План урока
Раздел долгосрочного плана: |
7.1В: Сети и безопасность |
Школа: |
|
||||||||||||||||
Дата: |
|
ФИО учителя: |
|
||||||||||||||||
Класс: |
7 класс |
Количество присутствующих: |
|
отсутствующих: |
|
||||||||||||||
Тема урока: |
Защита компьютера |
||||||||||||||||||
Вид урока: |
Урок изучения нового материала |
||||||||||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) |
7.4.2.1 Защищать компьютер от вредоносных программ |
||||||||||||||||||
Цели урока |
· Защищать компьютер от вредоносных программ |
||||||||||||||||||
Критерии успеха |
Учащийся достиг цели обучения 7.4.2.1, если: - приводит определение понятия “компьютерный вирус” (навык: знание и понимание); - называет и приводит описание, не менее трех, видов вредоносных программ (навык: знание и понимание); - перечисляет, не менее трех, видов антивирусных программ (навык: знание и понимание); - называет и приводит описание, не менее трех, каналов распространения компьютерных вирусов (навык: знание и понимание); - демонстрирует навыки по настройке антивирусной программы (навык: применение); - интерпретирует данные отчета о проверке системы средствами антивирусной программы (навык: применение); - связывает роль и необходимость выполнения регулярной проверки компьютера с процедурой обновления антивирусной базы (навык: анализ); - формулирует аргументированный вывод об эффективности защиты компьютера с помощью антивирусной программы (навык: оценка); - формулирует и обосновывает собственное мнение на основе личного опыта в вопросах защиты информации (навык: критическое мышление); - умеет представить описание типов, признаков и каналов распространения вирусных программ, указывая источники полученной информации (навык: исследование). |
||||||||||||||||||
Языковые цели |
Учащиеся могут: описывать меры профилактики от заражения вирусами Предметная лексика и терминология (приведена в файле глоссария к уроку): компьютерный вирус, антивирусное программное обеспечение, сетевые черви, троянские программы, программы-шпионы (spyware), программы показа рекламы (adware), антивирусный сканер, CRC сканер (ревизор), вирусный блокировщик, вирусный иммунизатор Полезная серия фраз для диалога / письма: · Ключевые настройки … заключаются в следующем … · Проверка компьютера с помощью … проводилась как … · Обновление ... направлено на … |
||||||||||||||||||
Привитие ценностей |
Урок направлен на привитие ценностей уважения, сотрудничества, труда и творчества, что достигается за счет чередования коллективной, групповой и парной видов работ с обязательным последующим коллективным обсуждением; такая форма организации урока направлена на развитие у учащихся качеств доброжелательной и коммуникабельной личности, умеющей мыслить творчески и критически. Формирование у учащихся устойчивых теоретических знаний и практических навыков по разделу 7.1В – Сети и безопасность, позволит учащимся более эффективно и профессионально использовать средства ИКТ для решения учебных и профессиональных задач, с обязательной опорой на здоровьесберегающие технологии. |
||||||||||||||||||
Межпредметные связи |
Валеология (тема – Охрана здоровья при работе с устройствами, оснащенными экранами), русский язык (тема – Стилистика языка и культура речи), основы права (тема – Преступления в сфере информационных технологий; Основные понятия авторского права). |
||||||||||||||||||
Навыки использования ИКТ |
Использование ноутбуков (стационарных компьютеров) с установленным на них системным и прикладным ПО – антивирусные программы (для выполнения задания в рамках парной работы) и веб-браузер (для сбора информации в рамках исследования, результатом которого должен быть постер с результатами групповой работы), а также подключенных к Интернет. |
||||||||||||||||||
Предварительные знания |
Основы работы с сетевыми ресурсами (5-6 класс); Понятие “программное обеспечение” (5 класс); Авторское право и плагиат в сфере информационных технологий (5-6 классы). |
||||||||||||||||||
Ход урока |
|||||||||||||||||||
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
|||||||||||||||||
Начало урока 0-5 мин |
Что делает учитель? |
Создание коллаборативной среды (ФО ЦО 7.4.2.1, навык – критическое мышление), формулирование темы урока, постановка целей урока и обсуждение критериев успеха: (а) учитель предлагает учащимся обсудить два понятия – “защита информации” и “защита компьютера”, заполнив таблицу у доски, используя карточки с методами защиты (слайд 1). Учащимся, работая коллективно, необходимо расположить методы для каждого из видов защиты (3 мин). Перечень карточек: · Архивирование данных · Резервное копирование файлов · Установка специальных атрибутов файла (архивный, только чтение и пр.) · Отмена последнего действия · Разграничение доступа пользователей к ресурсам компьютера · Антивирусные программы · Шифрование и введение паролей
(б) В качестве обобщения коллективного обсуждения ответов учащихся, учитель приводит сведения из статистики (слайд 2); после чего знакомит учащихся с темой и целями урока, обсуждает критерии успеха (слайд 3).
Текст для учителя при презентации слайда 2: По данным статистики, наиболее успешными методами реализации угроз безопасности информации являются вирусные атаки. На их долю приходится 57% инцидентов с безопасностью информации и около 60% реализованных угроз из числа зафиксированных и попавших в статистические обзоры.
Рекомендация для учителя: в случае затруднения со стороны учащихся, учитель может предложить серию наводящих вопросов для организации коллективного обсуждения: · К какому виду - защиты информации или защиты компьютера относятся: - защиты от сбоев оборудования; - защита программного обеспечения; - защита от случайной потери; - защита от искажения? |
Презентация к уроку (слайд №№ 1-3)
Таблица, размещенная на флипчарте
Карточки (7 ед.) с методами защиты
Магнитная доска или флипчарт
Магниты
Материал для учителя (часть А, слайд 1) |
||||||||||||||||
Что делает ученик? |
Учащиеся, работая в коллективе у доски, проводят обсуждение понятий – “защита информации” и “защита компьютера”, заполняя таблицу, используя карточки с методами защиты; после чего знакомятся с темой и целями урока, обсуждают критерии успеха. |
||||||||||||||||||
Середина урока 6-25 мин (групповая работа)
26-38 мин (парная работа) |
Что делает учитель? |
Изучение нового материала через исследование в рамках групповой работы учащихся с последующей презентацией (ФО ЦО 7.4.2.1, навык – знание и понимание, исследование): учитель, используя карточки, формирует 3 группы (1 мин), каждая из которых должна подготовить постер (лист формата А3, слайд 4), используя интернет-ресурсы по следующим темам (10 мин, материал для ФО – часть А) с последующей презентацией (3 мин для каждой группы): группа № 1 – типы вредоносных программ; группа № 2 – виды антивирусных программ; группа № 3 – каналы распространения компьютерных вирусов.
Учитель проводит оценивание учащихся, как на стадии групповой работы, так и презентации ее результатов, используя Лист оценивания (слайд 5).
Ключевой принцип дифференциации – усложнение: все смогут привести определение понятия “компьютерный вирус”; большинство сумеет назвать и дать описание видам антивирусных программ, а также охарактеризовать каналы их распространения; некоторые смогут привести названия наиболее известных современных вирусов и перечислить признаки заражения компьютерным вирусом.
Рекомендации для учителя: (1) в случае затруднения при выполнении задания для групповой работы, учитель может предложить учащимся перечень опорных понятий (предметная лексика урока), содержание и связь между которыми учащимся следует представить в постерах; (2) в случае отсутствия свободного доступа в Интернет, учитель может предоставить учащимся раздаточный материал в необходимом количестве для выполнения задания в рамках группой работы. |
Презентация к уроку (слайд №№ 4-5)
Карточки для формирования групп
Материал для ФО (часть А)
Глоссарий к уроку
Ноутбуки / Компьютеры
Веб-браузер и поисковые сервисы
Листы А3 для подготовки постера
Материал для учителя (часть Б, слайд 5)
Лист оценивания учителем |
||||||||||||||||
Что делает ученик? |
Учащиеся, работая в группах, готовят постер в соответствии с заданной темой исследования; результаты групповой работы представляют в виде публичного выступления. |
||||||||||||||||||
Что делает учитель? |
Первичное закрепление навыков через практическую работу на компьютере в рамках парной работы учащихся с последующим самооцениванием (ФО ЦО 7.4.2.1, навык – применение, анализ, оценка): учитель предлагает учащимся, работая в парах, выполнить практическую работу (10 мин, слайд 6, материал для ФО – часть Б) и обсудить ее результаты, используя рекомендуемые фразы для диалога (2 мин, слайд 7):
· Ключевые настройки … заключаются в следующем … · Проверка компьютера с помощью … проводилась как … · Обновление ... направлено на …
Ключевой принцип дифференциации – усложнение: все смогут выполнить настройку антивирусной программы; большинство сумеет обсудить результаты отчета о проверке системы средствами антивирусной программы; некоторые сумеют сравнить эффективность различных антивирусных программ.
Рекомендации для учителя: для тех, учащихся, кто сумел быстрее остальных выполнить практическую работу и обсудить ее результаты с использованием рекомендуемых фраз для диалога, можно предложить задание на (а) выработку критериев оценки эффективности антивирусного ПО или (б) сравнение различных антивирусных ПО друг с другом. |
Презентация к уроку (слайд №№ 6-7)
Материал для ФО (часть Б)
Ноутбуки / Компьютеры
Антивирусное ПО (на выбор учителя)
Стикеры по результатам самооценивания |
|||||||||||||||||
Что делает ученик? |
Учащиеся, работая в парах, выполняют практическую работу, после чего проводят обсуждение ее результатов с использованием рекомендуемых фраз для диалога; завершают парную работу, заполняя Лист оценивания учащегося (самооценивание) и вывешивая Стикеры. |
||||||||||||||||||
Конец урока 39-40 мин |
Что делает учитель? |
Рефлексия по итогам урока и домашнее задание: учитель проводит рефлексию урока в виде мини-обсуждения, предлагая учащимся серию обобщающих вопросов, основанных на внутри- и межпредметной связях темы (слайд 8).
Рекомендуемые вопросы для обсуждения: 1. Зачем некоторые программисты создают компьютерные вирусы? 2. Можно ли, создав компьютерный вирус, добиться своих целей? 3. Как уберечь свою информацию от вирусов?
Домашнее задание: подготовить презентацию (не более 5 слайдов) по одной из следующих тем (слайд 9): (1) Законодательство и компьютерные вирусы. (2) Ответственность создателей вирусов. (3) Многообразие и классификации компьютерных вирусов. (4) Наиболее известные антивирусные программы и заложенные в них принципы. |
Презентация к уроку (слайд №№ 8-9) |
||||||||||||||||
Что делает ученик? |
Учащиеся приводят ответы на рекомендуемые вопросы для обсуждения; в заключении записывают домашнее задание. |
||||||||||||||||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье и соблюдение техники безопасности |
|||||||||||||||||
Работа в группах / парах – поддержка одноклассников. Помощь учителя, если требуется. Более способные учащиеся могут продемонстрировать аспекты своих решений, которые показались интересными/более сложными другим учащимся. Ключевой принцип дифференциации на уроке – усложнение. |
Ответы на вопросы и сеанс ответов. Использование вопросов при выполнении задания. Использовать обзорные вопросы, чтобы понимать результаты/успехи учащихся на каждом этапе урока. Использование взаимоценивания и самооценивания. |
Напомнить о правилах техники безопасности при работе с компьютерной техникой, например о том, что необходимо быть осторожны при установке экрана, клавиатуры и мышки; остерегаться проводов, так как они представляют угрозу здоровью. |
|||||||||||||||||
Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли бы временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? |
|
||||||||||||||||||
Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2:
Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2:
Что я выявил (а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?
|
|||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.