«Упражнения для развития выразительного чтения»
Оценка 4.8

«Упражнения для развития выразительного чтения»

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
русская литература +1
1 кл—7 кл
13.09.2018
«Упражнения для развития выразительного чтения»
Представляю вам дидактический материал для детей начальных, средних классов по теме «Упражнения для развития выразительного чтения». Данный материал будет полезен учителям литературного чтения, начальных классов, логопедов и студентов. Этот материал носит познавательный, развивающий характер, направленного на развитие навыков выразительного чтения.Дидактический материал по теме «Упражнения для развития выразительного чтения».
упражнения.doc
Дидактический   материал   «Упражнения   для   развития   выразительного   чтения»   для начальных классов Автор: Маркс Анна Федоровна, учитель начальный классов МБОУ Троицкой СОШ, Новосибирской области. Описание материала: Представляю вам дидактический материал для детей начальных, средних и старших средних классов по теме «Упражнения для развития выразительного чтения».   Данный   материал   будет   полезен   учителям   литературного   чтения,   начальных классов,   логопедов.   Этот   материал   носит   познавательный,   развивающий   характер, направленного на  развитие навыков выразительного чтения. 1. Упражнения для отработки правильной артикуляции и дикции. Для   работы   над   дикцией   удобны   групповые   упражнения.   В   коллективной   работе снимается тот психологический зажим, который нередко возникает у ребят с дефектами речи. 1. Медленное, громкое и четкое произношение ряда слогов. МА­ША­РА­ЛА­СА­НА­ГА 2. Игра «Твердый­мягкий»: б­б, п­п, с­с,… 3. Интонационное выделение одного звука в ряде гласных. А О И Ы У Э А О И Ы У Э и т.д. 4. Подстановка одного гласного ко всем остальным. АА АО АИ АУ АЭ 5. Чтение таблицы гласных по горизонтали, по вертикали, с добавлениями групп согласных и др. ТРА ТРЭ ТРО ТРУ ТРЫ ТРЯ ТРЕ ТРЕ ТРЮ ТРИ 6. Работа над скороговорками. Это наиболее эффективный прием совершенствования дикции.  Методика работы над упражнением: ­ тщательно вдуматься в смысл скороговорки; ­ постепенно убыстряя темп, четко произносить каждый звук; ­ хоровое и индивидуальное произнесение скороговорки в очень быстром темпе. Скороговорки для детей для улучшения дикции            От топота копыт пыль по полю летит. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора. Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь У осы не усы, и не усищ­ща, а у­у­сики. Ткёт ткач ткани на платки Тане. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Забыл Панкрат Кондратьевич домкрат, А без домкрату ну не поднять на тракте трактор. Интервьюер интервента интервьюировал. Рапортовал, да не дорапортовал, потом дорапортовывал, да зарапортовался. 1 Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход. Ест Федька с водкой редьку Ехал Грека через реку, видит Грека ­ в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку ­ цап! Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей. Брит Клим брат, брит Игнат брат, а брат Панкрат ­ бородат. К Габсбургам из Страсбурга. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.           Упражнение дикции помогает развитию речи.                               У ёлки иголки колки. В один клин, Клим, колоти. Говорил командир при полковнике про подпоручицу, А при подполковнице про подпрапорщицу промолчал. Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб. Водовоз вёз воду из­под водопровода. Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил. Подал грабли крабу краб. Волхвовал волхв в хлеву с волхвами. Рододендроны из дендрария. Сорока со скоросоковыжималкой. На горе Арарат рвала Варвара виноград. Во дворе­подворье погода размокропогодилась. Два дровосека говорили про Ларьку да про Варьку Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принёс на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса Порвали в драке альбатросы. В Кабардино­Балкарии валокордин из Болгарии. Деидеологизировали­деидеологизировали, и додеидеологизировались. Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я. Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности. Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет. Когда­то галок поп пугая, В кустах заметил попугая, И говорит тут попугай: "Пугать ты галок, поп, пугай. 2 Но только галок, поп, пугая, Не смей пугать ты попугая!" Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали. Королева кавалеру подарила каравеллу. Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок. Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила. Сиреневенькая зубовыковыривательница. Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь, Но заскороговошившись, выскороговорил ­                     что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь.               вылит колокол, да не по­колоколовски.         Ужу с ужицей не ужиться.      Уж от ужаса стал уже ­      ужа ужица съест на ужин      и скажет: (начинай сначала).   И прыгают скороговорки как караси на сковородке. Сняли с Надежды цветные одежды, Без одежд Надежда не манит как прежде. Сшит колпак, да не по­колпаковски, Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать. Ужа ужалила ужица. Флюорографист флюорографировал флюорографистку. Я ­ вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться. 1. Вез корабль карамель,  Наскочил корабль на мель.  И матросы две недели  Карамель на мели ели.   2. Косарь Касьян  Косой косит косо,  Не скосит Касьян­косарь Покоса.  3. В поле  Полет  Фрося  Просо,  Сорняки  Выносит Фрося. 4. Купила Марусе  Бусы бабуся.  На рынке споткнулась  Бабуся о гуся...  Не будет подарка  У внучки Маруси:  Все бусы склевали По бусинке гуси. 5. Мама Милу  С мылом мыла,  В глаз попало  Миле мыло...  Мама Миле говорила:  – Не сердись, дочурка Мила!  – Не сержусь, – сказала Мила, ­  Я выплакиваю мыло! 6.  Краб крабу  Сделал грабли,  Подал грабли крабу краб:  – Грабь граблями  Гравий, краб! 3 7.  Встретил в чаще ёж ежа:  – Как погода, ёж?  – Свежа. ­  И пошли домой, дрожа,  Сгорбясь, съёжась, два ежа.  8. У пруда  Растут  Две ели,  Мы ершей  Под елью  Ели.  Мы их еле­еле съели,  Съели – спать легли под ели.  9.Кукушка  Кукушонку  Купила  Капюшон.  Надел  Кукушонок  Капюшон.  Как в капюшоне  Он смешон! 4 7. Работа с текстами, в которых есть звукопись. Звуки   позволяют   усиливать   фонетическую   выразительность   речи,   создавать тональность произведения, музыкальную атмосферу, определенный эмоционально­ психологический настрой. Многократное повторение звуков помогает зрительно представить   движения   героев,   услышать   шорохи,   свист,   визжание,   треск, вызванные перемещением, движением, действием. Например: Шепчет кошке петушок: ­ Видишь, пышный гребешок? Шепчет кошка петушку: ­ Шаг шагнешь ­ и откушу. Задания   к   тексту:   Какой   звук   повторяется   чаще   всего?   Почему?   Давайте разобьем текст на партии – партию петушка (1 ряд) и партию кошки (2 ряд). Дети с удовольствием работают над произведениями со звуковым рефреном под дирижирование учителя. 1 половина класса/ 2 половина класса Листья, слышите, шуршат? Ш­ш­ш­ш… Листья словно говорят: Ш­ш­ш­ш… Ветер дунул, мы шумим, Ш­ш­ш­ш… Сорвались и вниз летим. Ш­ш­ш­ш… 8. Артикулирование без звука. Можно произносить текст про себя, но по указанию учителя «включать» звук. Это позволяет концентрироваться на определенных фонетических трудностях. 9. Отработка правильного дыхания. А) После глубокого вдоха как можно дольше вести счет на выдохе: На пригорке возле горки стоят 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д. Б) «Сдувание пушинки» с ладошки. В) «Задувание свечи». 2. Упражнения для развития гибкости голоса (умения говорить громче ­ тише, выше – ниже). 1.   Наиболее   известный   в   методической   литературе   прием   –   хоровое произнесение текста с указаниями учителя. Например: Тихо, словно бы во сне, Вполголоса Закружился в тишине Первый снег и зашептал: Тихо ­ Как давно я не летал! Шепотом (В.Ланцетти) Можно   предложить   детям   самим   составить   «партитуру»   текста,   сравнить полученное, выбрать наиболее удачные варианты. 2.   Можно   читать   текст   под   «дирижирование»   учителя,  показывающего жестами (заранее обговоренными с детьми) тон или силу голоса, меняющегося на протяжении   чтения.   Первая   ступень   этого   упражнения   –   произнесение   под «дирижирование» одной фразы, скороговорки, строчки стихотворения; высшая – чтение неизвестного текста под «дирижирование». 3.   Упражнения   для   постановки   нужной   скорости   чтения,   а   также совершенствования чувства темпа и ритма. Отработка скорости чтения чаще всего проводится на материале скороговорок, совмещая   ее   с  работой   над   дикцией.   Все   подобранные   учителем   скороговорки можно пронумеровать и вынести на отдельные листы для каждого ученика. На уроке останется лишь назвать номер скороговорки. В итоге многократное чтение материала   позволяет   накапливать   зрительные   образы   детей,   совершенствовать зрительную   и   слуховую   память   и,   как   следствие,   технику   чтения. Для   совершенствования   чувства   темпа   и   ритма   хороши   такие   художественные тексты,   в   которых   в   создании   конкретного   образа   большую   роль   играют темпоритмические   средства.   Например,   отрывок   из   стихотворения   Ю.Тувима «Паровоз»,   где   правильно   найденное   постепенное   убыстрение   темпо­ритма значительно усилит конкретное видение. Стоит он, сопит он, вздыхает он тяжко, И потная взмокла от масла рубашка, И паром он пышет, и жаром он дышит. Идет кочегар и как будто не слышит, Как тяжко он дышит! И уголь бросает в огромное брюхо. И уголь тяжелый там бухает глухо. И в брюхе горячем пылает так ярко. Уууф, жарко. Пуууф, жарко. Ууух, жарко. Едва, Понемногу, Да­да, Понемногу – В дорогу! В дорогу! Быстрее, быстрее колеса крутились, И вот все вагоны вперед покатились, Как будто они не вагоны, а мячики! Так­чики, Так­чики, Так­чики, Так­чики. Помогут   заметить   детям   особенности   темпо­ритма   этого   стихотворения вопросы учителя: ­   Почему   так   необычно   расположены   строчки?   (Это   позволяет   разделить стихотворение на части, каждая из которых произносится с особенной интонацией и динамику.) ­ Скорость чтения будет возрастать или снижаться? (Возрастать, так как паровоз набирает скоростью, передать   движение,     и скорость.) ­ С каких слов темп начнет явно возрастать? ­ Почему последняя строка напечатана ступенчато? (Похоже на то, как мячики прыгают   по   ступенькам.   С   ними   автор   сравнивает   раскачивающиеся   вагоны.) ­ Кому из вас приходилось видеть отправляющийся поезд? Попробуйте передать его движение с помощью хлопков, ударов, других звуков. Это ритм движения, постарайтесь сохранить его при чтении стихотворения. 4.   Упражнения   для   усвоения   норм   культуры   произношения. В   процессе   работы   над   орфоэпией   учащиеся   должны   почувствовать,   что соблюдение норм литературного произношения – одно из условий выразительности речи и чтения, что даже одна­две ошибки вызовут раздражение и могут свести на нет художественное впечатление от исполнения. Кроме того, постоянное внимание учителя   к  произносительной   культуре   включает   и  учащихся,  в  результате   чего создается   речевая   среда,   благоприятствующая   грамотной   речи   и   неприятию ошибок. В   орфоэпическую   «зарядку»   можно   включать   5­10   «каверзных»   слов,   которые учащиеся слышат от взрослых в быту, с экранов телевизоров. Например: средства, свекла,   кухонный,   ремень,   каталог,   звонит,   начать,   газопровод,   щавель, новорожденный и др. Каждый ученик произносит очередное слово, предложенное в «зарядке»,   помечает   ударения.   По   итогам   нескольких   таких   «зарядок»   можно провести   соревнование   на   знание   «хитрых»   слов.   Стремление   не   проиграть обостряет интерес к слову и быстрее закрепляет его литературное произношение и ударение. 5.   Упражнения   на   развитие   логической   выразительности. Все,   о   чем   говорилось   выше,   связано   с   работой   над   техникой   выразительного чтения. Умеющий выразительно читать должен владеть не только техникой, но и средствами   логической   выразительности:   логическим   ударением,   паузами, интонацией. Беда многих школьников в том, что они очень не выразительны в своей интонации. Ее безликость происходит потому, что ребенок устно передает письменный текст, не   заставляя   себя   увидеть   и   услышать   то,   о   чем   пойдет   речь.   А   между   тем активное желание заставить других увидеть и услышать мобилизует все речевые средства,   и   основная   роль   среди   них   принадлежит   интонации. Одновременно в работе над интонационной выразительностью необходимо учить внедрять   свои   видения   и   чувства   в   слушателей.   Ведь   нередко   бывает   так: «увидел», «услышал», «представил», но все осталось при говорящем. Желательно, чтобы   тренировочные   упражнения   этого   плана   были   негромоздкими,  краткими, занимательными. 1. Постановка логического ударения. Задание: Произнесите скороговорку, отвечая на вопросы. Купила бабуся бусы Марусе. А) Кто купил бусы? (Купила бабуся бусы Марусе.) Б) Кому купили бусы?(Купила бабуся бусы Марусе.) В) Бусы Марусе сделали? Г) Бабуся подарила колечко? Задание: Прочтите предложение несколько раз, каждый раз выделяя голосом следующее слово. Наша Таня громко плачет. 2. Работа над интонационной выразительностью. А)   Произнесите   фразу   Пришла!   в   различной   речевой   ситуации: Ваш класс собрался в кино. Все в сборе, кроме Люды. Время истекает. Жаль… такой   фильм,   а   она   не   посмотрит.   И   вдруг   вбегает   запыхавшаяся   Люда. Класс   собрался   на   прогулку,   но   явился   и   тот,   кого   не   ждали. Младшей   сестры   нет   дома.   Вы   не   нашли   ее   ни   во   дворе,   ни   у   подруги. Возвращаетесь домой и спрашиваете маму… Б)   Произнесение   фразы   с   определенной   целевой   установкой   словесного действия. Произнося фразу «Миша умеет танцевать» ­ восхитите; ­ разгневайте; ­ констатируйте факт. ­ удивите; ­ огорчите; ­ иронизируйте; Мобильность   таких   тренировочных   текстов   (А,   Б)   позволяет   говорящему сосредоточить   свои   волевые   усилия   на   небольшом   словесном   материале, энергичнее воздействовать на слушателей, лично каждому испытать радость удачи или   огорчение   неудачи.   Такие   упражнения   развивают   способность   не   только быстро   понять   и   почувствовать   обстоятельства,   заданные   художественным текстом, но и превратить чтение в реальный живой разговор. В) Чтение по ролям, инсценирование. А Береснев. Тыква. ­ Почему, скажи мне, тыква, Все лежишь? ­ А я привыкла. ­ Почему не ходишь в гости, А грустишь весь день в траве? ­ Я привязана за хвостик Крепко­накрепко к ботве! Подготовительная работа: ­ Прочтите стихотворение сами. Чей это диалог? Какова тыква по характеру? (Ленивая, медлительная, скучающая…) Как это передать при чтении? (Читать ее фразы медленно, размеренно, негромко. А последнюю реплику – с обидой, как бы жалуясь.)   А   что   можно   сказать   о   втором   персонаже?   (Он   любопытен,   добр, внимателен.)   Действительно,   поэтому   его   вторую   реплику   нужно   прочесть   с сочувствием. Г) Работа со стихотворениями­картинами. Упражнения с такими текстами позволяют развивать воображение и фантазию ребят,   их   эмоциональную   отзывчивость,   умение   делиться   своим   видением произведения с другими читателями. Луна на дереве висела, Ей было весело висеть, Она, как рыба, там блестела, И было дерево как сеть! Н. Глазков ­   Закройте   глаза,   а   я   прочту   вам   стихотворение.   Какую   картину   вы представили?   Опишите   ее.   Сможете   нарисовать   на   бумаге?   Это   будет   трудно сделать? Какие слова вам помогут? 3. Работа над паузами. Здесь с первых дней обучения можно использовать условные обозначения пауз в тексте: короткая пауза (/) и длительная пауза (//). Постепенно можно вводить и другие термины: средняя пауза, психологическая пауза. Стихи // – не ноги футболиста, / Не первоклассника тетрадь.// Стихов читать не надо быстро: / Их надо медленно читать.// Со временем (в 3­4 кл.) ученикам будет полезно самим составлять партитуры чтения,   используя   все   условные   знаки   разметки   текста:   обозначения   ударений, пауз,   мелодики   голоса,   темпа,   тембра   и   др.,   а   также   использовать   готовые партитуры. Главное – не перегружать ими текст, не использовать там, где дети интуитивно чувствуют особенности произнесения, чтения. 4. Упражнения для работы над жестами и мимикой. Выразительное чтение и выразительная речь требуют «работы лица» на текст. В любом виде словесного действия жесты и мимика занимают исключительное место и   играют   важную   роль.   Как   правило,   на   уроках   чтения   этому   уделяется   мало внимания,   ученик   предоставлен   самому   себе   и   чаще   всего   эта   «свобода» проявляется в невоспитанности говорящего во время речи. Это и отсутствующий взгляд,   и   скованность   позы   и   движений   или,   наоборот,   их   разболтанность. С   интересом   работают   учащиеся   с   упражнениями   на   «верность   действия».   Им предлагается взять из рук учителя карандаш, как горячую кастрюлю, как дорогую вазу,   как   контрольную   работу,   как   живого   червя,   как   просто   карандаш. Способствует   развитию   умения   владеть   мимикой   такое   упражнение:   показ выражения лица человека, режущего лук, пробующего на вкус лимон, съевшего ложку меда и т.д. Любят ребята игру в «корову». Нужно разделиться на команды и с помощью пантомимы   показать   какой   ­   либо   предмет,   поговорку,   литературного   героя. Задача других команд – угадать, кто или что это. Несомненно, эти формы работы не исчерпываются описанными упражнениями. Но   такая   тренировка,   позволяющая   комплексно   и   систематически   развивать   у учащихся обязательные для выразительного чтения умения и навыки, значительно повышает культуру и чтеца, и его слушателя. Дыхательная гимнастика. За основу дыхательной гимнастики взята система упражнений по методике А.Н. Стрельниковой, которая назвала ее «парадоксальной дыхательной гимнастикой». Чтобы освоить ее, необходимо соблюдать четыре правила: 1)Вдох должен быть коротким и активным. Следить за тем, чтобы вдох шел одновременно с движением. 2)Не мешать выдоху уходить после каждого вдоха самопроизвольно. Чем активнее вдох, тем легче уходит выдох. 3)Накачивать легкие, как шины, в темпе и ритме песен ­ на счет 4, 8 и т.д. 4)Делать подряд столько вдохов, сколько в данный момент можно сделать без усилий, т.е. от простого к сложному, постепенно увеличивая количество вдохов. Упражнения: * Встать прямо, руки по швам, ноги на ширине плеч. Делать короткие, как укол, вдохи, громко шмыгая носом. * Повороты. Поворачивайте голову вправо­ влево в темпе шагов. Одновременно с каждым поворотом ­ вдох носом. Короткий, шумный, По 8 вдохов подряд. * Ушки. Покачивать головой, следить, чтобы поворота не было. Работает другая группа мышц. Правое ухо идет к правому плечу, левое ­ к левому. Плечи неподвижны. * Малый маятник. Кивать головой вперед­ назад, вдох­ выдох. Делать по 8, 16 или 32 вдоха подряд, сколько получится легко. * Кошка. Представить кошку, которая крадется, чтобы схватить воробья. Чуть приседая, покачиваться то вправо, то влево. Перенося тяжесть то на правую ногу, то на левую. При этом также делать вдохи. * Обними плечи.  Легкие имеют конусообразную форму. Узкие вверху, они расширяются   к   основаниям.   Следовательно,   если   обнимете   плечи   ­   воздух заполняет   легкие   от   верхушек   до   дна,   не   искажая   их   форму.   Продолжать выполнять вдохи в том же темпе. Упражнения для развития речевого дыхания: “Разминка”. вдох носом, выдох через рот;  вдох, задержка дыхания, выдох;  вдох, выдох по порциям "Футбол". Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве  ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота. "Ветряная   мельница". Ребенок   дует   на   лопасти   игрушки­вертушки   или мельницы из песочного набора. "Снегопад". Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони. "Листопад".  Вырезать   из   цветной   бумаги   различные   осенние   листья   и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали. ­ Положите листочки на ладошку. Сделали вдох носиком, выдох ротиком. (дети начинают дуть на листики спокойно, продолжительно под музыку)  "Бабочка". Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку  подуть  на  бабочку  так, чтобы  она  полетела  (при этом  следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох). "Кораблик". Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик. "Одуванчик". Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха). "Шторм в стакане". Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными). «Задуйте   свечу»  Сделайте   глубокий   вдох   и   разом   выдохните   весь   воздух. Задуйте одну большую свечу. Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу. Представьте,   что   перед   вами   большой   именинный   пирог.   На   нем   много маленьких   свечек.   Сделайте   глубокий   вдох   и   постарайтесь   задуть   как   можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов. Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять). Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье. «Побрызгайте бельё  водой». (в один прием, три, пять) Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье. «В цветочном магазине».  Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте  шумный вдох носом и выдох ртом (2­3 раза). «Выдох со счетом». Сделайте   глубокий   вдох,   на   выдохе   громко   считайте   до   тех   пор,   пока   не кончится воздух. Использование скороговорки (хором): Как на горке, на пригорке Стоят 33 Егорки (глубокий вдох) Раз Егорка, два Егорка ... (и т.д. до полного выдоха). Необходимо  отметить, что  уже  через  несколько  занятий   воздуха  хватает  на большее количество Егорок. Для   разогрева   голосовых   связок   предлагаю   так   называемые   распевные упражнения (в Ш четверти на уроках изучения особенностей построения русских народных сказок заменяли эти упражнения русской народной хороводной песней, например "Во поле береза стояла"). «Медвежата».  Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы­ медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, четко произнося [м]. Мам, меду б нам, Мам, молока бы нам. «В лифте». Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз. «Ручка в зубах». Напишите в воздухе молча свое имя. Произнесите свое имя, зажав ручку зубами и губами. Я   предлагаю   также   упражнения   для   снятия   напряжения   голосовых   связок, которые можно использовать на уроке после длительного чтения больших текстов. Это не только снимает усталость, но и организует ребят на дальнейшую работу. «Если голос  устал». Шумный выдох. Внутренний зевок. Великан (изобрази, что ты проглотил семь домов, слонов и пр.).   «Чудесный   нос»  Говорятся   слова   «задержим   дыхание».   После   глубокого вдоха задерживается дыхание. Потом под присказку делается упражнение:  «Дышит мой чудесный нос глубоко и тихо,  Потом мое задание — задержать дыхание,  Раз, два, три, четыре, Дышу глубже, шире.  Упражнение позволяет успокоить нервы, снять излишнюю возбудимость.  «Охотник» При закрытых глазах дети должны определить запах предмета, но он должен быть ярко выраженным (цитрусовый фрукт, духи и т. п. ) . При этом улучшается концентрация внимания.  «Ныряльщики» Делается три глубоких вдоха и потом «ныряние под воду» с задержкой дыхания, при этом нос закрыт пальцами. Задержка позволяется до того момента   пока   ребенок   уже   не   может   не   дышать   и   «выныривает».   Данное упражнение следует чередовать его с другими упражнениями, потому, что оно может вызвать головокружение.  «Воздушный   шарик»  Дети   «надуваются»   как   воздушные   шарики,   делая   4 глубоких   вдоха   под   счет   учителя   (от   1   до   4)   .  Потом   медленно   выдыхают   – «сдуваются» (учитель считает от 1 до 8)  «Ветер» Ветер сверху набежал,  Ветку дерева сломал: «В­в­в­в!» Дул он долго, зло ворчал  И деревья все качал: «ф­ф­ф­ф» (Вдох. Выдох. Вдох. Выдох.) «Гудок  паровоза»  Через   нос   с   шумом   вдох,   задержав   дыхание   на   1­2   с,   с шумом выдох через рот, губы сложены трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Учимся дышать в темпе 3­6. Вдох короче 1­3 счета. Задержка дыхания, выдох длинный (1—6 счетов). «Гуляем на полянке» В ходьбе с активными махами руками; глубокие вдохи­ выдохи через нос. Чередовать разновидности ходьбы (на носках, высоко поднимая колени, «с кочки на кочку», перешагивание через предметы). «Дыхательная гимнастика»  Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м­м­м», одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. Несколько раз   зевнуть   и   потянуться.   Зевание   стимулирует   не   только   гортанно­глоточный аппарат,   но   и   деятельность   головного   мозга,   а   также   снимает   стрессовое состояние. «Дыхательная медитация»  Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка... Нежный аромат цветка... Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох. Дышим глубже Носом ­ вдох, (Поднимание рук — на вдохе.) А вьщох —ртом, (Свободное опускание рук — на выдохе.) Дышим глубже, (Вдох.) (Выдох.) (Вдох.) (Выдох.) (Вдох.) (Выдох.) А потом — Марш на месте,  Не спеша, Коль погода хороша! Завели машину Завели машину, Ш­ш­ш­ш, Накачали шину, Ш­ш­ш­ш, Улыбнулись веселей И поехали быстрей, Ш­ш­ш­ш­ш­ш. Комплекс дыхательных упражнений «Кто и как?» 1. Как пыхтит тесто? «Пых­пых­пых...» 2. Как паровоз выпускает пар? «Из­из­из...» 3. Как шипит гусь? «Ш­ш­ш...» 4. Как мы смеемся? «Ха­ха­ха...» 5. Как воздух выходит из шарика? «С­С­С...» 6. Подули на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони. «Ф­ф­ф...» «Паровоз»  Вариант 1. Учитель предлагает сначала переводить дыхание после каждой стпрочки, затем через строчку и постепенно научиться говорить на выдохе. Паровоз кричит: «Ду­ду­у­у! Я иду, иду, иду!» А колеса стучат, А колеса говорят: «Так­так, так­так. Чуф­чуф, чуф­чуф. Ш­ш­ш, у­у­у! Приехали!» Вариант 2.  Ускорять   речитатив   до   максимального   темпа, сопровождая   его   ходьбой   на   месте,   переходящей   в   бег.   Затем   перейти   на медленный темп, а в конце остановиться со звуком «пых» и расслабить все тело. Я могу дышать, как паровоз, чух, чух, чух. Я пыхчу, пыхчу под стук колес, чух, чух, чух. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, пыхчу, чух, чух, чух. Развивать дыхание хочу, чух, чух, чух. «Птичка» Птичка крылышками замахала  И тихонько пропищала: «Пи­пи­пи». (Вдох. Выдох.) Руки к солнцу поднимаю Руки к солнцу поднимаю,  И вздыхаю, и вздыхаю,  Опускаю руки вниз,  Выдох ­ паровоза свист.  На четыре ­ вдох глубокий,  Раз, два, три, четыре.  Раз, два, три, четыре.  (Упражнение на дыхание в положении стоя или сидя (требуют дозировки). На четыре счета ­ вдох, на четыре счета ­ выдох.) «Скороговорки»  Нужно   глубоко   вдохнуть   и   произнести   скороговорку   на одном   дыхании.   Когда   воздух   закончится,   ребенок   должен   запомнить,   сколько Егорок он назвал. На пригорке возле горки Жили тридцать три Егорки: Раз Егорка, два Егорка, три Егорка... Сядем смирно, без движенья Сядем смирно, без движенья, Начинаем   упражненье,   (Выпрямиться, соединить.)   подбородок   поднять,   лопатки Руки поднимем, (Руки дугами внутрь вверх — вдох.) Потом разведем (Руки в стороны — выдох.) И очень глубоко Всей грудью вздохнем. (Руки вниз, потом за голову.) Дышим раз и дышим два, (Руки за голову, прогнуться, ноги разогнуть вперед — вдох, согнуться вперед, расслабиться — выдох.) За работу нам пора. «Филин» Сидит филин на суку И кричит: «Бу­бу­бу­бу». (Вдох. Выдох со звуком.) «Чайник» Чайник на плите стоял, (Вдох.) Через носик пар пускал: (Выдох.) «Паф­паф­паф­паф». Что за праздничный парад Что за праздничный парад, (Вдох.) Здесь кругом шары летят, (Выдох.) Флаги развеваются, (Вдох.) Люди улыбаются. (Выдох.) Воздух мягко набираем, (Вдох.) Шарик красный надуваем. (Выдох.) Пусть летит он к облакам, (Вдох.) Помогу ему я сам! «Чудо­нос» Носиком дышу,  Дышу свободно,  Глубоко и тихо,  Как угодно.  Выполню задание,  Задержу дыхание...  Раз, два, три, четыре — Снова дышим: Глубже, шире. «Шарик красный» Воздух мягко набираем,  Шарик красный надуваем,  Шарик тужился, пыхтел,  Лопнул он и засвистел: «Т­с­с­с­с!» (Вдох. Выдох. Вдох. Выдох со звуком.) «Бабочка» И. п. — стоя, руки на поясе. 1 ­ отвести локти назад, вдох через нос, прогнуться. 2—3 — задержать дыхание. 4 — И. п., выдох через нос. «Беседа инопланетян» И. п. — сидя. Вдох   через   нос;   на   выдохе   произносить   носовой   звук   «м­м­м»,   слегка постукивая пальцами по крыльям носа. Постепенно удлинять выдох. Артикуляционная гимнастика Упражнения для развития мышц речевого аппарата. ЗАРЯДКА   ДЛЯ   ЯЗЫЧКА  Учитель   стоит   напротив   детей,   произносит соответствующие слова, дети выполняют описанные действия. Ученики сначала смотрят, затем повторяют. Погулять язык собрался:  (открыть рот) Он умылся,  (кончиком языка быстро провести по верхним зубам) Причесался, (несколько   раз   провести   языком   между   верхними   и   нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать) На прохожих оглянулся, (провести языкам по губам – “облизнуться”) Вправо, влево повернулся, (повернуть язык в указанную сторону) Вниз упал, наверх полез, (опустить язык вниз и поднять вверх) Раз ­ и в ротике исчез. (спрятать язык во рту) Артикуляционная гимнастика (для формирования движения губ) можно перед индивидуальными зеркалами: Лягушка. Удерживание   губ   в   улыбке,   как   бы   беззвучно   произнося   звук   и. Передние верхние и нижние зубы обнажены. . Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у. Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.  Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.  Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.  Потянули ­ перестали. И нисколько не устали! Слон   Подражаю я слону ­  Губы хоботом тяну.  А теперь их отпускаю  И на место возвращаю. Лягушка­слон. Чередование   положений   губ:   в   улыбке   ­   трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.  А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня. Рыбка. Спокойное   широкое   открывание   и   закрывание   рта.   Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Качели. Рот   широко   открыт,   губы   в   улыбке.   Ритмично   меняем   положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок! На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.  И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз. Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается! Тик­так, тик­так, ходят часики вот так. Лопаточка. Рот   приоткрыт,   Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5­10 сек.   Если   язычок   не   хочет   расслабиться,  можно   похлопать   его   верхней   губой, произнося при этом: пя­пя­пя.   губы   растянуты   в   улыбке. Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.  И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять... Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5­10 сек. Язычок вперёд тяну, подойдёшь и уколю.  И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять... Лопаточка­иголочка. Чередование   положений   языка: Упражнение выполняется ритмично, под счёт.   широкий­узкий. Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.  Язык иголочкой потом и потянем остриём. Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5­10 сек. Затем верхние передние   зубы   с   лёгким   нажимом   проводят   по   спинке   языка   от   середины   к кончику. Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас. Ну­ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.  Скатываются зубки с горочки. Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики I. Упражнения для нижней челюсти: 1. Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько секунд. 2. Жевательные движения с сомкнутыми губами. 3. Легкое постукивание зубами — губы разомкнуты. 4. «ЗАБОРЧИК» ­ верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.         II. Упражнения для губ: 1. «УЛЫБКА» — растягивание сомкнутых губ (зубы сжать) 2. «ТРУБОЧКА» вытягивание губ вперед. 3.Чередование «УЛЫБКИ» и «ТРУБОЧКИ». (Три предыдущих упражнения выполняются также с сомкнутыми губами). 4. «ХОБОТОК» ­ вытягивание вперед  и округление губ при этом открывая зубы  5.Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием их к зубам. 6.Вытягивание нижней губы под верхнюю. III.       Упражнения   для   языка:  (рот   широко   раскрыт,   нижняя   челюсть неподвижна): 1. «БОЛТУШКА» ­ движения языком вперед­назад. 2. «ЧАСИКИ» ­ вправо­влево 3. «КАЧЕЛИ» ­ вверх­вниз 4. Круговые движения языком. 5. «ЛОШАДКИ» ­ цоканье (щелканье) языком. 6.«ЖЕЛОБОК»   —   высунуть   широкий   язык,   боковые   края   загнуть   вверх, втянуть в себя щеки и воздух. 7.«ГРИБОК» ­ широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края языка прижаты к коренным зубам 8.   «ЧАШЕЧКА»   —   широкий   язык   в   форме   чашечки   поднят   кверху,   края прижаты к верхней губе 9.   «КИСКА   СЕРДИТСЯ»   ­   выгибание   вверх   и   продвижение   вперед   спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам. 10.«НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК» ­  а)   покусывание   кончика   широкого   языка   («ЛОПАТКА»),   губы   при   этом   в улыбке; б)   пошлепывание   широкого   расслабленного   языка   («ЛОПАТКА») расслабленными губами. Комплекс для постановки свистящих звуков «с, з, ц» 1. «Накажем непослушный язычок»  Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык. а) Покусать кончик языка. б) Покусать середину языка. в) Покусывать язык, продвигая   его   постепенно   вперёд­назад.   Во   время   выполнения   упражнения произносить:   «та­та­та».   Произношение   слогов   («та­та­та»)   помогает   ребёнку выполнять задания. 2.  «Кусаем   боковые   края   языка»  Улыбнуться,   спеть:   «и­и­и»   (язык расширится) – и, не меняя положения языка, покусать его края боковыми зубами 10 – 15 раз. 3.  «Чистим   зубы   снаружи»  Улыбнуться,   показать   зубы,   широким   языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов. 4. «Загоним мяч в ворота»  Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть   на   шарик   (лежит   на   столе   перед   ребёнком),   загоняя   его   между   двумя кубиками. Варианты: можно предложить ребёнку на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки), направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из­под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям. 5. «Дуем на лопаточку» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка. 6. «Горка» («мостик»)  Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за   нижние   зубы,   широкий   язык   установить   «горкой».   Удерживать   в   таком положении под счёт от 1 до 5­10. 7.  «Ветерок   дует   с   горки»  Улыбнуться,   приоткрыть   рот.   Установить   язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным. 8. «Мостик построим – мостик разрушим»  Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки   («Мостик   построим»).   Удержать   язык   в   расслабленном   и   напряжённом состоянии по 3­5 секунд. 9.«Чистим нижние зубы»(с внутренней стороны) Улыбнуться   показать   зубы,   приоткрыть   рот   и   кончиком   языка   «почистить» нижние зубы с внутренней стороны. 10. «Катушка»  Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы.  Широкий  язык «выкатывать»  вперёд   и  убирать  в  глубь   рта.  Упражнение повторить 8­10 раз в спокойном темпе. 11. «Жуём блинчик» Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10­15 раз. Комплекс для постановки шипящих звуков «ш, ж, ч, щ» 1. Губы округлить и вытянуть вперёд («О»). 2. «Чашечка»  Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. 3. «Вкусное   варенье»  Улыбнуться,   открыть   рот   и   языком   в   форме   чашечки облизывать   губу,  делая   движение   сверху   вниз.  Можно  продолжить   движение  и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку». 4.   «Ступеньки»  (Чередование   «чашечка»   на   верхней   губе   –   «чашечка»   на верхних зубах – «чашечка» вверху за зубами) Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3­5 секунд. 5. «Фокус»  («Дуем   с   чашечки»)   Улыбнуться,   приоткрыть   рот,   положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. 6.  «Не   разбей   чашечку»  Придать   языку   форму   «чашечки»   и   двигать   его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3­5 секунд, не разбирая «чашечки». 7. «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны) Улыбнуться,   открыть   рот   и   широким   языком   «почистить»   верхние   зубы   с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону. Комплекс для постановки звука «Р» 1.«Маляр»  Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолочек»), делая движения языком вперёд­назад. 2.   «Барабанщик»  Улыбнуться,   открыть   рот   и   постучать   кончиком   языка   за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д­д­д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно. Варианты: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын­ дын­дын» («звоночек»). Стучим и произносим: «т­д­т­д» («скачет лошадка»). Многократно произносим: «а­д­д­д», «а­д­д­д», «а­д­д­д» («песенка»). 3.   «Лошадка»  Улыбнуться,   открыть   рот   и   пощёлкать   кончиком   языка («лошадка цокает копытами»). 4. «Грибок» Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать   рот   (как   растягиваются   меха   гармошки).   При   этом   растягивается подъязычная   связка.   Постепенно   надо   раскрывать   рот   всё   шире   и   дольше удерживать язык в верхнем положении. 5. «Кучер»  Сомкнуть   губы   и   достаточно   сильно   подуть   через   них.   Губы вибрируют и слышен характерный звук «тпру­у­у». Варианты:   положить   между   губ   широкий   край   языка   и   подуть.   Край   языка будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»). Комплекс для постановки звука «Л» 1. «Парус». Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5­10 секунд. 2.  «Иголочка».  Открыть   рот,   язык   высунуть   как   можно   чаще,   напрячь   его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5­10. 3. «Маятник». Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10­15 раз. 4. «Змейка». Открыть рот и производить узким языком движения вперёд­назад («жало змейки»). 5. «Индюк».  Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движения постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл­бл» (так «болбочет» индюк). 6.  «Качели».  Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3­5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3­5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4­6 раз. 7. «Пароход». Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы­ы­ы» («пароход гудит»). Классические артикуляционные упражнения. (Из книги Е.Г. Карельской «Растим говорунов». Изд. «Дрофа» М. 2007) 1. Упражнение для языка и нижней челюсти «Язык­кисточка»  Ребёнок   должен   войти   в   роль   маляра.   Его   язык   превращается   в кисточку:   во   рту   надо   делать   ремонт!   Потолки   в   домике   Язычка высокие,   поэтому   рот   надо   раскрыть   как   можно   шире.   Язычок­ кисточка   тянется   вверх   и   красит   потолок­нёбо   вдоль   и   поперёк. Обязательное   условие:   кончик   языка   крепко   прижимается   к поверхности   нёба,   иначе   «потолок   окажется   не   прокрашенным»!   И ещё: «двери» в домике (зубы, губы) закрывать нельзя! Закончив   покраску   потолка­нёба,   язык   –кисточка   красит   и   двери­зубки,   и   двери­ губки с наружной и внутренней стороны. Это упражнение динамическое 2. Упражнение для языка и нижней челюсти «Язык­барабанщик»  Ребёнок   знает,   что   барабан   не   зазвучит,   пока   по   нему   не   ударить   специальной барабанной палочкой? Теперь языку предстоит выполнять её роль: кончик языка стучит за верхними резцами по бугоркам­альвеолам: ды­ды­ды­ды­ды­….   (как   можно   дольше!).   Очень   часто   сразу   же после   первого   «ды»   рот   ребёнка   закрывается…   Этого   не   должно быть! Тем не менее, если это происходит, поставьте сбоку во рту, между коренными зубами, чисто вымытый палец ребёнка. Почему не палец родителя или педагога? Свой палец ребёнок точно не будет кусать, а вот чужой может изрядно пострадать… 3. Упражнение для языка «Болтун­болботун»  Сначала   объясните   ребёнку,   кто   такой   «болтун»,   ведь   язычку предстоит в него превратиться. Чтобы   это   превращение   прошло   успешно,   надо   сделать   язык широком­широким! Не получается? Путь ребёнок положит язык на нижнюю губу и пошлёпает, «накажет» его , произнося при этом: «пя­ пя­пя­пя…».   Теперь   язык   стал   послушным   и   широким?   Самое время   превращать   его   в   болтуна­болботуна!   Широкий   язык выбрасывается   изо   рта   и   бьёт   по   верхней   губе,   издавая характерные звуки: «бл­бл­бл­бл­ …». У этого упражнения есть и другое название: «Индюк». Ведь правда же, похоже на то, как болбочет рассерженный индюк? Динамическое. 4. Упражнение для языка и нижней челюсти «Печём блинчики» Кто сказал, что блинчики можно испечь только на сковородке? На нижней губе они тоже неплохо получаются, особенно если в качестве «блинчика» выступает сам язычок! Итак,   «печём   блинчики».   Рот   приоткрыт,   губы   не   напряжены   и расслаблены.   Широкий,   плоский   язык­блинчик   спокойно   лежит   ни нижней губе: остывает… Удерживать это положение не менее 10 секунд. Один блинчик остыл? Печём второй, третий, четвёртый… Одним словом, пока не устанем. Это упражнение – статическое. 5. Упражнение для языка «Вкусно!!!» Блинчики испекли? Поели? Ах, как же было вкусно!!! А ели­то, наверное, со сметаной или с вареньем? Вот и перемазали верхнюю губку.   Теперь   с   верхней   губы   надо   слизать   остатки   варенья   или сметаны. Облизываем верхнюю губу широким языком движением сверху­ вниз.   Рот   при   этом   приоткрыт,   а   нижняя   губа   не   помогает,   не «подсаживает» язык. К сожалению, ребёнку не всегда удаётся правильно выполнить это упражнение: нижняя губа не слушается… Достичь желаемого результата удаётся после нескольких неудачных попыток. 6. Упражнение для языка и нижней челюсти «Волна» Ребёнок видел морскую волну? Она то накатывает на берег, то убегает от него. Вот   сейчас   –   волна   как   раз   «накатила».   Рот   широко   открыт. Кончик языка крепко упирается в нижние резцы. Прилив… Подержав какое­то время язык в этом положении , убрать его глубоко­глубоко в рот. Отлив. … Повторить это чередование несколько раз. Это упражнение ­ динамическое. Если выполнить только первую часть упражнения, название его можно изменить на «Горочку», «Катушечку». Статические. 7. Упражнение для языка и нижней челюсти «На море штиль»  Море бывает не только бурным, но и спокойным. А вот может ли быть какое­то время спокойным язык ребёнка? Рот   открыт.   Язык   укладывается   на   дно   ротовой   полости   и становится абсолютно неподвижным. При всей простоте, упражнение очень сложное! В этом родители и педагоги могут убедиться, заглянув в рот ребёнка. В мышцах языка – подёргивания и «зыбь»? Ведь так? Добиваемся полного «штиля»! Упражнение статическое. 8.  Упражнение для языка  «Доберёмся до вершины!» Для   постановки   звуков   очень   важна   «растяжка»   языка.   Как   её   добиться? Постоянными тренировками! Ребёнок растёт? Вот и язык должен «расти», вытягиваясь вверх, к носу. Трудно? Очень   трудно!   Губы   каменеют,   язык   синеет…   Но   только   так   можно   добраться   до «вершины» (носа), пусть и не с первого, и даже не с сотого раза.  9.Упражнение для языка «Маятник» (на «растяжку») Язык­маятник   отклонять   то   в   одну,   то   в   другую   сторону   (как показано   на   фотографиях   слева   и   справа).   Вот   так   и   чередовать: «тик­так,   тик­так,   …».   Тикают   ходики   на   стене,   движется   узкий, длинный   язычок   им   в   такт:   из   стороны   в   сторону,   дотрагиваясь кончиком   то   до   правой,   то   до   левой   щёчки…   Тренируется. Становится сильным и ловким. Это упражнение ещё называется «Часики». Упражнение динамическое, делается под счёт «раз­два, раз­два…» 10. Упражнение   для   языка   и   нижней   челюсти   «Лиана» («Корешок») (на растяжку) Лиана   (корешок)   растёт,   растёт,   опускаясь   всё   ниже   и   ниже   (до самого края подбородка!). Вот как вытянулась (вытянулся)!!!  11. Упражнение для языка и нижней челюсти «Карусель» Что   такое   карусель,   знает   любой   ребёнок!   Кто   ж   на   ней   не катался!?   Вот   и   язычок   сейчас   приобщится   к   этому интереснейшему занятию. Кончик языка ставится на самый последний нижний коренной зуб и совершает во рту широкие круговые движения по верхушкам всех нижних зубов сначала в одну, а затем в другую сторону. Не правда ли, увлекательно? В каждую сторону делается не менее пять круговых движений. Динамическое. 12.Упражнение для языка и нижней челюсти «Грибок»  А сейчас вместе с язычком отправимся «по грибы». Впрочем, язычок и сам не прочь выполнить роль «гриба». Вся его широкая поверхность присасывается к нёбу, ­ это будет шляпка. А вот и ножка, – растянувшаяся подъязычная связка­уздечка. Удерживать это положение под счёт максимально долго. ВАЖНО! При выполнении упражнения губы не должны напрягаться. Рот   широко   раскрыт.   Язык   в   форме   гриба   должен   быть   абсолютно симметричным! Он именно прилипает, присасывается к нёбу, а не просто поднимается вверх. Подъязычная связка максимально натянута. Это   упражнение   всегда   предваряет   постановку   звука   [Р].   Пока   оно   не   будет получаться идеально, ­ звука [р] – не будет!!! 13. Упражнения для губ «Улыбка», «Заборчик»  Губы   ребёнка   растянуты   в   естественной   улыбке.   Зубы   сжаты.   Все передние зубы, клыки и часть коренных зубов хорошо видны. Удерживать это положение под счёт максимально долго (не менее 10 секунд). Статическое.  14. Упражнение для губ «Хоботок» До этого мы изображали всё больше неодушевлённые предметы. А теперь предстоит изобразить слона, вернее, его хобот. Для этого надо   крепко сжать зубы, а губы вытянуть как можно дальше вперёд. Если у ребёнка это не будет получаться, подержите перед его губами конфету или чупа­чупс. Вот уж тогда его губы вытянутся по максимуму! Удерживать   это   положение   под   счёт   максимально   долго   (не   менее   10   секунд). Упражнение статическое. Но на растяжку. Очень   хорошо   чередовать   его   с   упражнением   «Заборчик».   Под   счёт   «раз­два». Упражнение тогда приобретает динамизм! 15. Упражнение для губ  «Бутончик» Зубы   сжаты,   губы   вытянуты   и   сложены   в   виде   бутончика   цветка. Упражнение похоже на предыдущее ("Хоботок"), но губы более сжаты. Удерживать это положение под счёт (не менее 10 секунд). Статическое. 16. Упражнение для щёк и губ «Шарик»  Раздуть щёки наподобие воздушного шарика (по максимуму). Удерживать в таком   положении   несколько   секунд.   Затем   шарик   начинает   постепенно «сдуваться». Делаем это постепенно, очень медленно, выпуская воздух сквозь сжатые губы. Упражнение как на артикуляцию, так и на дыхание. 17. Упражнение для нижней челюсти и для губ «Расчёска»  Двигаем нижней челюстью вперёд­назад, и как бы «причёсываем» верхнюю губку нижними резцами. Делаем не менее 10 движений. Упражнение динамическое, очень помогает при исправлении неправильного прикуса (прогении и прогнатии).  18. Упражнение для губ и языка «Дудочка» Язык сначала лежит на нижней губе (как в упражнении «Блинчик», затем – сворачивается в «трубочку». Губы при этом округляются и помогают языку свернуться. Проделать не менее 5 раз. Не факт, что упражнение получится с первого раза. Но с сотой попытки точно должно получиться! Упражнение   динамическое   и   статическое   одновременно:   трубочку   надо   удерживать какое­то время. Высший пилотаж, ­ когда в эту трубочку ребёнок сможет ещё и подуть. Тогда это упражнение будет ещё и на дыхание. 19. Упражнение для губ и нижней челюсти «Хомячок» Похоже   на   упражнение   «Шарик».   Но   в   упражнении   «Хомячок»   надо пожевать,   не   разжимая   при   этом   губ   и   раздув   щёки.   Поверьте,   это   очень сложно! Нижняя челюсть двигается ритмично. Продолжительность упражнения не менее 10­15 секунд. Динамическое.  20.Упражнение для языка и нижней челюсти «Копытца»  На   фотографии   положение   языка,   как   в   упражнении   «Грибок».   Но   «Грибок»   – статическое упражнение, а «Копытца» ­ динамическое. Надо звонко «поцокать» языком о нёбо. Здесь – несколько вариантов: ­ цокать кончиком языка на альвеолах за верхними резцами; ­ цокать кончиком языка в углублении твёрдого нёба; ­ цокать кончиком языка на мягком нёбе (в глубине рта); ­ цокать с «оттяжкой» всей поверхностью языка; ­ цокать во всех этих положениях при неподвижной нижней челюсти; ­ цокать во всех этих положениях, активно двигая нижней челюстью. Ещё одно название этого упражнения – «Лошадка». 21. Упражнение для губ «Воронка» Упражнение   состоит   из   2­х   частей   (см.   фото)   .   Сначало   губы,   как   в   упражнении «Бутончик», вытянуты вперёд в виде небольшой «воронки». А потом губы втягиваются в рот и как бы «заворачиваются» за губы.Чередовать эти положения губ медленно, под счёт (раз­два) несколько раз (от пяти и больше). Ещё одна важная деталь: когда губы вытянуты вперёд, ­ зубы сжаты. При втягивании губ в ротовую полость   зубы   размыкаются.   Здесь   два   статических   положения   чередуется   с динамической сменой. Важно всё делать очень чётко. 22. Упражнение для губ и щёк  «Полощем рот» Губы плотно сжаты. Набрать воздух в ротовую полость и «полоскать» им рот по очереди, двумя способами: ­перекатывая воздух за щеками; ­полоща рот воздухом, направлять  его за губы, с передней стороны зубов (но губы при этом не разжимать!). Очень часто дети не набирают воздух за щёки, а просто двигают губами из стороны в сторону. Это неправильное выполнение упражнения. Проверить: есть ли воздух   за   щеками   очень   просто:   надо   надавить   на   щёчку.   Если   воздух   есть,   «шарик лопнет»!  23.Упражнение для губ и щёк «Шарик лопнул!» Вот на такие щёчки и следует надавить пальцем... И тогда: «Хлоп!», ­ шарик лопнет! 24. Упражнение для щёк и губ «Тощий Кощей»  Втягиваем   щёки   в   рот   между   разомкнутыми   зубами,   изображая худющего­прехудющего злодея.  Получилось? 25. Упражнение для нижней челюсти «Засов» Нижняя челюсть двигается из стороны в сторону Упражнение динамическое. Но не перестарайтесь: можно вывихнуть челюсть! 26. Упражнение для губ и нижней челюсти «Прятки с губками» (прячем нижнюю губку). "Спрятать"   нижнюю   губку,   прикусив   её   верхними   резцами. Расслабленная   верхняя   губа   при   этом   как   бы   «нависает»   над подбородком.   Удерживать   в   этом   положении   не   менее   5   секунд. Статическое.   27. Упражнение для губ и нижней челюсти «Прятки с губками» (прячем верхнюю губку) Верхнюю губку прикусываем нижними зубами, а сверху ещё прикрываем нижней губой. Нижнюю губку, для надёжности, тянем высоко­высоко: к носу. Удерживаем в этом положении не менее 5 секунд. Статическое. А теперь это упражнение чередуем с предыдущим: прячем по очереди то нижнюю, то верхнюю губки. Упражнение становится динамичным!  28. Упражнение для губ и нижней челюсти «Прятки с губками» (прячем обе губки) Одновременно втянуть в полость рта нижнюю и верхнюю губы и слегка сжать   их   передними   резцами.   Обе   губы   должны   хорошенько «спрятаться»: их не должно быть видно. Удерживать это положение не менее 5 секунд. Упражнение статическое.

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»

«Упражнения для развития выразительного чтения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.09.2018