Упражнения по развитию речи на основе восприятия произведений изобразительного искусства.

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 13.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Развитие речи – актуальная задача обучения в начальной школе, так как наша речь является основой всякой умственной деятельности и средством человеческого общения.Совершенствовать умения восстанавливать деформированный текст, определять тему и тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями, развивать речи. Виды упражнений могут быть включены в каждую из групп.
Иконка файла материала Упражнений по развитию речи младших школьников.docx
Система упражнений по развитию речи младших школьников на основе восприятия произведений изобразительного искусства. Тема урока «Обучающее изложение» Цели: совершенствовать умения восстанавливать деформированный текст,  определять тему и тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание  текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями,  развивать речи. Рассмотрим более подробно, какие виды упражнений могут быть включены в  каждую из групп. Первая группа упражнений предполагает формирование таких  коммуникативных умений, как определять тему, основную мысль картины,  наиболее яркие изобразительные средства, умение различать картины разных  жанров и тем. Сюда входят такие упражнения: Рассматривание картины под музыкальное сопровождение Мысленное воспроизведение ранее построенной картины. («Закройте глаза и  попробуйте представить картину, которую рассматривали») Определение «звучания» картины. («Какие звуки можно услышать при  рассматривании этой картины?») «Вхождение» в картину. («Что бы вам захотелось сделать, совершить, если бы вы попали в эту картину?») Определение жанра картины. (Определите, что это за картина: пейзаж,  портрет, сюжетная картина».) Определение темы картины. («Что вы видите на этой картине?») Вторая группа упражнений – это упражнения, направленные на синтез  различных образных решений в рамках одной и той же темы, сюжета, идеи,  средств выразительности. Сюда целесообразно включить следующие  упражнения: Сравнение темы, основной мысли изобразительных средств литературного  произведения (стихотворения, сказки, рассказы и т.д.) и картины Сравнение основного настроения картины и музыкального произведения,  например с помощью словаря настроений Перенос содержания и настроения из одного вида искусства в другой Сопоставление основной мысли картины с пословицами Сравнение картин, близких по теме, что позволяет детям находить отличия в  похожем.Сравнение картин, сходных по настроению. Сравнение картин, контрастных по настроению. Третья группа упражнений направлена на формирование умения выполнять  доступный младшим школьникам целостный анализ произведения  изобразительного искусства в единстве его содержания, структуры и  изобразительных средств. В эту группу входят следующие упражнения: 1.Объяснение названия картины учащимися. («Как вы думаете, почему  картина так называется ? Объясни свое мнение») 2. Придумай названия картины. («Придумайте свое название для этой  картины. Какие особенности картины помогут вам назвать ее именно так?») 3. Сравнение названий, придуманных детьми, с авторским или с тем, под  которым картина известна сейчас. 4. Определение по заголовку содержания, темы картины. 5. Выделение и характеристика отдельных элементов картины,  способствующих созданию образа. 6. Анализ цветовой гаммы картины и чувств, возникающих под ее  воздействием, их сравнение. 7.Анализ авторского замысла и его осуществления в конкретных  произведениях изобразительного искусства. 8. Определение основной мысли картины на основе ее целостного анализа.  Выявление роли формата, композиции, освещения, цвета в ее реализации. 9. Определение изобразительных средств, помогающих созданию  определенного настроения. («Как , с помощью каких средств художник сумел  выразить такое настроение?») 10. Выявление характера персонажа на основе анализа его внешнего облика  (позы, выражения лица, одежды) и взаимодействия с другими героями  картины. 11. Отнесение картины к какому – либо живописному жанру на основе ее  целостного анализа: «К какому жанру живописи можно отнести картину? Что  позволяет нам сделать такой вывод?» 12. Анализ текста, созданного на основе картины, с точки зрения  соотносительности использованных в нем языковых средств, содержания и  коммуникативной задачи. 13. Анализ структуры текста, созданного на основе картины. («Разделите  текст на части; определите, как связаны между собой , части текста; найдите  слова, помогающие соединить различные предложения в тексте и др.») Четвертая группа предполагает обогащение словаря учащихся, с помощьюкоторого можно не только проводить анализ картины, но и создавать  собственные речевые высказывания на основе восприятия произведений  изобразительного искусства. Сюда входят следующие упражнения: Подбор синонимов, выражающих определенные оттенки значения или  различающихся по эмоционально – экспрессивной окраске. Подбор слов по определенным микротемам. (Подберите прилагательные и  глаголы, которые помогут описать данного героя картины (например, Серого  Волка) Объяснение значений слов с помощью различных приемов: определения,  найденного в словаре, развернутого описания, включения слова в контекст,  проведения морфемного, словообразовательного или этимологического  анализа, подбора синонимов и антонимов и др. Выделение а предложении слов , употребленных в неточном или не  свойственном значении, и их замена. Работа со словарем настроений. («Какими словами можно передать  настроение, которое вызывает у вас эта картина?», «Какие чувства хотел  выразить художник в этой картине?») Работа со словарем терминов и понятий изобразительного искусства.