Упражнения и игры для педагогов и родителей направлены на создание комфортной обстановке группе, умение прислушиваться к собственным желаниям, умение по предложенным качествам выбрать замещающего родителя, через упражнение попробовать прочувствовать одинаково ли воспринимают действия взрослых дети пережившие насилие и дети из благополучных семей.Упражнения и игры для педагогов и родителей направлены на создание комфортной обстановке группе, умение прислушиваться к собственным желаниям, умение по предложенным качествам выбрать замещающего родителя, через упражнение попробовать прочувствовать одинаково ли воспринимают действия взрослых дети пережившие насилие и дети из благополучных семей.
Упражнения и игры
для педагогов и родителей
Упражнение «Разожми кулак»
Инструкция: группа делится на пары, рассчитываясь на «первый –
второй». «Первые» – сжимают кулак и прислушиваются к собственным
желаниям. «Вторые» пытаются разжать кулак первых любыми
способами, кроме силовых (болевых).
Вопросы для обсуждения: было ли легко выполнить задание? Какие способы
использовали? Как восприняли их «первые»? Хотелось ли разжать кулак?
Вывод: для достижения цели, сила и напор не всегда наилучшая
стратегия.
Упражнение «Ромб»
Инструкция: Разложите 9 листочков с качествами замещающего родителя в
виде ромба, ранжируя по степени значимости каждого качества для
выполнения роли принимающего родителя от самого важного к наименее
важному.
Качества замещающего родителя:
Строгость
Доброта
Последовательность в воспитании
Чувство юмора
Знание детской психологии
Умение наладить отношения в семье
Образованность (эрудиция)
Умение обращаться за помощью
Способность к изменению.Вопросы для обсуждения: Почему данное качество самое важное для
замещающего родителя? Что является менее важным, почему?
Упражнение «Как проявляются травмы прошлого»
Инструкция: приглашаются три пары добровольцев. Первый участник в паре
– «ребёнок», второй – «воспитатель». Каждый получает своё задание. Задания
проигрываются в кругу.
Задание «детям»:
Первому – «У тебя в кулак зажато нечто очень важное, очень ценное, а может,
наоборот, постыдное, что ты никому и никогда не хочешь показывать. Чтобы
ни происходило, не разжимай кулак. Для тебя это важнее всего остального».
Второму – «Когдато в твоей жизни случилось чтото страшное, ужасное, что
связано для тебя со словом «три». Если услышишь это слово, значит тебе
грозит опасность, нужно скорее сеть на пол и закрыть голову руками».
Третьему – «Не позволяй никому прикасаться к тебе и даже протягивать
руки. Ты знаешь, что ничем хорошим это не кончится, поэтому при первой же
попытке отбей охоту продолжать: оттолкни, обругай, пошли куда подальше».
Задание «воспитателям»:
Первому – «Попросите ребёнка похлопать в ладоши, покажите ему как это
здорово, похлопайте вместе!»
Второму – «Научите ребёнка считать до пяти»
Третьему – «Ваш ребёнок собрался гулять, вы мирно с ним о чёмто болтаете
и вдруг заметили, что он неаккуратно повязал шарф, всё горло открыто.
Поправьте шарф».
Участникам даётся некоторое время для развития событий. Игра
останавливается в тот момент, когда недоумение или раздражение
«воспитателя» будет максимальным
Вопросы для обсуждения: Что испытывали воспитатели? Что испытывали
дети? Что, по мнению участников, происходило? Почему дети так странно
себя вели? Одинаково ли воспринимают действия взрослых дети пережившие
насилие и дети из благополучных семей?Упражнение «Первое впечатление»
Инструкция: группа делится на две минигруппы, каждая получает
фотографию ребёнка (одна – «Павлик», другая – «Ваня») и карточку с
описанием жизненной ситуации.
Ситуации:
Павлик
Павлику 7 лет. Воспитывался матерьюодиночкой. Когда мальчику было
четыре года, она погибла в результате несчастного случая. с этого времени
Павлик живёт в детском доме. Из других родственников – бабушка 79 лет,
живёт в деревне, по состоянию здоровья воспитывать ребёнка не может,
иногда пишет ему письма. Родственная опека исключена. Рекомендован для
помещения в семью, желательно усыновление.
Ваня
Ванне 8 лет. Изъят из семьи пол года назад. Родители пили, за ребёнком не
ухаживали. Сейчас решается вопрос о лишении родительских прав. Из
других родственников – бабушка (59 лет), тоже пьющая, старший брат (21
год) – в местах лишения свободы. Родственная опека исключена. Ваня
рекомендован для помещения в семью под кратковременную опеку с
вероятным переходом в постоянную после выяснения статуса.
Задание:
опишите свои впечатления – нравится ребёнок или нет;
как будут складываться ваши отношения, если принять его в семью;
какие могут возникнуть трудности;
насколько сложным показался ребёнок;
какие чувства вызывает у вас перспектива растить его в семье.
Вопросы для обсуждения: Что в впечатлениях участников было от
внимательного разглядывания фотографии, а что от сопровождающей её
карточки?Выводы: стереотипные ожидания мешают понастоящему увидеть и узнать
человека, с самого начала оказывают искажающее воздействие на отношения.
Упражнение «Яичница»
Инструкция: один из участников выходит за дверь. Группа договаривается,
что каждая жестикуляция этого участника будет подкрепляться действием
(топотом, аплодисментами, покачиванием и т.п.)
Вышедший участник получает инструкцию рассказать о том, как он
готовит яичницу.
Вопросы для обсуждения: Что чувствовал рассказчик? На что похожа эта
ситуация?
Вывод: такие же чувства (испуг, удивление, страх, недоумение,
раздражение и т.п.) испытывает ребёнок, попадая в незнакомую
ситуацию (в новую семью, в новый коллектив).