Класс: 2
Программа: Школа России.
Автор: А.А. Плешаков
Тема: Какие бывают растения
Цель: создать условия для развития исследовательской, аналитической деятельности через групповую работу и взаимный обмен информацией.
Планируемые результаты:
- предметные:
Формировать представление о многообразии растений, умение группировать их (деревья, кустарники, травы.)
- развивающие (метапредметные):
Регулятивные УУД:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
развивать познавательную активность детей, интерес к изучению природы, внимание, память; отрабатывать умение безошибочно распределять растения на деревья, кустарники и травы, обучение выделению признаков растений; использовать модели для решения задач.
Коммуникативные УУД:
• задавать вопросы; строить понятные высказывания, анализировать, делать выводы
• формировать и развивать общеучебные навыки и умения работать в группах малого состава;
• развивать логическое мышление, используя игровые технологии.
- воспитательные (личностные):
-воспитывать бережное отношение к растениям, осознание значения растений для человека;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, способность принимать участие в обсуждении вопросов, оказывать помощь друг другу.
Ход урока:
Организационный момент
- Наш урок хочется начать такими словами:
Друзья
мои!
Я очень рада войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений, но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений - мы вместе сочиним урок!
«Приветствие – Улыбка»
- Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте
улыбкой меня и друг друга.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно!»
2.Актуализация знаний. Стадия «Вызов».
Звучит красивая мелодия ( видеоролик с изображением леса)
В ЛЕСУ
Тропинкой темною лесною,
Где колокольчики цветут,
Под тенью легкой и сквозною
Меня кустарники ведут.
Здесь
полусвет и запах пряный
Сухой листвы, а вдалеке
Лес расступается поляной
К долине мирной и реке.
Садится
солнце, даль синеет,
Кукушка стонет, а река
Уже от запада алеет
И отражает облака.
Вокруг
меня деревья стройно
Уходят к ясной вышине,
И сердце радостью спокойной
Полно в вечерней тишине.
Иван Бунин
Вы прослушали стихотворение замечательного русского поэта Ивана Бунина и думаю, что у вас появились предположения: о чем мы будем говорить на уроке. А что бы вы утвердились в своих предположениях ,отгадайте загадки
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане
(береза)
Низок, да колюч,
Сладок, да не пахуч.
Ягоды сорвешь -
Все руки обдерешь.
(крыжовник)
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок
На него подуй слегка:
Был цветок – и нет цветка.
(одуванчик)
Колкую, зеленую
Срубили топором.
Колкая, зеленая
К нам приходит в дом.
(ель, сосна)
Только тронь –
Отдернешь ладонь
Обжигает трава,
Как огонь!
(крапива)
Красненька матрешка
Беленько сердечко,
На кустах растет
И сладка как мед.
(малина)
- Прочитайте еще раз отгадки и подумайте, каким одним словом можно все это назвать?
/Растения/
-Вы знаете что-то о растениях? ( У растениях есть ствол (стебель) корень, листья, цветок, плод)(Растения - живая природа.) – Почему? (Признаки -дышит, растет, питается, размножается, умирает)
-Назовите растения, которые знаете?
Итак, сегодня мы будем говорить о растениях ( тема урока отражается на доске).
Цели нашего урока записаны на доске :
1.Узнаем на какие группы можно разделить растения.
2. Научимся выделять и сравнивать признаки этих групп.
3. Будем учиться замечать и ценить красоту мира растений.
4. Работа над новой темой.
Цель: постановка новой учебной задачи, ее решение. (Используется групповая форма работы.)
- Вы быстро и правильно отгадали загаданные растения, а видели ли вы их?
- Я предлагаю вам поработать в группах. Ваша задача – соотнести названия растения с его изображением.( Зеленые конверты)
Одна группа работает на доске, остальные готовятся проверять.
Проводится проверка.
У остальных так же?
- Молодцы. С растениями определились верно. Знания внешнего облика растений поможет вам конкретнее разобраться – какие бывают растения.
- А можно ли их по каким либо признакам распределить на группы?
- Давайте попытаемся. Вам предстоит еще раз поработать в группах. Попробуем распределить растения на группы.
Проверка. 1 человек от группы отчитывается у доски
- Что получилось у остальных групп?
Далее следует разбор:
- Почему береза и ель попали в одну группу?
- У них есть один твердый, покрытый корой ствол. Это отличает их от остальных растений.
- Как назовем эту группу растений? – Деревья.
- Итак, одну группу растений мы выделили – деревья.
- Почему в одну группу попали крыжовник и малина?
- У них есть несколько тонких стеблей – стволиков. Это их отличает от других групп растений.
- Как назовем эту группу растений? – Кустарники.
- Мы выделили еще одну группу растений – кустарники.
Аналогично проводится работа с группой “травы”.
- Итак, ребята, какие три группы растений вы выделили? Назовите отличительные признаки каждой группы.
Заполните схемы.
|
||
деревья |
кустарники |
травы |
Один твердый ствол (рис) |
Несколько твердых стволов |
Мягкие сочные стебли |
- Давайте проверим и уточним по учебнику, правильно ли мы сделали вывод. (с.56)
- Из прочитанного материала, что нового вы узнали, о чем мы с вами не проговорили?
У лиственных растений листья в виде пластинок, у хвойных растений в виде хвоинок.
( деревья и кустарники бывают и хвойные и лиственные)
Откройте, пожалуйста синий конверт. Возьмите карточки. Рассмотрите. Вам знакомы эти растения? Хотелось бы узнать их названия? Перед вами каталог с различными видами кустарников. Найдите и подпишите.
Разделите на две группы ( хвойные и лиственные)
5. Физминутка.
Цель: дать передышку детям, отдохнуть, реализовывается здоровьесберегающий компонент.
Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник - руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы - присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно.
Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.
Выступление Вероники с мини проектом « Изучение видов растений на пришкольном участке и их количества»
Моя мама – биолог. Она знает множество растений, которые растут в Алтайском крае. А их огромное количество! Одна тысяча девятьсот пятьдесят четыре вида!
Мы с мамой решили посчитать количество деревьев и кустарников, растущих на пришкольном участке. Определить их вид.
Вот что у нас вышло:
Около школы растет 189 деревьев. Из них
Елей -130, 15 рябин, по 6 кленов и берез, 28 деревьев дикой яблони, а так же по одному дереву – осины, ореха, липы, дуба.
Кустарников – 50 штук. 10 кустов шиповника, 31 куст сирени, и 9 кустов гибридного вида.
Количество травянистых растений мы не успели посчитать, уже осень. Планируем это сделать с мамой летом.
Я была удивлена! Оказывается, как богат растительный мир моего края!
6. Закрепление нового материала.
Цель: проверить, как дети усвоили тему урока, самоконтроль.
- Проверим, как усвоили материал. Работать будем в рабочих тетрадях. Стр 39
9. Итог урока.
Обобщение и систематизация знаний.
Стратегия «Незаконченное предложение»
-На какие группы делятся растения? |
10. Домашнее задание. Задание записано на доске.
Учебник с. 56-59 читать о красоте растений. Подготовить сообщение о каком либо растении – чем оно удивительно.
11. Рефлексия.
Дерево знаний»
(У каждого из вас на столе стикер – цветок зелёного и
розового цвета. Оживим наше «Дерево знаний». Если вам всё понятно по теме урока
(вы знаете, на какие группы делятся растения, научились их различать),
прикрепите зелёный цветок на дерево, если у вас ещё не всё получается и вы испытываете
затруднения, тогда розовый цветок.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.