Упражнения по развитию навыка чтения.
Чтение играет очень важную роль в образовании, воспитании и развитии ребёнка. Как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно?
В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность. Вслух долго читать невозможно, так как громкое чтение как средство извлечения информации нерационально. При чтении «про себя» скорость чтения намного возрастает. При этом учёные и практики сходятся во мнении, что большинству учащихся вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Как же научить ребёнка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень понимания прочитанного? Как привести учащихся вообще к пониманию смысла текста , к пониманию и запоминанию условия арифметической задачи, грамматического правила и задания при однократном чтении, научить вычленять главное в научно- познавательной статье, учебном тексте?
Наверное, каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по- своему решить проблему совершенствования навыков чтения, стремится к тому, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика, были наделены на то, чтобы двигать детей в их идейно- нравственном, умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали у школьников интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учёбы умения и навыки.
И. несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывается группа слабо читающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию читать. И, в конечном счёте, к отставанию в учёбе.
Интерес к чтению возникает в том случае , когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно - познавательные мотивы чтения.
Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы формируются навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.
Какие же упражнения использую в работе по совершенствованию навыков чтения?
Все упражнения разделены на 4 группы :
. 1. Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения.
Первая группа -логические упражнения
А) Что общего в словах и чем они различаются?
Мел-мель, мал-мял, мыл –мил.
-Б) Назови одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж;
Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки;
В)Какое слово лишнее:
Ель, сосна, кедр, осина;
Гриб, ландыш, ромашка, василёк;
Г) Путём перестановки букв составь слово
У к л б о , с н о а с , у п к с ;
Д) Составь новое слово , взяв у каждого первый слог:
Колос, рота, ваза – корова
Е) Составь новое слово, взяв у каждого второй слог:
Змея, рама – яма
Укор, бузина, тина – корзина.
Ж) Аналогично взяв 3,4 и т. д. слоги.
З) Раздели слова на группы
Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол.
И)К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова:
ТРАВА: клевер, кедр, щавель , подорожник, лиственница , одуванчик.
Вторая группа – игры по составлению слов со словами.
1 Найди слово в слове
Гроза – роза, газета – газ, поднос – нос и т. д.
2 Шарады.
Начало- голос птицы,
Конец- на дне пруда.
А целое в музее
Найдёте без труда. (картина)
3. Ребусы, загадки.
Насос сосёт речную воду,
И шланг протянут к огороду.
Среди кустОВ царит покой,
Здесь хорошо бродить одной.
Третья группа- работа с деформированными предложениями, текстами; незаконченными рассказами.
1.Составь предложение из слов.
2 Расположи предложения по порядку, чтобы получился текст.
3. Составь предложения к теме по опорным словам.
Четвёртая группа – работа с текстом (учебник)
2. Упражнения для формирования правильности чтения.
Первая группа- упражнения, направленные на развитие внимания, памяти.
1.Назови предложенные картинки, продолжи ряд.
-ель,сосна,берёза, ….
2.Опиши предмет(показать и убрать)
3.Повтори , что сказал учитель(6 слов попарно, сходных чем-то по звучанию)
Бочка-почка, бабушка -бабочка, кошка-ложка.
4.Выбери слова на данный звук из текста.
5Произносятся слова. Надо выбрать только те, в которых 2 слога,3,4, и т.д.
6.Аналогично с ударением.
7. «Фотоглаз».
Вторая группа.- упражнения со словами.
1Чтение слов, отличающихся одной буквой.
Мел-мель-мыл-мыль-мал-мял-;
Мышка-мошка-мишка-миска.
2.Чтение слов , в написании которых имеются одинаковые буквы.
Куст-стук , сосна-насос, мех-смех, мышка-камыш, марка- рамка и т.д.
3.Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.
Ч –
Ч __ __
Ч__ __ __
Ч__ __ __ __
Ч__ __ __ __ __
5.Выяснение лексического значения слова.
Первая группа- упражнения для расширения поля зрения.
1 .Работа по созерцанию зелёной точки.(на карточке, на картинке ставим зелёную точку и концентрируем взгляд на ней. В это время называем предметы справа, слева, вверху, внизу.
2.Работа по таблице Шульте.
-Развитие поля зрения по горизонтали:
8 4 7 22 9 14 18 7
2 1 5 3 12 6 23 20
6 3 9 21 4 1 25 15
13 5 24 11 17
10 8 19 2 16
Развитие поля зрения по вертикали:
Карточка №1 Карточка №2
13 33 9 4 26 26 31 23 5 21
3 22 19 2 30 17 3 35 11 29
28 31 12 24 6 14 22 8 24 6
7 10 21 27 14 20 33 27 16 13
35 18 1 16 8 12 30 18 2 34
23 5 29 32 11 1 7 25 28 9
15 34 17 25 20 32 10 15 4 19
3. Работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово.
* * *
сОк СВета иВа
ноСки мЕсто крЕсло
сАм каТок клеТка
куКла куКла
магАзин рАк
(Дети читают слова, а сами глазами следят по буквам, над которыми стоит снежинка.)
4. Тексты зрительных диктантов
5.Фотоглаз.
6.«Кто быстрее?»(У каждого ученика по 2-3 текста. Требуется найти данное предложение.
Вторая группа -упражнения для активизации органов речи.
-гласные , согласные, сочетания, открытые и закрытые слоги;
-Слова, трудные для произношения.
- шепотом, громко, про себя;
- хоровое чтение;
- чтение в парах;
- чтение одновременно с ведущим;
- чтение с убыстрением темпа;
- чтение с переходом на незнакомый текст,
- чтение в темпе скороговорки;
- чтение «спринт»;
- жужжащее чтение и т. д.
4 Упражнения для развития выразительность чтения.
1.Чтение слова с различными оттенками интонации.
2. Чтение фразы с интонацией , соответствующей конкретной ситуации.
3.Упражнения на дыхание.
4.Упражнения для развития голоса.
5.Упражнения для дикции.
6. Прочитать, передавая радость, печаль, возмущение, гордость, в зависимости от текста.
7.Чтение по ролям.
8.И т. д.
Большая роль в правильном руководстве детским чтение принадлежит семье. Поэтому родителям предлагаю следующие рекомендации:
1. Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребёнка.
2. При выборе книг опираться на желания ребёнка.
3. Начинать самостоятельное чтение книг надо с книг с большими рисунками.
4. Литература должна быть разнообразной
5. Время выбранное для чтения не должно ущемлять других интересов ребёнка.
6. Организовать семейное чтение.
7. Для совместного чтения выбирать интересную и занимательную книгу, Чтобы дети с удовольствием ждали вечера.
8. Читать вслух по очереди.
9. Продолжительность домашнего чтения не должно превышать 45 минут.
10. После чтения важно завоевать доверие у ребёнка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями.
11. Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно неуверенного в себе ребёнка.
12. И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать ребёнка любить книгу.
13.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.