Упражнения для развития связной речи обучающихся на уроках русского языка. (часть 3. Работа над изложением)
Оценка 4.8

Упражнения для развития связной речи обучающихся на уроках русского языка. (часть 3. Работа над изложением)

Оценка 4.8
docx
11.07.2023
Упражнения для развития связной речи обучающихся на уроках русского языка. (часть 3. Работа над изложением)
упражнения для развития связной речи 3 часть.docx

Упражнения для развития связной речи обучающихся на уроках русского языка.

(часть 3. Работа над изложением)

Классификация изложений.

По способу восприятия изложения делятся на

·         изложения, в которых исходный текст воспринимается на слух (читает учитель или    магнитофонная запись);

·         изложения, в которых текст воспринимается зрительно,

·         изложения, в которых текст воспринимается на слух и зрительно.

По характеру воспроизведения тексты различаются:

1.       Изложения подробные (содержание исходного текста воспроизводится полно, со всеми подробностями, сохраняется тип текста).

 

2.       Изложения выборочные (воспроизводится не весь текст, а какая-то его часть, связанная с определенной темой).

 

 

3.      Изложения сжатые (передается главное, основное содержание текста, детали, подробности опускаются).

 

4.      Изложения с творческим заданием (изложение предполагает внесение определенных изменений в содержание или композицию исходного образца - замену лица рассказчика, дополнение текста, перестановку частей).

                                             

Приемы работы над изложением.

1. Вступительная беседа.

Назначение этого приема работы - подготовить учащихся к восприятию текста.

Круг вопросов, определяемых для беседы, зависит от цели изложений, сложности содержания текста и этапа обучения. Вопросы могут быть связаны как с условиями создания текста, его автором, самим текстом, так и с жизненным опытом учеников.

В беседу могут быть включены слова и словосочетания из текста, употребление которых вызовет затруднение учащихся. Для объяснения используются различные типы словарей: толковый, словарь синонимов, словарь антонимов, фразеологический.

Вступительная беседа как прием работы особенно важна в тех случаях, когда текст совсем незнаком учащимся, а вместе с тем достаточно сложен и без предварительной беседы может оказаться непонятным.

2. Приемы работы, направленные на восприятие текста.

Восприятие содержания текста проходит по-разному. С целью знакомства с текстом могут быть использованы такие приемы, как:

1) чтение текста учителем;

2) чтение текста про себя;

3) параллельное прослушивание текста и чтение про себя.

Какой из перечисленных приемов выбрать, будет зависеть от конкретных условий:

- характера изложения (подробное, сжатое, выборочное);

- сложности текста;

- подготовленности класса.

Во всех случаях важно, чтобы была дана установка, нацеливающая на активное восприятие содержание (например: «сформулируйте тему», «основную мысль текста», «почему текст назван ...?», «как еще можно озаглавить текст?»).

3. Беседа по содержанию текста.

Задачу более глубокого понимания содержания текста, композиции языка решают приемы работы, направленные на анализ текста. Разбор текста - дело очень важное и трудное. Долгое «разжевывание» также вредно, как и отсутствие разбора.

Беседа должна помочь глубже понять текст как тематическое смысловое целое, определить тему и основную мысль, установку автора, выяснить, какие факты являются главными определяющими, каковы причинно-следственные связи и отношения. Ученик должен не только увидеть авторскую позицию, но и уметь обосновать свое отношение к воспринятому. В беседе по содержанию целесообразны вопросы и задания типа: «Почему он так поступил?», «С какой целью автор вводит описание природы?», «Докажи, что ...», «Как вы считаете, кто прав?». Слишком большое количество вопросов, рассчитанное на детальное воспроизведение текста, методически не целесообразно, так как у учащихся пропадает интерес к работе. При подготовке к сжатому или выборочному изложению анализ содержания предполагает выделение и осмысление главного в содержании, вычленение тематических линий в тексте и более углубленную работу над содержанием одной из них (выборочное изложение).

4. Анализ структуры текста.

Назначение этого приёма работы - показать, что текст представляет собой не только тематическое и смысловое, но и структурное единство, предупредить возможные ошибки при воспроизведении текста. Ученики в процессе анализа убеждаются, что тексты делятся на части (подтемы, микротемы), каждая из которых так или иначе связана с общей темой и основной мыслью текста, а также наблюдают способы связи частей и предложений в тексте, разнообразие способов выражения этой связи. Тексты разных типов дают им возможность показать, какие языковые средства можно использовать, чтобы высказывание не распадалось, а было единым структурным целым.

5. Составление плана.

Составление плана - это самостоятельная речевая деятельность, средство лучшего осмысления, запоминания текста и организация его воспроизведения. План способствует совершенствованию речи учащихся, так как при работе над ним требуется правильное, точное, достаточно выразительное словесное оформление заголовков. При составлении плана следует различать тип текста (описание, повествование и рассуждение) Различные функционально-смысловые типы текстов строятся по-разному.

6. Устный пересказ текста.

Устный пересказ, полный или частичный, может быть использован при проведении всех видов изложений. Как свидетельствует опыт, особенно эффективен устный пересказ при подготовке выборочных и сжатых изложений, когда ученикам приходится проводить значительную самостоятельную работу по оформлению собранного материала и составлению нового текста.

 

Пропедевтические упражнения

1.                  Упражнения, направленные на формирование умения выделять существенное, необходимое в содержании с точки зрения темы и главной мысли текста и умения отличать существенное от второстепенных подробностей, деталей. Первая задача, которая должна быть решена в сжатом изложении, - определить и суметь выделить главное, существенное в содержании (без этого не может быть данного рассказа). Можно начинать с упражнений на определение основных признаков отдельных предметов. При этом следует обратить внимание учащихся на то, когда важно указать только основные признаки предмета (дать общее представление о нем), а когда и второстепенные (конкретизируя данный предмет).

2.                  Выделение предложения, в котором заключена главная (основная) мысль микротекста (абзаца).

3.                  Определение детализирующей, объясняющей части микротекста.

4.                  Сокращение предложения, микротекста за счет исключения деталей, подробностей.

5.                  Расширение, развертывание предложения (микротекста) путем введения деталей, подробностей, объяснений, раскрытия содержания обобщающего слова и т. д.

6.                  Подбор одного обобщающего предложения к нескольким предложениям. 

7.                  Упражнения, направленные на выявление языковых средств для сжатой передачи текста. Основное внимание учителя должно быть обращено на обогащение речи учащихся средствами обобщенной передачи. Начинать можно с практического ознакомления учеников со средствами обобщения, которыми располагает русский язык, а далее связать эту работу с изучаемым грамматическим материалом. Например, учитель объясняет ученикам, что есть слова с более общим и широким значением («вместительные») и слова, обозначающие отдельные предметы, признаки, действия, составляющие эти широкие значения. Одновременно учащиеся учатся классифицировать предметы, признаки, действия, т. е. практически получают представление о родовидовых отношениях.

Как писать сжатое изложение:

1. Выделите в тексте существенные, важные мысли.

2. Найдите среди них главную мысль.

3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

4. Озаглавьте каждую часть и составьте план.

5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей избавиться.

6. Какие факты можно обобщить в соседних частях текста.

7. Переведите информацию на «свой» язык.

8. Запишите сокращённый текст на черновике.

 

Основные способы сжатия текста.

  • Исключение:
    • исключение повторов;
    • исключение одного или нескольких из синонимов;
    • исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
    • исключение фрагмента предложения;
    • исключение одного или нескольких предложений.
  • Обобщение:
    • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.               
    • замена однородных членов обобщающим наименованием;
  • Упрощение:
    • слияние нескольких предложений в одно;
    • замена предложения или его части указательным местоимением;
    • замена сложноподчинённого предложения простым;
    • замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

 

Практикум  «Сжатие текста»

 

Приёмы сжатия текста:- В науке известны три способа сжатия текста:

1.Исключение

2.Обобщение,

3.Упрощение.

 

I. Исключение подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т.п.

Объектом сжатия, сокращения при реферировании может быть не только сама информация, но и языковая форма ее изложения. Иначе говоря, не сокращая мысли, можно сократить ее запись.

 

II. Обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов. В этом случае ученик должен сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами.

 

III. Упрощение (Упростить содержание абзаца текста; трансформировать сложные предложения в простые.)

Выбор того или иного способа сжатия зависит от особенностей конкретного текста.

Какие задания и упражнения, по моему мнению, способствуют выработке навыков свертывания второстепенной информации и выделения главной, а также ее переформулированию в обобщенной форме?

 

                           Памятка  «Приемы сжатия текста»

Исключение (исключается все, без чего текст остается понятным и цельным);

Обобщение (переформулировать мысль своими словами);

Упрощение (исключение  повторов, замена сложных синтаксических конструкций простыми.

                      

Практическое занятие по сжатию текста

 

Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, со старшими и младшими, как говорить и как одеваться. Но люди обычно мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры.

  Что же лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание «рецептов» поведения?

  В основе всех хороших манер лежит одна забота – о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо.

  Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. Поэтому не надо чавкать, звонко класть вилку в тарелку, громко говорить за обедом. Не надо говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол – опять-таки, чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим: на вас не должно было противно смотреть.

  Как видите, в так называемых хороших манерах есть глубокий смысл. И воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в них – бережное отношение к людям, к природе.

   Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим. А тогда манеры сами придут к вам, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применять.

                                                                                                        (По Д.Лихачеву )

 

 

 

Приём сжатия

 Примеры из текста

Исключение 1 абзац

Есть много книг о «хороших манерах». Но люди обычно мало черпают из этих книг.

Обобщение 2,3 абзац

Что лежит в основе рецептов поведения?

В основе всех хороших манер лежит одна забота- о том, чтобы человек не мешал человеку.

Упрощение 4абзац

Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь, чавкать, громко говорить за обедом, класть локти на стол.

Исключение + обобщение

В хороших манерах есть глубокий смысл. Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к  другим.

 

 

 

Практикум 1.Сжатие текста

Чтобы научиться писать изложение, нужно научиться находить главную и существенную информацию в тексте и в главной части. Начинать учиться этому следует с выделения опорных слов.

Задание 1. Прочитайте ключевые слова. Можно ли по ним определить тему и основную мысль будущего высказывания?

Раннее утро, просыпаться, румянец зари, веет прохладой, свежее дыхание, капли росы, лучистые алмазы, медленно поднимается, задымившаяся река, разгорается, полились, умыты, рассветная песня, птичий хор, необъяснимая радость.

Задание 2. Ответьте на вопросы. Можно ли на основе данных опорных слов построить текст? Что для этого надо сделать?

Задание 3. Прочитайте текст. Определите его тему. Найдите в тексте ее авторскую формулировку. Подумайте, может ли она стать заголовком текста? Укажите в тексте подтемы. Сформулируйте их и запишите после заголовка.

Ночь на реке. Звезды, еще не созрев, были по-весеннему далекими и мелкими. Зато луна, круглая и полная, висела над небом совсем ярко и празднично. В ее серебристом свете все вокруг лежало в блаженном оцепенении, и только река, в глубине которой отражалось небо, сверху отсвечивала зеленым надменным сиянием.

                                                                                                                            (В. Г. Распутин)

 - В каких частях предложения может содержаться «негласная информация?»

В простых предложениях могут опускаться обстоятельства, дополнения со слабым управлением и определения.

Сравните: Сегмент – линейный отрезок речевого потока. Сегмент – отрезок речи.

Задание 4.  Сократите текст, опуская обстоятельства, дополнения со слабым управлением, определения.

Часа в четыре дня мы стали высматривать место для бивака. Здесь река делала большой изгиб. Наш берег был пологий, а противоположный – обрывистый. Тут мы и остановились. Стрелки принялись ставить палатки, а Дерсу взял котелок и пошел за водой.

 

Задание 5. Прочитайте предложения, объясните, почему в них нельзя опустить определения.

1) Абзац – отрезок письменной речи, в которой предложения объединены одной микротемой.

2) Пуганая ворона и куста боится.

3) Щетинный друг должен быть нашим вторым «я». (Цицерон)

4) Стал вспоминать. Деревня… Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на завалинке, покосившиеся прясла… (В. Шукшин)

Правило.

Нельзя исключать из предложения слова, являющиеся частью термина, входящие во фразеологический оборот, цитату, а также слова, разрушающие изобразительно-выразительные средства языка.

Осложненные предложения можно упростить за счет:

1) слов, грамматически не связанных с членами предложения;

2) уточняющих членов предложения;

3) пояснительных и присоединительных конструкций;

4) причастных и деепричастных оборотов, не содержащих существенной информации;

5) обобщения однородных членов предложения.

Задание 6. Объясните постановку знаков препинания в предложениях. Сократите эти предложения.

1)Песня, крылатая птица, смелых скликает в поход. (А. Сурков)

2)Наутро из океана, из солнечной чешуи, поднялся островок. (А. Толстой)

3) Однажды, в силу сложившейся обстановки, лодка была принуждена временно исчезнуть из надводного мира на некоторый независимый, но весьма длительный срок. (Л. Соболев)

4) Волны же, вопреки сложившемуся поэтическому представлению о них, никуда не стремились, не катились и не бежали чередой. (Л. Соболев)

5) Фома, красивый и стройный, в коротком драповом пиджаке и в высоких сапогах, стоял, прислонясь спиной к мачте, и, дрожащей рукой пощипывая бородку, любовался работой. (М. Горький)

6) По счастью, мне удалось убедить виноватого сознаться. Это, как я и не сомневался, Зябликов. (К. Станюкович)

Задание 7. Сократите предложения, обобщая информацию, содержащуюся в ряду однородных членов предложения.

1) Уже не было видно ни земли, ни деревьев, ни неба. (А. Куприн)

2) В этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра, от шума тайги с посвистом птиц, от веселого всплеска воды на реках и озерах, от рокота синих морей и океанов. (В. Федоров)

Способы упрощения сложного предложения:

1) исключение придаточного предложения, не содержащего существенной информации;

2) замена придаточного предложения причастным оборотом;

3) замена сложного предложения простым с однородными членами;

4) замена предложения с прямой речью сложноподчиненным предложением с придаточным изъяснительным (дополнительным).

Задание 8. Почему в одном из данных ниже предложений возможна замена придаточного предложения деепричастным оборотом, а в другом – невозможна?

1)На воде тихо, но, если прислушаться повнимательнее, тишина полна мелких шорохов, бормотания, бульканья.

2) Когда князь Даниил присоединил Коломну к Московскому княжеству, он смог контролировать важнейший торговый путь по реке Оке.

Задание 9. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Орешник – широколистный кустарник, который выгоняет свои стебли до высоких деревьев.

2) Многие читатели хорошо знакомы с очерками К. Г. Паустовского, в которых человек неразрывно с природой.

3) Уникальность произведений Васнецова заключается в его индивидуальности, которая выражает исконный дух великорусского народа.

4) Есть люди, которые как-то по-особому чувствуют природу.

 

Задание 10. Замените там, где это возможно, придаточные предложения деепричастными  оборотами.

1) Когда читаешь книгу, обращайся с ней аккуратно.

2) Мы легко найдем на географической карте любое место, если мы знаем его долготу и широту.

3) Мы миновали крутые обвалы, так как проводник знал более удобную дорогу.

4) Когда я подъехал к перевозу, уже вечерело.

5) Яхта должна была изменить курс, так как попала в полосу тумана.

Задание 11. Замените деепричастные обороты синонимичными придаточными предложениями.

1) Эта книга, сообщая интересные сведения о драгоценных камнях, является очень ценным пособием по минералогии.

2) Работая над подготовкой к докладу, я ежедневно посещал библиотеку.

3) Имея необходимые материалы для сочинения, ты написал бы его лучше.

4) Не получив специального музыкального образования, мой брат все-таки хорошо играл на баяне.

5) Пропустив много занятий по уважительной причине, студент все же смог успешно сдать экзамены.

Задание 12.  Прочитайте текст. Определите, какими членами предложения являются деепричастия и деепричастные обороты. Замените их, где это возможно, придаточными предложениями.

Встретились мы будто бы случайно. Но, принадлежа к одному кругу, занимаясь одним делом, не могли не встретиться. Живя в Москве, И. А. Бунин бывал у нас. Войдя в мою жизнь под знаком поэзии и литературы, таким и остался в памяти. Несколько боясь Ивана Алексеевича, я по самолюбию юношескому себя оберегал. И тогда была уже в Бунине строгость и зоркость большого художника, острое чувство слова. Ненавидя излишества в литературе, он строго судил молодых, иногда злоупотреблявших словами. (По Б. Зайцеву)

Задание 13. Замените сложные предложения простыми.

1) В начале 1930 года С. М. Бонди, идеи которого осуществились при издании академического Собрания сочинений А. С. Пушкина, начинает систематическое изучение рукописей поэта.

2) Девушка издали машет ему рукой, и всадник останавливается.

3) Несмотря на то, что шел дождь, мы продолжали путь.

4) Она побежала в поле, чтобы нарвать цветов.

Сжатие абзаца текста.

Экономной концентрацией можно считать предложение, полученное в результате свертывания ряда предложений.

Рассмотрим некоторые примеры сжатия текста на уровне абзаца, основанные на выявлении дублирующей информации. В любом тексте есть дублирующая информация.

Исходный текст.

При сжигании топлива образуется углекислый газ, который поступает в атмосферу. Часть его распространяется в водах океана, часть поглощается живыми организмами, ноне менее половины остается в атмосфере.

Задание 14. Сократите текст.

Возможный вариант.

Часть углекислого газа, образующаяся при сжигании топлива, распространяется в водах океана, часть поглощается живыми организмами, но не менее половины остается в атмосфере.

Задание 15.  Сократите предложения, основываясь на выявлении дублирующей информации. Свой вариант сравните с образцом.

Исходный текст.

В 1903 году Томсон предложил модель атома. Согласно этой модели, атом состоит из положительного заряда и электронов. Положительный заряд равномерно распределен по всему объему атома, электроны колеблются вокруг этого заряда.

Возможный вариант.

Согласно модели, предложенной в 1903 году Томсоном, атом состоит из положительного заряда, расположенного по всему объему атома, и электронов, колеблющихся вокруг этого заряда.

Задание 16.

1) В 1755 году был открыт в Москве первый русский университет. Открытие университета явилось событием большой важности.

2) Наконец через люк выбираемся в свет, на площадку к средним и малым колоколам.

На этой площадке с колоколами уже человек шесть – взрослые и дети – трезвонят во всю ивановскую. (В. Шефнер)

Задание 17.

Как развивается мысль в тексте М. М. Герасимова – ученого, художника, антрополога? Назовите языковые средства, при помощи которых связаны предложения в тексте Герасимова: повторения одного и того же слова, местоимения, союзы и др. Определите, как связаны предложения в тексте (последовательной или параллельной связью).

Текст.

Человек сам создает себе лицо. На нем отражается все: и раздумья,  и разочарования, радость любви и чистота помыслов, отражается и хорошее и дурное. Чем содержательнее и интереснее  жизнь человека, тем интереснее его лицо. Есть лица, которые можно читать, как повести.

Увидеть по-настоящему человеческое лицо и означает понять эту повесть.

Правило.

При цепной связи нельзя убрать какое-либо предложение в тексте без ущерба для его смысла.

При параллельной связи предложений перестановка фраз, изъятие их из текста смысла текста не меняют.

Текст.

Но вот наступает вечер. Заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар, теплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени… (И. С. Тургенев)

 - Как связаны предложения в  тексте И. С. Тургенева?

СЖАТИЕ ВСЕГО ТЕКСТА может быть осуществлено за счет:

Свертывания грамматических структур;

обобщения основной мысли на уровне абзаца, части текста;

извлечения из текста предложений, содержащих несущественную информацию.

Задание 18. Обобщите и сократите тексты.

Исходный текст №1.

Наблюдая за движением планеты Уран, открытой в конце18 века, ученые  обнаружили, что планета движется по несколько иной орбите, отличающейся от той, которая определена на основании закона всемирного тяготения. Тогда они высказали предположение, что отклонение в движении Урана вызвано силой притяжения неизвестной планеты, расположенной далеко от Солнца.

Возможный вариант.

Наблюдая отклонение планеты Уран от орбиты, ученые предположили, что это связано с притяжением Урана другой, неизвестной планетой.

Исходный текст №2.

В 20 веке советский ученый О. Шмидт разработал оригинальную теорию о том, что Земля и окружающие ее планеты образовались не из раскаленных газов, как предполагают многие ученые, а из холодных частиц вещества, однако общепринятым считают, что Земля и другие планеты образовались из гигантского облака раскаленной газово-пылевой материи, которая и сейчас встречается в межзвездном пространстве.

Возможный вариант.

Советский ученый Шмидт разработал оригинальную теорию происхождения планет Солнечной системы из холодных частиц. Общепринятым считается их происхождение из гигантского облака раскаленной газово-пылевой материи.

 

Практикум 2. «Сжатие текста»

№1. Сверните предложение: Примерно 25 процентов регулярных курильщиков умрёт преждевременно по причине курения, а ведь многие из этого числа смогли бы прожить на 10,15,а то и 20 лет  дольше __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№2. Каждый год около миллиона метеоритов, одни из которых представляют собой просто оплавленные при прохождении через земную атмосферу каменные булыжники, другие – таинственный сплав никеля и железа, поражают поверхность нашей планеты, пролетая около 270 млн. километров от загадочного Астероидного пояса, что время от времени отправляет своих посланцев в сторону Земли. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№3. Хуже всего, когда в земную атмосферу влетает рой космических осколков, именуемых метеоритным дождём, который бывает очень интенсивным, как, например, в Мексике, где на городок Пуэбло де Альенде одновременно обрушилось 8000 камней весом в четыре тонны.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№4. Сократите предложение, оставив только главную мысль.

Однако учёные предупреждают о гораздо большей опасности, чем простое физическое поражение метеоритами людей и наземных объектов, поскольку посланцы вселенной, по их мнению, несут в себе неизвестные земной науке микроорганизмы, с которыми связывают возникновение диковинных  болезней. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№5. Разъезжая по городу на пикапе в компании великовозрастных шутников,  американский подросток Томас Миллер развлекался тем, что снимал знаки обязательных остановок на особенно опасных перекрёстках, поэтому по вине дорожных хулиганов произошло несколько аварий, в том числе со смертельным исходом.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№6.  Самые опытные экскурсоводы советуют знакомиться с Лондоном при помощи собственных ног, так как места  паломничества  туристов расположены в городе компактно, и если вы в состоянии самостоятельно разобраться со схемой столицы, то никакой гид вам не нужен.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 7. Определите тему текста

Памятники истории и культуры дороги нам как свидетели нашего прошлого. Они являются вехами исторического пути, пройденного предшествующими поколениями, и рассказывают о духовном величии и громадных творческих возможностях народа, о его трудовых и ратных подвигах, вселяют в нас чувство гордости за Отчизну.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 8.Определите тему текста, его стиль

 В предстоящие дни давление будет падать. Местами пройдут кратковременные грозовые дожди, в юго-западной половине района возможны сильные ливни. Ветер восточных напрвлений,2-7 м/с, при грозе порывистый.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№9.   Изображение детей ,тема детства привлекали художников во все времена.

      Безмятежность этой прекрасной поры воспевал в полотнах французский живописец Огюст Ренуар, любуясь своими моделями на свету, как любуются прекрасными сосудами или драгоценностями.

     С уважением вглядывался в ребёнка русский художник Валентин Серов, невольно заставляя и

зрителей удивляться и задумываться: как же всё –таки рано формируется личность, формируется

характер человека!..

    Василий Перов, Николай Ярошенко и другие художники – демократы царской России вводили детей в сюжеты своих картин, чтобы вызвать у современников чувство сострадания к исковерканному и омрачённому нуждой и невзгодами детству…

   А как решается эта «вечная » тема сегодня? Каким видят мир детства современные нам художники?

   -Определите количество микротем

_________________________________________
- Сформулируйте их

_____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- Скажите, верно ли утверждение о том, что в тексте тема текста и главная мысль совпадают

_____________________________________________________________________________
- Запишите главную мысль текста, отразив её в одном предложении

 

№10. Запишите каждый абзац текста в виде одного предложения, отражающего главную мысль.

«Декабрь – шапка зимы, а июль- макушка лета».  Древние названия второго летнего месяца очень поэтичны: «страдник», «сенозарник», «краса лета, серёдка цвета».

 Как только наступают первые июльские дни, каждый в  полном соответствии с русскими народными традициями должен  был заняться влажной уборкой своего рабочего помещения. Причём в начале июля  не разрешалось перепоручать это важное занятие кому-то другому, иначе во втором полугодии все заработанные на этом месте деньги будут перетекать не в ваш карман, а исключительно в карманы тех, кто наводил чистоту и порядок. Этому правилу в старину следовали очень строго, и  потому  от не самой приятной работы не уклонялись, говоря современным языком ,даже очень крупные руководители.  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 


 

Упражнения для развития связной речи обучающихся на уроках русского языка

Упражнения для развития связной речи обучающихся на уроках русского языка

Восприятие содержания текста проходит по-разному

Восприятие содержания текста проходит по-разному

Составление плана. Составление плана - это самостоятельная речевая деятельность, средство лучшего осмысления, запоминания текста и организация его воспроизведения

Составление плана. Составление плана - это самостоятельная речевая деятельность, средство лучшего осмысления, запоминания текста и организация его воспроизведения

Например, учитель объясняет ученикам, что есть слова с более общим и широким значением («вместительные») и слова, обозначающие отдельные предметы, признаки, действия, составляющие эти широкие значения

Например, учитель объясняет ученикам, что есть слова с более общим и широким значением («вместительные») и слова, обозначающие отдельные предметы, признаки, действия, составляющие эти широкие значения

Практикум «Сжатие текста»

Практикум «Сжатие текста»

Что же лежит в основе руководства для приобретения хороших манер?

Что же лежит в основе руководства для приобретения хороших манер?

Задание 2. Ответьте на вопросы

Задание 2. Ответьте на вопросы

Задание 6. Объясните постановку знаков препинания в предложениях

Задание 6. Объясните постановку знаков препинания в предложениях

Задание 8. Почему в одном из данных ниже предложений возможна замена придаточного предложения деепричастным оборотом, а в другом – невозможна? 1)На воде тихо, но, если…

Задание 8. Почему в одном из данных ниже предложений возможна замена придаточного предложения деепричастным оборотом, а в другом – невозможна? 1)На воде тихо, но, если…

Пропустив много занятий по уважительной причине, студент все же смог успешно сдать экзамены

Пропустив много занятий по уважительной причине, студент все же смог успешно сдать экзамены

Задание 15. Сократите предложения, основываясь на выявлении дублирующей информации

Задание 15. Сократите предложения, основываясь на выявлении дублирующей информации

Но вот наступает вечер. Заря запылала пожаром и обхватила полнеба

Но вот наступает вечер. Заря запылала пожаром и обхватила полнеба

Каждый год около миллиона метеоритов, одни из которых представляют собой просто оплавленные при прохождении через земную атмосферу каменные булыжники, другие – таинственный сплав никеля и…

Каждый год около миллиона метеоритов, одни из которых представляют собой просто оплавленные при прохождении через земную атмосферу каменные булыжники, другие – таинственный сплав никеля и…

Изображение детей ,тема детства привлекали художников во все времена

Изображение детей ,тема детства привлекали художников во все времена
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.07.2023