Внедрение информационных технологий в учебный процесс позволяет сделать более интенсивным и интересным изучение «классических» школьных дисциплин, что особенно актуально в связи с массовой компьютеризацией школ и повсеместным внедрением единого государственного экзамена (ЕГЭ). В современных условиях остро стоит вопрос о повышении качества и результативности обучения
Слабым местом» учащихся средней школы является решение задач, связанных с исследованием функций с помощью построения графиков. Таких задач достаточно много, хотя в школьном курсе часто им уделяется недостаточное внимание. Инструментом массового обучения школьников технологии решения подобных задач могут стать системы вычислительной математики, включая наиболее доступную и распространенную – электронные таблицы Excel.
Модуль 14.Уравнение газового состояния.doc
Основное уравнение молекулярнокинетической теории газов имеет вид
Уравнение газового состояния
где р – давление; n – концентрация молекул (число молекул в единице объема), mo –
p
nm
o
2
v
,
1
3
масса одной молекулы;
2v
средний квадрат скорости молекул.
Следствием основного уравнения является уравнение состояния идеального газа
уравнение Менделеева – Клапейрона
pV
m
RT
,
где р – давление газа, V – его объем, m – масса, Т – температура, R – универсальная
газовая постоянная.
Задача 1. Температура и давление некоторой массы идеального газа изменяются,
как показано на рисунке 1 2 . Изменяется ли занимаемый газом объем?
→
2
р
1
3
4
Проведем изохоры через точки 1 и 2.
Соединим точки изохор изобарой 1 – 3. Если
при увеличении температуры давление газа
остается постоянным, значит объем
увеличивается.
Такой вывод подтверждает и изотерма 1– 4,
при постоянной температуре давление
уменьшается.
Т
Задача 2. Цилиндрический сосуд сечением S = 10 см2 закрыт массивным поршнем.
Внутри сосуда находится газ. Сосуд начинают поднимать с ускорением 2g. Когда
температура газа сравнялась с первоначальной, объем газа под поршнем уменьшился в
1,5 раза. Найдите массу поршня. Внешнее давление ро = 105 Па.
В неподвижном состоянии сила тяжести поршня уравновешивалась разностью сил
давления газа внутри сосуда и снаружи: mg = (p – po) S. При движении сосуда суммарная
сила, действующая на поршень, сообщает ему ускорение 2g, направленное вверх:
2mg = (1,5 p – po) S – mg, или 3mg = (1,5 p – po) S.
При неизменной температуре объем уменьшился в 1,5 раза, значит, давление возросло
тоже в 1,5 раза Решая совместно полученные два уравнения, получаем
m
Sp
o
3
g
4,3
ęă
Задача 3. Оцените длину свободного пробега молекул воздуха при нормальных
условиях. Диаметр молекул принять равным d = 3,7 1010 м, среднюю скорость
молекул 103 м/с.
d
Молекула столкнется с другой молекулой, если
расстояние между их центрами окажется меньше
диаметра молекул d. Такие молекулы находятся в
цилиндре с основанием площадью dπ 2 , длиной vсрt
Число столкновений z за одну секунду равно числу молекул в этом объеме
2
z
Лошмидта) 2,7 1025 м3 , а их средняя скорость 10≈ 3 м/с, следовательно
Число молекул газа при нормальных условиях в единице объема (число
vdn
o
ńđ 25
10
7,2
14,3
z
одну секунду, найдем среднюю длину свободного пробега: для этого разделим путь,
пройденный молекулой за одну секунду, на число столкновений, т.е.
1,2 1010 с1. Зная среднее число столкновений в
7,3
10
10
10
3
v
z
3
10
10
2,1
необходимо умножить на 2 , т.е 1,17 10
условиях в 500 раз больше диаметра молекул.
≈
≈
8,3 108 м. Теоретические расчеты показывают, что это число
10
7 м. Длина свободного пробега при нормальных
3
14,3
Умножим объем молекулы
d на число молекул в 1 м3
1
6
10
суммарный объем молекул в 2 10≈
условиях размерами молекул и силами взаимодействия между ними можно пренебречь,
считать газ идеальным.
5 раз меньше занимаемого ими объема. При таких
, т.е. при нормальных условиях
7,3(
294
ě
3
7,2
10
10
,4
25
)
10
3
3
Задача 1.
Задачи для самостоятельного решения
Дан график изменения состояния газа в координатах p,V. Представить этот процесс
графически в координатах V,T и p,T
Задача 2
.
р
1
2
Т
При нагревании газа была получена зависимость
давления от температуры, показанная на графике.
Сжимали или расширяли газ?
Задача 3. Два полых стеклянных шара соединены трубкой, посредине которой
находится капелька ртути. Можно ли по положению капельки судить о температуре
окружающего воздуха?
Задача 4. При значительном повышении температуры газа, состоящего из многоатомных
молекул, может начаться их диссоциация. К каким отклонениям от закона Шарля может
это привести?
Задача 5. Объем газа уменьшили в 2 раза, а температуру увеличили в 1,5 раза. Как
изменилось давление? Задача 6. Объем воздушного пузырька удваивается при подъеме со дна озера на
поверхность. Какова глубина озера?
Уравнение газового состояния
Уравнение газового состояния
Уравнение газового состояния
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.