Цель:
– развитие умений разных видов устной и письменной речи: понимать и передавать содержание прочитанного текста, анализировать его структуру, писать слова с орфограммами-буквами безударных гласных в корне слова, объяснять и графически обозначать орфограммы.
Символы:
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
На доске ключевые слова урока:
Текст, орфограммы-буквы безударных гласных, корень.
– На основе ключевых слов сформулируйте задачи урока.
1. Находить в тексте слова с безударными гласными в корне слова.
2. Составлять (писать) текст, в котором будут слова с орфограммами-буквами безударных гласных в корне слова.
– Сформулируйте тему урока. (Правописание букв безударных гласных в корне слова.)
– Составим план урока.
План (примерный).
Русский язык
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ
В КОРНЕ СЛОВА
Урок 35 (32).
Тема: Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне. Свободный диктант
Цель:
– развитие умений разных видов устной и письменной речи: понимать и передавать содержание прочитанного текста,
анализировать его структуру, писать слова с орфограммамибуквами безударных гласных в корне слова, объяснять и
графически обозначать орфограммы.
Символы:
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
4 5
Письмо по памяти. Словарная работа.
1. Упр. 112.
Вопросы после записи:
– Почему медведя так называют? (Ведает мёдом.)
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов
© ООО «Баласс», 2013
1– На что похож ананас?
2. – Запишите «словарные» слова с буквой безударного гласного а в
корне.
– На какие вопросы отвечают записанные слова?
II.
Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
Поиск решения.
IIΙ . Развитие
умений –
применение
знания.
1 3 3
На доске ключевые слова урока:
Текст, орфограммыбуквы безударных гласных, корень.
– На основе ключевых слов сформулируйте задачи урока.
1. Находить в тексте слова с безударными гласными в корне слова.
2. Составлять (писать) текст, в котором будут слова с орфограммами
буквами безударных гласных в корне слова.
– Сформулируйте тему урока. (Правописание букв безударных гласных
в корне слова.)
– Составим план урока.
План (примерный).
Учитель составляет план вместе с детьми.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
1 3 4 1
1. Работа в учебнике
1. Упр. 110 – развивается умение находить в тексте слова с
орфограммамибуквами безударных гласных в корне слова.
Самостоятельная работа (устно).
делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать
по признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать
своё предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
© ООО «Баласс», 2013
22. Упр. 111 – развивается умение объяснять с опорой на этимологию
правописание слов с буквами безударных гласных в корне, а также
написание слов с известными орфограммами.
Диктант с подготовкой.
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям, выражать
свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
– Как вы думаете, образовались ли от слова коло слова: колодец,
колобродить, колонна? Есть ли в современном языке слово коло? (Нет.)
В каких словах оно живёт? (Колесо, колбаса...) В этих словах мы
запоминаем написание буквы о, но, зная историю происхождения этих
слов, легко объяснить их правописание.
3. Упр. 113 – развивается умение писать слова с изученными
орфограммами и группировать их по видам орфограмм.
Выборочное списывание. На доске работают два ученика. Обратить
внимание на правильное обозначение орфограмм.
2. Свободный диктант.
Упр. 120.
1. Подготовительная работа.
а) Чтение текста. Беседа по содержанию:
– О чём текст? Кто главный герой?
– Чем любил заниматься лягушонок? Как к нему относились звери?
– Как можно озаглавить текст? (Маленький лягушонок. Необычный
скульптор.)
Запись заглавия.
б) Чтение 1го абзаца.
– Сколько в нём предложений? О чём этот абзац? (Где жил лягушонок,
чем любил заниматься.)
© ООО «Баласс», 2013
3– Как к нему относится автор? (С симпатией.)
в) Чтение 2го абзаца.
– Сколько в нём предложений? Что вызывает читательскую улыбку?
(Лев на лыжах и лошадь в лодке.)
– Перечислите, что лепил лягушонок сначала, а что потом.
г) Чтение 3го абзаца.
– Сколько в нём предложений? О чём этот абзац? (Об отношении зверят
к лягушонку.)
– Почему звери смеялись?
– Кем был лягушонок? (Выдумщиком, фантазёром, зелёным
скульптором.)
2. Орфографическая подготовка.
а) – Найдите слова, в которых есть безударные гласные звуки в корне.
Подчеркните буквы, которыми они обозначены.
– Что объединяет слова: лягушка, лимон, колобки? (Буква безударного
гласного в корне, не проверяемая ударением.)
б) – Прочитайте слова с буквой ь. Какую «работу» она выполняет в
словах?
в) – Какие ещё знакомые орфограммы вы увидели в словах и между
словами? Подчеркните их, объясните. (Жил, сначала, лепёшечки,
потом, колобки, в_лодке, лошадь; раздельное написание предлогов со
словами.)
3. Запись текста.
Учитель читает 1й абзац, ученики по памяти его записывают, затем
2й и т.д.
4. Самопроверка (без помощи учебника).
© ООО «Баласс», 2013
4Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
VΙ . Итог урока.
– Назовите проверочные слова к слову носить: нос, носик, носильщик,
носит, вынос; к слову голосок: голос, гол, отголосок.
– Какие буквы безударных гласных в корне слова надо проверять? (а, я,
е, и, о.) 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
Упр. 3, с. 101.
© ООО «Баласс», 2013
5Деятельность учеников:
– Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания.
© ООО «Баласс», 2013
6