Упражнения и задания на тему "Функциональные стили речи" для студентов СПО
Оценка 5
Занимательные материалы
docx
русский язык
Взрослым
14.12.2017
Данные задания предназначены для студентов СПО по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения» и профессии 15.01.25«Станочник (металлообработка»), составлены в соответствии с ФГОС и принятой рабочей программой по дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык». Задания является практической частью УМКД по дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык» ктеме «Функциональные стили речи». Система заданий построена по принципу от простого к сложному и полностью соответствует теоретическому материалу, изложенному в учебнике «Русский язык» под редакцией Н.А.Герасименко.
Материалом для заданий и упражнений служат учебные пособия по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения» и профессии 15.01.25«Станочник (металлообработка»). В приложении дается краткий словарь терминов по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения» и профессии 15.01.25«Станочник (металлообработка»).
функциональные стили речи.docx
Тема 2. Язык и речь. Функциональные стили речи.
1) Разговорный стиль.
1. Выпишите обороты речи, не соответствующие литературным нормам, хотя в
устной речи они не мешают восприятию смысла сказанного.
Был у меня разговор с начальником ремонтномеханического цеха. Говорили за то,
почему на производстве молодых станочников нет?
2. Определите порядок слов в предложениях. Какому стилю речи свойственен такой
порядок слов?
1) Была у меня одна ученица, которую я не видел лет десять. Встретил недавно
на улице, смотрю, а у неё все движения, все повадки станочника. Ведь хорошего
станочника по ухватке видно. Значит, лет 15 уже токарем проработала. Всетаки
профессия накладывает отпечаток на человека. Хотя девушек на производстве сразу
переучивают работать на фрезерном станке. Считается, что там и зарплата больше,
и работа более размеренная.
2) Токарем надо родиться. Те, что только числятся ими на бумаге, не токаря. Это
относится в равной мере и к любой другой профессии. Я с детства с железом: отец был
кузнецом и не гонял меня из кузницы, а наоборот сам дал в руки молоток.
3. Найдите разговорные и просторечные слова и обороты речи
Приволокли ко мне в подвал и установили новый 600фунтовый сверлильный
станок.
Тот что был раньше, неплохой, себя изжил, был явно недостаточен. А этот монстр –
я его давно собирался приволочь, но руки не доходили. Куплен был новым, в упаковке,
на распродаже. Мотор на нем был трехфазный, я его поменял на однофазник.
Тащили вдвоем, везли на дочкином Лексусе и моей машине.
Для начала снял с него причиндалов фунтов на 180. Один только стол с
подъемником потянул на сотню. Декоративная крышка на которой показаны передачи
весит 35 металла тогда не жалели! И это только передняя часть.
Потом, положил на бок, сняли голову, стол... труба там та еще... 4" диаметром,
толщина стенки 1/2". Станину с трубой в Лексус, голову – мне в багажник.
Как начали устанавливать, стало страшно... на складе он не казался таким
монстром! А в подвале он почти под потолок... Рядом с ним тот старый как детская
игрушка.
В общем – наломались прилично, но результат – налицо.
4. Выпишите слова по группам: общеупотребительные, разговорные, просторечные.
Посмотрев привычным глазом чертежи, Моисеев не стал сразу приступать к работе,
как надеялся мастер, а, подумав немного, сказал:
Здесь нужны ступенчатые сверла – зенкеры .
Нет у нас таких, – ответил мастер. Ну и чё?
На нет и суда нет, – равнодушно ответил мастак.
Это как сказать, – возразил Моисеев. Взял листок бумаги, нарисовал эскиз и
пошел искать инструментальный цех. Пришел к заточникам:
Вот какая просьба, ребятушки!
Поглядели ребята уголком глаза:
Оставь на тумбочке. Приходи на той неделе.
Мне нельзя на той неделе, мне надо сегодня. Заточники переглянулись:
Откуда ты пришел, такой шустрый?
Я не пришел, а приехал из Москвы. Вам помогать вызвали.
1. Прочитайте, выделите части, относящиеся к разговорному стилю. Вставьте
пропущенные буквы. «3»
2. Составьте диалог станочников из 10 фраз, используя специальную
терминологию «4».
3. Подготовьте доклад по теме «Устная и письменная формы существования
русского языка и сферы их применения», «Текст и его назначение. Типы текстов по
смыслу и стилю» «5»
Моисеев уст..новил новый инструмент, включил станок, а мастеру предл..жил:
Зас..ките время, да не по минутной стрелк.., а по секундной.
Мастер с ч..сами в руках зам..р, как судья на старте стометровки.
Готово, сказал он.
Зап..дали детали в ящик быстро, как весе..яя капель. На одну деталь з..трачивалось
28 секунд, вместо 10 минут по норме.
Можно и быстрее, хотите? – спросил Моисеев.
Еще чего, – ужаснулся мастер. – Наших людей без хлеба оставиш..!
Наоборот, в стран.. больше хлеба будет, – смеялся Моисеев.
Работа, ра..читанная на месяц, была сделана за два дня. Конечно же, его зарплата была
очень высока. Валентин сказал мастеру и начальнику цеха:
Может быть, п..дать рационализаторское предл..жение, и пусть все токари работают
(по) новому?
Однако руководители цеха п..просили (не) подавать предл..жения, так как и в этом
случае, по их мнению, «наши токари могут остат?ся без зарплаты». Валентин пожал
плечами, но спорить не стал: у руководства могут быть свои особые соображения! Он
быстро (с,з)делал все детали, ра(с,з)грузив мес..ных токарей от этой работы.
Другая задача, с которой столкнулся Валентин, – наре..ка шестизаходной профильной
резьбы на червяках требовала от токаря большого внимания.
Руководители цеха, видимо, решили по..шутить над столичным спец..алистом. Когда до
конца командировки оставалась одна неделя, начальник цеха сказал Моисееву:
2 Те детали были семечками, а вот эти, с шестизаходной резьбой, (с,з)делаешь? Надо 630
штук. – Начальник помолчал и потом добавил: – На них три наших токарных аса сидят и
не справляют(?)ся. Норма – один час штука.
Даа, – протянул Валентин.
Так (с,з)делаешь?
Могу.
Точно( с,з)делаешь? – настаивал начальник
Могу, – твердо сказал Валентин.
Пока шел разговор, у него в голове уже сл..жилась своя технология, в корне
отличающаяся от методов работы мес..ных спец..алистов.
И он (с,з)делал 630 шестизаходных червяков за неделю! Без сверхурочных. Заработал за
неделю 600 рублей.
2) Научный стиль
1. Выпишите словатермины.
Наружную резьбу нарезают плашками, резьбонарезными головками, резьбовыми
резцами, гребенками, дисковыми и групповыми резьбовыми фрезами, одно и
многониточными шлифовальными кругами, а также получают путем накатывания.
Круглые плашки, предназначенные для нарезания резьбы невысокой точности,
изготавливают разрезными (с возможностью регулирования по диаметру) и неразрезными
из инструментальных и быстрорежущих сталей.
2. Выпишите словосочетания, в состав которых входят прилагательные. В чем
особенность прилагательных в текстах научного стиля?
Метчик представляет собой винт, оснащенный продольными прямыми и винтовыми
канавками, образующими режущие кромки. Метчик работает при двух одновременных
движениях: вращательном (метчика или заготовки) и поступательном (вдоль оси
метчика). Метчики делятся на ручные, гаечные, машинные, плашечные, калибровочные,
регулирующиеся и самораскрывающиеся.
3. Выпишите особенности синтаксиса, доказывающие, что данный текст относится
к научному стилю.
Изделием в машиностроении является предмет производства, подлежащий
изготовлению. Машиностроительным изделием может быть как машина в целом, так и
сборочная единица любого порядка, деталь и заготовка. Машиной называется устройство,
выполняющее механические движения на основе мехатронного, физического или
химического преобразования энергии, в целях замены или облегчения физического и
умственного труда человека, повышения производительности и качества продукции.
3 4. Укажите грамматические формы и синтаксические конструкции,
подтверждающие принадлежность данного текста к научному стилю речи.
Для того чтобы машина экономично выполняла свое служебное назначение, она
должна обладать необходимым для этого качеством. Под качеством машины понимают
совокупность ее свойств, определяющих соответствие ее служебному назначению и
отличающих данную машину от других.
5. Определите, какой это стиль. Слова распределите на три группы:
общеупотребительные
общенаучные
специальные
Точность изделия – это такой показатель качества обеспечение которого вызывает
наибольшие трудности и затраты в процессе создания и изготовления изделия. Под
точностью изделия понимается степень его приближения к геометрически правильному
прототипу.
Точность изделия складывается из следующих основных показателей:
1) точности относительного движения исполнительных поверхностей изделия, т.е.
максимального приближения действительного характера движения исполнительных
поверхностей к теоретическому закону движения;
2) точности расстояний между исполнительными поверхностями и их размеров;
3) точности геометрических форм исполнительных поверхностей;
4) точности относительных поворотов исполнительных поверхностей;
5) точности микрогеометрии исполнительных поверхностей (шероховатость,
волнистость).
Исполнительные поверхности – это поверхности, которыми изделие выполняет свое
служебное назначение. В данном случае подразумеваются исполнительные поверхности
всех сборочных единиц изделия, так как часто исполнительные
поверхности сборочных единиц точнее на порядок, чем исполнительные
поверхности самого изделия (например: точность колес автомобиля и точность двигателя
или коробки скоростей автомобиля)
1. Выпишите из учебников по специальности 3 небольших текста «3»
2. Докажите, что они относятся к научному стилю. «4»
3. Подготовьте реферат по теме «Языковые особенности научного стиля речи.»
По следующей схеме проанализируйте два относительно завершенных учебных текста из
учебника по специальности (примерно 12 страницы)
Выпишите по группам специальные и общенаучные слова.
Выпишите ключевые словапонятия и слова, конкретизирующие общие понятия.
Выпишите наиболее характерные, часто повторяющиеся сочетания ключевых
слов (существительных) с глаголами и прилагательными.
4 Установите, как чередуются типы речи в анализируемом тексте, схематически запишите
выявленную последовательность. «5»
3) Официальноделовой стиль
1. Прочитайте образец резюме. Выделите части этого документа. Укажите черты
официальноделового стиля в резюме. Составьте собственное резюме по образцу.
Иванов Иван Иванович
Личные данные
дата рождения – 01.01.1997
семейное положение холост,
домашний адрес – РТ, г.Альметьевск, пр.Строителей, 3943 ,
контактный телефон – 89172672851,
email. Hfgty@mail.ru
Цель
Соискание вакансии токаря, фрезеровщика (со знанием ЧПУ).
Образование
20122015 ГБПОУ «Альметьевский профессиональный колледж», по
специальности «Технология машиностроения»
20042012 МОУ СОШ №15, г.Альметьевск, РТ
Дополнительное образование
2013 стажировка на ОАО «АЛНАС»
2014 стажировка на ЧТЗ
Опыт работы
20132015 ОАО «АЛНАС», токарь 4 разряд
Знание языков
Английский язык, читаю, перевожу со словарем
Навыки работы с компьютером и оргтехникой
составление и наладка программ при изготовлении деталей на станках с ЧПУ
владение персональным компьютером, опыт работы с основными программными
пакетами Windows XP, Internet, графическими редакторами («FotоShop CS2»)
разработка конструкторских чертежей, технической документации на
оборудование («КОМПАС 3D», «Autodesk AutoCAD»)
Наличие водительских прав (необязательно)
Имею водительские права, категории В,С
Дополнительная информация
Энергичен, организован, требователен к себе и другим.
2.Прочитайте текст заявления, обратите внимание на форму и содержание
документа, отметьте черты официальноделового стиля в этом документе. По
образцу напишите заявление о приеме на работу.
5 Директору ГБПОУ «Альметьевский
профессиональный колледж»А.М.Миннахметову
Иванова Ивана Ивановича, проживающего по адресу
РТ, г.Альметьевск, пр.Строителей, 3943
Прошу зачислить меня для обучения по специальности «Технология
машиностроения» на очную форму обучения, на место, финансируемое из бюджета
Республики Татарстан.
заявление.
К заявлению прилагаются следующие документы:
Аттестат об основном общем образовании
Характеристика
Копия страхового пенсионного свидетельства (СНИЛС)
Копия ИНН
Копия медицинского полиса
Медицинская справка № 386
Медицинская карта
Сертификат о прививках
4 фотографии
30 июня 2016 г. Подпись ___________
3.Прочтите текст автобиографии, обратите внимание на форму и содержание
документа. Найдите черты официальноделового стиля в автобиографии. Напишите
свою автобиографию по образцу.
Я, Иванов Иван Иванович, родился 1 января 1997 г. в г. Альметьевск, Республики
Татарстан.
С 2004 года обучался в МОУ СОШ №15 г.Альметьевск РТ, которую окончил в 2012
году.
В 2012 году поступил в ГБПОУ «Альметьевский профессиональный колледж» по
специальности «Технология машиностроения», где обучаюсь до настоящего времени.
С 2007 года занимаюсь в спортивной секции, имею 1 взрослый разряд по татарской
борьбе Куреш.
К автобиографии прилагаются характеристик, данная мастером производственного
обучения колледжа и рекомендация спортивного тренера.
30.09.2016 Подпись _______
4.Найдите и исправьте ошибки. Определите, в каких документах вы можете
встретить такие предложения.
1. Совместное сотрудничество заводов АЛНАС И ЧТЗ станет еще одним звеном в
укреплении дружеских связей. 2. За отчетный период времени было внедрено более
тридцати рационализаторских предложений. 3. За год токарный цех завода АЛНАС
получил более 150 млн. рублей денег дохода. 4. На совещании был разработан широкий
6 комплекс практических мероприятий. 5. Планы администрации завода АЛНАС
охватывают целый ряд вопросов внедрения автоматики в производство. 6. Для
немедленного ремонта станков необходимы детали, которые полностью на заводе
отсутствуют. 7. Заводу должны отгрузить четыре вагона порожней тары.
5. Найдите ошибки, допущенные автором в тексте заявления, отредактируйте текст.
Директору ГБПОУ «Альметьевский
профессиональный колледж»
А.М.Миннахметову
от Иванова И.И.
заявление.
Товарищ директор, к Вам обращается студент группы 31 СТМ Иванов И.И. по
такому вопросу.
Очень прошу Вас освободить меня на время от производственной практики на
заводе АЛНАС. Я сейчас прохожу лечение в поликлинике, справку могу предоставить.
Очень прошу не отказывать в моей просьбе и подписывась.
06.03.2016 Подпись __________
6. Отметьте и объясните ошибки в оформлении документов. Назовите все
документы правильно и составьте их правильно.
1) Директору ГБПОУ «Альметьевский
профессиональный колледж»
А.М.Миннахметову
от Иванова И.И.
…
Я, Иванов И.И., 1.10.2012 года ушел после второй пары, так как ухудшилось
самочувствие в связи с болезнью (поднялась температура, и началась головная боль). Я,
как порядочный студент, отправился в медпункт. Там я получил рекомендацию на
следующий день, хотя плохо мне было уже тогда. И я принял решение об уходе домой, но
перед этим я решил поставить в известность своего мастера. Но, к сожалению, мои
поиски не увенчались успехом (телефоном я воспользоваться не мог в связи с разрядкой
батареи, я пытался спросить у когонибудь телефон на дозвон, но все ссылались на
финансовые затруднения). Тем временем мне становилось хуже, и я решился на
радикальные меры, то есть уйти с пар. О чем я сожалею до сих пор. Прошу войти в мое
положение и простить.
2.10.2012 Подпись ________
2) …Я, Иванов И.И., доверяю моей маме Ивановой А.М. получить мою стипендию
за первую половину декабря.
16.12.2012
Подпись ________
3) Директору ГБПОУ «Альметьевский
7 профессиональный колледж»
А.М.Миннахметову
…
Я очень прошу предоставить мне трехдневный отпуск с 15 по 18 февраля по
семейным обстоятельствам. Студент Иванов.И.И.
4) …Я, Иванов И.И., родился 1 января 1997 года в г. Альметьевск РТ. Семья
большая: отец – рабочий, мать занимается воспитанием детей, у меня две сестры и три
брата. В 2004 году я закончил девять классов школы №15 и поступил в
профессиональный колледж. Учусь в колледже до настоящего времени. В свободное
время занимаюсь плаванием, баскетболом, собираюсь поступать в институт.
Иванов И.И.
5 июня 2014 г.
1.
Вы староста группы. Ваш друг собирается участвовать в Конкурсе
грантов. Напишите его характеристику. «3»
2. Составьте текст докладной записки директору колледжа о том, как ваша
группа проходит производственную практику. «4»
3. Представьте, что ваша группа – это два предприятия, которые должны
заключить договор о сотрудничестве. Разделитесь на творческие группы и составьте
текст договора или контракта. Обсудите ваши варианты с другой творческой
группой. «5»
4. Подготовьте реферат по теме «Виды делового общения, их языковые
особенности»
4) Публицистический стиль
1. Отметьте в данных ниже текстах характерные для публицистики языковые
средства. Придумайте и запишите заголовки к текстам.
1) Современные
профессиональные
готовить
квалифицированных рабочих,
обладающих глубокими знаниями по профессии
и умениями в производственной деятельности. Но как стать профессионалом своего дела,
как дать знания и в то же время научить мыслить? Ответы на эти вопросы знает
заведующий токарной и фрезерной мастерскими Профессионального училища
№38 Александр Костенков.
призваны
училища
В профессиональном училище № 38, которое в следующем году будет отмечать свое
тридцатилетие, Александр Костенков работает почти с основания учебного заведения.
Его педагогический стаж — 27 лет. После окончания Вологодского политехнического
института в 1984 году Александр Костенков пришел в училище и стал мастером
производственного обучения. За свою многолетнюю работу он подготовил более 380
рабочихстаночников третьего разряда, многие из которых достигли больших
профессиональных высот (получили 5—6 разряд), стали передовиками производства,
возглавляют бригады и участки, сами обучают молодых рабочих профессиональному
мастерству, и даже занимают руководящие должности в менеджменте крупных компаний.
8 Герою нашего рассказа, инженерумеханику по образованию, неоднократно
предлагали перейти работать на завод, но он оставался верен профессиональному
обучению молодежи. «Человек на своем месте», так коротко и емко характеризуют
Костенкова его коллеги. И это не красивые слова, а реальное признание успехов
и достижений мастера, который понастоящему болеет за свое дело.
2) У каждого времени свой технический уровень и соответственно свои
востребованные (а, значит, и высоко оплачиваемые) профессии. Дефицит
квалифицированных кадров, а при безработице он, как ни странно, существует,
объясняется тем, что любому работодателю нужен уже знающий свое дело
специалист: обучать человека, платя ему одновременно зарплату, невыгодно, тем
более, что и отдача от него в это время минимальная. Поэтому так важно найти
себя, найти именно ту профессию, которая интересна. Тогда сам человек, вникая в
новое для него дело, становится специалистом такого уровня, который уже
востребован. Итак, работа и зарплата... По традиции начнем разговор на эту тему со
станочников, хотя сегодня рабочие профессии уже не самые распространенные.
Учащиеся индустриального отделения Угличского индустриальнопедагогического
колледжа Роман КРАСИЛЬНИКОВ и Юрий ГУСЕВ заняли на областной олимпиаде
профессионального мастерства обучающихся учреждений начального и среднего
профессионального образования Ярославской области по профессии «токарь»
соответственно 3е и 4е места. Парням по 19 лет. На мой вопрос, почему они выбрали
именно профессию станочника, ребята ответили, что уезжать из дома не хотелось, а здесь
учат именно тому, что им интересно (Роман, например, до этого занимался в
судомодельном кружке).
Перспективы у нашей профессии есть, считает Роман, так как старшее
поколение уходит, а уже много лет рабочим профессиям люди не обучались, и
квалифицированных кадров очень мало. Конечно, хотелось бы и учиться на более
современном оборудовании, ведь и в Ярославле у нас результаты могли бы быть лучше:
тамто были более новые станки, чем те, на которых мы обучались.
2. Прочитайте информационные заметки,
найдите и охарактеризуйте
выразительные языковые средства. Обратите внимание на композицию,
синтаксический строй, манеру подачи материала. Письменно ответьте на вопрос:
каковы особенности языка заметок.
«Петрозаводскмаш» внедрил в производство новый станок, а вернее
суперсовременный обрабатывающий центр. Он необходим предприятию для производства
комплектующих к узлам атомных электростанций. Сейчас на станке вытачивают деталь
для строящейся АЭС в Белоруссии.
38 выпускников образовательного проекта «Колледж будущего Татарстана»
получили дипломы о среднем профессиональном образовании. Об этом сообщили в
колледже.
9 Студенты освоили наиболее востребованные в машиностроительной отрасли
специальности: «Станочник широкого профиля», «Электромонтер», «Технолог обработки
металлов».
В лабораториях «Колледжа будущего Татарстана», функционирующего
на территории альметьевского завода «Алнас», начались первые занятия.
46 студентов Альметьевского профессионального колледжа,
обучающиеся по профессиям «Станочник
(металлообработка)» и
специальности «Технология машиностроения»,
пришли на уроки по
спецдисциплинам – гидроавтоматике, пневмоавтоматике, металлообработке и
автоматизации производственных систем. Четыре учебных стенда по пневмо и
гидроавтоматике, предназначенные для изучения студентами устройства
универсальных станков и станков с ЧПУ, были закуплены на средства
Минобразования Республики Татарстан и поставлены на «Алнас» в конце 2014
года.
3. Прочитайте отрывок из очерка Б.Ф.Данилова «Рабочие умельцы». Выпишите 3
4 предложения, подчеркните в них характерные для этого жанра языковые средства
(слова, словосочетания, предложения).
Он токарь, работает на Перовском заводе торгового машиностроения в
инструментальном цехе.
Нам, новаторам старшего поколения, всегда казалось, что сперва надо до тонкостей
освоить и изучить свою профессию, а уж потом пытаться внести в нее чтото новое. Я,
например, так же как и многие друзья известные новаторы, подал и осуществил свое
первое рацпредложение, когда мне было 27 лет. Валентин начал свою рабочую карьеру
сразу и как токарь, и как новатор.
Некоторые из моих товарищей становились на путь новаторства только к 50 годам
жизни. Валентин Моисеев начал придумывать новое с 19 лет, причем новое не только в
своем токарном деле, но и в работе товарищей других станочных профессий. Конечно,
сперва он, как говорится, "набил себе немало шишек". В цехе над ним подсмеивались,
называли фантазером, чудаком. Токарное ремесло ему давалось быстро и легко, он не
отказывался ни от какой работы, не боялся ошибок и неудач. Постепенно ему стали
поручать все более сложные детали. Руководители цеха, видя, что он отлично
справляется с работой, даже стали прощать Валентину его выдумки и, как они говорили,
разные "нелепые затеи".
4. Сравните предложения, взятые из рукописей газетных материалов и
исправленные редактором. Объясните причины редакторской правки. Если вас не
устраивает редакторская правка, предложите свои варианты.
Осуществление обязательств было взято
под неослабленный контроль
В марте токарный цех завода АЛНАС
продолжал увеличение выпуска деталей
для насосов
Выполнение
контролировалось
В марте выпуск деталей для насосов
продолжал увеличиваться.
строго
обязательств
10 Автобусное сообщение до завода АЛНАС
будет осуществляться дважды в день
Проверке подвергались все цеха завода
АЛНАС
Значительное количество работающих в
токарном цехе подвергнуты повторному
изучению техники безопасности на
производстве.
Автобусы до завода АЛНАС будут ходить
два раза в день.
Были проверены все цеха завода АЛНАС
Все, кто работает в токарном цехе, еще раз
повторили технику безопасности на
производстве.
5. Укажите речевые штампы и другие стилистические недочеты в предложениях,
взятых из репортажей и газетных статей. Отредактируйте предложения.
1) Разрабатывая обязательства на этот год, станочники завода АЛНАС исходили
из рубежей, взятых в прошлом году. 2) Неплохими темпами организованы работы на
строительстве цеха для производственного обучения студентов колледжа. 3) В нашем
колледже преподаватели физвоспитания поставили задачу охватить спортивными
мероприятиями не только всех обучающихся, но и преподавателей.
6. Прочитайте предложения. Найдите ошибки, исправьте их. Запишите
отредактированные предложения и отметьте в них приметы публицистического
стиля.
1) Знания помогли нам стать активными участниками в борьбе за поднятие
профессионального мастерства станочников на более высокую ступень развития. 2)
Настал момент самым серьезным образом решить вопрос о том, каково значение
профессии Станочник в настоящее время. 3) На складе токарного цеха имелись случаи
нарушения правил в вопросах привоза и разгрузки заготовок деталей для насосов и
грубые ошибки в вопросах хранения готовой продукции. 4) Многие вопросы,
касающиеся дальнейшего подъема престижа рабочих профессий в стране, еще ждут
своего решения. 5) В настоящее время имеется в виду провести некоторые мероприятия
по ряду вопросов, касающихся решения проблемы открытия цеха для производственного
обучения студентов колледжа.
1. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Числительные запишите словами.
Подчеркните сложные слова. «3»
2. Подготовьте доклады «Публицистический стиль: языковые особенности, сфера
использования», «СМИ и культура речи» «4»
3. Любой читатель может выступить и в качестве корреспондента. Почувствуйте
себя корреспондентом, напишите заметку в молодежную газету о нашем колледже
(о вашей производственной практике). Озаглавьте ее. «5»
Разг..вор с Иваном Петровичем мы начали с горизонтальнорасточ(?)ного станка,
изготовле(н,нн)ого на Ивановском заводе тяж..лого машиностроения. Этот агрегат —
исполин. На его стане можно обрабатывать крупногабаритные детали ма(с,сс)ой до 6
тонн. Механический богатырь помогает мастерам РМБ возвращать в строй корпуса
11 насосов и компрессоров — важнейшего технологического оборудования, заво..ской парк
которого сост..вляет около 3 тысяч единиц.
Станок был пр..обретен около года назад. Его установка и нала..ка ра(с,з)тянулись
на многие недели. Но теперь он в строю действующего оборудования. Трудит(?)ся в
компании машин, получивших путевку в жизнь на станкостроительных предприятиях
Минска, Орши, Витебска, Гомеля, а так(же) поставле(н,нн)ых производителями
Германии, Китая, Словакии, Украины, Чехии, Швеции. В РМБ около 160 единиц
сложного механического оборудования. Поэтапное обновление этого арсенала — часть
общезаводских программ развития и технического перевооружения.
5) Художественный стиль
1.Прочитайте стихотворения. Найдите в них тропы и стилистические фигуры.
1) Поёт станок на все лады,
Стружка вьётся синяя.
Деталь, как окунь из воды,
Показывает спину
И падает мне на ладонь
Ещё горячая – не тронь!
Резец врезается в металл,
Податливый и вязкий...
Я у станка взрослее стал,
Без втыков и натаски.
Запомнив навсегда совет
Наставника Андрея:
«С душой вникай
в суть дела, шкет,
Упрямства не жалея.
Работа это ремесло,
А не пустое слово –
Лишь труд –
завистникам назло –
Во всём – первооснова!»
Коржов В.
2) Металлорежущий станок!
Я по тебе тоскую.
С утра недаром со всех ног
Бегу я в мастерскую.
Не мой удел – считать ворон,
И, проявив сноровку,
За пять секунд могу в патрон
Зажать я заготовку.
Конечно, не во всем я спец.
И не о славе грежу,
Когда я подвожу резец
И с наслажденьем режу.
Я свой характер воспитал
В общении со сталью,
И, покоряясь мне, металл
Становится деталью.
Здесь даже стружки завиток —
Знак чудного мгновенья
И промежуточный итог
Металлопокоренья.
И пусть я не поэтпророк,
Пусть не студентзаочник –
Станочный профиль мой широк.
И я вам, как станочник,
Скажу: «Несет в себе доход,
И смысл несет, и радость
Токарнофрезерных работ
Пленительная сладость!»
12 И.Кашин
2. Прочитайте текст. Какие черты художественного и разговорного стилей можно в
нем выделить? Запишите 24 абзацы, вставляя пропущенные буквы.
Сам директор ленинградского «Торгмаша» пришел в цех подивиться на
моисеевские чудеса. Он поблагодарил москвича за помощь и огорчился:
Что же, значит, у меня на заводе токари – плохие специалисты, раз вы сделали их
работу в 10 раз быстрее и качественнее?
Ничего подобного, – ответил Валентин. – Ваши токари – замечательные
специалисты, мастера своего дела. Но у вас на заводе, слабо развернуто новаторское
движение, у вас принято гнать план любой ценой, вашим рабочим и инженерам даже
оглянуться некогда вокруг, чтобы посмотреть, что есть нового в технике. И потом, у них
нет вот этой оснастки.
И Валентин открыл свой пудовый чемодан(?)чик. А в этом чемоданчике, в
каждом его гнезде, будто драгоце(н,нн)ости, стерильно мерцая на ч..рном бархате
полирова(н,нн)ыми поверхностями, лежали моисеевские инструменты, патроны,
универсальные кулач(?)ки, расточ(?)ные быстросме(н,нн)ые головки.
Под..вился всему этому директор и попросил оставить чертежи. Правда, как
выяснилось поз..нее, (н..)чего по этим чертежам так и (не) было (с,з)делано... И еще
(не..) раз пр..езжали на ленинградский «Торгмаш» на помощ.. московские
станоч(?)ники с родстве(н,нн)ого завода.
Не везде с внедрением моисеевских инструментов дело обстояло так плохо.
Бывали и большие удачи. Послали его как(то) на помощ.. куйбышевскому
родстве(н,нн)ому заводу «расшить у..кие места»по самым обычным токарным
работам.
Валентин явился к главному инженеру:
Я могу, конечно, сделать все, что скажете, но... зачем?
Главный инженер удивился:
Как это, зачем? А Моисеев говорит:
Давайте лучше я сделаю для ваших станочников комплект инструмента – токарного,
расточного, фрезерного и даже для станков с программным управлением. Он открыл перед
главным инженером свой чемодан. Потом в цехе продемонстрировал все инструменты в
работе. Главный думал недолго:
Действительно, без одного токаря смогу я очень даже просто обойтись. Да что там! –
сказал он Валентину. – Я дам вам еще двух токарей, двух фрезеровщиков, шлифовщика на
помощь. Сниму с программы на время вашей командировки. У вас будет целый участок.
Только сделайте как можно больше комплектов ваших инструментов.
И куйбышевский завод был быстро обеспечен высокопроизводительной и
удобной оснасткой. Валентин до сих пор сохранил самые теплые воспоминания об
этом, как он говорит, «очень правильном» главном инженере.
3.Прочитайте тексты, укажите, в каком стиле они написаны, охарактеризуйте черты
данного стиля. Спишите текст №3, вставьте пропущенные буквы.
1) Станок ( нкаа, м.) – Машина для обработки металла, дерева или для
изготовления, производства чеголибо. (Малый академический словарь). 2) Этот цех, Юлька, чтоб ты знала, гордость завода. Там конструируют новые
станкиполуавтоматы. (Панова. Времена года.)
3) Прошло время, был 1717 год. Андрей повзр..слел, и ему показалось, что
станок можно переделать. Ведь в то время токари ре(з,с)цы держали в руках, а это
было делом (не) лёгким. Да и сам станок в движение пр..водить пр..ходилось ногой,
что то(же) (не) способствовало обле..чению работы. Вот и задумался молодой
мастер о том, как же облегчить труд токаря. И придумал устройство, которое и
сейчас использует(?)ся в токарных станках. Сейчас это устройство называет(?)ся
суппортом, предназначено оно для кр..пления ре(з,с)ца и перемещения оного по
поверхности обрабатываемого материала. Показал Андрей царю чертежи, тот сразу
смекнул, что юноша предл..гает великое дело. Расцеловал изобретателя и велел
Оружейному двору немедле(н,нн)о изготовить станок. (Л. Майков. Рассказы
Нартова о Петре Великом.)
4) Взял деталь мальчонка в руку,
приложил ее к щеке:
«Вот бы мне такую штуку
изготовить на станке!»
5) Доверенность.
Я, директор
ГБПОУ «Альметьевский профессиональный колледж»
Миннахметов Артур Миннигараевич, доверяю старшему мастеру Валиеву Рамилю
Рафиковичу (паспортные данные) получить на заводе АЛНАС 2 (два) станка с ЧПУ
СКЕ 6136 (1000)
5 декабря 2014 Подпись _____________
4. Пользуясь интернетом, составьте тексты различных стилей, в которые входит
слово ДЕТАЛЬ
1. Спишите текст, вставляя пропущенные букы. Определи к какому стилю он
относится, докажите «3».
2. Подготовьте реферат по теме «Особенности художественного стиля»,
«Экспрессивные средства языка в художественном тексте» «4»
3. Выступите с этим сообщением на уроке. «5»
Методика обработки – это условное название проце(с,сс)а обработки поверхности.,
и(с,з)пользуемого в технологическом проце(с,сс)е и(с,з)готовления детали. Это название
указывает на специфичность цели, с которой пр..изводит(?)ся обработка. Общее
пре..ставление о методе. обработки дают пр..меняемые для обработки станок и режущий
инструмент. Каждый метод обработки имеет определе(н,нн)ые возможности и
ограничения. Выб..рая тот или иной метод обработки конкретной поверхности заготовки,
прежде всего, обращают внимание на требования, пред..являемые к да(н,нн)ой детали и
условиям производства: точность обработки поверхности, шероховатость поверхности,
время обработки поверхности, допускаемая величина пр..пуска на обработку.
Упражнения и задания на тему "Функциональные стили речи" для студентов СПО
Упражнения и задания на тему "Функциональные стили речи" для студентов СПО
Упражнения и задания на тему "Функциональные стили речи" для студентов СПО
Упражнения и задания на тему "Функциональные стили речи" для студентов СПО
Упражнения и задания на тему "Функциональные стили речи" для студентов СПО
Упражнения и задания на тему "Функциональные стили речи" для студентов СПО
Упражнения и задания на тему "Функциональные стили речи" для студентов СПО
Упражнения и задания на тему "Функциональные стили речи" для студентов СПО
Упражнения и задания на тему "Функциональные стили речи" для студентов СПО
Упражнения и задания на тему "Функциональные стили речи" для студентов СПО
Упражнения и задания на тему "Функциональные стили речи" для студентов СПО
Упражнения и задания на тему "Функциональные стили речи" для студентов СПО
Упражнения и задания на тему "Функциональные стили речи" для студентов СПО
Упражнения и задания на тему "Функциональные стили речи" для студентов СПО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.