Развитие речи – актуальная задача обучения в начальной школе, так как наша речь является основой всякой умственной деятельности и средством человеческого общения.Совершенствовать умения восстанавливать деформированный текст, определять тему и тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями, развивать речи. Виды упражнений могут быть включены в каждую из групп.
Система упражнений по развитию речи младших школьников
на основе восприятия произведений изобразительного
искусства.
Тема урока «Обучающее изложение»
Цели: совершенствовать умения восстанавливать деформированный текст,
определять тему и тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание
текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями,
развивать речи.
Рассмотрим более подробно, какие виды упражнений могут быть включены в
каждую из групп.
Первая группа упражнений предполагает формирование таких
коммуникативных умений, как определять тему, основную мысль картины,
наиболее яркие изобразительные средства, умение различать картины разных
жанров и тем. Сюда входят такие упражнения:
Рассматривание картины под музыкальное сопровождение
Мысленное воспроизведение ранее построенной картины. («Закройте глаза и
попробуйте представить картину, которую рассматривали»)
Определение «звучания» картины. («Какие звуки можно услышать при
рассматривании этой картины?»)
«Вхождение» в картину. («Что бы вам захотелось сделать, совершить, если бы
вы попали в эту картину?»)
Определение жанра картины. (Определите, что это за картина: пейзаж,
портрет, сюжетная картина».)
Определение темы картины. («Что вы видите на этой картине?»)
Вторая группа упражнений – это упражнения, направленные на синтез
различных образных решений в рамках одной и той же темы, сюжета, идеи,
средств выразительности. Сюда целесообразно включить следующие
упражнения:
Сравнение темы, основной мысли изобразительных средств литературного
произведения (стихотворения, сказки, рассказы и т.д.) и картины
Сравнение основного настроения картины и музыкального произведения,
например с помощью словаря настроений
Перенос содержания и настроения из одного вида искусства в другой
Сопоставление основной мысли картины с пословицами
Сравнение картин, близких по теме, что позволяет детям находить отличия в
похожем.Сравнение картин, сходных по настроению.
Сравнение картин, контрастных по настроению.
Третья группа упражнений направлена на формирование умения выполнять
доступный младшим школьникам целостный анализ произведения
изобразительного искусства в единстве его содержания, структуры и
изобразительных средств. В эту группу входят следующие упражнения:
1.Объяснение названия картины учащимися. («Как вы думаете, почему
картина так называется ? Объясни свое мнение»)
2. Придумай названия картины. («Придумайте свое название для этой
картины. Какие особенности картины помогут вам назвать ее именно так?»)
3. Сравнение названий, придуманных детьми, с авторским или с тем, под
которым картина известна сейчас.
4. Определение по заголовку содержания, темы картины.
5. Выделение и характеристика отдельных элементов картины,
способствующих созданию образа.
6. Анализ цветовой гаммы картины и чувств, возникающих под ее
воздействием, их сравнение.
7.Анализ авторского замысла и его осуществления в конкретных
произведениях изобразительного искусства.
8. Определение основной мысли картины на основе ее целостного анализа.
Выявление роли формата, композиции, освещения, цвета в ее реализации.
9. Определение изобразительных средств, помогающих созданию
определенного настроения. («Как , с помощью каких средств художник сумел
выразить такое настроение?»)
10. Выявление характера персонажа на основе анализа его внешнего облика
(позы, выражения лица, одежды) и взаимодействия с другими героями
картины.
11. Отнесение картины к какому – либо живописному жанру на основе ее
целостного анализа: «К какому жанру живописи можно отнести картину? Что
позволяет нам сделать такой вывод?»
12. Анализ текста, созданного на основе картины, с точки зрения
соотносительности использованных в нем языковых средств, содержания и
коммуникативной задачи.
13. Анализ структуры текста, созданного на основе картины. («Разделите
текст на части; определите, как связаны между собой , части текста; найдите
слова, помогающие соединить различные предложения в тексте и др.»)
Четвертая группа предполагает обогащение словаря учащихся, с помощьюкоторого можно не только проводить анализ картины, но и создавать
собственные речевые высказывания на основе восприятия произведений
изобразительного искусства. Сюда входят следующие упражнения:
Подбор синонимов, выражающих определенные оттенки значения или
различающихся по эмоционально – экспрессивной окраске.
Подбор слов по определенным микротемам. (Подберите прилагательные и
глаголы, которые помогут описать данного героя картины (например, Серого
Волка)
Объяснение значений слов с помощью различных приемов: определения,
найденного в словаре, развернутого описания, включения слова в контекст,
проведения морфемного, словообразовательного или этимологического
анализа, подбора синонимов и антонимов и др.
Выделение а предложении слов , употребленных в неточном или не
свойственном значении, и их замена.
Работа со словарем настроений. («Какими словами можно передать
настроение, которое вызывает у вас эта картина?», «Какие чувства хотел
выразить художник в этой картине?»)
Работа со словарем терминов и понятий изобразительного искусства.