Урок – экскурсия, окружающий мир 1 класс
Программа: «Школа России»
Учитель: Мартынова Елена Ивановна
Тема: «ОСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ»
Цели:
1.Провести наблюдения за изменениями в неживой природе. Учить находить признаки отличия растений осенью в сравнении с летом. Продолжить формирование понятий «неживая природа», «живая природа», актуализировать представления о жизненных формах растений. Учить наблюдению за поведением животных.
2.Развивать наблюдательность, формировать представления об экологических связях и зависимостях явлений и объектов живой природы.
3.Формировать умение эстетически воспринимать природу вокруг себя.
Оборудование: папка для сбора листьев, лупа, коробка или корзинка для сбора плодов.
Для учителя. Первую экскурсию в природу необходимо провести в сентябре, выбрав солнечный день. Учащиеся еще живут воспоминаниями о прекрасной летней поре и помогут проведению беседы на высоком эмоциональном уровне. Экскурсия проводится на остановке «Зелёные соседи».
Ход экскурсии
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Да, да именно урок, хотя и на природе. Посмотрите вокруг, какое великолепие красок нас окружает, и мне хочется сказать словами великого русского поэта А. С. Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
- О какой поре пишет поэт?
Дети: Об осени.
Учитель: Назовите слова, которые подтверждают ваше предположение.
Учащиеся: Золотая одежда леса, природы увяданье.
Учитель: Перечислите все то, что относится к природе.
Дети: Дерево, куст, трава, ворона, собака, камень, небо, солнце и т. д.
( Дети могут называть объекты, сделанные руками человека: дом, машина, водопровод или называть растения: береза, сирень, горец, одуванчик и т. д. Дать всем высказаться, а затем подвести итог).
Учитель: Как много вы назвали предметов, но вот беда - вы забыли, что природа не сделана руками человека. Давайте исправим наши ошибки и четко назовем объекты природы: облака, небо, солнце, растения, животные.
Учитель: Все то, что вы перечислили, можно разделить на две группы. Назовите их.
Дети: Неживая и живая природа.
Учитель: Я загадаю загадки, а вы, не называя отгадок, скажите о какой природе идет в них речь.
Не зверь, а воет. (Ветер)
Шел долговяз, да в землю увяз. (Дождь)
Без огня горит. (Солнце)
Дети: В этих загадках упоминается неживая природа -1 ветер, дождь, солнце.
Учитель: Подставьте свои щечки к солнышку. Что вы чувствуете?
Ученики: Немного тепла.
Учитель: Вспомните, как чувствовали солнышко летом?
Дети: Солнце светило очень ярко, поэтому было жарко.
Учитель: Какое положение занимало солнце на небе летом?
Ученики: Оно было высоко.
Учитель: Как расположено сегодня?
Дети: Ниже, поэтому и греет слабо.
Учитель:
Крупно, дробно, зачастил
И всю землю напоил.
- Что это?
Учащиеся: Это дождь.
Учитель: Два дня назад «небо прохудилось» и прошел первый осенний дождь. Сравните по продолжительности и температуре летний и осенний дождь.
Дети: Осенью он долгий и не такой теплый. А летом можно под дождем купаться, радоваться прохладе, которую он дает в жару.
Учитель: Посмотрите на небо. Почему не видно солнца?
Летят орлицы по синему небу,
Крылья распластали.
Солнышко застлали.
- Что это?
Дети: Мы видим облака.
Учитель: Часто ли плыли облака по летнему небу?
Дети: Нет, редко.
Учитель: Кого они вам напоминают?
( Поставленный вопрос требует ответа об объектах живой природы, которые отвечают на вопрос кто? Однако дети обычно перечисляют предметы, которые они видят в данный момент. Выслушать, а затем уточнить признаки живого и отобрать объекты живой природы).
Учитель: О каком объекте неживой природы мы еще не беседовали? Послушайте подсказку.
Неизвестно, где живет,
Налетит - деревья гнет.
Засвистит - по речке дрожь,
Озорник, а не уймешь.
Дети: Это ветер, если он дует сильно, то деревья сгибаются и даже могут сломаться. А когда дует на воду в речке, то она рябит. Поэтому его называют озорником.
(При отгадывании загадок необходимо требовать от детей приводить признаки, по которым они находят ответ).
Учитель: Сделаем вывод. Какие изменения происходят в неживой природе осенью?
Дети: Солнце светит и греет слабее, по небу часто плывут облака, усиливается ветер, часто идет дождь, становится прохладнее.
Учитель: А сейчас поиграем. Я буду читать загадки о природе. Кто догадается о ком она, тот должен бежать к «своей отгадке».
Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки.
Ребенок бежит к березе и называет признаки, по которым отгадал. (Белый ствол, ветки свешиваются, сережки).
( У березы на одном дереве образуются мужские и женские соцветия - сережки, то есть это растение называется однодомным. Мужские сережки формируются на побегах в год, предшествующий цветению, они перезимовывают, и весной цветки раскрываются. Женские сережки можно обнаружить только весной при развертывании побегов. Поэтому на экскурсии дети могут увидеть мужские сережки).
Учитель:
В красном платьице девица
Вышла с осенью проститься,
Осень проводила
Платье снять забыла.
Дети: Это рябина. Признак - красные плоды. Они украшают дерево, поэтому люди сравнивают с девицей.
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
Ученики: Это ель. Признак - иголки, которые являются листьями. Они опадают не сразу, а постепенно, поэтому дерево всегда зеленое.
( Часто дети используют названия растений, принятые в разговорной речи. Они полагают, что елка и ель - два разных растения. Поэтому учитель должен приводить названия природных объектов по научному.
При рассматривании деревьев необходимо обращать внимание детей на красоту внешнего облика растения, окраску ствола и листьев, форму листовых пластинок, доступную для понимания этого возраста детей (пальчатая, линейная, треугольная, ромбическая), то есть стремиться к эстетическому восприятию природных объектов).
Учитель: Молодцы, отгадали все загадки правильно, да и бегаете очень хорошо. Итак, вы назвали: береза, рябина, ель. Каким общим словом можно их определить?
Ученики: Это деревья.
Учитель: Какой одинаковый признак вы увидели?
Дети: Один главный ствол.
Учитель: Послушайте внимательно следующую загадку.
Как была молода – была бела,
А как постарела - то покраснела.
Дети: Калина. Весной цвела белым цветом, а сейчас на ней плоды висят красные.
Учитель:
Стоит зеленый кустик
В красный горошек,
А тронешь -укусит.
( Глагол «укусит» подразумевает какой-либо инструмент (кусачки, зубы и т. д.), поэтому нужно подчеркнуть, что в данном случае слово используется в переносном смысле).
Учащиеся: Это шиповник, у него сейчас красные плоды, а на стебельках острые шипы.
( На стеблях выросты покровной ткани, которые называются шипами. Отсюда название растения - шиповник. Колючки - это видоизменения листьев или побега, которых у шиповника нет).
Учитель: Каким общим словом назовем калину, шиповник?
Дети: Кустарник, потому что у них несколько стеблей растут из земли.
Учитель: Сейчас будем собирать упавшие с растений листочки. Посмотрите на их окраску, форму, на выемки по краям пластинки. Постарайтесь выбрать, на ваш взгляд, самые красивые из них. Мы листья положим в газеты, а затем в гербарную папку и засушим. На следующих уроках поиграем в игру: «С какого растения эти листочки», согласны? Тогда за работу.
(Папку для гербаризации можно сделать из плотного картона или фанеры. Эту работу можно выполнить в классе, собрав листья в букеты, а затем отобрать наилучшие. В таком случае, сбор нужно перенести на конец экскурсии, так как листья будут мешать дальнейшей работе).
Учитель: Сейчас проверим, кто из вас самый наблюдательный. С какого дерева больше всего упало листочков?
Учащийся: Я не знаю, как называется дерево, но на нем висят «парашютики».
Учитель: Это плоды интересной формы, мы их тоже соберем в гербарий. А растение называется - клен американский. Вы знаете клен с пальчатыми листочками, найдите их. Посмотрите на них внимательно, и вы увидите признаки различия.
( Клен американский, или ясенелистный - двудомное растение, то есть отдельно произрастают женское и мужское растения. Поэтому плоды можно увидеть только на женском экземпляре, если на участке высажены только мужские растения, то дети не смогут найти данный признак. Обратите внимание на то, что у клена ясенелистного сложные листья, то есть на главном черешке сидят несколько листочков, которые могут опадать отдельно друг от друга. И дети часто принимают один опавший листочек за целый лист).
Учитель: В последующих наших наблюдениях, мы выясним: какое растение последнем сбросит листья. Как называется это явление природы?
Дети: Листопад.
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!»
Учитель: Так написал о листопаде русский поэт А. Майков. Какой признак подчеркивает поэт?
Учащиеся: Листья по ветру кружат - это потому, что они слетели с деревьев.
Учитель: Давайте подойдем тихонько к кустику сирени. Я вижу на ней живые существа. Кто притаился среди листочков?
Ученица: Я вижу бабочку и кого-то, похожего на осу.
Учитель: Это цветочная муха. В отличие от бабочки у нее два крылышка. Что видно ещё на её теле?
Дети: Усики, ножки, красивая окраска.
Учитель: Каким общим словом назовем этих животных?
Дети: Это насекомые.
Учитель: А теперь понаблюдаем за удивительным животным. Что оно делает? Посмотрите внимательно в лупу.
Учащиеся: Паучок плетет свою паутинку.
Учитель: Зачем он это делает?
Дети: В нее ловит мух, маленьких жучков, бабочек, а потом их кушает.
Учитель: К какой природе относятся увиденные нами животные?
Ученики: Это живая природа, они двигаются, кушают, плетут паутину или строят домики.
Учитель: Присмотритесь к зеленой травке. Кто там прыгает?
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает.
Дети: Воробей. Он покрыт серыми перьями, живет во дворе рядом с человеком.
Учитель: Перечислите признаки, которые хорошо заметны у воробья.
Учащиеся: Два крыла, две конечности с пальцами, маленькая головка с клювом и двумя глазами, на конце тела -хвост.
Учитель: Что он делает?
Дети: Клюет семена травы.
Учитель: Растение называют горец птичий, или птичья гречишка потому, что многие птицы любят полакомиться его семенами.
Вот и подходит к концу наше путешествие в осеннюю природу. Сколько разных признаков вы увидели в неживой и живой природе. Когда будете возвращаться из школы домой или гулять с друзьями, постарайтесь понаблюдать за проплывающими облаками, падающими листьями, отлетающими в теплые края птицами, последними насекомыми, послушайте звуки капель дождя и шелест листвы и многое другое, чем богата родная природа. На последующих уроках вы расскажите обо всем, что увидите и услышите в природном окружении. А в завершение послушайте стихотворение.
Промелькнуло быстро лето,
Пробежало по цветам,
За горами бродит где-то
И без нас скучает там.
В двери к нам стучится осень,
А за осенью - зима
Мы ее не ждем, не просим,
А она идет сама.
(В. Малкова и Л. Некрасова)
Учитель: Грустим ли мы с вами о лете?
Дети: Конечно, но его уже не вернешь. Пришла осень.
Учитель: Итак, мы завершили небольшую экскурсию в наш осенний дивный уголок природы. Что вы узнали, что вас поразило, что вы увидели и услышали в природе? Пожалуйста, попробуйте дома об этом нарисовать. Возможно, кто-то придумает небольшой рассказ или сказку, а на следующем уроке мы их послушаем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.