Тема: «История развития автомобилестроения»
Цель: Познакомить учащихся с историей развития автомобилестроения.
Задачи:
1. Образовательная: познакомить учащихся с историей развития автомобилестроения.
2. Воспитательная: воспитание у учащихся уважения к истории развития отечественного автомобилестроения.
3. Развивающая: формировать навыки самостоятельной творческой работы с узлами и агрегатами автомобиля.
Тип урока: комбинированный.
Место: Кабинет автомобильной подготовки.
Материально-техническое обеспечение:
1. Презентация «История развития автомобилестроения».
Квалификационные требования:
Учащиеся должны знать:
- историю развития автомобилестроения.
План-конспект урока
Структурная часть |
Деятельность преподавателя |
Деятельность учащихся |
Цели |
1. Организационный момент – 1 мин. |
Приветствует учащихся, отмечает в журнале отсутствующих. |
Учащиеся приветствуют преподавателя, командир помогает преподавателю отметить отсутствующих. |
Подготовка учащихся к работе на занятии, включение учащихся в деловой ритм. |
2. Актуализация опорных знаний через опрос учащихся – 4 мин. |
Ребята, скажите, пожалуйста: Кто изобрел автомобиль?
|
Учащиеся отвечают на заданные преподавателем вопросы.
|
Выяснение степени ознакомления с устройством автомобиля.
|
3. Мотивация учебной деятельности – 1 мин. |
Итак, ребята, мы с вами предположили, кто изобрел автомобиль. Сегодня мы рассмотрим историю развития автомобилестроения. |
Учащиеся внимательно слушают преподавателя. |
Организация внимания учащихся, обеспечение восприятия нового материала. |
4. Изучение нового материала – 25 мин. |
Итак, тема нашего занятия: «История развития автомобилестроения».
Цель, которая будет стоять перед нами — какова история развития автомобилестроения? Я надеюсь, что ответ на этот вопрос вы найдете в течение нашего занятия.
«Ребята, как вы думаете, что означает слово автомобиль?»
Слово «автомобиль» означает «самодвижущийся» (от греческого autos – сам и латинского mobilis движущийся). В наше время автомобиль – самое распространенное средство механического транспорта. Во всем мире насчитывается более 300 млн. автомобилей. Но не сразу автомобиль стал таким, каким как мы его знаем сейчас – с элегантным кузовом, мягкими сиденьями, эластичными рессорами и мощным двигателем. Много умельцев ломало голову над его созданием и совершенствованием. Русский механик-самоучка Иван Петрович Кулибин (1735–1818) еще в 1791 г. изготовил педальную повозку-самокатку. В ней он использовал маховое колесо, коробку скоростей, подшипники качения, тормоза, рулевой механизм. Таким образом, повозка Кулибина, приводившаяся в движение человеком, стоявшим на запятках, содержала в себе ряд новых технических усовершенствований, впервые применявшихся в истории техники. Практическое, применение автомобиля как транспортного средства начинается с появлением принципиально более простого, компактного и экономичного двигателя внутреннего сгорания (ДВС).
Зарождение отечественного автотранспорта
В ряду имен изобретателей одним из первых должен быть назван дворцовый крестьянин из Казанской губернии Леонтий Лукьянович Шамшуренков (1687–1758), в 1752 г. создавший четырехколесный экипаж, приводившийся в движение мускульной силой двух человек. Интенсивные поиски новых видов транспорта велись в более развитых странах Запада. Русский механик-самоучка Иван Петрович Кулибин (1735–1818) еще в 1791 г. изготовил педальную повозку-самокатку. В ней он использовал маховое колесо, коробку скоростей, подшипники качения, тормоза, рулевой механизм. Таким образом, повозка Кулибина, приводившаяся в движение человеком, стоявшим на запятках, содержала в себе ряд новых технических усовершенствований, впервые применявшихся в истории техники.Практическое, применение автомобиля как транспортного средства начинается с появлением принципиально более простого, компактного и экономичного двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Опыты по созданию автомобилей, паромобилей и электромобилей проходили в разных странах в разных масштабах. Нельзя не отметить, что уже в 1899 г. русский инженер И.В. Романов разработал оригинальную конструкцию электробуса. И хотя в это время направление развития безрельсового сухопутного транспорта окончательно не определилось, а будущие автомобили еще занимали весьма скромное место в ряду с электро- и паромобилями, промышленное производство безрельсовых транспортных средств (БТС) неуклонно росло, а главное – повышалась экономическая потребность в них, особенно в таких территориально обширных странах как В 1769–1770 гг. французский изобретатель Ж. Кюньо построил трехколесный тягач для передвижения артиллерийских орудий. «Тележку Кюньо» считают предшественницей не только автомобиля, но и паровоза, поскольку она приводилась в действие силой пара. Паровые тележки для обычных дорог строились также и в Англии, и в России, однако были они тяжелыми, неудобными для пользования и потому широкого распространения не получили.Появление легкого, компактного и достаточно мощного двигателя внутреннего сгорания открыло широкие возможности для развития автомобиля. В 1885 г. немецкий изобретатель Г. Даймлер, а в 1886 г. его соотечественник К. Бенц начали производство первых самодвижущихся экипажей с бензиновыми двигателями. Немалый вклад в широкое распространение автомобильного транспорта внес американский изобретатель и промышленник Г. Форд. В России автомобили появились в конце XIX в. Первый советский автомобиль был выпущен в 1924 г. С этого времени начинается развитие автомобильной промышленности в СССР. «Ребята, а как разделяются автомобили по назначению?» По своему назначению автомобили бывают транспортные (для перевозки пассажиров, грузов), специальные (санитарные, пожарные, автолавки, автокраны и др.) и гоночные (для спортивных соревнований). В свою очередь, транспортные автомобили делятся на легковые, грузовые и автобусы. В 1895 г. по улицам Санкт-Петербурга к Марсову полю проследовал первый автомобиль, приобретенный за границей. Началом зарождения автомобильного транспорта в России, как отрасли народного хозяйства, считается 11 сентября 1896 г., когда Министерство путей сообщения издало обязательное постановление «О порядке и условиях перевозки грузов и пассажиров по шоссе в самодвижущихся экипажах». 1 августа 1899 г. в Санкт-Петербурге на Марсовом поле состоялась проба автомобилей для перевозки пассажиров. В основном автомобили покупали для частного владения. Грузовые использовались для перевозки случайных грузов заказчиков. Так, уже с 1908 г. в Москве осуществлялась перевозка топлива на собственных автомобилях для городских учреждений. Как правило, автотранспортные подразделения создавались при предприятиях промышленности, связи и др. Первое относительно крупное автохозяйство (14 автофургонов) начало работать в столичном Санкт-Петербургском почтамте с сентября 1903 г. История становления и развития автомобильного транспорта в России тесно переплетается с формированием экономического потенциала страны, состоянием и прогрессом гужевого, железнодорожного и водного транспорта. Изучая разнообразную литературу, постепенно отходишь от стереотипов, что царская Россия была отсталой, полуфеодальной, аграрной страной, «не имевшей даже автомобильного транспорта». Накануне первой мировой войны Российская империя по территории и количеству населения была одной из самых крупных держав, что требовало мощной сети транспортных коммуникаций, особенно автомобильных, в регионах, в которых не было железнодорожного транспорта. Предвоенная дореволюционная Россия имела передовые для своего времени формы индустриального капитализма. Она находилась на подъеме (1909–1913 гг.), занимая в 1913 г. по производству промышленной продукции четвертое место в Европе и пятое место в мире. Так, добыча нефти в 1913 г. составила 10,3 млн. т, угля – 29,2 млн. т (этот уровень был обеспечен лишь в 30-е годы). Такое же положение было с производством чугуна, стали, проката черных металлов, добычей железной руды. Это создавало материально-сырьевые предпосылки для развития автомобилестроения. Столь бурному прогрессу в немалой степени способствовало быстрое развитие транспорта, в первую очередь, и главным образом железнодорожного, благодаря дальновидной инвестиционной политике министра финансов С.Ю. Витте. Перевозка пассажиров возрастала ежегодно на 10, а грузов – на 7%. В России уже с 1906 г. быстрыми темпами начал развиваться автомобильный транспорт, в том числе грузовые автомобильные перевозки. В основном подвижной состав завозился из-за рубежа. К 1910 г. в России с учетом выбытия был 3501 автомобиль, в основном в городах (2109); мотоциклов – 1155, в том числе в городах 460. Следует иметь в виду, что городов было крайне мало, в них проживало лишь 18% всего населения (в 2004 г. – 73,1%). Наибольшее число автомобилей находилось в промышленно развитых губерниях. Это были главным образом легковые автомобили для личных поездок, развлечений, спорта и туризма. Грузовых автомобилей было крайне мало. Зарождающийся автомобильный транспорт еще не играл существенной роли в экономической и социальной жизни страны. Основная тяжесть перевозок грузов и пассажиров ложилась на железнодорожный транспорт. Русские промышленники считали, что развитие автомобилестроения и автомобильного транспорта для России является преждевременным из-за отсутствия надлежащих дорог, водителей, неприспособленности улиц городов для автобусных перевозок, многовековой привычки к сложившимся видам перевозок. Однако экономика России и опыт западных стран опровергали эти концепции. Прежде всего, следует проанализировать дорожные условия, которые в ряде губерний, особенно западных (Польша, Литва, Прибалтийский (Остзейский) край, западные районы нынешней Российской Федерации), были относительно удовлетворительными. Хотя объективности ради надо отметить, что в целом дороги оказывались пригодными лишь для гужевого транспорта. Что же касается кадрового обеспечения, то эта проблема требовала своего решения. В автотранспортной отрасли работала незначительная доля трудоспособного населения. В 1913 г. на всех видах транспорта (в основном на железнодорожном) и в связи было лишь 2% занятого населения. Шоферы считались привилегированной прослойкой рабочего класса. В среднем шофер получал 100 руб. в месяц, что по масштабам цен 1913–1917 гг. было достаточно высокой оплатой. Средний месячный заработок рабочего составлял 20–25 руб. В городах России главным образом работал гужевой и городской пассажирский электрический транспорт, но жизнь обусловливала необходимость новых, более эффективных видов городского транспорта взамен конки, трамвая и гужевых перевозок. Первый легковой автомобиль-такси «извозчик на автомобиле» с табличкой «Такса по соглашению» появился в Москве в октябре 1907 г., а в 1909 г. здесь образовалось «Товарищество автомобильного передвижения» для эксплуатации таксомоторов. В этом Товариществе в 1909 г. имелось четыре, в 1910 г. – 38, в 1913 г. – 224 легковых такси. 1908 г. Легковые автомобили. В зависимости от объема двигателя (в л) и сухой массы автомобиля (в кг) выделяют 5 классов легковых автомобилей: особо малый – до 1,2 л и до 850 кг (например, «Запорожец»); малый – 1,2–1,8 л и 850–1150 кг («Москвич», «Жигули», «Нива» и др.); средний – 1,8 – 3,5 л и 1150–1500 кг («Волга»); большой – 3,5–5 л и 1500 кг («Чайка»); высший, в котором литраж и сухая масса не регламентируются (ЗИЛ-4104). «Ребята, а как разделяются автомобили по типу кузова?» Различаются легковые автомобили и по типу кузова. Наиболее распространен среди легковых автомобилей закрытый кузов седан (у большинства машин – у «Волги», «Москвича», «Жигулей»). У некоторых автомобилей этих марок кузова без багажника – типа универсал. Автомобили «Чайка» и ЗИЛ-117 имеют кузов лимузин с внутренней перегородкой, отделяющей место водителя от пассажирских сидений. У автомобилей ГАЗ-69, УАЗ-469 и некоторых других кузов типа фаэтон со складывающейся брезентовой крышей.
|
Учащиеся записывают название темы занятия.
Учащиеся отвечают на поставленный преподавателем вопрос. Учащиеся записывают в тетради значение слова автомобиль.
Учащиеся записывают в тетради историю создания отечественного автомобиля.
Учащиеся отвечают на поставленный преподавателем вопрос. Учащиеся записывают в тетради назначение автомобилей.
Учащиеся отвечают на поставленный преподавателем вопрос. Учащиеся записывают в тетради различие автомобилей по типу кузова.
|
Преподаватель сообщает тему урока и нацеливает учащихся на изучение нового материала.
Изучение нового материала начинается с вопроса: «Что означает слово автомобиль?»
Преподаватель обращает внимание на историю создания отечественного автомобиля.
Преподаватель обращает внимание на назначение автомобилей.
Преподаватель обращает внимание на различие автомобилей по типу кузова.
|
5.Закрепление изучаемого материала – 8 мин. |
Итак, давайте закрепим материал нашей темы. Я предлагаю вам обратиться к записям в своих тетрадях с целью изучения материала.
Ну, а теперь ответьте на вопрос: «Что означает слово автомобиль?»
|
Учащиеся работают со своими тетрадями.
Предполагаемые ответы: |
Самостоятельная работа с тетрадями.
Используется метод контроля (письменная проверка знаний). |
6.Обобщение и систематизация изучаемого материала – 2 мин. |
Предлагаю рассказать, что нового учащиеся узнали на уроке. |
Слушают вопросы, отвечают, делают выводы по изученному материалу. |
|
7.Подведение итогов занятия и оценка деятельности учащихся – 3 мин. |
Вначале занятия перед вами был поставлен вопрос: «Какова история развития автомобилестроения?» Я надеюсь, что вы уже сможете ответить на этот вопрос. Итак, 1. Какова цель нашего занятия? 2. Достигли ли мы ее? 3. Что нового вы сегодня узнали? 4. Вам понравилось занятие? Преподаватель делает выводы по результатам занятия, анализирует работу учащихся. Знакомит с оценками за работу на уроке. |
Каждый учащийся высказывает свое мнение по данному вопросу.
Учащиеся отвечают на поставленные преподавателем вопросы.
Учащиеся слушают, анализируют, делают выводы. |
Рефлексия |
8.Сообщение домашнего задания – 1 мин. |
К следующему уроку знать устройство автомобиля. |
Учащиеся записывают домашнее задание. |
Информация домашнего задания, инструкция по его выполнению. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.