Урок – игра «Числовой калейдоскоп»
Оценка 5

Урок – игра «Числовой калейдоскоп»

Оценка 5
Мероприятия +1
docx
информатика
05.11.2021
Урок – игра «Числовой калейдоскоп»
Урок закрепление знаний по теме "Системы счисления"
Урок-игра системы счисления..docx

 

Урок – игра «Числовой калейдоскоп»

Тема: «Системы счисления»

Цели:

Образовательные

1.           Закрепить навыки перевода чисел из одной системы счисления в другую.

2.           Продолжить формирование навыков коммуникативной деятельности учащихся.

3.           Продолжить формирование умения отделять основную информацию от второстепенной и критически оценивать полученную информацию.

Развивающие

1.Развитие логического мышления: умения выделять главное, логически излагать свои мысли.

2. Развитие экономичности мышления, умения пользоваться рациональными приемами.

3.Развития потребности в самообразовании, познавательного интереса

Воспитательные

1.Содействовать воспитанию навыка  организации и участия в коллективной деятельности, организаторских способностей.

2.Воспитание я-концепции (я – знаю, я – могу, я – владею).

Оборудование: раздаточный, дидактический материалы, проектор, экран, компьютер, презентация.

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Вид урока: урок-игра

Структура урока:

       I.            Организационный момент. (1 мин)

    II.            Актуализация опорных знаний. (3 мин)

 III.            Сообщение темы и целей урока. (1 мин)

IV.            Игра. (30 мин)

   V.            Подведение итогов урока (рефлексия) (5 мин)


Ход урока

I этап. Организационный момент. (Проверка готовности класса)

II этап. Актуализация опорных знаний.

- Для чего мы изучаем двоичную систему?

- Какие системы счисления вы еще знаете?

- На какие две группы можно разделить все системы счисления?

- III этап. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня урок - игра «Числовой калейдоскоп». Вам предстоит проверить свои знания по теме «Системы счисления», так же проявить смекалку и сообразительность. Вы объединились в 3  команды и выбрали капитана. Как и в жизни, члены одной команды должны уметь слушать и помогать друг другу. Победит та команда, которая сумеет не только быстро решать задания, но так организует свою деятельность, что количество выполненных заданий будет максимальным. А к капитанам особые требования: в течение игры вы следите за дисциплиной в вашей группе, за участием каждого участника в работе, и в конце урока называете самых  активных игроков своей команды.  Ответы оцениваться будут так: за правильный ответ – 1 балл и если вы дали правильный ответ первыми – 2 балла. Выиграет та команда, которая наберет больше баллов.

IV этап. Ход игры.

Используя мультимедийный видеопроектор, учитель ведёт игру, показывая презентацию. Команды сидят за соседними столами лицом к экрану видеопроектора.

В игре несколько конкурсов.

Конкурс 1 «Разминка»

Каждой команде нужно ответить на вопросы тезисов по теме «Системы счисления» (1балл за каждый правильный ответ).

Тезисы.

Согласны ли вы с утверждением

Да

Нет

1

Основание системы счисления - это количество цифр используемых в системе счисления для записи чисел

+

 

2

В непозиционной системе счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе

 

+

3

Система счисления - это знаковая система, к которой числа записываются по определенным правилам, с помощью знаков некоторого алфавита

+

 

4

В позиционной системе счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе

+

 

5

Для представления чисел в восьмеричной системе счисления используются цифры: от 0 до 8

 

+

6

Число 10212записано с ошибкой.

 +

7

Число 10, записанное в десятичной системе счисления, в двоичной системе счисления записывается как 1011

 

+

8

Число 10, записанное в десятичной системе счисления, меньше числа 10, записанного в восьмеричной системе счисления.

 

+

9

Число 3005,234 записано с ошибкой.

+

 

10

Число 398 записано в восьмеричной системе счисления.

 

+

Капитаны подсчитывают количество набранных баллов и выставляют количество баллов за 1 конкурс.(слайд 2)

 

2 конкурс. «Рассуждалки»

(Максимальное количество  баллов за конкурс –  8 баллов)

222Задание 1. (слайд 3)

12Число 345 древние египтяне записывали так                           . Запишите  число 238.

Ответ:

Задание 2. (слайд 4)

222222В великой цивилизации – вавилонской – люди записывали числа с помощью прямого клина        –  единицы и лежачего           – десятки.

222Число 32 записывали

222

Число 60 обозначалось       , что и 1.

Число 444 в этой системе записи чисел имело вид

так как 444 =  7* 60 +24.

Запишите число 92.

Ответ:

Задание 3. (слайд 5)

Представьте в виде десятичного числа CDXLIV,   DXLVMDCCLXXXVI, MMMIV, DCLXXXIX

Ответ: CDXLIV = 444                                                                                                                    DXLV = 500+50-10+5 = 545;                                                                                            MDCCLXXXVI = 1000+500+100+100+50+10+10+10+5+1 = 1786; 
MMMIV = 1000+1000+1000+5-1 = 3004;                                                                                DCLXXXIX = 500+100+50+10+10+10+10-1 =689.

 (Слайд 6)

Капитаны проверяют результаты по представленным ответам на слайдах презентации и выставляют заработанные баллы за 2 конкурс.

 

3 конкурс.  «Переводилки» (Слайд 7)

 (Максимальное количество баллов за конкурс – 6 баллов)

Физкультминутка. На столах лежат карточки с двоичными числами «рубашкой» вверх. Ребята вытягивают карточки, делают вычисления и строятся в порядке возрастания.

1) 11110112 = Х10

2) B916 = X10

3) 2458 = X10

4) 1000112 = X10

5) 5716 = X10

                                                           ОТВЕТЫ: 1) 1111011 = 12310 - третий

2) B916 = 18510 – пятый

3) 2458 = 16510 - четвертый

4) 1000112 = 3510 - первый

5) 5716 = 8710 - второй

(Слайд 8)

Капитаны проверяют результаты по представленным ответам на слайде и записывают итоги 4 конкурса.

4 конкурс. «Объяснялки» (Слайд 9)

(Максимальное количество баллов за конкурс – 3 балла)

Задача.

Было 11 яблок. После того как каждое яблоко разрезали пополам, стало 110 половинок. Возможно ли это? Обоснуйте ответ.

Ответ:    (Слайд 10)

Да,   если считать числа в задаче представленными в двоичной системе счисления: 112=1×20 + 1×21=310;   

                       1102 = 0×20 + 1×21 + 1×22 = 2 + 4 = 610

Капитаны проверяют результаты по представленным ответам на слайде и записывают итоги 5 конкурса.

 

5 конкурс. «Обгонялки» (Слайд 11)

(Максимальное количество баллов за конкурс – 7 баллов)

Баллы получает только та команда, которая быстро и правильно выполнила задание.

Капитан должен поднять руку, когда команда готова.

Перед ребятами альбомные листы бумаги и цветные карандаши под номерами в десятичной системе счисления или в Paint. Задание: раскрасить рисунок соответствующим цветом.
100 – ЗЕЛЕНЫЙ                                     ОТВЕЫ: ЗЕЛЕНЫЙ - 4
101 – ГОЛУБОЙ                                                      ГОЛУБОЙ - 5
110 - КРАСНЫЙ                                                      КРАСНЫЙ - 6
111 – ЖЕЛТЫЙ                                                        ЖЕЛТЫЙ - 7
1000 – КОРИЧНЕВЫЙ                                            КОРИЧНЕВЫЙ - 8
1001 – ЧЕРНЫЙ                                           ЧЕРНЫЙ – 9        (Слайд 12)

 

 

 

                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V этап. Подведение итогов урока

Капитаны суммируют все баллы, называют отличившихся. Учитель объявляет результаты игры, награждает победителей и  выставляет оценки.

Рефлексия.

- Доволен ли ты тем, как прошел урок?

-  Было ли тебе интересно?

- Сумел ли ты получить новые знания, умения?

- Ты был активен на уроке?

- Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?

- Ты сумел показать свои знания?

- Легко ли работать в группе?

- Что приобретаешь в совместной деятельности

 

Домашнее задание.

Информация – наука о свойствах информации и информационных процессах. Какие информационные процессы осуществлялись на уроке?

- преобразование

- передача

- получение

Насколько важно для человека умение владеть методами работы с информацией?

Этот вопрос требует размышлений, поэтому вы подумаете над этим дома.


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок – игра «Числовой калейдоскоп»

Урок – игра «Числовой калейдоскоп»

Победит та команда, которая сумеет не только быстро решать задания, но так организует свою деятельность, что количество выполненных заданий будет максимальным

Победит та команда, которая сумеет не только быстро решать задания, но так организует свою деятельность, что количество выполненных заданий будет максимальным

Число 398 записано в восьмеричной системе счисления

Число 398 записано в восьмеричной системе счисления

B 9 16 = X 10 3) 245 8 =

B 9 16 = X 10 3) 245 8 =

V этап. Подведение итогов урока

V этап. Подведение итогов урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2021