Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (4 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова в условиях реализации ФГОС
Оценка 4.8

Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (4 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова в условиях реализации ФГОС

Оценка 4.8
Занимательные материалы
doc
окружающий мир
4 кл
19.04.2022
Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета  «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (4 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова в условиях реализации ФГОС
Не так давно все российские школы осуществили переход на новый Федеральный государственный стандарт начального общего образования, в котором одно из центральных мест, несомненно, занимает проблема развития исследовательских навыков у учащихся. В данных условиях возрастает интерес к личности, имеющей основы и навыки исследовательского характера, способной самореализоваться, создать что-то новое или преобразовать. Давно выяснено, что каждый ребенок от природы любознателен и полон желания учиться и именно на начальной ступени обучения он стремиться к творчеству, познанию и активной деятельности. В данном аспекте, исследовательская деятельность является одним из важнейших способов получения ребенком представления об окружающем мире. Но, к сожалению, не смотря на возрастные особенности количество материала, включающего задания на развитие исследовательских умений и навыков у младших школьников, очень мало. Данное дидактическое пособие было создано на основе материала, представленного в работе «Формирование исследовательских умений и навыков обучающихся в четверто классе в рамках предмета «Окружающий мир»., а также с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова. Также, к каждому виду упражнений прописаны методические рекомендации, направленные на снятие трудностей, которые могут возникнуть в ходе работы над ними.
дидактическое пособие по окружающему миру.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                     Введение

 

Не так давно все российские школы осуществили переход на новый Федеральный государственный стандарт начального общего образования, в котором одно из центральных мест, несомненно, занимает проблема развития исследовательских навыков у учащихся. В данных условиях возрастает интерес к личности, имеющей основы и навыки исследовательского характера, способной самореализоваться, создать что-то новое или преобразовать.

Давно выяснено, что каждый ребенок от природы любознателен и полон желания учиться и именно на начальной ступени обучения он стремиться к творчеству, познанию и активной деятельности. В данном аспекте, исследовательская деятельность является одним из важнейших способов получения ребенком представления об окружающем мире. Но, к сожалению, не смотря на возрастные особенности количество материала, включающего задания на развитие исследовательских умений и навыков у младших школьников, очень мало.

Данное дидактическое пособие было создано на основе материала, представленного в работе «Формирование исследовательских умений и навыков обучающихся в четверто классе в рамках предмета «Окружающий мир»., а также с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова.

Также, к каждому виду упражнений прописаны методические рекомендации, направленные  на снятие трудностей, которые могут возникнуть в ходе работы над ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Упражнение №1  «Многознайка»

Цель: определение учащимися тем, которые, на их взгляд, ближе и интереснее.

Задание:

Учитель начинает предложение с таких слов « А я могу рассказать вам много интересного о…», каждый ученик должен продолжить предложение и затем выбирается тот ответ, который более всего подходит к теме урока. Ученик, который дал его, рассказывает всё, что он знает по данной теме. Другие учащиеся дополняют его ответ (при необходимости).

 

 

Упражнение № 2  «Угадай - ка»

Цель: развитие догадки и логического мышления

Задание:

Учитель предлагает одному из учащихся посмотреть на картинку (слово) и изобразить то, что там нарисовано (написано), другие учащиеся должны догадаться, о чём идёт речь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Упражнение №3 «Где я? Кто я?»

Цель: развитие догадки и логического мышления

Задание:

Учитель предлагает прослушать небольшой музыкальный  отрывок и нарисовать или написать то, что представили себе учащиеся. Затем результаты демонстрируются всему классу и обсуждаются. Выделятся главная тема.

 

Упражнение №4 «Представь себе!»

Цель: развитие воображения и дивергентного мышления, умения видеть проблемы

Задание:

Учитель называет слово с общим названием или предложение. Учащиеся должны нарисовать то, что они представили. Все рисунки поясняются учащимися после завершения упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

 


4

 
 

 

 

Упражнение №5 «Словесная картина»

Цель: развитие воображения и дивергентного мышления, умения видеть проблемы

Задание:

Учитель рассказывает историю, связанную с темой урока. Учащиеся должны нарисовать то. Что они себе представляют. После обсуждения получившихся «картин», выделятся главная идея рассказа и тема урока.

 

Упражнение №6 «Продолжай - ка»

Цель: развитие умения наблюдать и анализировать

Задание:

1)Учитель начинает предложение, учащиеся продолжают, поясняя свой вариант;

2) Учитель рассказывает историю, но оставляет её незаконченной. Учащиеся должны написать продолжение, закончив определенными словами, которые учитель предварительно озвучил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Упражнения №7 «По следам идем и ответ найдем»

Цель: развитие логического и аналитического мышления

Задание:

Учитель организует работу в парах (в малых группах). На карточках написаны этапы или цепочки, которые необходимо разложить в правильной последовательности. Результаты проверяются, обсуждаются и корректируются.

 

 

 

 

Упражнения №8  «Я не я»

Цель: развитие умение видеть проблемы

Задание:

Учащиеся читают рассказ по определенной теме. После прочтения им предлагается рассказать историю от имени одного из героев и какой бы она была, если бы он её рассказывал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Упражнение№9 «Кто я? Что я?»

Цель: развитие умение видеть проблемы

Задание:

На доске предлагается спайдограмма, которую необходимо заполнить. (Можно заполнить середину, написав тему, а также можно сделать подписи под стрелками, дав возможность учащимся определить тему по ассоциации)

 

 

 

 

 

 

 


Упражнение №10 «Я такой!»

Цель: развитие умения наблюдать и анализировать

Задание:

На­зывается предмет. Например: стол. Задача учащихся - называть как можно больше возможных признаков этого предмета. Так, например, стол может быть: красивым, большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, детским, удобным и др. Выиграет тот, кто выделит и напишет как можно больше признаков этого предме­та. Учитель может организовать работу над данным упражнением как индивидуально, так и в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Упражнение №11 «Зачем нам нужен…»

Цель: развитие умение видеть проблемы

Задание:

Учащимся предлагается какой-нибудь хорошо знакомый предмет, с хорошо известными свойствами. Это может быть, например, карандаш. Задание - найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

 

 


 

 

 

 

 

 


Упражнение№12 «Я вижу…»

Цель: развитие умения выявлять проблему

Задание:

Учащимся предлагается рассмо­треть какой-нибудь хорошо знакомый им объект и сказать, что видят их глаза в данную минуту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Упражнение №13 «А может быть…»

Цель: развитие умений выдвигать гипотезы

Задание:

Учитель задает наводящий вопрос по теме урок (Например: Почему бывают день и ночь?),  учащиеся должны сделать предположение, начав свой ответ со слов: «А может быть…».

 

Упражнение№14 «Полезный – бесполезный»

Цель: развитие умений анализировать и  выдвигать гипотезы

Задание:

Учитель сначала предлагает ряд слов (предметы мебели, растения, животные и т.д.) и предлагает определенную ситуацию. Учащиеся должны выделить полезные и бесполезные предметы. К тем предметам, которые оказались бесполезными учащиеся должны придумать условия, пи которых и они бы стали полезными. Возможно и действие от обратного если учитель задает вопрос: «При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно беспо­лезны и даже вредны?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Упражнение№15 «Почемучка»

Цель: развитие умений анализировать и  выдвигать гипотезы

Задание:

Учитель предлагает дать объяснения определенным событиям: сначала – самые правдоподобные, затем – самые неправдоподобные (Например: листья на дереве пожелтели).

Упражнение №16 «Что скрывает черный ящик»

Цель: развитие умения задавать вопросы

Задание:

Учитель прячет в коробку предмет, непосредственно связанный с темой урока. Учащиеся должны задавать вопросы, которые помогут догадаться, что лежит в ящике. Но вопросы должны быть такими, чтобы ответ на них был «Да» или «Нет». 

 

 

 

 

 


Упражнение №17 «Кто о чем»

Цель: развитие умения задавать вопросы

Задание:

Ученику, вышедшему к доске, учитель да­ет несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите фрукты?» Учащийся от­вечает «Я люблю яблоки». Всем остальным надо угадать, ка­кой вопрос был задан.

 

 

 

 

 

 

Упражнение №18 «Кто лишний?»

 Цель: развитие умений классифицировать

Задание:

Учителем предлагается логический ряд, где необходимо выбрать лишнее слово или картинку. Возможен вариант, когда лишние слова можно объединить по какому- либо принципу.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Упражнение№19  «Я начну, а ты продолжи»

Цель: развитие умений классифицировать

Задание:

Учитель предлагает логический ряд. Объединенный по какому-либо принципу, учащимся предлагается его продолжить.

   ………

 

Упражнение №20 «Ошибочка вышла»

Цель: развитие способности к наблюдению и умению анализировать

Задание:

Учитель предлагает картинку или рассказ, включающие в себя ошибки. Учащиеся должны найти их и объяснить своё решение.

 

Упражнение №21  «Что тут не так»

Цель: развитие способности к наблюдению и умению анализировать

Задание:

Учитель предлагает учащимся посмотреть на картинку в течении минуты и постараться все запомнить. Затем предлагает, измененный вариант и просит сказать, что изменилось.

   

 

 

 

 

 

 


Упражнение №22 « Все по группам»

Цель: развитие умений классифицировать

Задание:

Прочитайте предложенные ниже названия растений и их групп.

·корова 

·бабочка 

·насекомые 

·комар

·животные

·собака

·  млекопитающие

 

Заполните  схему, так чтобы она отражала классификацию животных:

 

 

Упражнение № 23 «Докажи мне»

Цель: развитие умения обосновать

Задание:

Учитель предлагается ряд предметов (слов). Учащиеся называют существенные  признаки и свойства предметов и доказывают, почему они нам необходимы в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Упражнение № 24 « Кто куда»

 

Цель: развитие умений классифицировать

Задание:

Распредели растения  на три группы, подпиши названия этих группы

 

 

 

 

 

 

 


Методические рекомендации к упражнениям

·         важно самого ученика сделать активным участником образовательного процесса;

·         учитель работает рядом и вместе с детьми, осуществляя поддержку, консультирует по возникающим вопросам;

·         в процессе исследования ключевую роль играет вопрос, т.к. он направляет мышление ребёнка на поиск решения проблемы;

·         содержание исследования должно соответствовать возрасту и возможностям, а также реальному уровню знаний учащихся;

·         тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка и с её выбором не стоит затягивать;

·         исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе;

·         на всех этапах работы  основной ожидаемый результат – это развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков;

·         защита исследования - один из главных этапов обучения начинающего исследователя;

·         целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с привлечением родителей и педагогов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


P.S.                          Желаем успехов!

 

 

 

 

 



Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (4 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова в условиях реализации ФГОС

Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета  «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (4 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова в условиях реализации ФГОС

Введение Не так давно все российские школы осуществили переход на новый

Введение Не так давно все российские школы осуществили переход на новый

Упражнение №1 «Многознайка»

Упражнение №1 «Многознайка»

Упражнение №3 «Где я? Кто я?»

Упражнение №3 «Где я? Кто я?»

Упражнение №5 «Словесная картина»

Упражнение №5 «Словесная картина»

Упражнения №7 «По следам идем и ответ найдем»

Упражнения №7 «По следам идем и ответ найдем»

Упражнение№9 «Кто я? Что я?»

Упражнение№9 «Кто я? Что я?»

Упражнение №11 «Зачем нам нужен…»

Упражнение №11 «Зачем нам нужен…»

Упражнение №13 «А может быть…»

Упражнение №13 «А может быть…»

Упражнение№15 «Почемучка» Цель: развитие умений анализировать и выдвигать гипотезы

Упражнение№15 «Почемучка» Цель: развитие умений анализировать и выдвигать гипотезы

Упражнение №17 «Кто о чем»

Упражнение №17 «Кто о чем»

Упражнение№19 «Я начну, а ты продолжи»

Упражнение№19 «Я начну, а ты продолжи»

Упражнение №22 « Все по группам»

Упражнение №22 « Все по группам»

Упражнение № 24 « Кто куда»

Упражнение № 24 « Кто куда»

Методические рекомендации к упражнениям · важно самого ученика сделать активным участником образовательного процесса; · учитель работает рядом и вместе с детьми, осуществляя поддержку, консультирует по…

Методические рекомендации к упражнениям · важно самого ученика сделать активным участником образовательного процесса; · учитель работает рядом и вместе с детьми, осуществляя поддержку, консультирует по…

Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (4 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова в условиях реализации ФГОС

Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета  «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (4 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова в условиях реализации ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2022