Урок – игра «Числовой калейдоскоп»

  • Мероприятия
  • Работа в классе
  • docx
  • 05.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок закрепление знаний по теме "Системы счисления"
Иконка файла материала Урок-игра системы счисления..docx

 

Урок – игра «Числовой калейдоскоп»

Тема: «Системы счисления»

Цели:

Образовательные

1.           Закрепить навыки перевода чисел из одной системы счисления в другую.

2.           Продолжить формирование навыков коммуникативной деятельности учащихся.

3.           Продолжить формирование умения отделять основную информацию от второстепенной и критически оценивать полученную информацию.

Развивающие

1.Развитие логического мышления: умения выделять главное, логически излагать свои мысли.

2. Развитие экономичности мышления, умения пользоваться рациональными приемами.

3.Развития потребности в самообразовании, познавательного интереса

Воспитательные

1.Содействовать воспитанию навыка  организации и участия в коллективной деятельности, организаторских способностей.

2.Воспитание я-концепции (я – знаю, я – могу, я – владею).

Оборудование: раздаточный, дидактический материалы, проектор, экран, компьютер, презентация.

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Вид урока: урок-игра

Структура урока:

       I.            Организационный момент. (1 мин)

    II.            Актуализация опорных знаний. (3 мин)

 III.            Сообщение темы и целей урока. (1 мин)

IV.            Игра. (30 мин)

   V.            Подведение итогов урока (рефлексия) (5 мин)


Ход урока

I этап. Организационный момент. (Проверка готовности класса)

II этап. Актуализация опорных знаний.

- Для чего мы изучаем двоичную систему?

- Какие системы счисления вы еще знаете?

- На какие две группы можно разделить все системы счисления?

- III этап. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня урок - игра «Числовой калейдоскоп». Вам предстоит проверить свои знания по теме «Системы счисления», так же проявить смекалку и сообразительность. Вы объединились в 3  команды и выбрали капитана. Как и в жизни, члены одной команды должны уметь слушать и помогать друг другу. Победит та команда, которая сумеет не только быстро решать задания, но так организует свою деятельность, что количество выполненных заданий будет максимальным. А к капитанам особые требования: в течение игры вы следите за дисциплиной в вашей группе, за участием каждого участника в работе, и в конце урока называете самых  активных игроков своей команды.  Ответы оцениваться будут так: за правильный ответ – 1 балл и если вы дали правильный ответ первыми – 2 балла. Выиграет та команда, которая наберет больше баллов.

IV этап. Ход игры.

Используя мультимедийный видеопроектор, учитель ведёт игру, показывая презентацию. Команды сидят за соседними столами лицом к экрану видеопроектора.

В игре несколько конкурсов.

Конкурс 1 «Разминка»

Каждой команде нужно ответить на вопросы тезисов по теме «Системы счисления» (1балл за каждый правильный ответ).

Тезисы.

Согласны ли вы с утверждением

Да

Нет

1

Основание системы счисления - это количество цифр используемых в системе счисления для записи чисел

+

 

2

В непозиционной системе счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе

 

+

3

Система счисления - это знаковая система, к которой числа записываются по определенным правилам, с помощью знаков некоторого алфавита

+

 

4

В позиционной системе счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе

+

 

5

Для представления чисел в восьмеричной системе счисления используются цифры: от 0 до 8

 

+

6

Число 10212записано с ошибкой.

 +

7

Число 10, записанное в десятичной системе счисления, в двоичной системе счисления записывается как 1011

 

+

8

Число 10, записанное в десятичной системе счисления, меньше числа 10, записанного в восьмеричной системе счисления.

 

+

9

Число 3005,234 записано с ошибкой.

+

 

10

Число 398 записано в восьмеричной системе счисления.

 

+

Капитаны подсчитывают количество набранных баллов и выставляют количество баллов за 1 конкурс.(слайд 2)

 

2 конкурс. «Рассуждалки»

(Максимальное количество  баллов за конкурс –  8 баллов)

222Задание 1. (слайд 3)

12Число 345 древние египтяне записывали так                           . Запишите  число 238.

Ответ:

Задание 2. (слайд 4)

222222В великой цивилизации – вавилонской – люди записывали числа с помощью прямого клина        –  единицы и лежачего           – десятки.

222Число 32 записывали

222

Число 60 обозначалось       , что и 1.

Число 444 в этой системе записи чисел имело вид

так как 444 =  7* 60 +24.

Запишите число 92.

Ответ:

Задание 3. (слайд 5)

Представьте в виде десятичного числа CDXLIV,   DXLVMDCCLXXXVI, MMMIV, DCLXXXIX

Ответ: CDXLIV = 444                                                                                                                    DXLV = 500+50-10+5 = 545;                                                                                            MDCCLXXXVI = 1000+500+100+100+50+10+10+10+5+1 = 1786; 
MMMIV = 1000+1000+1000+5-1 = 3004;                                                                                DCLXXXIX = 500+100+50+10+10+10+10-1 =689.

 (Слайд 6)

Капитаны проверяют результаты по представленным ответам на слайдах презентации и выставляют заработанные баллы за 2 конкурс.

 

3 конкурс.  «Переводилки» (Слайд 7)

 (Максимальное количество баллов за конкурс – 6 баллов)

Физкультминутка. На столах лежат карточки с двоичными числами «рубашкой» вверх. Ребята вытягивают карточки, делают вычисления и строятся в порядке возрастания.

1) 11110112 = Х10

2) B916 = X10

3) 2458 = X10

4) 1000112 = X10

5) 5716 = X10

                                                           ОТВЕТЫ: 1) 1111011 = 12310 - третий

2) B916 = 18510 – пятый

3) 2458 = 16510 - четвертый

4) 1000112 = 3510 - первый

5) 5716 = 8710 - второй

(Слайд 8)

Капитаны проверяют результаты по представленным ответам на слайде и записывают итоги 4 конкурса.

4 конкурс. «Объяснялки» (Слайд 9)

(Максимальное количество баллов за конкурс – 3 балла)

Задача.

Было 11 яблок. После того как каждое яблоко разрезали пополам, стало 110 половинок. Возможно ли это? Обоснуйте ответ.

Ответ:    (Слайд 10)

Да,   если считать числа в задаче представленными в двоичной системе счисления: 112=1×20 + 1×21=310;   

                       1102 = 0×20 + 1×21 + 1×22 = 2 + 4 = 610

Капитаны проверяют результаты по представленным ответам на слайде и записывают итоги 5 конкурса.

 

5 конкурс. «Обгонялки» (Слайд 11)

(Максимальное количество баллов за конкурс – 7 баллов)

Баллы получает только та команда, которая быстро и правильно выполнила задание.

Капитан должен поднять руку, когда команда готова.

Перед ребятами альбомные листы бумаги и цветные карандаши под номерами в десятичной системе счисления или в Paint. Задание: раскрасить рисунок соответствующим цветом.
100 – ЗЕЛЕНЫЙ                                     ОТВЕЫ: ЗЕЛЕНЫЙ - 4
101 – ГОЛУБОЙ                                                      ГОЛУБОЙ - 5
110 - КРАСНЫЙ                                                      КРАСНЫЙ - 6
111 – ЖЕЛТЫЙ                                                        ЖЕЛТЫЙ - 7
1000 – КОРИЧНЕВЫЙ                                            КОРИЧНЕВЫЙ - 8
1001 – ЧЕРНЫЙ                                           ЧЕРНЫЙ – 9        (Слайд 12)

 

 

 

                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V этап. Подведение итогов урока

Капитаны суммируют все баллы, называют отличившихся. Учитель объявляет результаты игры, награждает победителей и  выставляет оценки.

Рефлексия.

- Доволен ли ты тем, как прошел урок?

-  Было ли тебе интересно?

- Сумел ли ты получить новые знания, умения?

- Ты был активен на уроке?

- Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?

- Ты сумел показать свои знания?

- Легко ли работать в группе?

- Что приобретаешь в совместной деятельности

 

Домашнее задание.

Информация – наука о свойствах информации и информационных процессах. Какие информационные процессы осуществлялись на уроке?

- преобразование

- передача

- получение

Насколько важно для человека умение владеть методами работы с информацией?

Этот вопрос требует размышлений, поэтому вы подумаете над этим дома.


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также