Упражнения по развитию речи на основе восприятия произведений изобразительного искусства.
Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
русский язык
3 кл
13.02.2017
Развитие речи – актуальная задача обучения в начальной школе, так как наша речь является основой всякой умственной деятельности и средством человеческого общения.Совершенствовать умения восстанавливать деформированный текст, определять тему и тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями, развивать речи. Виды упражнений могут быть включены в каждую из групп.
Упражнений по развитию речи младших школьников.docx
Система упражнений по развитию речи младших школьников
на основе восприятия произведений изобразительного
искусства.
Тема урока «Обучающее изложение»
Цели: совершенствовать умения восстанавливать деформированный текст,
определять тему и тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание
текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями,
развивать речи.
Рассмотрим более подробно, какие виды упражнений могут быть включены в
каждую из групп.
Первая группа упражнений предполагает формирование таких
коммуникативных умений, как определять тему, основную мысль картины,
наиболее яркие изобразительные средства, умение различать картины разных
жанров и тем. Сюда входят такие упражнения:
Рассматривание картины под музыкальное сопровождение
Мысленное воспроизведение ранее построенной картины. («Закройте глаза и
попробуйте представить картину, которую рассматривали»)
Определение «звучания» картины. («Какие звуки можно услышать при
рассматривании этой картины?»)
«Вхождение» в картину. («Что бы вам захотелось сделать, совершить, если бы
вы попали в эту картину?»)
Определение жанра картины. (Определите, что это за картина: пейзаж,
портрет, сюжетная картина».)
Определение темы картины. («Что вы видите на этой картине?»)
Вторая группа упражнений – это упражнения, направленные на синтез
различных образных решений в рамках одной и той же темы, сюжета, идеи,
средств выразительности. Сюда целесообразно включить следующие
упражнения:
Сравнение темы, основной мысли изобразительных средств литературного
произведения (стихотворения, сказки, рассказы и т.д.) и картины
Сравнение основного настроения картины и музыкального произведения,
например с помощью словаря настроений
Перенос содержания и настроения из одного вида искусства в другой
Сопоставление основной мысли картины с пословицами
Сравнение картин, близких по теме, что позволяет детям находить отличия в
похожем. Сравнение картин, сходных по настроению.
Сравнение картин, контрастных по настроению.
Третья группа упражнений направлена на формирование умения выполнять
доступный младшим школьникам целостный анализ произведения
изобразительного искусства в единстве его содержания, структуры и
изобразительных средств. В эту группу входят следующие упражнения:
1.Объяснение названия картины учащимися. («Как вы думаете, почему
картина так называется ? Объясни свое мнение»)
2. Придумай названия картины. («Придумайте свое название для этой
картины. Какие особенности картины помогут вам назвать ее именно так?»)
3. Сравнение названий, придуманных детьми, с авторским или с тем, под
которым картина известна сейчас.
4. Определение по заголовку содержания, темы картины.
5. Выделение и характеристика отдельных элементов картины,
способствующих созданию образа.
6. Анализ цветовой гаммы картины и чувств, возникающих под ее
воздействием, их сравнение.
7.Анализ авторского замысла и его осуществления в конкретных
произведениях изобразительного искусства.
8. Определение основной мысли картины на основе ее целостного анализа.
Выявление роли формата, композиции, освещения, цвета в ее реализации.
9. Определение изобразительных средств, помогающих созданию
определенного настроения. («Как , с помощью каких средств художник сумел
выразить такое настроение?»)
10. Выявление характера персонажа на основе анализа его внешнего облика
(позы, выражения лица, одежды) и взаимодействия с другими героями
картины.
11. Отнесение картины к какому – либо живописному жанру на основе ее
целостного анализа: «К какому жанру живописи можно отнести картину? Что
позволяет нам сделать такой вывод?»
12. Анализ текста, созданного на основе картины, с точки зрения
соотносительности использованных в нем языковых средств, содержания и
коммуникативной задачи.
13. Анализ структуры текста, созданного на основе картины. («Разделите
текст на части; определите, как связаны между собой , части текста; найдите
слова, помогающие соединить различные предложения в тексте и др.»)
Четвертая группа предполагает обогащение словаря учащихся, с помощью которого можно не только проводить анализ картины, но и создавать
собственные речевые высказывания на основе восприятия произведений
изобразительного искусства. Сюда входят следующие упражнения:
Подбор синонимов, выражающих определенные оттенки значения или
различающихся по эмоционально – экспрессивной окраске.
Подбор слов по определенным микротемам. (Подберите прилагательные и
глаголы, которые помогут описать данного героя картины (например, Серого
Волка)
Объяснение значений слов с помощью различных приемов: определения,
найденного в словаре, развернутого описания, включения слова в контекст,
проведения морфемного, словообразовательного или этимологического
анализа, подбора синонимов и антонимов и др.
Выделение а предложении слов , употребленных в неточном или не
свойственном значении, и их замена.
Работа со словарем настроений. («Какими словами можно передать
настроение, которое вызывает у вас эта картина?», «Какие чувства хотел
выразить художник в этой картине?»)
Работа со словарем терминов и понятий изобразительного искусства.
Упражнения по развитию речи на основе восприятия произведений изобразительного искусства.
Упражнения по развитию речи на основе восприятия произведений изобразительного искусства.
Упражнения по развитию речи на основе восприятия произведений изобразительного искусства.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.