Упражнения по теме: "Словосочетание в русском языке"
Оценка 4.8

Упражнения по теме: "Словосочетание в русском языке"

Оценка 4.8
Домашнее обучение
docx
русский язык
3 кл—5 кл
20.12.2022
Упражнения по теме: "Словосочетание в русском языке"
Упражнения по теме: "Словосочетание в русском языке" для филологических вузов
Упражнения по теме.docx

Упражнения по теме: «Словосочетание в русском языке»

 

Упражнение 1. Составьте словосочетания со следующими словами:

 

Книга, высота, голова, шапка, терять, ручка, слово, горы, небо, воротник, стол, лить, обморок, ошибка, кровь, покраснеть, поднять, сделать, свежесть, рисовать, слон, рассказ, уехать.

 

Упражнение 2. Определите, какие из сочетаний слов не являются словосочетаниями. Аргументируйте ответ.

 

Хорошая погода, более умный, в течение года, идет снег, красивая девочка, менее интересный, около школы, хорошее настроение, самый известный, сидеть в аудитории, вместе с сестрой, перерыв с часу до двух, начать писать, наиболее популярный, пусть поговорят, давайте помолчим, зажечь свечи, буду рисовать, три книги папы, утром и вечером, перерыв на обед, стараться выглядеть красиво, сильный и умный, сесть в лужу, его жаль, отнять сумочку, одержать победу, окна открыты, ссора не из-за чего, дует ветер, настроение хорошее, бежать по стадиону, грустно расставаться, улечься у ног, во дворе холодно, нельзя помиловать, построить дом.

 

Упражнение 3. Расклассифицируйте сочетания слов, которые не являются словосочетаниями (из упражнения 2), по группам:

1.      Словоформы имен существительных;

2.      Словоформы имен прилагательных;

3.      Словоформы глаголов;

4.      Сочинительные сочетания;

5.      Устойчивые сочетания;

6.      Предикативные сочетания;

7.      Сочетания слова категории состояния с зависимым компонентом.

 

Упражнение 4. Образуйте синтаксически свободные и фразеологически связанные сочетания с глаголами:

Бить, вбивать, держать, брать, входить, задать, сыграть, принять, идти, тянуть.

 

Упражнение 5. Выпишите из текста словосочетания: а) простые, б) сложные, в) комбинированные.

 

Ледяные закраины увеличились со вчерашнего дня, но солнце опять начало пригревать и расцвечивало их всеми цветами радуги. Вода отяжелела и не плескала в берега. Был уже конец октября, однако зима запаздывала. Снег все время падал на теплую землю и стаивал на следующий же день, а то и через несколько часов. От этого тепла и мокрого снега кончились все дороги, болота вокруг городка развезло, вода в реке прибывала на метр в сутки.  (Н.Ас).

 

Упражнение 6. Составьте простые словосочетания, компоненты которых связаны на основе:

1.     одиночной сильной или слабой связи (один главный - один зависимый) – подойти к дому;

2.     двойной сильной связи – налить воду в стакан;

3.     на основе сильной и возможной при ней слабой связи, когда вторая реализуется только при наличии первой – поставить машину в гараж;

4.     на основе подчинения фразеологизма или подчиненности ему – быстро одержать победу.

 

Упражнение 7. Выпишите только сложные словосочетания, проанализируйте их. Чем они отличаются от простых словосочетаний.

 

Долгие прогулки по вечерам, отдать конверт почтальону, сильная любовь к хозяину, всю ночь слышать шаги, тихо сидеть в засаде, встретиться с ним, уйти  прочь, долгожданное возвращение отца, дважды повторить вопрос, отдать часы подчинить, возвращение домой на рассвете, их игра ночью, получить резкий ответ. (Н.Ас).

 

Упражнение 8. Разделите данные словосочетания на два типа: комбинированные несвязанные и комбинированные несвязанные. В чем принципиальная разница?

 

Заниматься под руководством учителя, отправиться в выходные дни, долго жить в дупле дуба, жить в дупле старого дуба, газета от второго мая, получить резкий ответ, два открытых окна, наши мама и папа.

 

Упражнение 9. Определите структуру простых, сложных и комбинированных словосочетаний.

 

Сосновый бор, заброшенный, пустынный край, камень с тремя отверстиями, спокойно работать, пристально смотреть на картину, учиться по новой программе, переписать задание с книги в тетрадь, сидеть в ожидании поезда, приехать пятого мая, поселиться надолго, мальчик способнее своих сверстников, ждать с утра до поздней ночи, дымка тумана, звонкий, детский смех, в глубине непроходимых лесов, девушка с изящным носом, слева от матери, рассеянные ветром тучи, место для привала, играть в оркестре под управлением опытного дирижера.

 

Упражнение 10. Переделайте простые словосочетания в сложные или комбинированные. С некоторыми из них составьте предложения.

 

Заниматься спортом, любить музыку, поздняя осень, очень полезный, красивый голос, девушка в куртке, двое друзей, вниз по реке.

 


 

Упражнения по теме: «Словосочетание в русском языке»

Упражнения по теме: «Словосочетание в русском языке»

Н.Ас). Упражнение 6. Составьте простые словосочетания, компоненты которых связаны на основе: 1

Н.Ас). Упражнение 6. Составьте простые словосочетания, компоненты которых связаны на основе: 1

Заниматься спортом, любить музыку, поздняя осень, очень полезный, красивый голос, девушка в куртке, двое друзей, вниз по реке

Заниматься спортом, любить музыку, поздняя осень, очень полезный, красивый голос, девушка в куртке, двое друзей, вниз по реке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2022