Материал содержит методику работы по упражнениям ЗСП (Значение. Строение. Правописание). Проанализированы все упражнения ЗСП с 5 по 7 класс по УМК М.М.Разумовской. Упражнения содержат вопросы для работы со словами по лексическому значению, этимологии и строению слов и работу по развитию речи.Материал содержит методику работы по упражнениям ЗСП (Значение. Строение. Правописание) по УМК М.М.Разумовской 5-7 классы
            
        
        
        
                    
                
                    ЗСП
№ 1
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
5 класс
Происхождение (ист.: от ход – исходный), 
увлекать (увлечь), лингвистический – 
лингвистика, удивительный (дивный),
человечество, утверждать (ист.: от 
твердый).
ЗСП № 2
Замечательный, знаменитый (ист.: от 
знамя,
букв. ознаменованный, отмеченный), 
недоразумение, предавать (предатель),
разъединять (единый).
№ 3
Непреодолимый (одолеть, неодолимый), 
препятствие ( ист.: препяти – натянуть, 
растянуть), университет, грамматика 
(греч. «грамма»  буква, запись), поколение 
(ист.: колено – род, племя), Россия 
(российский), выразительный 
(выражение).
№ 4
Рассказ, рассказывать, объяснять (делать 
ясным), отдаленный, разделить, колючий,
раздаваться, запах (пахнуть), разгадать,
1 Найдите словотермин. Что оно 
означает? Из какого языка оно 
пришло?
2 К слову увлекать подберите 
однокоренные с разными 
приставками.
3 Какое значение имеет слово 
утверждать? Составьте с ним 
предложение.
4 Подберите синонимы к слову 
человечество. Составьте с ними 
предложения, учитывая оттенки 
значений этих слов.
1 Чем отличаются слова 
замечательный и знаменитый? 
Составьте с ними словосочетания.
2 Возможно ли употребить слово 
недоразумение без приставки? Какое
значение имеет эта приставка? 
Подберите слова с такой же 
приставкой.
3 Подберите однокоренные слова к 
слову разъединять с разными 
приставками.
1 Найдите слово – термин, объясните 
его значение, подберите 
однокоренные слова.
2 Чем отличается правописание слов 
Россия и российский? Почему?
3 Возможно ли употребить слово 
выразительный без приставки? 
Подберите слова с другими 
приставками. Каково значение этого 
слова?
4 Составьте предложения 
(словосочетания) со словами из ЗСП.
1 Почему в слове рассказ пишется 
удвоенная согласная?
2 Подберите однокоренные слова к 
слову объяснять.
3 Объясните значение слова угодить.
4 Каково значение корня – гад? 
Подберите однокоренные слова к 
слову загадка.угодить (ср.: угодливый).
№ 5
Информация, расшифровать, запись, 
жужжать (жужжание), бинокль 
(«бини» 
пара, два + «окулус»  глаз), инженер,
преподаватель (ист.: давать), артист, 
иллюстрация, магнитофон ( «фон»  звук,
голос), телевидение.
№ 6
Побеждать, расстояние (ист.: стояти), 
достижение, необходимость, отражать,
закреплять (делать крепким), знакомиться
(ист.: знакомиться).
№ 7
Облегчить, облегчение, сверкать, 
безмятежный, чувствовать, территория,
(от лат.: «терра»  земля), аллея, 
артиллерия,
коллективный.
№ 8
Желание, общество (общий), вообразить
(ист.: создать образ), фантазия, 
здравствуйте, доброжелательный, 
раздражать (ист.: дразнить, дразнит),
5 Каково значение суффикса –уч(
юч)
Подберите слова с таким же 
суффиксом?
1 Найдите слова иноязычного 
происхождения. Объясните их 
значение.
2 Подберите однокоренные слова к 
иноязычным корням «фон», «теле», 
«окулус».
3 Как появилось слово жужжать?
1 Связаны ли исторически слова 
«побеждать» и «беда»?
2 Чем отличается морфемный состав 
слова «знакомиться» сейчас и в 
прошлом?
3 Подберите однокоренные слова к 
слову отражать. Возможно ли его 
употребить без приставки сейчас? А 
в прошлом?
4 Составьте предложения со словом 
закреплять, учитывая все 
возможные его значения.
1 Подберите синонимы к слову 
безмятежный.
2 Подберите однокоренные слова к 
корню «терра».
3 Составьте предложения со словами, 
где есть удвоенная согласная.
4 Подберите проверочные слова к 
словам облегчить, чувствовать, 
безмятежный.
1 Как толкование слов вообразить и 
раздражать помогают не 
ошибиться в правописании?
2 Правописание каких слов нужно 
просто запомнить? Запишите с ними 
словосочетания, выделите 
орфограммы.
3 Какие из слов ЗСП имеют 
приставки? Как пишутся этипрофессия.
№ 9
Увядать, гвоздика, ромашка, гладиолус, 
миллион, продолжаться – продолжение
(ист.: продолжение), сражаться – 
сражение,
обогащать (богатый), убеждать – 
убеждение.
№ 10
Лиловый, багряный – багрянец (ист.: багр –
красная краска), коричневый (ист.: от 
корица,
кора), серебристый, королевский, 
восхищаться, приглашать – приглашение
(от глас – голос).
№ 11
Восторгаться, торжественный, фонтан,
(лат. «фонс»  источник), удовольствие, 
героический, прекрасный (ист.: красный – 
красивый), фиолетовый, могучий, 
волшебный.
№ 12
Свидетель ( под влиянием глагола видеть), 
обвинять (считать повинным), порхать, 
пастух (тот, кто пасет – пас, пастбище), 
как 
будто, искусство, искусный, ошеломить
(ист.: шелом – шлем), гореть, загораться.
приставки?
1 Составьте текст на тему: «Осень в 
саду» или «Цветы», используя слова 
из ЗСП. 
2 Выделите в словах орфограммы.
1 Составьте предложения с 
прилагательными, обозначающими 
цвет.
2 Являются ли исторически 
однокоренными слова приглашение 
и глашатый ( тот, который 
объявляет важные сообщения, 
указы).
3 Объясните значение слова 
восхищаться.
1 Со всеми возможными словами из 
ЗСП составьте текст (предложения) 
на тему: «Фонтан». 
2 Выделите в словах орфограммы.
1 Дайте толкование слову ошеломить
(современное и историческое).
2 Чем отличаются значения слов 
искусство и искусный? Составьте с 
ними словосочетания, выделите 
орфограммы.
3 Употребите слова гореть и 
загораться в прямом и переносном 
значении.№ 13
Наслаждаться (ист.: от сладкий), 
поразительный, украшать, 
ослепительный, 
напряженный, непреодолимый.
1 Подберите однокоренные слова к 
слову поразительный, используя 
разные приставки. Можно ли 
выделить приставки в этом слове в 
современном языке?
2 В каких словах из ЗСП есть суффикс
со значением «признак в наибольшей 
степени», «очень», «самый». 
Придумайте свои слова с таким же 
суффиксом.
3 Подберите проверочные 
однокоренные слова с орфограммой 
«Безударная гласная в корне».
4 К какому слову невозможно 
подобрать проверочное?
1 Дайте толкование слову диалог по 
аналогии со словом монолог.
2 Найдите словатермины, дайте их 
толкование.
3 Составьте связные предложения на 
тему: «Насекомые», используя слова 
из ЗСП.
1 Составьте предложения со словами 
прийти и приду. Выделите 
орфограммы.
2 С прилагательными составьте 
словосочетания.
3 Найдите слово, где бы приставка 
имела значение «сделать сверх 
меры», «сделать полностью, до 
конца». Подберите слова с такой же 
приставкой.
1 Найдите слова со значением 
суффикса «принадлежность к 
профессии». Приведите свои 
примеры слов с тем же суффиксом.
2 Какое значение слов – 
существительных является 
отвлеченным? Какой суффикс 
указывает на отвлеченное значение?
3 Дайте толкование слову эгоизм.
1 Являются ли родственными 
указанные корни? Определите их 
значение.
2 Составьте небольшой текст или 
6 класс
№ 14
Монолог ( «моно»  один + «лого»  речь), 
диалог, интонация, фразеологизм, 
олицетворение, коллекция, юный, паутина,
муравей (ср.: травушкамуравушка).
№ 15
Осторожный (ист.: сторож, стеречь), 
решительный, приду, прийти, правильный
(от правило), огорчаться (от горький), 
обозначать.
№ 16
Будущее, волнение, вообще, гуманизм
( лат. «гуманус»  человечный), помощник, 
пропаганда, просвещение ( ист.: свет),
эгоизм  (лат. «эго»  я).
№ 1
да: дать – задавать(ся) – поддаваться –выдача; дав: давить – выдавить –
подавлять – раздавить – придавить; 
конструкция, конструировать, 
конструктивный; отчество (от отец), 
отечество, отчизна; репертуар, 
репетиция, 
репетировать; театр, театральный; 
тревога, тревожный. 
№ 2
Интерес, интересный, интересоваться; 
значение, значить, значительный;
очаровать (чары), очарование, 
очаровательный; обращение, обращаться; 
удовольствие (ист. от воля), шампунь, 
фарфор, фаянс.
№ 3
уваж: уважать, уважение, 
уважительный; багр: багровый, 
багроветь; 
багряный, багрянец; румяный, румянец, 
нарумянить; решать, решение, 
решительный; шевелить(ся); солома, 
соломенный.
№ 4
даль: далекий, удалить, отдаленный, 
дальнейший, издали, вдалеке, вдали; 
долина 
группу предложений на тему 
«Театр», используя слова из ЗСП.
3 В чем разница употребления  слов 
отчество, отечество, отчизна? 
Составьте с ними предложения или 
словосочетания.
4 Докажите, что слово 
конструктивный – многозначное.
1 От какого исторического корня 
образовано слово удовольствие?
2 Что означает слово чары? Назовите 
однокоренные слова.
3 Какого рода слово шампунь? 
Составьте словосочетание.
4 Как проверить корень слова 
значение? Произнесите слово 
значимый.
5 Как называется слово или сочетание 
слов, обозначающее того, к кому или 
к чему обращаются с речью?
1 Назовите слова с корнем – уваж.
2 О каком слове идет речь: «Сухие 
стебли злаковых растений, 
остающиеся после молотьбы»? 
Образуйте прилагательное от 
названного слова. Каковы 
особенности его написания?
3 Что объединяют в одну группу 
слова: багрянец, багряный, 
багровый, багроветь?
4 Каковы особенности написания 
слова румяный ? Назовите 
однокоренные слова.
5 Чем различаются слова шевелит…
ся – шевелит…ся ?
1 К каким частям речи принадлежат 
слова с корнем – дал  ? Чем они 
отличаются по морфемному составу?
2 Составьте предложения со словами 
кампания и компания.
3 Приведите примеры слов с  
историческим корнем  –дол.(ист. –дол),долинный; кампания 
4 Составьте словарную статью для 
толкового словаря к слову 
карикатура.
(избирательная, предвыборная), компания 
5 Подберите слова к корню – крат(щ)
(друзей, одноклассников);сократить, 
сокращение (от краткий); карикатурный, 
карикатура, карикатурист.
№ 5
могуч/могущ (ист. от мочь): могучий, 
могущество, могущественный; подчинить 
( ист. от –чин), подчиняться, подчинение; 
гипербола (греч. гипер сверх , превышение 
нормы), гиперболический; пародия (греч. 
пение наизнанку), пародировать, 
пародийный; политика, политический; 
полемика (греч. враждебный, 
воинственный), полемический, 
полемизировать; дискуссия (лат. 
рассмотрение, исследование), 
дискуссионный, дискуссировать 
(дискутировать).
№ 6
Президиум, президент (сидящий впереди), 
престол (ист. престол), предать (букв.: 
передать), предел (ист. пре+делить), 
презирать (ист.пре+зирати – смотреть), 
прекратить, препятствие (от препяти – 
растянуть, натянуть), пререкаться (рекати,
речь – говорить), пресмыкаться (смыкати 
– ползать, смок – змей), престиж, 
престижный.
№ 7
Привет – приветливый; привилегия – 
привилегированный; приключение – 
приключенческий; приличный (ист. лик – 
лицо), приличие; применять, применение, 
примитивный, примитивизм; присяга, 
присягать; притворный, притворство; 
причина; приятель – приятельский; 
1 Назовите слово, имеющее значение 
«пение наизнанку».
2 Назовите исторический корень слов 
могучий, могущество, 
могущественный.
3 Определите корень в словах  подч…
няться, подч…нение, подч…нить.
4 Какие это слова?
А) происходит от лат. «рассмотрение, 
исследование»; имя прилагательное от 
этого существительного  …; 
обсуждать чтонибудь – (синоним)  
….
Б) происходит от греч. «враждебный, 
воинственный»; вести полемику – 
(синоним)  ….
5.   Назовите слова, родственные слову 
политика.
1 Что объединяет все эти слова?
2 Какие из этих слов являются 
иноязычными?
3 Какие из данных слов в современном
языке употребляются только с 
приставками? Приведите свои 
примеры.
4 Составьте словарные статьи для 
этимологического словаря с 
данными словами.
1 Что объединяет все эти слова?
2 Почему их написание не 
соответствует правилу правописания
приставок при  пре?
3 Дайте расшифровку слов 
привилегия, приличный, 
примитивный, примитивизм, 
присяга.приятный – приятно.
№ 8
де, дез (обратное действие, прекращение 
его): демобилизация, дезинформация, 
децентрализация, дезорганизация, 
демонтаж; репродукция ( лат. ре  
вновь);образовать, образовывать, 
образование (обучение), образованный, 
образованность; изображение, 
изображать, изобразительный ( от образ).
№ 9
а (греч. = русск. без, отрицание): 
аморальный, аполитичный, асимметрия; 
анти (= русск. противо): 
антидемократичный, антигуманный, 
антиморальный, антиконституционный, 
антинародный; пейзаж, пейзажный, 
пейзажист; справедливый, 
справедливость, справедливо (от правда); 
употреблять, употребление, 
употребительный.
№ 10
авиа… (лат. – птица): авиационный, 
авиасалон, авиапромышленность, 
авиадесант, авиасъемка; авто… (греч. – 
сам): автомобильный, автогараж, 
автоколонна, автопилот; аква… (лат. – 
вода): акваланг, акварель, аквариум, 
аквамарин, акватория.
№ 11
Симпатичный, симпатия; патриот,
 патриотизм, патриотический (греч.
4 С остальными словами составьте 
словосочетания или предложения.
1 Попробуйте заменить слова с 
иноязычными частями де, дез, ре 
синонимами. Почему это 
невозможно? Составьте словарные 
статьи для толкового словарика с 
этими словами.
2 Докажите, что слово образование – 
лексический омоним. Составьте с 
этими словами словосочетания.
3 Как проверить написание слова 
изображение и однокоренных ему 
слов? Составьте с этими словами 
словосочетания или предложения.
1 Запишите (назовите) слова с 
греческой приставкой, 
соответствующей русской приставке 
без, означающей отрицание.
2 Какая греческая приставка 
соответствует русской приставке 
противо?
3 Кто последний назовет слово с 
приставкой анти?
4 Определите способ образования слов
пейзажный, пейзажист.
5 Как можно проверить гласную в 
словах: употреблять, 
употребление, употребительный.
1 Составьте словарные статьи для 
толкового словаря с использованием 
слов из группы аква.
2 Продолжите ряд слов с 
использованием  части авто.
3 Составьте небольшой текст 
(насколько предложений) на тему 
«Авиация» с использование слов из 
ЗСП, добавьте при необходимости 
свои слова с частью авиа.
1 Составьте словосочетания со 
словами симпатичный, симпатия 
так, чтобы было понятно различие 
этих слов по употреблению.патрис   –  родина,   отечество);
 
 
колоссальный
 (от греч. колосс – большой, огромный);
 колотить, колотушка; колыхать;
 оскорбить (ист. от скорбь – горе, боль),
 оскорбление; торопиться; торжество;
 коварный, коварство; коверкать.
№ 12
био… (греч. – жизнь): биография, 
биология;
гео… (греч. – земля): география, геология, 
геометрия; зоо… (греч. – животное): 
зоология, зоолог, зоологический; 
воспаленный (ист. от пал – и – ть); 
серьезный, произведение, драгоценный
№ 13
…скоп(ия) (греч. – смотреть, 
рассматривать): микроскоп, калейдоскоп, 
перископ, телескоп, рентгеноскопия;
 …тека (греч. – ящик, вместилище): 
библиотека, игротека, картотека, 
фильмотека; …фоно, …фон(ия) (греч. – 
звук, голос): магнитофон, микрофон, 
телефон, симфония.
№ 14
Следующий, в общем, ровесник, сверстник, 
громоздкий – громоздить, завтрашний, 
иметь в виду, как будто, несмотря на…, 
количество, так как, так что.
№ 15
Благодарить, благодарность (ист. от  
благо – хорошо); блаженство; 
2 Составьте историческую справку о 
происхождении слов колосс и 
колоссальный.
3 Чем по значению отличаются слова 
скорбь  и оскорбление? Составьте 
словосочетания.
4 Найдите из слов ЗСП слова с 
полногласными сочетаниями, 
дополните ряд своими примерами.
5 Подберите все возможные 
существительные, которые 
употребляются со словом 
коверкать.
1 Составьте словарные статьи для 
толкового словаря со словами из 
групп зоо, био, гео.
2 Сделайте словообразовательный 
анализ слова драгоценный.
3 Произведите этимологический 
анализ слов воспаленный и 
произведение Подберите 
исторически однокоренные слова 
(где возможно).
4 Подберите все возможные 
существительные к слову серьезный.
1
Значение каких слов вам не 
понятны? Найдите их расшифровки 
в толковом словаре.
2 Составьте с каждым из слов рубрики
словосочетание (предложение), 
запомните правописание этих слов.
1 Употребите слова самостоятельных 
частей речи из рубрики в составе 
словосочетаний, выделите в словах 
орфограммы.
2 Употребите слова служебных частей 
речи в составе предложений, 
расставьте правильно знаки 
препинания, вспомните правила.
1 Найдите в рубрике общественно
политическую лексику. Составьте с 
ними текст, используя также словавпечатление (ист. печать), впечатляющий;
удовольствие (ист. соотносится с «воля»); 
фиолетовый (ист. фиалка); религия, 
религиозный; христианство, христианин, 
Христос; прогресс, прогрессивный (лат. 
движение вперед, ср.: регресс – движение 
назад); великолепный, великолепие (ист. 
очень+красивый); парламент (фр. парле – 
говорить); парламентарий, 
парламентский.
из других рубрик ЗСП.
2 Найдите отвлеченные имена 
существительные, составьте с ними 
словосочетания (предложения). 
Запомните их написание.
3 Вспомните слова, обозначающие цвет
из рубрик ЗСП в 56 классе. 
Составьте текст (тему 
сформулировать самим) с этими 
словами.
7 класс
№ 1
Эпиграф (греч. эпи – расположение поверх 
чеголибо + графо – пишу); энциклопедия –
 энциклопедический; электрик – 
электрический – электричество; 
эксплуатация – эксплуатировать; эгоизм 
–
  эгоист – эгоистический; экономика – 
экономический; эстетика – 
эстетический;
 внимательный – внимание.
№ 2
Конференция, конфедерация, 
консерватизм – консерватор, консервы. 
Подражание – 
подражать(ист. от др.русск. драга – 
дорога, букв. «идти той же дорогой»); 
возражать – возражение (ист. воз+разить
 = « бить», первоначально – «ударить в 
ответ на удар, отбить».
№ 3
Конфликт; конспект; конспирация, 
конспиратор; контраст, контрастный; 
1 Что объединяет все эти слова, за 
исключением слова «внимание»?
2 Значение каких слов для вас 
непонятно? Обратитесь за справкой к
словарю. Составьте с этими словами 
словосочетание или предложение.
3 Какой исторический корень можно 
выделить в слове «внимание»? 
Почему в в современном языке 
стало приставкой? Приведите 
примеры других слов с историческим
корнем – ним и разными 
приставками.
1 Приведите примеры слов, где бы 
исторический корень – раж 
употреблялся с другими 
приставками. Попробуйте дать 
словам толкование (см. образец в 
ЗСП), при затруднении обратитесь к 
этимологическому словарю.
2 Составьте со словами иноязычного 
происхождения словосочетания так, 
чтобы было понятно значение слов.
1 В какой сфере чаще всего 
употребляются иноязычные слова из 
рубрики ЗСП № 13? Почему? В чем 
причина заимствований?
2 Составьте статью для толковогоограниченный, ограничить
словаря с данными словами.
№ 4
Хроно… (греч. хронос – время): 
хронология, хронологический, хроника, 
хронометр, хронометраж.
№ 5
Демо… (греч. демос – народ): 
демократия, демократический, 
демократизм, демократ; демонстрация, 
демонстративный.
№ 6
Стремление;  мечтательный; сочетание; 
оптимизм, оптимист; пессимизм, 
пессимист.
№ 7
Расточительный, воплотить (ист. от 
«плоть»), беспрекословно (ист.
 беспрекословно).
1 Дайте толкование словам. 
2 Употребите слова в составе 
предложений.
3 Какие из этих слов вы употребляете 
в своей повседневной речи? Какие 
слышите впервые?
1 Являются ли родственными слова 
демократия и демонстрация? 
Проверьте себя по словарю.
2 Дайте толкование слов, составив с 
ними словосочетания или 
предложения. 
3 К какой сфере употребления 
относятся эти слова?
1 Найдите слова антонимы. Составьте 
с ними словосочетания, определите 
их значение.
2 Этимологически разберите слово 
сочетание. Какой исторический 
корень вы выделите? Какое значение 
имело это слово в древности? Какие 
значения имеет сейчас. Составьте 
словосочетания.
1 Составьте словарные статьи для 
этимологического словаря с данными
словами.
2 Составьте предложения так, чтобы 
было понятно современное значение 
этих слов