Введение
Не так давно все российские школы осуществили переход на новый Федеральный государственный стандарт начального общего образования, в котором одно из центральных мест, несомненно, занимает проблема развития исследовательских навыков у учащихся. В данных условиях возрастает интерес к личности, имеющей основы и навыки исследовательского характера, способной самореализоваться, создать что-то новое или преобразовать.
Давно выяснено, что каждый ребенок от природы любознателен и полон желания учиться и именно на начальной ступени обучения он стремиться к творчеству, познанию и активной деятельности. В данном аспекте, исследовательская деятельность является одним из важнейших способов получения ребенком представления об окружающем мире. Но, к сожалению, не смотря на возрастные особенности количество материала, включающего задания на развитие исследовательских умений и навыков у младших школьников, очень мало.
Данное дидактическое пособие было создано на основе материала, представленного в работе «Формирование исследовательских умений и навыков обучающихся в четверто классе в рамках предмета «Окружающий мир»., а также с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова.
Также, к каждому виду упражнений прописаны методические рекомендации, направленные на снятие трудностей, которые могут возникнуть в ходе работы над ними.
Упражнение №1 «Многознайка»
Цель: определение учащимися тем, которые, на их взгляд, ближе и интереснее.
Задание:
Учитель начинает предложение с таких слов « А я могу рассказать вам много интересного о…», каждый ученик должен продолжить предложение и затем выбирается тот ответ, который более всего подходит к теме урока. Ученик, который дал его, рассказывает всё, что он знает по данной теме. Другие учащиеся дополняют его ответ (при необходимости).
Упражнение № 2 «Угадай - ка»
Цель: развитие догадки и логического мышления
Задание:
Учитель предлагает одному из учащихся посмотреть на картинку (слово) и изобразить то, что там нарисовано (написано), другие учащиеся должны догадаться, о чём идёт речь.
|
|
Упражнение №3 «Где я? Кто я?»
Цель: развитие догадки и логического мышления
Задание:
Учитель предлагает прослушать небольшой музыкальный отрывок и нарисовать или написать то, что представили себе учащиеся. Затем результаты демонстрируются всему классу и обсуждаются. Выделятся главная тема.
Упражнение №4 «Представь себе!»
Цель: развитие воображения и дивергентного мышления, умения видеть проблемы
Задание:
Учитель называет слово с общим названием или предложение. Учащиеся должны нарисовать то, что они представили. Все рисунки поясняются учащимися после завершения упражнения.
|
Упражнение №5 «Словесная картина»
Цель: развитие воображения и дивергентного мышления, умения видеть проблемы
Задание:
Учитель рассказывает историю, связанную с темой урока. Учащиеся должны нарисовать то. Что они себе представляют. После обсуждения получившихся «картин», выделятся главная идея рассказа и тема урока.
Упражнение №6 «Продолжай - ка»
Цель: развитие умения наблюдать и анализировать
Задание:
1)Учитель начинает предложение, учащиеся продолжают, поясняя свой вариант;
2) Учитель рассказывает историю, но оставляет её незаконченной. Учащиеся должны написать продолжение, закончив определенными словами, которые учитель предварительно озвучил.
Упражнения №7 «По следам идем и ответ найдем»
Цель: развитие логического и аналитического мышления
Задание:
Учитель организует работу в парах (в малых группах). На карточках написаны этапы или цепочки, которые необходимо разложить в правильной последовательности. Результаты проверяются, обсуждаются и корректируются.
|
|
|
|
|
Упражнения №8 «Я не я»
Цель: развитие умение видеть проблемы
Задание:
Учащиеся читают рассказ по определенной теме. После прочтения им предлагается рассказать историю от имени одного из героев и какой бы она была, если бы он её рассказывал.
Упражнение№9 «Кто я? Что я?»
Цель: развитие умение видеть проблемы
Задание:
На доске предлагается спайдограмма, которую необходимо заполнить. (Можно заполнить середину, написав тему, а также можно сделать подписи под стрелками, дав возможность учащимся определить тему по ассоциации)
Упражнение №10 «Я такой!»
Цель: развитие умения наблюдать и анализировать
Задание:
Называется предмет. Например: стол. Задача учащихся - называть как можно больше возможных признаков этого предмета. Так, например, стол может быть: красивым, большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, детским, удобным и др. Выиграет тот, кто выделит и напишет как можно больше признаков этого предмета. Учитель может организовать работу над данным упражнением как индивидуально, так и в группах.
Упражнение №11 «Зачем нам нужен…»
Цель: развитие умение видеть проблемы
Задание:
Учащимся предлагается какой-нибудь хорошо знакомый предмет, с хорошо известными свойствами. Это может быть, например, карандаш. Задание - найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.
Упражнение№12 «Я вижу…»
Цель: развитие умения выявлять проблему
Задание:
Учащимся предлагается рассмотреть какой-нибудь хорошо знакомый им объект и сказать, что видят их глаза в данную минуту.
Упражнение №13 «А может быть…»
Цель: развитие умений выдвигать гипотезы
Задание:
Учитель задает наводящий вопрос по теме урок (Например: Почему бывают день и ночь?), учащиеся должны сделать предположение, начав свой ответ со слов: «А может быть…».
Упражнение№14 «Полезный – бесполезный»
Цель: развитие умений анализировать и выдвигать гипотезы
Задание:
Учитель сначала предлагает ряд слов (предметы мебели, растения, животные и т.д.) и предлагает определенную ситуацию. Учащиеся должны выделить полезные и бесполезные предметы. К тем предметам, которые оказались бесполезными учащиеся должны придумать условия, пи которых и они бы стали полезными. Возможно и действие от обратного если учитель задает вопрос: «При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?»
Упражнение№15 «Почемучка»
Цель: развитие умений анализировать и выдвигать гипотезы
Задание:
Учитель предлагает дать объяснения определенным событиям: сначала – самые правдоподобные, затем – самые неправдоподобные (Например: листья на дереве пожелтели).
Упражнение №16 «Что скрывает черный ящик»
Цель: развитие умения задавать вопросы
Задание:
Учитель прячет в коробку предмет, непосредственно связанный с темой урока. Учащиеся должны задавать вопросы, которые помогут догадаться, что лежит в ящике. Но вопросы должны быть такими, чтобы ответ на них был «Да» или «Нет».
Упражнение №17 «Кто о чем»
Цель: развитие умения задавать вопросы
Задание:
Ученику, вышедшему к доске, учитель дает несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите фрукты?» Учащийся отвечает «Я люблю яблоки». Всем остальным надо угадать, какой вопрос был задан.
Упражнение №18 «Кто лишний?»
Цель: развитие умений классифицировать
Задание:
Учителем предлагается логический ряд, где необходимо выбрать лишнее слово или картинку. Возможен вариант, когда лишние слова можно объединить по какому- либо принципу.
|
|
|
|
|
Упражнение№19 «Я начну, а ты продолжи»
Цель: развитие умений классифицировать
Задание:
Учитель предлагает логический ряд. Объединенный по какому-либо принципу, учащимся предлагается его продолжить.
………
Упражнение №20 «Ошибочка вышла»
Цель: развитие способности к наблюдению и умению анализировать
Задание:
Учитель предлагает картинку или рассказ, включающие в себя ошибки. Учащиеся должны найти их и объяснить своё решение.
Упражнение №21 «Что тут не так»
Цель: развитие способности к наблюдению и умению анализировать
Задание:
Учитель предлагает учащимся посмотреть на картинку в течении минуты и постараться все запомнить. Затем предлагает, измененный вариант и просит сказать, что изменилось.
Упражнение №22 « Все по группам»
Цель: развитие умений классифицировать
Задание:
Прочитайте предложенные ниже названия растений и их групп.
·корова ·бабочка ·насекомые ·комар |
·животные ·собака · млекопитающие |
Заполните схему, так чтобы она отражала классификацию животных:
Упражнение № 23 «Докажи мне»
Цель: развитие умения обосновать
Задание:
Учитель предлагается ряд предметов (слов). Учащиеся называют существенные признаки и свойства предметов и доказывают, почему они нам необходимы в жизни.
Упражнение № 24 « Кто куда»
Цель: развитие умений классифицировать
Задание:
Распредели растения на три группы, подпиши названия этих группы
Методические рекомендации к упражнениям
· важно самого ученика сделать активным участником образовательного процесса;
· учитель работает рядом и вместе с детьми, осуществляя поддержку, консультирует по возникающим вопросам;
· в процессе исследования ключевую роль играет вопрос, т.к. он направляет мышление ребёнка на поиск решения проблемы;
· содержание исследования должно соответствовать возрасту и возможностям, а также реальному уровню знаний учащихся;
· тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка и с её выбором не стоит затягивать;
· исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе;
· на всех этапах работы основной ожидаемый результат – это развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков;
· защита исследования - один из главных этапов обучения начинающего исследователя;
· целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с привлечением родителей и педагогов).
P.S. Желаем успехов!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.