Урок – проект по русскому языку «Рассказ о слове» 5 класс
Оценка 4.7

Урок – проект по русскому языку «Рассказ о слове» 5 класс

Оценка 4.7
doc
30.01.2021
Урок – проект  по русскому языку  «Рассказ о слове»   5 класс
Конспект урока русского языка. Проект. Рассказ о слове.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

МКОУ «ИШТИБУРИНСКАЯ ООШ»

Урок – проект

по русскому языку

«Рассказ о слове»   5 класс

 

Описание: https://snagfilms-a.akamaihd.net/b5/58/c39b0e914dcb912501705f8221b4/sa-010-4200-l23.jpg

 

 

 

Урок подготовила

Учитель русского языка и литературы

МКОУ «ИШТИБУРИНСКАЯ ООШ»

АБДУРАХМАНОВА МАДИНАТ ГИТИНОВНА

 

дАТА ПРОВЕДЕНИЯ-2017 Г

 

 

Урок – проект по русскому языку «Рассказ о слове» 5 класс 

Цель: открыть обучающимся слово, книги как предмет наблюдения, изучения и практического использования, расширять и обогащать активный словарный запас детей.

Задачи:

образовательные: учить подбирать текстовую   информацию с использованием различных источников, отбирать её, использовать имеющиеся знания, расширять их;

воспитательные:  воспитывать любовь к родному языку,  культуру делового общения; уважительное отношение  к мнению, отличному от своего.

Тип урока: обобщающий  урок – проект.

Вид проекта: информационный;  по профилю знаний - предметный; по форме проведения - групповой; по продолжительности – краткосрочный.

Педагогическая технология: технология сотрудничества.

 Планируемые результаты:

предметные УУД: формирование умения характеризовать слово; распознавать омонимы, подбирать синонимы и антонимы, однокоренные слова;

личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу, желания осваивать новые виды деятельности, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

метапредметные УУД: формирование умения находить и использовать необходимую информацию, использовать словари для решения практических задач,  осознанно строить речевое высказывание; формирование умения работать по плану,  контролировать процесс и его результаты, осознавать качество усвоения материала; формирование умения участвовать в диалоге, в коллективной беседе; взаимодействовать с партнёрами, находить общее решение.

Формы работы: фронтальная работа,  индивидуальная, работа в группах.Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, словари, учебник - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык 3 класс М., Просвещение 2014г.

I Оргмомент.  

Наши уважаемые гости  и вы, ребята, пришли сегодня на урок русского языка. Но  обычного урока не будет. Мы сделаем шаг вперёд. Вы понимаете, о чём я говорю?

( Проект – шаг вперёд).

- Прочитайте высказывание на слайде. (Слайд 2)

- Как вы его понимаете?

II Мотивация.

Определить тему проекта поможет стихотворение А.Барто «Сильное кино».

- Почему девочка ничего не поняла?

- Что такое слово?

- С чем будем работать?

Тема проекта – рассказ о слове.

 (Выставляется книжка с названием проекта)

III   Предпроектная подготовка

Цель:   …   рассказ о слове.   (Слайд 3)

Задачи:

вспомнить  ….

найти   …

работать   …

- Определим слово с помощью рисунков: солнце, электрическая лампочка, фонарь.  Что между ними общего? (Слайд 4)

- Речь пойдёт о слове свет.

IV  Работа над проектом по плану. Создание продукта.

(Раскрыть книжку с подписанными карманами – это план работы.)

1. Фонетический состав слова.

2. Лексическое значение слова.

3. Часть речи.

4. Однокоренные слова.

5. Синонимы. Антонимы, Фразеологизмы.

6. Словосочетания. Предложения.

7. Пословицы. Загадки.

Работа в группах.1. Запишите звуковой состав слова на карточке № 1.

Проверка.       (Слайд 5)

- Ребята, не будет ли ошибки, если к иллюстрациям добавить ещё одну? (Фотография Земли, освещённой солнцем») (Слайд 6)

Гипотезы.

- Как  можно  точно узнать лексическое значение слова?

2. Работа с Толковым словарём.  свет

       1. Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым.

       2. Источник освещения, освещённое место.

       3. Восход солнца, рассвет.

       4. Сияние, свет, внутренняя озарённость. (Переносное значение свет

       1. Мир, вселенная; земной шар вместе со всем существующим на нём.

        2. Общественная среда, общество.

- Что подсказывает словарь?

- Прочитайте их значения.

- Каким является первое слова свет?

- Какие это слова по отношению друг к другу?

- Стоит ли оставлять последний рисунок?

3. Часть речи.

- Какой частью речи является слово свет?

На карточке № 3 подчеркните нужное.  Проверка.     (Слайд 7)

4. Однокоренные слова.

- Посоветуйтесь и запишите как можно больше однокоренных слов на карточках.

Проверка.   Дети из каждой группы читают по одному слову, откладывая карточки с повторяющимися словами.     (Слайд 8)

Работа с текстом на слайде. Отрывок из сказки А.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»                                                             (Слайд 9)

- Из какой сказки отрывок? Кто автор?

- Нет ли здесь нужных нам слов?

- Что такое светлица?

Светлица, светёлка – устаревшие слова, которые можно найти в Словаре устаревших слов.  Устаревшей формой считается и ласковое обращение со словом свет. Вспомните, с какими словами обращается царица из другой сказки А. Пушкина к своему зеркальцу.

5. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы.

Карточка № 5.

Работа по группам с разными словарями: 1 группа – со словарём синонимов, 2 – со словарём антонимов, 3 – со словарём фразеологизмом.  Проверка.

- Что значит  ни свет, ни заря? От кого слышали такое выражение?

6. Словосочетания.

-Слово свет, как и любое другое имя существительное, дружит с именами прилагательными.  Составьте словосочетания.  Карточка № 6.

Самостоятельная работа. Проверка.

- Это было легко? Что надо сделать, чтобы было много словосочетаний и работалось легче?

Работа с предложениями.

Предлагаю воспользоваться предложениями из произведений мастеров слова – писателей. Прочитайте их и выпишите   словосочетания. (Слайд 10)

Проверка.   (Слайд 11)

- Прочитайте, что выписали.

- Где пригодится знание таких прилагательных?

7. Работа с пословицами.

- Такое замечательное слово не могло не попасть в пословицы. Соберите их.

Прочитайте. Объясните смысл пословиц.             (Слайд 12)

Проверка.    (Слайд 13)

V Защита проекта.

Чтение ученицей, которая работала индивидуально, информационной статьи.

- Справилась ученица со своей задачей?

- Достаточно ли полно изложен материал?

- Поможет это сообщение запомнить сведения о слове?

VI  Рефлексия.

- Удалось узнать что-то новое?

- Что было сложнее всего? Сумели преодолеть трудности сами или товарищи помогли?

Как работали сегодня: спустя рукава или засучив рукава?

Д/з   Подобрать несколько загадок с ответом свет или  сочинить свою.

(Слайд 14)

Пословица говорит:  Познание – сердца яркий свет. Пусть ваше сердце этим светом сияет  всегда.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ

Урок – проект по русскому языку «Рассказ о слове» 5 класс

Урок – проект по русскому языку «Рассказ о слове» 5 класс

В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык 3 класс

В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык 3 класс

Лексическое значение слова. 3

Лексическое значение слова. 3

Посоветуйтесь и запишите как можно больше однокоренных слов на карточках

Посоветуйтесь и запишите как можно больше однокоренных слов на карточках

Где пригодится знание таких прилагательных? 7

Где пригодится знание таких прилагательных? 7
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2021