Урок – экскурсия, окружающий мир 1 класс Программа: «Школа России» Учитель: Мартынова Елена Ивановна
Оценка 4.7

Урок – экскурсия, окружающий мир 1 класс Программа: «Школа России» Учитель: Мартынова Елена Ивановна

Оценка 4.7
docx
05.11.2021
Урок – экскурсия, окружающий  мир 1 класс Программа: «Школа России» Учитель: Мартынова Елена Ивановна
1 КЛАСС Осенние изменения в живой и неживой природе урок - экскурсия.docx

 

 

Урок – экскурсия, окружающий  мир 1 класс

Программа: «Школа России»

Учитель: Мартынова Елена Ивановна

 

Тема: «ОСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ»

 

 Цели:

1.Провести наблюдения за изменениями в неживой природе.  Учить находить признаки отличия растений осе­нью в сравнении с летом. Продолжить формирование понятий «неживая приро­да», «живая природа», актуализировать представления о жиз­ненных формах растений. Учить наблюдению за поведением животных.

2.Развивать наблюдательность, формировать представления об экологических связях и зависимостях явлений и объектов живой природы.

3.Формировать  умение  эстетически вос­принимать природу вокруг себя.

 

Оборудование: папка для сбора листьев, лупа, коробка или корзинка для сбора плодов.

 

Для учителя. Первую экскурсию в природу необхо­димо провести в сентябре, выбрав солнечный день. Учащиеся еще живут воспоминаниями о прекрасной летней поре и по­могут проведению беседы на высоком эмоциональном уровне. Экскурсия  про­водится на остановке «Зелёные соседи».

 

Ход экскурсии

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Да, да именно урок, хотя и на природе. Посмотрите вокруг, какое великоле­пие красок нас окружает, и мне хочется сказать словами великого русского поэта А. С. Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!

 Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

- О какой поре пишет поэт?

Дети: Об осени.

Учитель: Назовите слова, которые подтверждают ваше предположение.

Учащиеся: Золотая одежда леса, природы увяданье.

Учитель: Перечислите все то, что относится к природе.

 Дети: Дерево, куст, трава, ворона, собака, камень, небо, солнце и т. д.

Дети могут  называть  объекты, сделанные руками человека: дом, машина, водопровод или на­зывать растения: береза, сирень, горец, одуванчик и т. д. Дать всем высказаться, а затем подвести итог).

Учитель: Как много вы назвали предметов, но вот беда - вы забыли, что природа не сделана руками человека. Давайте исправим наши ошибки и четко назовем объекты природы: облака, небо, солнце, растения, животные.

Учитель: Все то, что вы перечислили, можно разделить на две группы. Назовите их.

Дети: Неживая и живая природа.

Учитель: Я загадаю загадки, а вы, не называя отгадок, скажите о какой природе идет в них речь.

 

Не зверь, а воет. (Ветер)

 

Шел долговяз, да в землю увяз. (Дождь)

 

Без огня горит. (Солнце)

 

Дети: В этих загадках упоминается неживая природа -1 ветер, дождь, солнце.

Учитель: Подставьте свои щечки к солнышку. Что вы чувствуете?

Ученики: Немного тепла.

Учитель: Вспомните, как чувствовали солнышко летом?

Дети: Солнце светило очень ярко, поэтому было жарко.

Учитель: Какое положение занимало солнце на небе летом?

Ученики: Оно было высоко.

Учитель: Как расположено сегодня?

Дети: Ниже, поэтому и греет слабо.

Учитель:

Крупно, дробно, зачастил

И всю землю напоил.

- Что это?

Учащиеся: Это дождь.

Учитель: Два дня назад «небо прохудилось» и прошел первый осенний дождь. Сравните по продолжительности и температуре летний и осенний дождь.

Дети: Осенью он долгий и не такой теплый. А летом можно под дождем купаться, радоваться прохладе, которую он дает в жару.

Учитель: Посмотрите на небо. Почему не видно солнца?

 

Летят орлицы по синему небу,

Крылья распластали.

Солнышко застлали.

 - Что это?

Дети: Мы видим облака.

Учитель: Часто ли плыли облака по летнему небу?

Дети: Нет, редко.

Учитель: Кого они вам напоминают?

( Поставленный вопрос требует от­вета об объектах живой природы, которые отвечают на во­прос кто? Однако дети обычно перечисляют предметы, ко­торые они видят в данный момент. Выслушать, а затем уточнить признаки живого и отобрать объекты живой при­роды).

Учитель: О каком объекте неживой природы мы еще не беседовали? Послушайте подсказку.

Неизвестно, где живет,

Налетит - деревья гнет.

 Засвистит - по речке дрожь,

 Озорник, а не уймешь.

Дети: Это ветер, если он дует сильно, то деревья сги­баются и даже могут сломаться. А когда дует на воду в речке, то она рябит. Поэтому его называют озорником.

(При отгадывании загадок необходи­мо требовать от детей приводить признаки, по которым они находят ответ).

Учитель: Сделаем вывод. Какие изменения происходят в неживой природе осенью?

Дети: Солнце светит и греет слабее, по небу часто плы­вут облака, усиливается ветер, часто идет дождь, становится прохладнее.

Учитель: А сейчас поиграем. Я буду читать загадки о природе. Кто догадается о ком она, тот должен бежать к «своей отгадке».

Ствол белеет,

 Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки.

Ребенок бежит к березе и называет признаки, по кото­рым отгадал. (Белый ствол, ветки свешиваются, сережки).

( У березы на одном дереве образуют­ся мужские и женские соцветия - сережки, то есть это растение называется однодомным. Мужские сережки формируются на побегах в год, предшествующий цветению, они перезимовывают, и весной цветки раскрываются. Женские сережки можно обнаружить только весной при развертыва­нии побегов. Поэтому на экскурсии дети могут увидеть муж­ские сережки).

Учитель:   

В красном платьице девица

 Вышла с осенью проститься,

Осень проводила

Платье снять забыла.

 Дети: Это рябина. Признак - красные плоды. Они ук­рашают дерево, поэтому люди сравнивают с девицей.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

 Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

Ученики: Это ель. Признак - иголки, которые являются листьями. Они опадают не сразу, а постепенно, поэтому дере­во всегда зеленое.

( Часто дети используют названия растений, принятые в разговорной речи. Они полагают, что елка и ель - два разных растения. Поэтому учитель должен приводить названия природных объектов по научному.

При рассматривании деревьев необходимо обращать внимание детей на красоту внешнего облика растения, окра­ску ствола и листьев, форму листовых пластинок, доступную для понимания этого возраста детей (пальчатая, линейная, треугольная, ромбическая), то есть стремиться к эстетиче­скому восприятию природных объектов).

Учитель: Молодцы, отгадали все загадки правильно, да и бегаете очень хорошо. Итак, вы назвали: береза, рябина, ель. Каким общим словом можно их определить?

 Ученики: Это деревья.

Учитель: Какой одинаковый признак вы увидели?

 Дети: Один главный ствол.

Учитель: Послушайте внимательно следующую загадку.

Как была молода – была бела,

 А как постарела - то покраснела.

Дети: Калина. Весной цвела белым цветом, а сейчас на ней плоды висят красные.

Учитель:  

 Стоит зеленый кустик

В красный горошек,

 А тронешь -укусит.

( Глагол «укусит» подразумевает ка­кой-либо инструмент (кусачки, зубы и т. д.), поэтому нужно подчеркнуть, что в данном случае слово используется в пере­носном смысле).

Учащиеся: Это шиповник, у него сейчас красные пло­ды, а на стебельках острые шипы.

( На стеблях выросты покровной ткани, которые называются шипами. Отсюда название рас­тения - шиповник. Колючки - это видоизменения листьев или побега, которых у шиповника нет).

Учитель: Каким общим словом назовем калину, шиповник?

Дети: Кустарник, потому что у них несколько стеблей растут из земли.

Учитель: Сейчас будем собирать упавшие с растений листочки. Посмотрите на их окраску, форму, на выемки по краям пластинки. Постарайтесь выбрать, на ваш взгляд, самые красивые из них. Мы листья положим в газеты, а затем в гербарную папку и засушим. На следующих уроках поиграем в игру: «С какого растения эти листочки», согласны? Тогда за работу.

 (Папку для гербаризации можно сделать из плотного картона или фанеры. Эту работу можно выпол­нить в классе, собрав листья в букеты, а затем отобрать наилучшие. В таком случае, сбор нужно перенести на конец экскурсии, так как листья будут мешать дальнейшей работе).

Учитель: Сейчас проверим, кто из вас самый наблюда­тельный. С какого дерева больше всего упало листочков?

Учащийся: Я не знаю, как называется дерево, но на нем висят «парашютики».

Учитель: Это плоды интересной формы, мы их тоже со­берем в гербарий. А растение называется - клен американ­ский. Вы знаете клен с пальчатыми листочками, найдите их. Посмотрите на них внимательно, и вы увидите признаки раз­личия.

( Клен американский, или ясенелистный - двудомное растение, то есть отдельно произрастают женское и мужское растения. Поэтому плоды можно увидеть только на женском экземпляре, если на участке высажены только мужские растения, то дети не смогут найти данный признак. Обратите внимание на то, что у клена ясенелистного сложные листья, то есть на главном черешке сидят несколько листочков, которые могут опадать отдельно друг от друга. И дети часто принимают один опавший листочек за целый лист).

 Учитель: В последующих наших наблюдениях, мы вы­ясним: какое растение последнем сбросит листья. Как называ­ется это явление природы?

 Дети: Листопад.

Осенние листья по ветру кружат,

 Осенние листья в тревоге вопят:

 «Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол,

О лес наш родимый, конец твой пришел!»

Учитель: Так написал о листопаде  русский поэт А. Май­ков. Какой признак подчеркивает поэт?

Учащиеся: Листья по ветру кружат - это потому, что они слетели с деревьев.

Учитель: Давайте подойдем тихонько к кустику сирени. Я вижу на ней живые существа. Кто притаился среди листочков?

Ученица: Я вижу бабочку и кого-то, похожего на осу.

Учитель: Это цветочная муха. В отличие от бабочки у нее два крылышка. Что видно ещё на её теле?  

Дети: Усики, ножки, красивая окраска.

Учитель: Каким общим словом назовем этих животных?

Дети: Это насекомые.

Учитель: А теперь понаблюдаем за удивительным жи­вотным. Что оно делает? Посмотрите внимательно в лупу.

Учащиеся: Паучок плетет свою паутинку.

Учитель: Зачем он это делает?

Дети: В нее ловит мух, маленьких жучков, бабочек, а потом их кушает.

Учитель: К какой природе относятся увиденные нами животные?

Ученики: Это живая природа, они двигаются, кушают, плетут паутину или строят домики.

Учитель: Присмотритесь к зеленой травке. Кто там прыгает?

Озорной мальчишка

В сером армячишке

 По двору шныряет,

 Крошки собирает.

 Дети: Воробей. Он покрыт серыми перьями, живет во дворе рядом с человеком.

Учитель: Перечислите признаки, которые хорошо за­метны у воробья.

Учащиеся: Два крыла, две конечности с пальцами, ма­ленькая головка с клювом и двумя глазами, на конце тела -хвост.

Учитель: Что он делает?

Дети: Клюет семена травы.

Учитель: Растение называют горец птичий, или птичья гречишка потому, что многие птицы любят полакомиться его семенами.

Вот и подходит к концу наше путешествие в осеннюю природу. Сколько разных признаков вы увидели в неживой и живой природе. Когда будете возвращаться из школы домой или гулять с друзьями, постарайтесь понаблюдать за проплы­вающими облаками, падающими листьями, отлетающими в теплые края птицами, последними насекомыми, послушайте звуки капель дождя и шелест листвы и многое другое, чем бо­гата родная природа. На последующих уроках вы расскажите обо всем, что увидите и услышите в природном окружении. А в завершение послушайте стихотворение.

Промелькнуло быстро лето,

Пробежало по цветам,

За горами бродит где-то

И без нас скучает там.

В двери к нам стучится осень,

А за осенью - зима

Мы ее не ждем, не просим,

А она идет сама.

(В. Малкова и Л. Некрасова)

 

Учитель: Грустим ли мы с вами о лете?

Дети: Конечно, но его уже не вернешь. Пришла осень.

Учитель: Итак, мы завершили небольшую экскурсию в наш осенний дивный уголок природы. Что вы узнали, что вас поразило, что вы увидели и услышали в природе? Пожалуйста, попробуйте дома об этом нарисовать. Возможно, кто-то при­думает небольшой рассказ или сказку, а на следующем уроке мы их послушаем.


 

Урок – экскурсия, окружающий мир 1 класс

Урок – экскурсия, окружающий мир 1 класс

Учитель: Как много вы назвали предметов, но вот беда - вы забыли, что природа не сделана руками человека

Учитель: Как много вы назвали предметов, но вот беда - вы забыли, что природа не сделана руками человека

Поставленный вопрос требует от­вета об объектах живой природы, которые отвечают на во­прос кто?

Поставленный вопрос требует от­вета об объектах живой природы, которые отвечают на во­прос кто?

Ученики: Это ель. Признак - иголки, которые являются листьями

Ученики: Это ель. Признак - иголки, которые являются листьями

Учитель: Сейчас проверим, кто из вас самый наблюда­тельный

Учитель: Сейчас проверим, кто из вас самый наблюда­тельный

По двору шныряет, Крошки собирает

По двору шныряет, Крошки собирает
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2021