Урок по литературе Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.
Оценка 5

Урок по литературе Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.

Оценка 5
doc
15.11.2023
Урок по литературе Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.
Открытый урок 9.doc

Открытый урок 9 «Б» класс

Тема: Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.

Цели:

1. Обучающие:

а) обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему;

б) умение анализировать слово как средство художественной выразительности;

в) умение пользоваться справочной литературой с целью обогащения словарного запаса.

2. Развивающие:

а)способствовать развитию умений и навыков работы с текстом;

б) умение пользоваться словом как средством выражения собственных мыслей.

3. Воспитательные:

а) создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-коллектив);

б) воспитание требовательного отношения к собственной речи.

 

Ход урока.

I. Слово учителя.  Установка на работу. Цели и задачи урока.

II. Чтение текста. Подготовленный ученик. Текст И.С.Тургенева «Воробей».

III. Анализ текста.

а) - Это текст?

     - Да! (все предложения подчинены одной теме -спасение птенца).

б) Какова тема текста?

Любовь, побеждающая смерть  (выслушать все версии учащихся).

В каком предложении/предложениях  выражена основная мысль автора?  (ответ №16,17).

г) Какое из утверждений противоречит позиции автора?

д) Определить  стиль и тип  речи.

Стиль - художественный.

Почему? Доказать!

е) Тип речи – повествование, описание, рассуждение.

(повествование от первого лица: рассказчик выступает и как действующее лицо, и как наблюдатель, и как размышляющий автор;

с элементами описания (№4);

с элементами рассуждения -№16,17).

ж) Индивидуальное задание – работа со словарем:

благоговеть – (высокий стиль) глубочайшее почтение;

искаженный – (от исказить) сильно изменить лицо, внешность от какого-нибудь тяжелого переживания, чувства;

трепетать – испытывать физическую или внутреннюю дрожь;

ринуться – стремительно броситься, устремиться.

IV. Передать текст тремя предложениями – сжатие текста.

Пример: Старый черногрудый воробей спасает свое детище от собаки охотника. Автор восхищается самоотверженным поступком птицы.   «Только ею, только любовью держится и движется жизнь», размышлял он.

V. Обращаемся к высказыванию К.Г. Паустовского: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом».

Пошаговая инструкция по написанию сочинения.

Шаг 1. Знакомство с высказыванием.

Шаг 2.  Основная мысль высказывания.

(Нет таких звуков, красок , образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения).

-обсуждение (о богатстве и выразительности речи).

Вывод: слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Нет предмета в мире, для которого бы не придумал слова человек. Ведь чтобы о чем-то говорить и даже думать, надо его как-то назвать, именовать.

Шаг 3.  Пишем вступление:

а)  автора                 2-3 предложения

б) свое отношение

Шаг 4.  Основная часть.

Для того чтобы включение примеров не нарушало требования связности, можно использовать следующие речевые клише (см. приложение).

Шаг  5. Заключение.

VI. Исследовательская работа с текстом.

Предлагаются задания в паре.

Итог работы (таблица).

№ предложения

герой

Ключевые слова

Средства выразительности

Цель. - Зачем

Значение.

 

Составить предложения, используя речевые клише.

VII. В классе 18 человек (9 пар - задания по парам).

1 группа. В предложении №6 найти эпитеты, характеризующие образ воробья. Выписать ключевые слова.

Слова: взъерошенный, искаженный, отчаянный, жалкий писк – эпитеты. Страх  помогают воробью стать героической птицей.

2 группа. В предложении №8 найти художественное средство, с помощью которого создан образ собаки. Выписать ключевые слова.

Слова: громадное чудовище – гипербола (преувеличение)→отчаяние воробья.

3 группа. Предложение №7. Как описывается старый воробей (внешне и в действиях).

Слова: ринулся спасать; заслонил; но трепетало;

одичал и охрип – противопоставление – глаголы, выразительные средства морфологии -  передают самоотверженность, героизм воробья;

замирал, жертвовал – олицетворение – воробей мыслит как человек.

 

4 группа. Найти художественное средство, характеризующее собаку из предложения №6.

Слова: зубастая, раскрытая пасть – метонимия(деталь внешности вместо целого животного) – страх, отчаяние воробья.

5 группа. Проанализировать предложения №2,3,6,11 (выписать глаголы).

Какое художественное средство легло  в основу для отражения поведения собаки?

Слова: бежала, уменьшила свои шаги, начала красться, медленно приближалась, остановился, попятился – градация (постепенное ослабление действия) – собака испытывает замешательство от необыкновенного напора воробья.

6 группа. Выписать глаголы из предложений №2, 3, 6,11,12, и подумать , какое средство выразительности употребил автор, описывая действия собаки.

Слова: бежала, уменьшила свои шаги, начала красться, медленно приближалась, остановился, попятился, признал – олицетворение – собака понимает, что птица настроена решительно.

7 группа. Предложения №16,17. Какие слова и почему повторяются дважды?

Какой прием применил Тургенев? Почему эти предложения являются смысловым центром повествования?

Слова: любовь – смерть; держится и движется – повтор лексический – подчеркивают важнейшие мысли.

8 группа. Какие эпитеты можно встретить рядом со словом ДЕТИЩЕ.

Слова: родное, неразумное, беззащитное и т.д.

9 группа. Проанализировать предложения №4, 5, 7.

 С помощью каких художественных средств описан птенец?

10 группа. Найти в тексте слова, передающие чувства рассказчика в предложениях №13, 15.

Слова: благоговея, благоговеть – слова высокого стиля – уважение, преклонение перед маленькой птицей.

VIII. Работа в группах на уроке рассчитана на 6-7 минут, одновременно идет работа в таблице.

IX. Учитель показывает пример заполнения таблицы на задание №9.

X. Заполнение таблицы.

XI. Итог работы.

Попробовать связать свои предложения, используя речевые клише.

№ предложения

Герой

Ключевые слова

Средство выразительности

Зачем?

Значение

№4,5,7

птенец

«желтизна около клюва»; «пух на голове»; «едва прорастающие крылышки».

Художественная деталь - подробность

Совершено беспомощное существо.

№6,7

воробей

Взъерошенный; искаженный; отчаянный; жалкий писк.

эпитеты

Страх; помогают воробью стать героической птицей.

№ 2,3, 6, 11, 12

 

 

№6

 

 

 

№8

собака

бежала, уменьшила свои шаги, начала красться, медленно приближалась, остановился, попятился;

 

 

 

 

 

зубастая, раскрытая пасть

 

 

 

громадное чудовище

-градация (постепенное ослабление действия);

 

 

-олицетворение;

 

 

 

-метонимия (деталь внешности вместо целого животного);

-гипербола (преувеличение)

 

Испытывает замешательство от необыкновенного напора воробья;

 

собака понимает, что птица настроена решительно

 

страх, птицы, отчаяние

 

 

отчаяние воробья.

№16,17

 

 

№13, 15

Рассказ-чик

Любовь – смерть; держится и движется;

 

Благоговея; благоговеть

Лексический повтор

 

Слова высокого стиля

Смысловой центр повествования

 

Уважение, преклонение перед маленькой птицей.

 

 

 

 

 


Открытый урок 9 «Б» класс Тема:

Открытый урок 9 «Б» класс Тема:

Определить стиль и тип речи

Определить стиль и тип речи

Шаг 3. Пишем вступление: а) автора 2-3 предложения б) свое отношение

Шаг 3. Пишем вступление: а) автора 2-3 предложения б) свое отношение

Найти художественное средство, характеризующее собаку из предложения №6

Найти художественное средство, характеризующее собаку из предложения №6

X . Заполнение таблицы. XI .

X . Заполнение таблицы. XI .

Рассказ-чик Любовь – смерть; держится и движется;

Рассказ-чик Любовь – смерть; держится и движется;
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2023