Материал содержит методику работы по упражнениям ЗСП (Значение. Строение. Правописание). Проанализированы все упражнения ЗСП с 5 по 7 класс по УМК М.М.Разумовской. Упражнения содержат вопросы для работы со словами по лексическому значению, этимологии и строению слов и работу по развитию речи.Материал содержит методику работы по упражнениям ЗСП (Значение. Строение. Правописание) по УМК М.М.Разумовской 5-7 классы
ЗСП.docx
ЗСП
№ 1
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
5 класс
Происхождение (ист.: от ход – исходный),
увлекать (увлечь), лингвистический –
лингвистика, удивительный (дивный),
человечество, утверждать (ист.: от
твердый).
ЗСП № 2
Замечательный, знаменитый (ист.: от
знамя,
букв. ознаменованный, отмеченный),
недоразумение, предавать (предатель),
разъединять (единый).
№ 3
Непреодолимый (одолеть, неодолимый),
препятствие ( ист.: препяти – натянуть,
растянуть), университет, грамматика
(греч. «грамма» буква, запись), поколение
(ист.: колено – род, племя), Россия
(российский), выразительный
(выражение).
№ 4
Рассказ, рассказывать, объяснять (делать
ясным), отдаленный, разделить, колючий,
раздаваться, запах (пахнуть), разгадать,
1 Найдите словотермин. Что оно
означает? Из какого языка оно
пришло?
2 К слову увлекать подберите
однокоренные с разными
приставками.
3 Какое значение имеет слово
утверждать? Составьте с ним
предложение.
4 Подберите синонимы к слову
человечество. Составьте с ними
предложения, учитывая оттенки
значений этих слов.
1 Чем отличаются слова
замечательный и знаменитый?
Составьте с ними словосочетания.
2 Возможно ли употребить слово
недоразумение без приставки? Какое
значение имеет эта приставка?
Подберите слова с такой же
приставкой.
3 Подберите однокоренные слова к
слову разъединять с разными
приставками.
1 Найдите слово – термин, объясните
его значение, подберите
однокоренные слова.
2 Чем отличается правописание слов
Россия и российский? Почему?
3 Возможно ли употребить слово
выразительный без приставки?
Подберите слова с другими
приставками. Каково значение этого
слова?
4 Составьте предложения
(словосочетания) со словами из ЗСП.
1 Почему в слове рассказ пишется
удвоенная согласная?
2 Подберите однокоренные слова к
слову объяснять.
3 Объясните значение слова угодить.
4 Каково значение корня – гад?
Подберите однокоренные слова к
слову загадка. угодить (ср.: угодливый).
№ 5
Информация, расшифровать, запись,
жужжать (жужжание), бинокль
(«бини»
пара, два + «окулус» глаз), инженер,
преподаватель (ист.: давать), артист,
иллюстрация, магнитофон ( «фон» звук,
голос), телевидение.
№ 6
Побеждать, расстояние (ист.: стояти),
достижение, необходимость, отражать,
закреплять (делать крепким), знакомиться
(ист.: знакомиться).
№ 7
Облегчить, облегчение, сверкать,
безмятежный, чувствовать, территория,
(от лат.: «терра» земля), аллея,
артиллерия,
коллективный.
№ 8
Желание, общество (общий), вообразить
(ист.: создать образ), фантазия,
здравствуйте, доброжелательный,
раздражать (ист.: дразнить, дразнит),
5 Каково значение суффикса –уч(
юч)
Подберите слова с таким же
суффиксом?
1 Найдите слова иноязычного
происхождения. Объясните их
значение.
2 Подберите однокоренные слова к
иноязычным корням «фон», «теле»,
«окулус».
3 Как появилось слово жужжать?
1 Связаны ли исторически слова
«побеждать» и «беда»?
2 Чем отличается морфемный состав
слова «знакомиться» сейчас и в
прошлом?
3 Подберите однокоренные слова к
слову отражать. Возможно ли его
употребить без приставки сейчас? А
в прошлом?
4 Составьте предложения со словом
закреплять, учитывая все
возможные его значения.
1 Подберите синонимы к слову
безмятежный.
2 Подберите однокоренные слова к
корню «терра».
3 Составьте предложения со словами,
где есть удвоенная согласная.
4 Подберите проверочные слова к
словам облегчить, чувствовать,
безмятежный.
1 Как толкование слов вообразить и
раздражать помогают не
ошибиться в правописании?
2 Правописание каких слов нужно
просто запомнить? Запишите с ними
словосочетания, выделите
орфограммы.
3 Какие из слов ЗСП имеют
приставки? Как пишутся эти профессия.
№ 9
Увядать, гвоздика, ромашка, гладиолус,
миллион, продолжаться – продолжение
(ист.: продолжение), сражаться –
сражение,
обогащать (богатый), убеждать –
убеждение.
№ 10
Лиловый, багряный – багрянец (ист.: багр –
красная краска), коричневый (ист.: от
корица,
кора), серебристый, королевский,
восхищаться, приглашать – приглашение
(от глас – голос).
№ 11
Восторгаться, торжественный, фонтан,
(лат. «фонс» источник), удовольствие,
героический, прекрасный (ист.: красный –
красивый), фиолетовый, могучий,
волшебный.
№ 12
Свидетель ( под влиянием глагола видеть),
обвинять (считать повинным), порхать,
пастух (тот, кто пасет – пас, пастбище),
как
будто, искусство, искусный, ошеломить
(ист.: шелом – шлем), гореть, загораться.
приставки?
1 Составьте текст на тему: «Осень в
саду» или «Цветы», используя слова
из ЗСП.
2 Выделите в словах орфограммы.
1 Составьте предложения с
прилагательными, обозначающими
цвет.
2 Являются ли исторически
однокоренными слова приглашение
и глашатый ( тот, который
объявляет важные сообщения,
указы).
3 Объясните значение слова
восхищаться.
1 Со всеми возможными словами из
ЗСП составьте текст (предложения)
на тему: «Фонтан».
2 Выделите в словах орфограммы.
1 Дайте толкование слову ошеломить
(современное и историческое).
2 Чем отличаются значения слов
искусство и искусный? Составьте с
ними словосочетания, выделите
орфограммы.
3 Употребите слова гореть и
загораться в прямом и переносном
значении. № 13
Наслаждаться (ист.: от сладкий),
поразительный, украшать,
ослепительный,
напряженный, непреодолимый.
1 Подберите однокоренные слова к
слову поразительный, используя
разные приставки. Можно ли
выделить приставки в этом слове в
современном языке?
2 В каких словах из ЗСП есть суффикс
со значением «признак в наибольшей
степени», «очень», «самый».
Придумайте свои слова с таким же
суффиксом.
3 Подберите проверочные
однокоренные слова с орфограммой
«Безударная гласная в корне».
4 К какому слову невозможно
подобрать проверочное?
1 Дайте толкование слову диалог по
аналогии со словом монолог.
2 Найдите словатермины, дайте их
толкование.
3 Составьте связные предложения на
тему: «Насекомые», используя слова
из ЗСП.
1 Составьте предложения со словами
прийти и приду. Выделите
орфограммы.
2 С прилагательными составьте
словосочетания.
3 Найдите слово, где бы приставка
имела значение «сделать сверх
меры», «сделать полностью, до
конца». Подберите слова с такой же
приставкой.
1 Найдите слова со значением
суффикса «принадлежность к
профессии». Приведите свои
примеры слов с тем же суффиксом.
2 Какое значение слов –
существительных является
отвлеченным? Какой суффикс
указывает на отвлеченное значение?
3 Дайте толкование слову эгоизм.
1 Являются ли родственными
указанные корни? Определите их
значение.
2 Составьте небольшой текст или
6 класс
№ 14
Монолог ( «моно» один + «лого» речь),
диалог, интонация, фразеологизм,
олицетворение, коллекция, юный, паутина,
муравей (ср.: травушкамуравушка).
№ 15
Осторожный (ист.: сторож, стеречь),
решительный, приду, прийти, правильный
(от правило), огорчаться (от горький),
обозначать.
№ 16
Будущее, волнение, вообще, гуманизм
( лат. «гуманус» человечный), помощник,
пропаганда, просвещение ( ист.: свет),
эгоизм (лат. «эго» я).
№ 1
да: дать – задавать(ся) – поддаваться – выдача; дав: давить – выдавить –
подавлять – раздавить – придавить;
конструкция, конструировать,
конструктивный; отчество (от отец),
отечество, отчизна; репертуар,
репетиция,
репетировать; театр, театральный;
тревога, тревожный.
№ 2
Интерес, интересный, интересоваться;
значение, значить, значительный;
очаровать (чары), очарование,
очаровательный; обращение, обращаться;
удовольствие (ист. от воля), шампунь,
фарфор, фаянс.
№ 3
уваж: уважать, уважение,
уважительный; багр: багровый,
багроветь;
багряный, багрянец; румяный, румянец,
нарумянить; решать, решение,
решительный; шевелить(ся); солома,
соломенный.
№ 4
даль: далекий, удалить, отдаленный,
дальнейший, издали, вдалеке, вдали;
долина
группу предложений на тему
«Театр», используя слова из ЗСП.
3 В чем разница употребления слов
отчество, отечество, отчизна?
Составьте с ними предложения или
словосочетания.
4 Докажите, что слово
конструктивный – многозначное.
1 От какого исторического корня
образовано слово удовольствие?
2 Что означает слово чары? Назовите
однокоренные слова.
3 Какого рода слово шампунь?
Составьте словосочетание.
4 Как проверить корень слова
значение? Произнесите слово
значимый.
5 Как называется слово или сочетание
слов, обозначающее того, к кому или
к чему обращаются с речью?
1 Назовите слова с корнем – уваж.
2 О каком слове идет речь: «Сухие
стебли злаковых растений,
остающиеся после молотьбы»?
Образуйте прилагательное от
названного слова. Каковы
особенности его написания?
3 Что объединяют в одну группу
слова: багрянец, багряный,
багровый, багроветь?
4 Каковы особенности написания
слова румяный ? Назовите
однокоренные слова.
5 Чем различаются слова шевелит…
ся – шевелит…ся ?
1 К каким частям речи принадлежат
слова с корнем – дал ? Чем они
отличаются по морфемному составу?
2 Составьте предложения со словами
кампания и компания.
3 Приведите примеры слов с
историческим корнем –дол. (ист. –дол),долинный; кампания
4 Составьте словарную статью для
толкового словаря к слову
карикатура.
(избирательная, предвыборная), компания
5 Подберите слова к корню – крат(щ)
(друзей, одноклассников);сократить,
сокращение (от краткий); карикатурный,
карикатура, карикатурист.
№ 5
могуч/могущ (ист. от мочь): могучий,
могущество, могущественный; подчинить
( ист. от –чин), подчиняться, подчинение;
гипербола (греч. гипер сверх , превышение
нормы), гиперболический; пародия (греч.
пение наизнанку), пародировать,
пародийный; политика, политический;
полемика (греч. враждебный,
воинственный), полемический,
полемизировать; дискуссия (лат.
рассмотрение, исследование),
дискуссионный, дискуссировать
(дискутировать).
№ 6
Президиум, президент (сидящий впереди),
престол (ист. престол), предать (букв.:
передать), предел (ист. пре+делить),
презирать (ист.пре+зирати – смотреть),
прекратить, препятствие (от препяти –
растянуть, натянуть), пререкаться (рекати,
речь – говорить), пресмыкаться (смыкати
– ползать, смок – змей), престиж,
престижный.
№ 7
Привет – приветливый; привилегия –
привилегированный; приключение –
приключенческий; приличный (ист. лик –
лицо), приличие; применять, применение,
примитивный, примитивизм; присяга,
присягать; притворный, притворство;
причина; приятель – приятельский;
1 Назовите слово, имеющее значение
«пение наизнанку».
2 Назовите исторический корень слов
могучий, могущество,
могущественный.
3 Определите корень в словах подч…
няться, подч…нение, подч…нить.
4 Какие это слова?
А) происходит от лат. «рассмотрение,
исследование»; имя прилагательное от
этого существительного …;
обсуждать чтонибудь – (синоним)
….
Б) происходит от греч. «враждебный,
воинственный»; вести полемику –
(синоним) ….
5. Назовите слова, родственные слову
политика.
1 Что объединяет все эти слова?
2 Какие из этих слов являются
иноязычными?
3 Какие из данных слов в современном
языке употребляются только с
приставками? Приведите свои
примеры.
4 Составьте словарные статьи для
этимологического словаря с
данными словами.
1 Что объединяет все эти слова?
2 Почему их написание не
соответствует правилу правописания
приставок при пре?
3 Дайте расшифровку слов
привилегия, приличный,
примитивный, примитивизм,
присяга. приятный – приятно.
№ 8
де, дез (обратное действие, прекращение
его): демобилизация, дезинформация,
децентрализация, дезорганизация,
демонтаж; репродукция ( лат. ре
вновь);образовать, образовывать,
образование (обучение), образованный,
образованность; изображение,
изображать, изобразительный ( от образ).
№ 9
а (греч. = русск. без, отрицание):
аморальный, аполитичный, асимметрия;
анти (= русск. противо):
антидемократичный, антигуманный,
антиморальный, антиконституционный,
антинародный; пейзаж, пейзажный,
пейзажист; справедливый,
справедливость, справедливо (от правда);
употреблять, употребление,
употребительный.
№ 10
авиа… (лат. – птица): авиационный,
авиасалон, авиапромышленность,
авиадесант, авиасъемка; авто… (греч. –
сам): автомобильный, автогараж,
автоколонна, автопилот; аква… (лат. –
вода): акваланг, акварель, аквариум,
аквамарин, акватория.
№ 11
Симпатичный, симпатия; патриот,
патриотизм, патриотический (греч.
4 С остальными словами составьте
словосочетания или предложения.
1 Попробуйте заменить слова с
иноязычными частями де, дез, ре
синонимами. Почему это
невозможно? Составьте словарные
статьи для толкового словарика с
этими словами.
2 Докажите, что слово образование –
лексический омоним. Составьте с
этими словами словосочетания.
3 Как проверить написание слова
изображение и однокоренных ему
слов? Составьте с этими словами
словосочетания или предложения.
1 Запишите (назовите) слова с
греческой приставкой,
соответствующей русской приставке
без, означающей отрицание.
2 Какая греческая приставка
соответствует русской приставке
противо?
3 Кто последний назовет слово с
приставкой анти?
4 Определите способ образования слов
пейзажный, пейзажист.
5 Как можно проверить гласную в
словах: употреблять,
употребление, употребительный.
1 Составьте словарные статьи для
толкового словаря с использованием
слов из группы аква.
2 Продолжите ряд слов с
использованием части авто.
3 Составьте небольшой текст
(насколько предложений) на тему
«Авиация» с использование слов из
ЗСП, добавьте при необходимости
свои слова с частью авиа.
1 Составьте словосочетания со
словами симпатичный, симпатия
так, чтобы было понятно различие
этих слов по употреблению. патрис – родина, отечество);
колоссальный
(от греч. колосс – большой, огромный);
колотить, колотушка; колыхать;
оскорбить (ист. от скорбь – горе, боль),
оскорбление; торопиться; торжество;
коварный, коварство; коверкать.
№ 12
био… (греч. – жизнь): биография,
биология;
гео… (греч. – земля): география, геология,
геометрия; зоо… (греч. – животное):
зоология, зоолог, зоологический;
воспаленный (ист. от пал – и – ть);
серьезный, произведение, драгоценный
№ 13
…скоп(ия) (греч. – смотреть,
рассматривать): микроскоп, калейдоскоп,
перископ, телескоп, рентгеноскопия;
…тека (греч. – ящик, вместилище):
библиотека, игротека, картотека,
фильмотека; …фоно, …фон(ия) (греч. –
звук, голос): магнитофон, микрофон,
телефон, симфония.
№ 14
Следующий, в общем, ровесник, сверстник,
громоздкий – громоздить, завтрашний,
иметь в виду, как будто, несмотря на…,
количество, так как, так что.
№ 15
Благодарить, благодарность (ист. от
благо – хорошо); блаженство;
2 Составьте историческую справку о
происхождении слов колосс и
колоссальный.
3 Чем по значению отличаются слова
скорбь и оскорбление? Составьте
словосочетания.
4 Найдите из слов ЗСП слова с
полногласными сочетаниями,
дополните ряд своими примерами.
5 Подберите все возможные
существительные, которые
употребляются со словом
коверкать.
1 Составьте словарные статьи для
толкового словаря со словами из
групп зоо, био, гео.
2 Сделайте словообразовательный
анализ слова драгоценный.
3 Произведите этимологический
анализ слов воспаленный и
произведение Подберите
исторически однокоренные слова
(где возможно).
4 Подберите все возможные
существительные к слову серьезный.
1
Значение каких слов вам не
понятны? Найдите их расшифровки
в толковом словаре.
2 Составьте с каждым из слов рубрики
словосочетание (предложение),
запомните правописание этих слов.
1 Употребите слова самостоятельных
частей речи из рубрики в составе
словосочетаний, выделите в словах
орфограммы.
2 Употребите слова служебных частей
речи в составе предложений,
расставьте правильно знаки
препинания, вспомните правила.
1 Найдите в рубрике общественно
политическую лексику. Составьте с
ними текст, используя также слова впечатление (ист. печать), впечатляющий;
удовольствие (ист. соотносится с «воля»);
фиолетовый (ист. фиалка); религия,
религиозный; христианство, христианин,
Христос; прогресс, прогрессивный (лат.
движение вперед, ср.: регресс – движение
назад); великолепный, великолепие (ист.
очень+красивый); парламент (фр. парле –
говорить); парламентарий,
парламентский.
из других рубрик ЗСП.
2 Найдите отвлеченные имена
существительные, составьте с ними
словосочетания (предложения).
Запомните их написание.
3 Вспомните слова, обозначающие цвет
из рубрик ЗСП в 56 классе.
Составьте текст (тему
сформулировать самим) с этими
словами.
7 класс
№ 1
Эпиграф (греч. эпи – расположение поверх
чеголибо + графо – пишу); энциклопедия –
энциклопедический; электрик –
электрический – электричество;
эксплуатация – эксплуатировать; эгоизм
–
эгоист – эгоистический; экономика –
экономический; эстетика –
эстетический;
внимательный – внимание.
№ 2
Конференция, конфедерация,
консерватизм – консерватор, консервы.
Подражание –
подражать(ист. от др.русск. драга –
дорога, букв. «идти той же дорогой»);
возражать – возражение (ист. воз+разить
= « бить», первоначально – «ударить в
ответ на удар, отбить».
№ 3
Конфликт; конспект; конспирация,
конспиратор; контраст, контрастный;
1 Что объединяет все эти слова, за
исключением слова «внимание»?
2 Значение каких слов для вас
непонятно? Обратитесь за справкой к
словарю. Составьте с этими словами
словосочетание или предложение.
3 Какой исторический корень можно
выделить в слове «внимание»?
Почему в в современном языке
стало приставкой? Приведите
примеры других слов с историческим
корнем – ним и разными
приставками.
1 Приведите примеры слов, где бы
исторический корень – раж
употреблялся с другими
приставками. Попробуйте дать
словам толкование (см. образец в
ЗСП), при затруднении обратитесь к
этимологическому словарю.
2 Составьте со словами иноязычного
происхождения словосочетания так,
чтобы было понятно значение слов.
1 В какой сфере чаще всего
употребляются иноязычные слова из
рубрики ЗСП № 13? Почему? В чем
причина заимствований?
2 Составьте статью для толкового ограниченный, ограничить
словаря с данными словами.
№ 4
Хроно… (греч. хронос – время):
хронология, хронологический, хроника,
хронометр, хронометраж.
№ 5
Демо… (греч. демос – народ):
демократия, демократический,
демократизм, демократ; демонстрация,
демонстративный.
№ 6
Стремление; мечтательный; сочетание;
оптимизм, оптимист; пессимизм,
пессимист.
№ 7
Расточительный, воплотить (ист. от
«плоть»), беспрекословно (ист.
беспрекословно).
1 Дайте толкование словам.
2 Употребите слова в составе
предложений.
3 Какие из этих слов вы употребляете
в своей повседневной речи? Какие
слышите впервые?
1 Являются ли родственными слова
демократия и демонстрация?
Проверьте себя по словарю.
2 Дайте толкование слов, составив с
ними словосочетания или
предложения.
3 К какой сфере употребления
относятся эти слова?
1 Найдите слова антонимы. Составьте
с ними словосочетания, определите
их значение.
2 Этимологически разберите слово
сочетание. Какой исторический
корень вы выделите? Какое значение
имело это слово в древности? Какие
значения имеет сейчас. Составьте
словосочетания.
1 Составьте словарные статьи для
этимологического словаря с данными
словами.
2 Составьте предложения так, чтобы
было понятно современное значение
этих слов
Упражнения ЗСП (русский язык, 5-7 классы)
Упражнения ЗСП (русский язык, 5-7 классы)
Упражнения ЗСП (русский язык, 5-7 классы)
Упражнения ЗСП (русский язык, 5-7 классы)
Упражнения ЗСП (русский язык, 5-7 классы)
Упражнения ЗСП (русский язык, 5-7 классы)
Упражнения ЗСП (русский язык, 5-7 классы)
Упражнения ЗСП (русский язык, 5-7 классы)
Упражнения ЗСП (русский язык, 5-7 классы)
Упражнения ЗСП (русский язык, 5-7 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.