Упражнение на развитие длительности выдоха
Упражнение 1. Исходное положение стоя или сидя, ладони рук на нижних подвижных ребрах (это позволит следить за работой диафрагмы). Сделайте глубокий вдох через нос, наполнитесь воздухом. Выдох порционный: произносим звуковые сочетания «кхы-кхы-кхы…» («пы-пы-пы…», «пФ-пф-пф…», «ф-ф-ф…», «с-с-с…», «ш-ш-ш…», «кх-кх-кх…»). Чем больше звуковых сочетаний вам удается произнести на одном выдохе, тем лучше. Следите ладонями рук, чтобы при выдохе каждой очередной порции ощущалась активная работа диафрагмы.
Упражнение 2. Как уже отмечалось, различают ключичное, грудное и диафрагменное дыхание. При диафрагменном дыхании связки испытывают наименьшее напряжение, раздражение. Такому дыханию можно научиться с помощью следующего упражнения.
Встаньте. Ладонь левой руки положите на верх живота. Ладонью правой руки обхватите нижние ребра (большой палец обхватывает их со спины, остальные спереди). Вдохните носом. Живот (под ладонью левой руки) должен выпятиться вперед. Задержите дыхание на две секунды. Подтяните внутрь самый низ живота. Нижние ребра от этого слегка раздвинутся. Далее начинайте выдох. Рот слегка открыт, выдыхайте беззвучно, плавно, медленно. Сначала постепенно должен опадать живот, а под самый конец выдоха и нижние ребра.
При выдохе можно приложить ладонь ко рту. Она должна ощутить тепло и даже легкую влажность. Также на выдохе можно прочитать следующее стихотворение, стараясь растягивать гласные (читать нужно на одном выдохе, не добирая воздух).
Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.
(М. Лермонтов)
Упражнение 3. При чтении текста следите за добором дыхания. Сначала сделайте паузу и добор дыхания после каждой строки, затем после каждых двух, затем прочитайте текст на одном дыхании.
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой.
Упражнение 4. Прочитайте вслух отрывок из романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, добирая дыхание, где необходимо. Потренируйтесь читать весь текст на одном выдохе (не забывайте об интонации).
…по Тверской
Возок несется чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.
Упражнение 5. Прочитайте фразу артикуляционно-фонетическим способом (вслух произносятся только согласные звуки, а гласные – беззвучно-протяжно, как бы «хочу сказать, но не могу»). После этого повторите фразу полным голосом, при этом почувствуете «центр» своего голоса:
Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
Гладиолус сказал: «Я долго стоял и устал!»
Упражнение 6. Читайте текст вслух, скандируя по слогам, в ритме человека, прыгающего со скакалкой. Добирайте дыхание в паузах, ускоряясь к концу стихотворения. Попробуйте скандировать стихотворение в движении, сначала шагая, затем прыгая (следите, чтобы дыхание оставалось ровным, не сбивалось).
Со скакалкой я скачу,
Научится я хочу
Так владеть дыханьем, чтобы
Звук держать оно могло бы,
Глубоко, ритмично было
И меня не подводило.
Я скачу без передышки
И не чувствую одышки,
Голос звучен, льется ровно,
И не прыгаю я словно.
Раз – два!
Раз – два!
Раз – два!
Раз!
Можно прыгать целый час!..
Упражнение 7. Прочитайте мнемоническое стихотворение А.В. Прянишникова «Правила чтения». Избегайте придыхания, шумного набора воздуха. Воздух добирайте во время логических пауз или в конце строки.
ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ
Твердо запомни, что, прежде чем слово начать в упражненьи,
Следует клетку грудную расширить слегка и при этом
Низ живота подобрать для опоры дыханью и звуку.
Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.
Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи.
И последи, чтобы грудь не сжималась в течение речи,
Так как при выдохе движется только одна диафрагма.
Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:
Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;
Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен;
Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком –
Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.
Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость,
Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,
Выдох веди экономно – с расчетом на целую строчку.
Собранность, звонкость, полетность, устойчивость,
медленность, плавность –
Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненье.
Упражнение 8. Выразительно прочитайте стихотворение С. Маршака, попробуйте «продышать» этот текст.
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
Звучат в согласных серебро и медь,
А гласные даны тебе для пенья.
И счастлив будь, коль можешь ты пропеть
И даже продышать стихотворенье.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.