Упражнения и вопросы по теме:
«Типы словосочетаний по главному слову»
Упражнение 1. Выпишите из произведений художественной литературы 15 словосочетаний с главным словом, выраженным прилагательным, местоимением и наречием. Укажите способ синтаксической связи между компонентами.
Упражнение 2. Определите типы словосочетаний по стержневому слову: субстантивные, адъективные, прономенативные, нумеративные, вербальные, адвербальные. Почему данные типы словосочетаний имеют такие названия?
Светлая аудитория, никто из нас, умные учащиеся, ленивый ушедший, наши одаренные, подойдя незаметно, любимый мой, нечто похожее, думая о прошлом, прошлое утро, два котенка, хорошее самочувствие, открытое окно, каждый из присутствующих, пришедший узнать, трое смельчаков, умнее сестры, старше матери.
Упражнение 3. Составьте по десять субстантивных, адъективных, прономенативных, нумеративных, вербальных и адвербальных словосочетаний. Распределите все словосочетания по тематическим группам и составьте тексты.
Упражнение 4. Выпишите именные словосочетания с существительным и прилагательным в роли главного слова. Определите отношения между стержневым и зависимым словами.
1. На слегка скуластом лице Осокина весело светились большие черные глаза. 2. Благовидов включил настольную лампу под абажуром из газеты. 3. До крайности щедрыми на выдачу своих паспортов оказались дипломаты Швейцарии. 4. Он еще достаточно крепок для белого коня, который ввезет его в Петроград. 5. Новая знакомая стремительно повлекла Ирину, видимо, хорошо известными ей ходами и переходами в загадочные, таинственные для простых смертных, то есть для зрителей, пыльные недра театральных кулис. (Кочет.).
Упражнение 5. Выделите простые словосочетания, укажите вид подчинительной связи между их компонентами (согласование, управление, примыкание).
На западе, за длинной башней, где живут и могут жить одни ласточки (ибо она, будучи построена после французов, не имеет внутри ни потолков, ни лестниц, стены ее расперты крестообразно поставленными брусьями), возвышаются арки Каменного моста, который дугою перегибается с одного берега на другой; вода, удержанная небольшой запрудой, с шумом и пеною вырывается из-под него, образуя между сводами небольшие водопады, которые часто, особливо весною, привлекают любопытство московских зевак, а иногда принимают в свои недра тело бедного грешника. (Л.)
Упражнение 6. Выпишите словосочетания, соединенные по способу согласования. Укажите, какой частью речи выражен зависимый компонент, в каких категориях согласуется с главным?
У графа В… был музыкальный вечер. Первые артисты столицы платили своим искусством за честь аристократического приема; в числе гостей мелькало несколько литераторов и ученых; две или три модные красавицы; несколько барышень и старушек и один гвардейский офицер. около десятка доморощенных львов красовалось в дверях второй гостиной и у камина; все шло своим чередом; было ни скучно, ни весело. (Л.)
Упражнение 7. Определите полное и неполное согласование. Какие из сочетаний слов не являются согласованием? Почему?
Интересный фильм, наши мысли, рубашка хаки, опытная врач, главная героиня, эта проблема, станция метро, город Бухара, чистый воздух, строгая директор, блузка индиго, прокисшее молоко, усы-подковка, ослепительная белизна, симпатичная секретарь, открытые ворота, затянувшиеся каникулы, гараж-стоянка, юбка фрез.
Упражнение 8. Определите сильное и слабое согласование.
Умный кот, зеленые листья, девушка высокого роста, лесные тропинки, при определенных обстоятельствах, сумка большого размера.
Упражнение 9. Выпишите словосочетания, соединенные по способу согласования и управления. Укажите, какой частью речи выражены главный и зависимый компоненты?
Долгий осенний закат догорел. Погасла последняя багровая, узенькая, как щель, полоска, рдевшая на самом краю горизонта, между сизой тучей и землей. Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба. Только над головой большие звезды дрожали своими ресницами среди черной ночи, да голубой луч от маяка подымался прямо вверх тонким столбом и точно расплескивался там о небесный купол жидким, туманным, светлым кругом. Ночные бабочки бились о стеклянные колпаки свечей. Звездчатые цветы белого табака в палисаднике запахли острее из темноты и прохлады. (Куп.)
Упражнение 10. Выпишите словосочетания, разделяя их на три группы: а) приглагольное, б) приименное, в) принаречное управление.
Побежать за автобусом, незадолго до отпуска, слушая их, начало осени, вдвоем с ней, второй от окна, закрыть окно, украдкой от сестры, столько дел, умнее меня, сердит на нас, заступиться за слабого, ремонт квартиры, покорный судьбе, кто-то из ребят, трое из опоздавших, потихоньку от родителей.
ВОПРОСЫ:
1. Какой принцип лежит в основе характеристики словосочетаний по главному слову?
2. Что понимается под именным словосочетанием?
3. Какие типы именных словосочетаний принято выделять?
4. Какие словосочетания относят к субстантивным?
5. Что представляет собой адъективные словосочетания?
6. Что представляют собой прономинативные словосочетания?
7. Что представляют собой нумеративные словосочетания?
8. Какие словосочетания считаются глагольными?
9. Можно ли говорить о наличии глагольного словосочетания с главным словом деепричастием применительно к синтаксису речи?
10. Какие словосочетания считаются наречными?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.