Урок 1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

  • Разработки курсов
  • pdf
  • 30.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок 1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
Иконка файла материала Урок 1.Международное значение русского языка.pdf

Урок 1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

Педагогические цели

Способствовать ознакомлению с курсом русского языка 9 класса; создать условия для акцентирования внимания школьников на международном значении русского языка, его месте в современном мире

Тип и вид урока

Урок смешанного типа / комбинированный

Планируемые  результаты  

(предметные)

Имеют представление об основных функциях языка, роли русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, роли родного языка в жизни человека и общества; понимают место родного языка в системе гуманитарных наук и его роль в образовании в целом

Личностные

результаты

Воспринимают русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяют роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка; проявляют уважительное отношение к родному языку

Ключевые  компетенции

Коммуникативная: анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; овладение основными видами речевой деятельности (аудированием (слушанием), говорением, чтением, письмом), различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая ресурсы Интернета. Языковая и лингвистическая

(языковедческая): роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Культуроведческая: отражение в языке культуры и истории народа

Метапредметные результаты

Владеют всеми видами речевой деятельности. Аудирование и чтение: адекватно понимают информацию устного и письменного сообщения (коммуникативная установка, тема текста, основная мысль, основная и дополнительная информация); владеют разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; проявляют способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользуются словарями различных типов, справочной

 

литературой, в том числе и на электронных носителях. Говорение и письмо: проявляют способность определять цели предстоящей учебной деятельности; умеют воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости

Основное содержание темы

Русский язык среди языков мира. Русский язык – язык межнационального значения. Международное значение русского языка. Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Заслуги В. И. Даля в лингвистике.

(Р/р: выборочное изложение с элементами сочинения.)

Характеристика основных видов деятельности

Осознают роль русского языка в жизни общества и государства, современном мире, жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка

Образовательные ресурсы

Тростенцова Л. А. Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2016*; текст; дополнительная информация о В. М. Васнецове

 

Сценарий урока

 

Этапы урока

Формы, методы,  методические приемы

Деятельность учителя

Осуществляемые действия

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Форма и методы контроля

I. Организационный  момент**

Фронтальная форма.

Словесный метод.  

Методический прием

– слово учителя

Приветствует обучающихся. Осуществляет проверку готовности к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Регулятивные: владеют умением самостоятельно организовывать рабочее место

Фронтальная организация рабочего места

II. Постановка учебной задачи:  подготовка  к основному этапу занятия

Фронтальная форма.

Словесный метод.  Методические приемы – вводное слово учителя, беседа

Называет тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи урока. Рассказывает о русском языке (см.

Предлагают формулировки учебной задачи.  

 

Слушают учителя

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя.

Фронтальная. Наблюдение, устный опрос

 

Этапы урока

Формы, методы,  методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма и методы контроля

Осуществляемые действия

Формируемые УУД

 

 

РМ)

 

Познавательные: воспринимают информацию на слух

 

III. Актуализация опорных знаний и их коррекция: текст;  тема текста; основная мысль текста

Фронтальная форма.

Словесный метод. Методические приемы – беседа, работа с текстом

– Что такое текст? Текст – это связанное по смыслу и грамматически высказывание в устной или письменной форме. Текст имеет четкие границы – начало и конец. Основными признаками текста являются связность и цельность. Предложения, входящие в текст, располагаются в определенном порядке. Это и обеспечивает связность текста. Приводит пример связного текста о творчестве  

Отвечают на вопрос, слушают пояснения учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомятся с примером связного текста.

 

– Тема – это то, о чем идет речь в тексте. Если речь идет о картинах В. М. Васнецова, значит, картины и есть тема

Личностные:

концентрируются и сосредотачиваются на работе.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; владеют смысловым чтением  (осмысливают цели чтения  и осуществляют выбор вида чтения в зависимости от цели); извлекают необходимую

Фронтальная. Устный опрос, работа с текстом

 

Этапы урока

Формы, методы,  методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма и методы контроля

Осуществляемые действия

Формируемые УУД

 

 

В. М. Васнецова (см. РМ).

                    Что такое тема текста?  

 

 

                    Что такое основная мысль текста?

данного текста. – Основная мысль – это то главное, что хочет сказать автор своим произведением, то, ради чего оно написано

информацию из прослушанных текстов различных жанров; вносят изменения в свою деятельность по результатам текущего контроля, осуществляют анализ. Коммуникативные: находят в учебном тексте необходимую информацию; высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

 

IV. Закрепление знаний  и способов действий

Групповая форма. Практический, словесный методы.

Методический прием

– упражнение

Организует выполнение заданий в группах с последующими комментариями

1-я группа – упр. 2.

2-я группа – упр. 3.

3-я группа – упр. 5

Коммуникативные: распределяют и принимают на себя обязанности в рамках выполнения групповой работы

Групповая.

Упражнение

V. Рефлексия

Фронтальная форма.

Словесный метод

– Какие цели, задачи были поставлены в

Отвечают на вопросы

Регулятивные:

проявляют

Фронтальная. Устный опрос

Этапы урока

Формы, методы,  методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма и методы контроля

Осуществляемые действия

Формируемые УУД

 

 

начале урока? – Смогли ли вы их достичь? – Что вам понравилось больше всего?

– Что было самым ценным  из услышанного?

 

открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции.

Коммуникативные: высказывают свое мнение; умеют слушать других

 

VI. Информация о домашнем задании

Фронтальная форма.

Словесный метод.  

Методический прием

– сообщение учителя

Упр. 6.

Комментирует задание

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные:

принимают учебную задачу, планируют ее решение

Индивидуальная.

Упражнение (выборочное изложение)