Сборник научных трудов Всероссийской
научнопрактической конференции. – М.: Педагогическое общество России, 2006.
7. Дополнительное образование детей в национальной образовательной стратегии / отв.
ред. Я. В. Семичева. Москва: Про пресс, 2011.
8. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных
заведений /под ред. О.Е.Лебедева. – М.:ВЛАДОС, 2008.
9. Евладова Е.Б., Петракова Т.И. Содержание и организация воспитания и дополнительного
образования в школе. – М.:ВЛАДОС, 2007.
10. Еванченко В.Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые
подходы. – РостовнаДону: Учитель, 2007.
11. Инклюзивное образование: ключевые понятия / авт.сост.: Н. В. Борисова, С. А.
Прушинский. Москва : ТранзитИкс, 2009.
12. Инклюзивное образование: методология, практика, технология [Текст] =
Inclisiveeducationmethodologypracticetechnology: материалы Международной научно
практической конференции, 2022 июня 2011 года /сост.: Ертанова О. Н. Москва:
МГППУ, 2011.
13. Инновационный менеджмент. Под ред. Ильенковой С.Д. 3е изд., перераб. и доп.
М.: ЮнитиДана, 2007. — 335 с.
14. Ковалева Г.С. Стандарт общего образования второго поколения: новые идеи в оценке
образовательных результатов. – Народное образование. 2010. №5. С. 144153.
15. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей.
– СПб., 2002.
16. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России /
под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А.Тишкова. – М.: Просвещение, 2010.
17. Кузнецов И.Н. Современная деловая риторика. – М., 2007
18. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии:
монография / отв. ред. В. В.Сериков. – Волгоград, 2000.
19. Малофеев Н.Н. Единая концепция специального федерального государственного
стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. –
Дефектология. 2010. №1. С. 622.
20. Медова Н.А. Инклюзивное образование в парадигме развития национальных
образовательных систем // Философия образования. 2011. Т. 36. № 3. С. 160164.
21. Методы оптимизации управления и принятия решений. Примеры, задачи, кейсы.
Зайцев М.Г., Варюхин С.Е. 2е изд., испр. М.: Дело, АНХ, 2008. — 664 с. 22. Низиенко Е.Л. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования / Е.Л. Низиенко, Л.В. Шмелькова // Администратор образования. –
2010. – № 3. – С. 39.
23. Оценка качества воспитания в образовательных учреждениях / отв. ред. Л.Е. Курнешова.
– М.: Московский центр качества образования, 2010.
24. Патрушев С.Б., Птушкин Г.С., Траулько Е.В., Пустовой Н.В. Теоретические основы
формирования государственных специализированных образовательных стандартов для
лиц с ограниченными возможностями здоровья // Среднее профессиональное
образование. 2009. № 1. С. 1517.
25. Письмо Управления оценки качества образования Рособрнадзора от 23.12.2010 № 10
5/12 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в
части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» // Вестник образования. – 2011.
№5.
26. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189
«Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарноэпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» // Вестник
образования. – 2011. №7.
27. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования».
28. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /
В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. М.:
Просвещение, 2010.
29. Психологопедагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы
«Наша новая школа». Под ред. В. В. Рубцова. – М, 2010.
30. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. – СПб., 2008.
31. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия. – М,
2010.
32. Степанов П. Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания / П. Степанов И.
Степанова. – М.: Педагогический поиск, 2007.
33. Тарасова Е. Инклюзивное образование: все включены! // Практический журнал для
учителя и администрации школы. 2010. № 10.
34. Управление персоналом. /Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина. М., 2005.
35. Финансовый менеджмент образовательных учреждений : метод. пособие / автсост. Н.А.
Морозов, А.С. Стариков, М.Б. Поппель. — Воронеж: Издво ВОИПКРО, 2005. — 155с.
36. Экономика муниципальных образований / Под ред. В.Г. Игнатова, М. – РостовнаДону,
МАрТ, 2006. – 544 с.
37. Хуторской А. В. Методика личностноориентированного обучения: Как учить всех по
разному. – М., 2005. 2.3 Условия реализации программы повышения квалификации
(характеристика материальнотехнической базы)
Занятия проводятся в специализированных кабинетах, оборудованных мультимедийными
проекторами, маркерными и интерактивными досками. К услугам слушателей библиотечный фонд
вуза, электронные библиотечные ресурсы, ЭОР электроннобиблиотечной системы «Knigafund»,
медиазал, кабинет цифровых образовательных ресурсов и технологий, психологическая служба
института, предоставление открытого доступа в сеть Интернет.
2.4. Использование новых форм и методов организации образовательного процесса в
образовательном учреждении в соответствии с базовыми требованиями к содержанию
дополнительных профессиональных образовательных программ
Занятия на курсах проводятся с использованием как традиционных, так и инновационных форм
организации учебного процесса (лекциядиалог, лекциядискуссия, проблемная лекция, круглый
стол, семинартренинг, мастеркласс, организационно деятельностные игры и др.). Реализация
программы ориентируется на компетентностную модель результатов повышения квалификации и
предполагает деятельностный подход, что достигается посредством использования
современных образовательных технологий: проблемных, активных, интерактивных,
информационных и др.
Широко используется опыт инновационных школпобедителей конкурса образовательных
учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, и опыт учителей
инноваторов.
Круглый стол:
В рамках программы организуются:
«Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения:
проблемы и пути их решения» (с участием представителей санитарно
эпидемиологической службы и объединенной службы спасения и организации пожарной
безопасности);
1
Управление образовательным учреждением в условиях введения ФГОС ООО
Управление образовательным учреждением в условиях введения ФГОС ООО
Управление образовательным учреждением в условиях введения ФГОС ООО
Управление образовательным учреждением в условиях введения ФГОС ООО
Управление образовательным учреждением в условиях введения ФГОС ООО
Управление образовательным учреждением в условиях введения ФГОС ООО
Управление образовательным учреждением в условиях введения ФГОС ООО
Управление образовательным учреждением в условиях введения ФГОС ООО
Управление образовательным учреждением в условиях введения ФГОС ООО
Управление образовательным учреждением в условиях введения ФГОС ООО
Управление образовательным учреждением в условиях введения ФГОС ООО
Управление образовательным учреждением в условиях введения ФГОС ООО
Управление образовательным учреждением в условиях введения ФГОС ООО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.