УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ
Данные упражнения могут использоваться для всех участников тренингового занятия – взрослых и детей.
Задачи: Развитие эмпатии – понимания психологических процессов внутри себя и внутри других; формирование конструктивных внутриструктурных отношений, позитивных эмоциональных и межличностных связей в образовательном учреждении с инклюзивной ориентацией.
УПРАЖЕНИЯ ДЛЯ ПРИВЕТСТВИЯ
Упражнение «ЛОКОТКИ» (К. Фопель) (Модификация упражнения Ньюстром, Сканнел [1997])
Цель. Установление контактов между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности, умения понимать позицию партнера по общению.
Содержание. Все участники рассчитываются на «первый-второй-третий-четвертый». Участники под первыми номерами складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; участники под вторыми номерами упираются руками в бедра, чтобы локти были направлены в разные стороны; участники под третьими номерами кладут левую руку на левое бедро, правую — на правое колено, локти согнутых рук отведены в стороны; участники под четвертыми номерами держат сложенные крест-накрест руки на груди, при этом локти развернуты в стороны. После того как все участник примут исходное положение, ведущий предлагает им по определенному сигналу поздороваться как можно с большим числом присутствующих.
Обсуждение. С какой группой игроков было комфортнее всего здороваться и почему? Кто несет ответственность за эмоциональный климат в коллективе? Что может являться причиной стрессов на работе?
УПРАЖЕНИЯ ДЛЯ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ
Упражнение «Путы» (с нитками)
Цель: помочь участникам понять и прочувствовать то, с чем сталкиваются родители ребенка с ОВЗ и дети с ОВЗ в социуме.
Участники образовывают круг. Выбирается один из участников (по желанию). Садится на стул в центре круга. Каждый участник говорит фразу, что говорят в социуме о семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, протягивается нить к сидящему в центре и обматывается вокруг его.
Когда выскажутся все, спрашивается у сидящего в центре о его ощущения, чувствах и мыслях.
После этого, в том же порядке, поочередно каждый говорит что-то ободряющее или опровергающее своему предыдущему высказыванию и перерезается нить, ведущая к сидящему в центре.
По окончании спрашиваются ощущения у сидящего в круге.
По результату – опрос участников: что было легко? Что было трудно? Какие испытали чувства вначале и конце упражнений?
Цель: развитие умения видеть потребности других людей, понимать их и правильно оказывать нужную помощь.
Выбираются 4 желающих из группы. Эти 4 человека – «люди с ОВЗ»
Первый – завязаны руки и ноги.
Второй – завязаны глаза и ноги.
Третий – завязаны глаза и рот.
Четвертый – завязаны ноги и рот.
1. Упражнение «Дверные ручки и окна»
Всем участникам дается задание выйти из аудитории и посчитать в коридоре, сколько там окон и сколько дверных ручек.
После возвращения в аудиторию у «людей с ОВЗ» спрашивают, как они себя чувствовали и какую помощь получили.
Далее вопросы к остальным участниками – «Почему оказали помощь?», «Почему не оказали помощь?».
2. Упражнение «Чем тебе помочь?»
Желающие из основной группы спрашивают у «людей с ОВЗ», нужна ли им какая-то помощь. «Люди с ОВЗ» «говорят» о своих потребностях доступным им способом.
По результату – опрос участников: что было легко? Что было трудно? Какие испытали чувства? Если вы отказались от помощи, то почему?
3. Упражнение на совместные действия
Выбираются трое желающих, Их ноги связывают между собой. В связанном виде они выполняют следующие задания:
По результату – опрос участников: что было легко? Что было трудно? Какие испытали чувства? Всегда ли надо помогать человеку с ОВЗ или эта помощь должна быть дозированной?
УПРАЖНЕНИЯ НА РЕФЛЕКСИЮ И ЗАВЕРШЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
Дискуссия, направленная на анализ, понимание и осознание предложенной ситуации, себя и своей роли в ней.
Упражнение «До и после»
Участники поочерёдно рассказывают, какие ощущения, чувства были вначале первого занятия, и что изменилось к концу последнего занятия? Подводится итог.
Упражнение «Соковыжималка»
Оборудование: 3 листа ватмана с изображениями или надписями, стикеры, ручки
На трех больших плакатах ведущий рисует или пишет словами: 1) корзинку или горку апельсинов; 2) стакан оранжевого апельсинового сока; 3) кучку выжимок из выдавленных апельсинов.
Каждый участник получает по 2-4 самоклеющихся листка бумаги. На них он может написать все то, что осталось в памяти к финалу тренинга. Затем, по сигналу ведущего, эти листки можно будет вклеить на соответствующие плакаты: - на плакат с апельсинами – то, что не обрело законченного вида, что нужно додумать - на плакат освежающего сока можно наклеивать то, что радовало, вдохнуло новую энергию. - на плакат с отходами будут наклеены вещи, от которых лучше избавиться (реквизит:)
Упражнение «Клубок»
Вся группа стоит в круге. Участники передают друг другу (любому участнику, не обязательно соседу справа или слева) клубок ниток, проговаривая, что прочувствовали, приобрели в ходе занятия. Постепенно середина круга превращается в узор из натянутых нитей. Когда круг завершен, ведущий проговаривает, что и наша жизнь, словно этот узор, плетется из нитей событий, переживаний. Затем клубок сматывается таким образом, что каждый участник получает его со словами благодарности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.