Упражнения ЗСП (русский язык, 5-7 классы)
Оценка 4.7

Упражнения ЗСП (русский язык, 5-7 классы)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл—7 кл
28.05.2018
Упражнения ЗСП (русский язык, 5-7 классы)
Материал содержит методику работы по упражнениям ЗСП (Значение. Строение. Правописание). Проанализированы все упражнения ЗСП с 5 по 7 класс по УМК М.М.Разумовской. Упражнения содержат вопросы для работы со словами по лексическому значению, этимологии и строению слов и работу по развитию речи.Материал содержит методику работы по упражнениям ЗСП (Значение. Строение. Правописание) по УМК М.М.Разумовской 5-7 классы
ЗСП.docx
ЗСП № 1 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 5 класс Происхождение (ист.: от ход – исходный),  увлекать (увлечь), лингвистический –  лингвистика, удивительный (дивный), человечество, утверждать (ист.: от  твердый). ЗСП № 2 Замечательный, знаменитый (ист.: от  знамя, букв. ознаменованный, отмеченный),  недоразумение, предавать (предатель), разъединять (единый). № 3 Непреодолимый (одолеть, неодолимый),  препятствие ( ист.: препяти – натянуть,  растянуть), университет, грамматика  (греч. «грамма» ­ буква, запись), поколение  (ист.: колено – род, племя), Россия  (российский), выразительный  (выражение). № 4 Рассказ, рассказывать, объяснять (делать  ясным), отдаленный, разделить, колючий, раздаваться, запах (пахнуть), разгадать, 1 Найдите слово­термин. Что оно  означает? Из какого языка оно  пришло? 2 К слову увлекать подберите  однокоренные с разными  приставками. 3 Какое значение имеет слово  утверждать? Составьте с ним  предложение. 4 Подберите синонимы к слову  человечество. Составьте с ними  предложения, учитывая оттенки  значений этих слов. 1 Чем отличаются слова  замечательный и знаменитый?  Составьте с ними словосочетания. 2 Возможно ли употребить слово  недоразумение без приставки? Какое значение имеет эта приставка?  Подберите слова с такой же  приставкой. 3 Подберите однокоренные слова к  слову разъединять с разными  приставками. 1 Найдите слово – термин, объясните  его значение, подберите  однокоренные слова. 2 Чем отличается правописание слов  Россия и российский? Почему? 3 Возможно ли употребить слово  выразительный без приставки?  Подберите слова с другими  приставками. Каково значение этого  слова? 4 Составьте предложения  (словосочетания) со словами из ЗСП. 1 Почему в слове рассказ пишется  удвоенная согласная? 2 Подберите однокоренные слова к  слову объяснять. 3 Объясните значение слова угодить. 4 Каково значение корня – гад­?  Подберите однокоренные слова к  слову загадка. угодить (ср.: угодливый). № 5 Информация, расшифровать, запись,  жужжать (жужжание), бинокль  («бини» ­ пара, два + «окулус» ­ глаз), инженер, преподаватель (ист.: давать), артист,  иллюстрация, магнитофон ( «фон» ­ звук, голос), телевидение. № 6 Побеждать, расстояние (ист.: стояти),  достижение, необходимость, отражать, закреплять (делать крепким), знакомиться (ист.: знакомиться). № 7 Облегчить, облегчение, сверкать,  безмятежный, чувствовать, территория, (от лат.: «терра» ­ земля), аллея,  артиллерия, коллективный. № 8 Желание, общество (общий), вообразить (ист.: создать образ), фантазия,  здравствуйте, доброжелательный,  раздражать (ист.: дразнить, дразнит), 5 Каково значение суффикса –уч­(­ юч­) Подберите слова с таким же  суффиксом? 1 Найдите слова иноязычного  происхождения. Объясните их  значение. 2 Подберите однокоренные слова к  иноязычным корням «фон», «теле»,  «окулус». 3 Как появилось слово жужжать? 1 Связаны ли исторически слова  «побеждать» и «беда»? 2 Чем отличается морфемный состав  слова «знакомиться» сейчас и в  прошлом? 3 Подберите однокоренные слова к  слову отражать. Возможно ли его  употребить без приставки сейчас? А  в прошлом? 4 Составьте предложения со словом  закреплять, учитывая все  возможные его значения. 1 Подберите синонимы к слову  безмятежный. 2 Подберите однокоренные слова к  корню «терра». 3 Составьте предложения со словами,  где есть удвоенная согласная. 4 Подберите проверочные слова к  словам облегчить, чувствовать,  безмятежный. 1 Как толкование слов вообразить и  раздражать помогают не  ошибиться в правописании? 2 Правописание каких слов нужно  просто запомнить? Запишите с ними  словосочетания, выделите  орфограммы. 3 Какие из слов ЗСП имеют  приставки? Как пишутся эти профессия. № 9 Увядать, гвоздика, ромашка, гладиолус,  миллион, продолжаться – продолжение (ист.: продолжение), сражаться –  сражение, обогащать (богатый), убеждать –  убеждение. № 10 Лиловый, багряный – багрянец (ист.: багр – красная краска), коричневый (ист.: от  корица, кора), серебристый, королевский,  восхищаться, приглашать – приглашение (от глас – голос). № 11 Восторгаться, торжественный, фонтан, (лат. «фонс» ­ источник), удовольствие,  героический, прекрасный (ист.: красный –  красивый), фиолетовый, могучий,  волшебный. № 12 Свидетель ( под влиянием глагола видеть),  обвинять (считать повинным), порхать,  пастух (тот, кто пасет – пас, пастбище),  как  будто, искусство, искусный, ошеломить (ист.: шелом – шлем), гореть, загораться. приставки? 1 Составьте текст на тему: «Осень в  саду» или «Цветы», используя слова  из ЗСП.  2 Выделите в словах орфограммы. 1 Составьте предложения с  прилагательными, обозначающими  цвет. 2 Являются ли исторически  однокоренными слова приглашение  и глашатый ( тот, который  объявляет важные сообщения,  указы). 3 Объясните значение слова  восхищаться. 1 Со всеми возможными словами из  ЗСП составьте текст (предложения)  на тему: «Фонтан».  2 Выделите в словах орфограммы. 1 Дайте толкование слову ошеломить (современное и историческое). 2 Чем отличаются значения слов  искусство и искусный? Составьте с  ними словосочетания, выделите  орфограммы. 3 Употребите слова гореть и  загораться в прямом и переносном  значении. № 13 Наслаждаться (ист.: от сладкий),  поразительный, украшать,  ослепительный,  напряженный, непреодолимый. 1 Подберите однокоренные слова к  слову поразительный, используя  разные приставки. Можно ли  выделить приставки в этом слове в  современном языке? 2 В каких словах из ЗСП есть суффикс со значением «признак в наибольшей  степени», «очень», «самый».  Придумайте свои слова с таким же  суффиксом. 3 Подберите проверочные  однокоренные слова с орфограммой  «Безударная гласная в корне». 4 К какому слову невозможно  подобрать проверочное? 1 Дайте толкование слову диалог по  аналогии со словом монолог. 2 Найдите слова­термины, дайте их  толкование. 3 Составьте связные предложения на  тему: «Насекомые», используя слова  из ЗСП. 1 Составьте предложения со словами  прийти и приду. Выделите  орфограммы. 2 С прилагательными составьте  словосочетания. 3 Найдите слово, где бы приставка  имела значение «сделать сверх  меры», «сделать полностью, до  конца». Подберите слова с такой же  приставкой. 1 Найдите слова со значением  суффикса «принадлежность к  профессии». Приведите свои  примеры слов с тем же суффиксом. 2 Какое значение слов –  существительных является  отвлеченным? Какой суффикс  указывает на отвлеченное значение? 3 Дайте толкование слову эгоизм. 1 Являются ли родственными  указанные корни? Определите их  значение. 2 Составьте небольшой текст или  6 класс № 14 Монолог ( «моно» ­ один + «лого» ­ речь),  диалог, интонация, фразеологизм,  олицетворение, коллекция, юный, паутина, муравей (ср.: травушка­муравушка). № 15 Осторожный (ист.: сторож, стеречь),  решительный, приду, прийти, правильный (от правило), огорчаться (от горький),  обозначать. № 16 Будущее, волнение, вообще, гуманизм ( лат. «гуманус» ­ человечный), помощник,  пропаганда, просвещение ( ист.: свет), эгоизм  (лат. «эго» ­ я). № 1 ­да­: дать – задавать(ся) – поддаваться – выдача; ­дав­: давить – выдавить – подавлять – раздавить – придавить;  конструкция, конструировать,  конструктивный; отчество (от отец),  отечество, отчизна; репертуар,  репетиция,  репетировать; театр, театральный;  тревога, тревожный.  № 2 Интерес, интересный, интересоваться;  значение, значить, значительный; очаровать (чары), очарование,  очаровательный; обращение, обращаться;  удовольствие (ист. от воля), шампунь,  фарфор, фаянс. № 3 ­уваж­: уважать, уважение,  уважительный; ­багр­: багровый,  багроветь;  багряный, багрянец; румяный, румянец,  нарумянить; решать, решение,  решительный; шевелить(ся); солома,  соломенный. № 4 ­даль­: далекий, удалить, отдаленный,  дальнейший, издали, вдалеке, вдали;  долина  группу предложений на тему  «Театр», используя слова из ЗСП. 3 В чем разница употребления  слов  отчество, отечество, отчизна?  Составьте с ними предложения или  словосочетания. 4 Докажите, что слово  конструктивный – многозначное. 1 От какого исторического корня  образовано слово удовольствие? 2 Что означает слово чары? Назовите  однокоренные слова. 3 Какого рода слово шампунь?  Составьте словосочетание. 4 Как проверить корень слова  значение? Произнесите слово  значимый. 5 Как называется слово или сочетание  слов, обозначающее того, к кому или  к чему обращаются с речью? 1 Назовите слова с корнем – уваж­. 2 О каком слове идет речь: «Сухие  стебли злаковых растений,  остающиеся после молотьбы»?  Образуйте прилагательное от  названного слова. Каковы  особенности его написания? 3 Что объединяют в одну группу  слова: багрянец, багряный,  багровый, багроветь? 4 Каковы особенности написания  слова румяный ? Назовите  однокоренные слова. 5 Чем различаются слова шевелит… ся – шевелит…ся ? 1 К каким частям речи принадлежат  слова с корнем – дал ­ ? Чем они  отличаются по морфемному составу? 2 Составьте предложения со словами  кампания и компания. 3 Приведите примеры слов с   историческим корнем  –дол­. (ист. –дол­),долинный; кампания  4 Составьте словарную статью для  толкового словаря к слову  карикатура. (избирательная, предвыборная), компания  5 Подберите слова к корню – крат(щ)­ (друзей, одноклассников);сократить,  сокращение (от краткий); карикатурный,  карикатура, карикатурист. № 5 ­могуч­/­могущ­ (ист. от мочь): могучий,  могущество, могущественный; подчинить  ( ист. от –чин­), подчиняться, подчинение;  гипербола (греч. гипер­ сверх , превышение  нормы), гиперболический; пародия (греч.  пение наизнанку), пародировать,  пародийный; политика, политический;  полемика (греч. враждебный,  воинственный), полемический,  полемизировать; дискуссия (лат.  рассмотрение, исследование),  дискуссионный, дискуссировать  (дискутировать). № 6 Президиум, президент (сидящий впереди),  престол (ист. пре­стол), предать (букв.:  передать), предел (ист. пре+дел­ить),  презирать (ист.пре+зирати – смотреть),  прекратить, препятствие (от препяти –  растянуть, натянуть), пререкаться (рекати, речь – говорить), пресмыкаться (смыкати  – ползать, смок – змей), престиж,  престижный. № 7 Привет – приветливый; привилегия –  привилегированный; приключение –  приключенческий; приличный (ист. лик –  лицо), приличие; применять, применение,  примитивный, примитивизм; присяга,  присягать; притворный, притворство;  причина; приятель – приятельский;  1 Назовите слово, имеющее значение  «пение наизнанку». 2 Назовите исторический корень слов  могучий, могущество,  могущественный. 3 Определите корень в словах  подч… няться, подч…нение, подч…нить. 4 Какие это слова? А) происходит от лат. «рассмотрение,  исследование»; имя прилагательное от  этого существительного ­ …;  обсуждать что­нибудь – (синоним) ­  …. Б) происходит от греч. «враждебный,  воинственный»; вести полемику –  (синоним) ­ …. 5.   Назовите слова, родственные слову  политика. 1 Что объединяет все эти слова? 2 Какие из этих слов являются  иноязычными? 3 Какие из данных слов в современном языке употребляются только с  приставками? Приведите свои  примеры. 4 Составьте словарные статьи для  этимологического словаря с  данными словами. 1 Что объединяет все эти слова? 2 Почему их написание не  соответствует правилу правописания приставок при­ ­ пре­? 3 Дайте расшифровку слов  привилегия, приличный,  примитивный, примитивизм,  присяга. приятный – приятно. № 8 де­, дез­ (обратное действие, прекращение  его): демобилизация, дезинформация,  децентрализация, дезорганизация,  демонтаж; репродукция ( лат. ре­ ­  вновь);образовать, образовывать,  образование (обучение), образованный,  образованность; изображение,  изображать, изобразительный ( от образ). № 9 а­ (греч. = русск. без­, отрицание):  аморальный, аполитичный, асимметрия;  анти­ (= русск. противо­):  антидемократичный, антигуманный,  антиморальный, антиконституционный,  антинародный; пейзаж, пейзажный,  пейзажист; справедливый,  справедливость, справедливо (от правда);  употреблять, употребление,  употребительный. № 10 авиа… (лат. – птица): авиационный,  авиасалон, авиапромышленность,  авиадесант, авиасъемка; авто… (греч. –  сам): автомобильный, автогараж,  автоколонна, автопилот; аква… (лат. –  вода): акваланг, акварель, аквариум,  аквамарин, акватория. № 11 Симпатичный, симпатия; патриот,  патриотизм, патриотический (греч. 4 С остальными словами составьте  словосочетания или предложения. 1 Попробуйте заменить слова с  иноязычными частями де­, дез­, ре­  синонимами. Почему это  невозможно? Составьте словарные  статьи для толкового словарика с  этими словами. 2 Докажите, что слово образование –  лексический омоним. Составьте с  этими словами словосочетания. 3 Как проверить написание слова  изображение и однокоренных ему  слов? Составьте с этими словами  словосочетания или предложения. 1 Запишите (назовите) слова с  греческой приставкой,  соответствующей русской приставке  без­, означающей отрицание. 2 Какая греческая приставка  соответствует русской приставке  противо­? 3 Кто последний назовет слово с  приставкой анти­? 4 Определите способ образования слов пейзажный, пейзажист. 5 Как можно проверить гласную в  словах: употреблять,  употребление, употребительный. 1 Составьте словарные статьи для  толкового словаря с использованием  слов из группы аква. 2 Продолжите ряд слов с  использованием  части авто. 3 Составьте небольшой текст  (насколько предложений) на тему  «Авиация» с использование слов из  ЗСП, добавьте при необходимости  свои слова с частью авиа. 1 Составьте словосочетания со  словами симпатичный, симпатия  так, чтобы было понятно различие  этих слов по употреблению. патрис   –  родина,   отечество);     колоссальный  (от греч. колосс – большой, огромный);  колотить, колотушка; колыхать;  оскорбить (ист. от скорбь – горе, боль),  оскорбление; торопиться; торжество;  коварный, коварство; коверкать. № 12 био… (греч. – жизнь): биография,  биология; гео… (греч. – земля): география, геология,  геометрия; зоо… (греч. – животное):  зоология, зоолог, зоологический;  воспаленный (ист. от пал – и – ть);  серьезный, произведение, драгоценный № 13 …­скоп(ия) (греч. – смотреть,  рассматривать): микроскоп, калейдоскоп,  перископ, телескоп, рентгеноскопия;  …­тека (греч. – ящик, вместилище):  библиотека, игротека, картотека,  фильмотека; …­фоно, …­фон(ия) (греч. –  звук, голос): магнитофон, микрофон,  телефон, симфония. № 14 Следующий, в общем, ровесник, сверстник,  громоздкий – громоздить, завтрашний,  иметь в виду, как будто, несмотря на…,  количество, так как, так что. № 15 Благодарить, благодарность (ист. от   благо – хорошо); блаженство;  2 Составьте историческую справку о  происхождении слов колосс и  колоссальный. 3 Чем по значению отличаются слова  скорбь  и оскорбление? Составьте  словосочетания. 4 Найдите из слов ЗСП слова с  полногласными сочетаниями,  дополните ряд своими примерами. 5 Подберите все возможные  существительные, которые  употребляются со словом  коверкать. 1 Составьте словарные статьи для  толкового словаря со словами из  групп зоо, био, гео. 2 Сделайте словообразовательный  анализ слова драгоценный. 3 Произведите этимологический  анализ слов воспаленный и  произведение Подберите  исторически однокоренные слова  (где возможно). 4 Подберите все возможные  существительные к слову серьезный. 1 Значение каких слов вам не  понятны? Найдите их расшифровки  в толковом словаре. 2 Составьте с каждым из слов рубрики словосочетание (предложение),  запомните правописание этих слов. 1 Употребите слова самостоятельных  частей речи из рубрики в составе  словосочетаний, выделите в словах  орфограммы. 2 Употребите слова служебных частей  речи в составе предложений,  расставьте правильно знаки  препинания, вспомните правила. 1 Найдите в рубрике общественно­ политическую лексику. Составьте с  ними текст, используя также слова впечатление (ист. печать), впечатляющий; удовольствие (ист. соотносится с «воля»);  фиолетовый (ист. фиалка); религия,  религиозный; христианство, христианин,  Христос; прогресс, прогрессивный (лат.  движение вперед, ср.: регресс – движение  назад); великолепный, великолепие (ист.  очень+красивый); парламент (фр. парле –  говорить); парламентарий,  парламентский. из других рубрик ЗСП. 2 Найдите отвлеченные имена  существительные, составьте с ними  словосочетания (предложения).  Запомните их написание. 3 Вспомните слова, обозначающие цвет из рубрик ЗСП в 5­6 классе.  Составьте текст (тему  сформулировать самим) с этими  словами. 7 класс № 1 Эпиграф (греч. эпи – расположение поверх  чего­либо + графо – пишу); энциклопедия –  энциклопедический; электрик –  электрический – электричество;  эксплуатация – эксплуатировать; эгоизм  –   эгоист – эгоистический; экономика –  экономический; эстетика –  эстетический;  внимательный – внимание. № 2 Конференция, конфедерация,  консерватизм – консерватор, консервы.  Подражание –  подражать(ист. от др.­русск. драга –  дорога, букв. «идти той же дорогой»);  возражать – возражение (ист. воз+разить  = « бить», первоначально – «ударить в  ответ на удар, отбить». № 3 Конфликт; конспект; конспирация,  конспиратор; контраст, контрастный;  1 Что объединяет все эти слова, за  исключением слова «внимание»? 2 Значение каких слов для вас  непонятно? Обратитесь за справкой к словарю. Составьте с этими словами  словосочетание или предложение. 3 Какой исторический корень можно  выделить в слове «внимание»?  Почему в­ в современном языке  стало приставкой? Приведите  примеры других слов с историческим корнем – ним­ и разными  приставками. 1 Приведите примеры слов, где бы  исторический корень – раж­  употреблялся с другими  приставками. Попробуйте дать  словам толкование (см. образец в  ЗСП), при затруднении обратитесь к  этимологическому словарю. 2 Составьте со словами иноязычного  происхождения словосочетания так,  чтобы было понятно значение слов. 1 В какой сфере чаще всего  употребляются иноязычные слова из  рубрики ЗСП № 1­3? Почему? В чем  причина заимствований? 2 Составьте статью для толкового ограниченный, ограничить словаря с данными словами. № 4 Хроно… (греч. хронос – время):  хронология, хронологический, хроника,  хронометр, хронометраж. № 5 Демо… (греч. демос – народ):  демократия, демократический,  демократизм, демократ; демонстрация,  демонстративный. № 6 Стремление;  мечтательный; сочетание;  оптимизм, оптимист; пессимизм,  пессимист. № 7 Расточительный, воплотить (ист. от  «плоть»), беспрекословно (ист.  беспрекословно). 1 Дайте толкование словам.  2 Употребите слова в составе  предложений. 3 Какие из этих слов вы употребляете  в своей повседневной речи? Какие  слышите впервые? 1 Являются ли родственными слова  демократия и демонстрация?  Проверьте себя по словарю. 2 Дайте толкование слов, составив с  ними словосочетания или  предложения.  3 К какой сфере употребления  относятся эти слова? 1 Найдите слова­ антонимы. Составьте  с ними словосочетания, определите  их значение. 2 Этимологически разберите слово  сочетание. Какой исторический  корень вы выделите? Какое значение  имело это слово в древности? Какие  значения имеет сейчас. Составьте  словосочетания. 1 Составьте словарные статьи для  этимологического словаря с данными словами. 2 Составьте предложения так, чтобы  было понятно современное значение  этих слов

Упражнения ЗСП (русский язык, 5-7 классы)

Упражнения ЗСП (русский язык, 5-7 классы)

Упражнения ЗСП (русский язык, 5-7 классы)

Упражнения ЗСП (русский язык, 5-7 классы)

Упражнения ЗСП (русский язык, 5-7 классы)

Упражнения ЗСП (русский язык, 5-7 классы)

Упражнения ЗСП (русский язык, 5-7 классы)

Упражнения ЗСП (русский язык, 5-7 классы)

Упражнения ЗСП (русский язык, 5-7 классы)

Упражнения ЗСП (русский язык, 5-7 классы)

Упражнения ЗСП (русский язык, 5-7 классы)

Упражнения ЗСП (русский язык, 5-7 классы)

Упражнения ЗСП (русский язык, 5-7 классы)

Упражнения ЗСП (русский язык, 5-7 классы)

Упражнения ЗСП (русский язык, 5-7 классы)

Упражнения ЗСП (русский язык, 5-7 классы)

Упражнения ЗСП (русский язык, 5-7 классы)

Упражнения ЗСП (русский язык, 5-7 классы)

Упражнения ЗСП (русский язык, 5-7 классы)

Упражнения ЗСП (русский язык, 5-7 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2018