Урок " Нельзя человеку родные места забывать" 7 класс Литература
Оценка 5

Урок " Нельзя человеку родные места забывать" 7 класс Литература

Оценка 5
doc
15.11.2023
Урок " Нельзя человеку родные места забывать" 7 класс Литература
Урок по рассказу Л. Б. Авксентьева " Капля смолы на пыльном окне"
Урок литературы в 7 классе по рассказу Л.Б Авксентьева.doc

Урок литературы в 7 классе по рассказу Л.Б.Авксентьева "Капля смолы на пыльном стекле"

 

Тема:"Нельзя человеку родные места забывать"

Цели:

-познакомиться с рассказом (прочитать выборочно);

-учить определять микротемы,формулировать идею через анализ изобразительных средств;

-отрабатывать навыки выразительного чтения;

-воспитывать внимательное отношение и любовь к родному краю.

 

Ход урока.

Организационный этап.

Звучат песни на стихи Л.Авксентьева (на переменке) "Малая родина".

 

-Только что прозвучали песни. О чем они?

-Значит, можно предположить, что говорить мы сегодня будем о чем?

-Правильно, о малой родине. А поведет нас в путешествие по нашему району наш же земляк, уроженец нашего поселка, а теперь

известный в Карелии и не только поэт и писатель, лауреат многих премий Л.Б.Авксентьев. И песни,которые вы прослушали, на-

писаны на стихи Леонида Борисовича. Это уже много поживший,очень мудрый человек. В настоящее время живет в Петрозаводске, https://www.youtube.com/watch?v=QK_6KZjIMa0&list=PLHp0GyXYpBMMmFor2ljWj4n6-rFgX_LB1

но почему-то в своих произведениях очень часто пишет о своей малой родине, о нашей Олонке, о нашем поселке, о нашем городе.

-Как вы думаете, почему?

(прослушать предположения)

-Да, родина не отпускает, "нельзя человеку родные места забывать",-говорит писатель.Итак, тема нашего урока-запишем ее.

 

                Звучит стих-е "Полюс детства" (Кегноева А.)

Итак,полюс детства, самый теплый в мире полюс. Какие чувства автора вы услышали?

-Радость, немного грусти.

-А теперь несколько страниц биографии, познакомит нас с ней Мамаева Аня, она же подготовила презентацию.

-Что вас удивило? Какие факты биографии Л.А.показались вам необычными? Какие качества, черты характера вы могли бы определить?

-Да,верно, необыкновенная сила духа, целеустремленность... А познакомившись с рассказом, вы сможете продолжить эту характеристику.

 

-Итак, рассказ Л.Б.Авксентьева "Капля смолы на пыльном стекле" (можно вклють видео-фрагмент презентация расск.2015 г. или в конце урока)

 

-Как вы думаете, судя по названию, о чем пойдет речь?

-Запишите свои предположения.

-Чтение первого отрывка.

-Как начинается рассказ, о чем отрывок?...

-Как определим его тему?

-Запишем первую микротему -возвращение на родину.

-Какая фраза об этом говорит?...Запишите ее в третью колонку.("И окунулся в мир знакомых с детства запахов Олонца")

 

-Как дальше будут развиваться события?

-Вероятно, они поедут домой к Валентине.

-Продолжим (читаю диалог).

-Каково ваше мнение? Какие мысли или,может быть, чувства вызывают у вас герои?

 

-Слушаем ответы.          Как определите тему этого отрывка?

-Запишем- встреча брата и сестры.      А какая главная мысль этого эпизода, что хотел автор сказать?(Почему так много и подробно говорится о

мороженом?)

-"Это же вкус детства" -Как называется этот лит. прием? (метафора) Важные слова для понимания идеи? Запишем их.

 

Дочитываю эпизод. Итак, тема-возвращение на родину, встреча брата и сестры. А какова же идея. главная мысль? Что хотел автор сказать читателям?

 

-"Мельникову стало легко и хорошо, как в далеком детстве" (идея, запишите)

 

-И вот теперь они едут дальше в автомобиле сестры. Читаем (отрывки на партах).

 

 

-Как удается автору передать свое отношение к малой родине? Как вы,наверно, уже поняли, в герое очень много автобиогрфических деталей (что это

за детали? Олонец- родина, слепой, сестра и др.

 

-Анализ эпизода:"Асфальтная лента шоссе тянулась по просторной равнине. Слева у самого горизонта виднелась кромка хвойного леса. А справа

весело посверкивала в лучах вечернего солнца извилистая река. Она то приближалась к самой дороге, то игриво кидалась от неё в сторону, как бы

приглашая поиграть с ней. Упругий, тёплый ветер врывался в приспущенные боковые окна, ероша волосы брата и сестры. Густо пахло скошенной травой.

 

-Вспомнили дорогу? Что это за дорога? Да, та самая дорога, по которой мы довольно часто добираемся до города и обратно. Что вы наблюдаете в окошко

автомобиля? А что увидел писатель?Дорога,река,ветер будто живые существа. Дорога тянулась, река то приближалась к самой дороге, то игриво кидалась от неё

 

приглашая поиграть, ветер врывался-как этот приём называется? (олицетворение).

-Ещё какие изобразительные средства видите? (Эпитеты, сравнения) Впишите в таблицу некоторые из них.

-Зачем автор использует эти тропы? Получается живая картина природы,которая передает восприятие её героем, и мы можем предположить, в каком настроении на-

ходится герой рассказа. В каком? (радостное, веселое)

-Вы правы. Прочитайте реплику Мельникова.     Какие слова здесь главные, передают идею?  "Приехал,вдохнул этот воздух, и чувствую-всё правильно, приехал

не зря."

 

-Самостоятельная работа по группам- чтение и пересказ (инсценировка) эпизодов: история с велосипедом, На чердаке (игра в подпольщиков), купание.

 

-Предположите, что будет дальше с Костей, как сложится его жизнь.

 

-Помните, как называется рассказ? Как вы думаете, появится ещё эта деталь в повествовании? Какую роль сыграет эта капля смолы в судьбе Мельникова?

 

 

 

Дом. задание. Дочитать рассказ(узнать, что произошло с героем, подумайте, почему это случилось)

  и творческое задание на выбор: рисунок или мини-сочинение "Чудеса возможны"

 

 

-А теперь давайте подведём итоги: какую ещё характеристику вы добавили бы, говоря о писателе Л.Авксентьеве?

-Читая рассказ, мы убедились, насколько сильно любит писатель свой родной край, малую родину, как сильно они волнуют его душу, а так чувствовать может

только человек с очень чистой. глубокой душой.

-Какова же главная мысль рассказа?     (Родина,родные места обладают такой мощной силой, так действуют на человека, на его душу, что можно даже выздороветь.

 

От того, насколько глубоко и сильно развито в человеке чувство родины, зависит его душевное здоровье, и  можно даже сказать не только душевное, но и физическое.

 

-И мы вместе с автором можем сказать: "Нельзя человеку родные места забывать"

 

 

Рефлексия.

Сегодня на уроке я узнал(а)

 

Меня удивило, что…

 

Я услышал, что…

 

Я читал о…

 

Мне понравилось…

 

 

 

 

 

 

Приложение.

                Рабочий лист - таблица: тема(микротема), идея, средства воплощения идеи. Оформляется по ходу урока.Л.Б.Авксентьев «Капля смолы на пыльном стекле»

Рабочий лист ученика 7 «Б» класса - _________________________________________

Тема (микротема)

Идея (главная мысль)

Средства воплощения идеи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка за работу-________________________


Скачано с www.znanio.ru

Урок литературы в 7 классе по рассказу

Урок литературы в 7 классе по рассказу

Что вас удивило? Какие факты биографии

Что вас удивило? Какие факты биографии

Как удается автору передать свое отношение к малой родине?

Как удается автору передать свое отношение к малой родине?

Дом. задание. Дочитать рассказ(узнать, что произошло с героем, подумайте, почему это случилось) и творческое задание на выбор: рисунок или мини-сочинение "Чудеса возможны" -А теперь давайте…

Дом. задание. Дочитать рассказ(узнать, что произошло с героем, подумайте, почему это случилось) и творческое задание на выбор: рисунок или мини-сочинение "Чудеса возможны" -А теперь давайте…

Рабочий лист - таблица: тема(микротема), идея, средства воплощения идеи

Рабочий лист - таблица: тема(микротема), идея, средства воплощения идеи

Оценка за работу-________________________

Оценка за работу-________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2023