Упражнения по теме: «Определение, приложение»

  • docx
  • 20.03.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала опр, прил.docx

Упражнения по теме: «Определение, приложение»

 

Упражнение 76. Найдите распространенные и нераспространенные двусоставные предложения. Подчеркните предикативные центры, укажите морфологическое выражение определений.

 

<…> Однажды в начале июня, как теперь помню, в воскресенье, день выдался особенно жаркий... И люди и животные дышали с трудом. В густом раскаленном воздухе чувствовалась надвигающаяся гроза, но гроза не приходила. Наступил вечер. Отблеск потухающей зари придавал тяжелым сизым тучам кровавый оттенок. Темнело поразительно быстро. Я стоял на террасе, прислонившись к столбу, объятый тем ноющим томлением, которое всегда овладевает мною перед грозой... Вдруг привычная, властная сила заставила меня быстро обернуться назад... <…> (Купр.).

 

Упражнение 77. Найдите определения (согласованные и несогласованные), укажите способ морфологического выражения и тип подчинительной связи с определяемым словом.

 

«Страшен был Петербург в конце семнадцатого года.

Страшно, непонятно, непостигаемо. Все кончилось. Все было отменено. Улицу, выметенную поземкой, перебегал человек в изодранной шляпе, с ведерком и кистью. Он лепил новые и новые листочки декретов, и они ложились белыми заплатками на вековые цоколи домов. Чины, отличия, пенсии, офицерские погоны, буква ять, Бог, собственность и само право жить как хочется - отменялось. Отменено! Из-под шляпы свирепо поглядывал наклейщик афиш туда, где за зеркальными окнами еще бродили по холодным покоям обитатели в валенках, в шубах, - заламывая пальцы, повторяли:

- Что же это? Что будет? Гибель России, конец всему... Смерть!» (А.Н. Толстой)

 

Упражнение 78. Подберите к данным существительным приложения, составьте с ними предложения. Укажите значения приложений.

 

Поэт, дуб, море, скала, корабль, шофер, птица, город, студент.

 

Упражнение 79. Выделите приложения (одиночные и распространенные) и определите слова, которые они характеризуют. В каких категориях они уподобляются определяемому слову. Какие сочетания не являются приложениями.

 

1. У дедушки Нечаева три дня назад умерла жена, тихая, безответная старушка (Шукш.). 2. Мы не остались ночевать на острове, а пошли парами в сторону “материка”- лесистого берега болота (Пауст.). 3. Он, этот седой турок, заснул, набормотавшись, напевшись спьяну греческих песен (Бун.). 4. Капитан, унылый и тощий старик – ответил им, что это не их, пассажирское дело (Пауст.). 5.Тетя Вера, мамина сестра, жила в городе Нижнеангарске на северном Байкале (Расп.). 6. Во дворе избы-читальни горели огни и в двух больших котлах кипело варево (Расп.). 7. Привычный и не к таким марш-броскам, он устал, но не изнемог и не лежал, отдыхая (Расп.). 8. Машинист-наставник, сомневающийся в живых людях старичок, долго всматривался в него (Плат.). 9. В окна беззаботно входил черноморский бродяга-ветер (Пауст.). 10. Спит петух-драчун, спит соловей-певун, спит скворец-говорун, спит плотный ряд космачей и турманов на шесте. (Пришв.).

 

Упражнение 80. С данными приложениями составьте предложения, в которых приложения не будут являться подлежащим; подчеркните предикативный центр и второстепенные члены.

 

Ковёр-самолёт, монах-аскет, Соловей-разбойник, Волга-матушка, Москва-река, Иван-дурак, сторож-старик.

 

 


 

Посмотрите также