Открытый урок 9 «Б» класс
Тема: Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.
Цели:
1. Обучающие:
а) обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему;
б) умение анализировать слово как средство художественной выразительности;
в) умение пользоваться справочной литературой с целью обогащения словарного запаса.
2. Развивающие:
а)способствовать развитию умений и навыков работы с текстом;
б) умение пользоваться словом как средством выражения собственных мыслей.
3. Воспитательные:
а) создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-коллектив);
б) воспитание требовательного отношения к собственной речи.
Ход урока.
I. Слово учителя. Установка на работу. Цели и задачи урока.
II. Чтение текста. Подготовленный ученик. Текст И.С.Тургенева «Воробей».
III. Анализ текста.
а) - Это текст?
- Да! (все предложения подчинены одной теме -спасение птенца).
б) Какова тема текста?
Любовь, побеждающая смерть (выслушать все версии учащихся).
В каком предложении/предложениях выражена основная мысль автора? (ответ №16,17).
г) Какое из утверждений противоречит позиции автора?
д) Определить стиль и тип речи.
Стиль - художественный.
Почему? Доказать!
е) Тип речи – повествование, описание, рассуждение.
(повествование от первого лица: рассказчик выступает и как действующее лицо, и как наблюдатель, и как размышляющий автор;
с элементами описания (№4);
с элементами рассуждения -№16,17).
ж) Индивидуальное задание – работа со словарем:
благоговеть – (высокий стиль) глубочайшее почтение;
искаженный – (от исказить) сильно изменить лицо, внешность от какого-нибудь тяжелого переживания, чувства;
трепетать – испытывать физическую или внутреннюю дрожь;
ринуться – стремительно броситься, устремиться.
IV. Передать текст тремя предложениями – сжатие текста.
Пример: Старый черногрудый воробей спасает свое детище от собаки охотника. Автор восхищается самоотверженным поступком птицы. «Только ею, только любовью держится и движется жизнь», размышлял он.
V. Обращаемся к высказыванию К.Г. Паустовского: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом».
Пошаговая инструкция по написанию сочинения.
Шаг 1. Знакомство с высказыванием.
Шаг 2. Основная мысль высказывания.
(Нет таких звуков, красок , образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения).
-обсуждение (о богатстве и выразительности речи).
Вывод: слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Нет предмета в мире, для которого бы не придумал слова человек. Ведь чтобы о чем-то говорить и даже думать, надо его как-то назвать, именовать.
Шаг 3. Пишем вступление:
а) автора 2-3 предложения
б) свое отношение
Шаг 4. Основная часть.
Для того чтобы включение примеров не нарушало требования связности, можно использовать следующие речевые клише (см. приложение).
Шаг 5. Заключение.
VI. Исследовательская работа с текстом.
Предлагаются задания в паре.
Итог работы (таблица).
№ предложения |
герой |
Ключевые слова |
Средства выразительности |
Цель. - Зачем Значение. |
Составить предложения, используя речевые клише.
VII. В классе 18 человек (9 пар - задания по парам).
1 группа. В предложении №6 найти эпитеты, характеризующие образ воробья. Выписать ключевые слова.
Слова: взъерошенный, искаженный, отчаянный, жалкий писк – эпитеты. Страх помогают воробью стать героической птицей.
2 группа. В предложении №8 найти художественное средство, с помощью которого создан образ собаки. Выписать ключевые слова.
Слова: громадное чудовище – гипербола (преувеличение)→отчаяние воробья.
3 группа. Предложение №7. Как описывается старый воробей (внешне и в действиях).
Слова: ринулся спасать; заслонил; но трепетало;
одичал и охрип – противопоставление – глаголы, выразительные средства морфологии - передают самоотверженность, героизм воробья;
замирал, жертвовал – олицетворение – воробей мыслит как человек.
4 группа. Найти художественное средство, характеризующее собаку из предложения №6.
Слова: зубастая, раскрытая пасть – метонимия(деталь внешности вместо целого животного) – страх, отчаяние воробья.
5 группа. Проанализировать предложения №2,3,6,11 (выписать глаголы).
Какое художественное средство легло в основу для отражения поведения собаки?
Слова: бежала, уменьшила свои шаги, начала красться, медленно приближалась, остановился, попятился – градация (постепенное ослабление действия) – собака испытывает замешательство от необыкновенного напора воробья.
6 группа. Выписать глаголы из предложений №2, 3, 6,11,12, и подумать , какое средство выразительности употребил автор, описывая действия собаки.
Слова: бежала, уменьшила свои шаги, начала красться, медленно приближалась, остановился, попятился, признал – олицетворение – собака понимает, что птица настроена решительно.
7 группа. Предложения №16,17. Какие слова и почему повторяются дважды?
Какой прием применил Тургенев? Почему эти предложения являются смысловым центром повествования?
Слова: любовь – смерть; держится и движется – повтор лексический – подчеркивают важнейшие мысли.
8 группа. Какие эпитеты можно встретить рядом со словом ДЕТИЩЕ.
Слова: родное, неразумное, беззащитное и т.д.
9 группа. Проанализировать предложения №4, 5, 7.
С помощью каких художественных средств описан птенец?
10 группа. Найти в тексте слова, передающие чувства рассказчика в предложениях №13, 15.
Слова: благоговея, благоговеть – слова высокого стиля – уважение, преклонение перед маленькой птицей.
VIII. Работа в группах на уроке рассчитана на 6-7 минут, одновременно идет работа в таблице.
IX. Учитель показывает пример заполнения таблицы на задание №9.
X. Заполнение таблицы.
XI. Итог работы.
Попробовать связать свои предложения, используя речевые клише.
№ предложения |
Герой |
Ключевые слова |
Средство выразительности |
Зачем? Значение |
№4,5,7 |
птенец |
«желтизна около клюва»; «пух на голове»; «едва прорастающие крылышки». |
Художественная деталь - подробность |
Совершено беспомощное существо. |
№6,7 |
воробей |
Взъерошенный; искаженный; отчаянный; жалкий писк. |
эпитеты |
Страх; помогают воробью стать героической птицей. |
№ 2,3, 6, 11, 12
№6
№8 |
собака |
бежала, уменьшила свои шаги, начала красться, медленно приближалась, остановился, попятился;
зубастая, раскрытая пасть
громадное чудовище |
-градация (постепенное ослабление действия);
-олицетворение;
-метонимия (деталь внешности вместо целого животного); -гипербола (преувеличение)
|
Испытывает замешательство от необыкновенного напора воробья;
собака понимает, что птица настроена решительно
страх, птицы, отчаяние
отчаяние воробья. |
№16,17
№13, 15 |
Рассказ-чик |
Любовь – смерть; держится и движется;
Благоговея; благоговеть |
Лексический повтор
Слова высокого стиля |
Смысловой центр повествования
Уважение, преклонение перед маленькой птицей. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.