Тема: «Общее устройство трансмиссии»
Цель: Познакомить учащихся с трансмиссией автомобиля.
Задачи:
1. Образовательная: познакомить учащихся с трансмиссией автомобиля.
2. Воспитательная: воспитание у учащихся сознательного отношения к правильной эксплуатации узлов и агрегатов трансмиссии автомобиля.
3. Развивающая: формировать навыки самостоятельной творческой работы с узлами и агрегатами трансмиссии автомобиля.
Тип урока: комбинированный.
Место: Кабинет автомобильной подготовки.
Материально-техническое обеспечение:
1. Презентация «Общее устройство трансмиссии».
Квалификационные требования:
Учащиеся должны знать:
- назначение трансмиссии автомобиля,
- узлы и механизмы трансмиссии и автомобиля.
План-конспект урока
Структурная часть |
Деятельность преподавателя |
Деятельность учащихся |
Цели |
1. Организационный момент – 1 мин. |
Приветствует учащихся, отмечает в журнале отсутствующих. |
Учащиеся приветствуют преподавателя, командир помогает преподавателю отметить отсутствующих. |
Подготовка учащихся к работе на занятии, включение учащихся в деловой ритм. |
2. Актуализация опорных знаний через опрос учащихся – 4 мин. |
Ребята, скажите, пожалуйста: «Каково назначение системы смазки?»
|
Учащиеся отвечают на заданные преподавателем вопросы.
|
Выяснение степени ознакомления с устройством автомобиля.
|
3. Мотивация учебной деятельности – 1 мин. |
Итак, ребята, мы с вами вспомнили, каково назначение системы смазки. А сегодня рассмотрим узлы и механизмы трансмиссии автомобиля. |
Учащиеся внимательно слушают преподавателя. |
Организация внимания учащихся, обеспечение восприятия нового материала. |
4. Изучение нового материала – 25 мин. |
Итак, тема нашего занятия: «Общее устройство трансмиссии».
Цель, которая будет стоять перед нами — разобраться, какие функции выполняют узлы и механизмы трансмиссии автомобиля?
Я надеюсь, что ответ на этот вопрос вы найдете в течение нашего занятия.
«Ребята, как вы думаете, для чего нужна трансмиссия?»
Трансмиссия
автомобиля (силовая передача) обеспечивает передачу усилий (крутящего момента) от двигателя
на ведущие колёса, а также преобразование (трансформацию) этих усилий в
зависимости от условий движения. «Ребята, для чего нужна коробка передач?» Коробка передач служит для
изменения тяговых усилий (крутящих моментов), передаваемых от двигателя на
ведущие колёса, а также для отсоединения двигателя от трансмиссии (в том
числе, долговременного) и обеспечения движения автомобиля задним ходом. По способу управления переключением передач различают коробки: 1. С ручным управлением; 2. С полуавтоматическим управлением; 3. С автоматическим управлением. По конструкции агрегатной части различают коробки: 1. Вальные с цилиндрическими шестернями постоянного зацепления; 2. С планетарными редукторами; 3. Вариаторные; 4. Комбинированные. Вальные шестерёнчатые ступенчатые коробки передач с ручным управлением. На автомобилях с ручным управлением трансмиссией применяются вальные ступенчатые коробки передач с зубчатыми передачами. Зубчатые передачи КП характеризуются фиксированными передаточными числами, обеспечивающими на всех режимах работы нужное соответствие между рабочими характеристиками двигателя и трансмиссии. К основным элементам «ручных» коробок передач и элементам их управления относятся: 1. «сухие» дисковые сцепления и их привод; 2. агрегат коробки передач с набором валов и зубчатых передач постоянного зацепления; 3. механизм переключения передач. Конструкции
коробок передач могут различаться в
зависимости от компоновочной схемы автомобиля. *Делителем
(мультипликатором) называется повышающий редуктор трансмиссии.
Устройство ручной трёхвальной коробки передач показано на рисунке 1. Рис. 1. Трёхвальная ступенчатая коробка передач с цилиндрическими шестернями постоянного зацепления и ручным управлением. 1 – сальник первичного вала; 2 – задний опорный подшипник первичного вала; 3 – картер сцепления (фрагмент); 4 – кольцо установочное; 5 – передний подшипник вторичного вала; 6 – упорная шайба пружины синхронизатора четвёртой передачи; 8 – сапун; 9 – скользящая муфта синхронизатора; 10 – ступица синхронизатора; 11 – стопорное кольцо блокирующего кольца синхронизатора; 12 – блокирующее кольцо синхронизатора; 14 – ведомая шестерня третьей передачи; 15 – ведомая шестерня второй передачи; 16 – вторичный (ведомый) вал; 17 – ведомая шестерня первой передачи; 18 – втулка шестерни первой передачи; 19 – промежуточный подшипник вторичного вала; 20 – стопорная пластина; 21 – ведомая шестерня заднего хода; 22 – рычаг переключения передач; 23 – упорная подушка рычага переключения передач; 24 – упругая подушка рычага переключения передач; 25 – дистанционная втулка; 26 – запорная втулка; 27 – ведущая шестерня привода спидометра; 28 – сальник ведомого вала; 29 – фланец; 30 – гайка; 31 – уплотнитель центрирующего кольца; 32 – стопорное кольцо; 33 – центрирующее кольцо; 34 – задний подшипник ведомого вала; 35 – грязеотражатель; 36 – ведомая шестерня привода спидометра; 37 – задняя крышка КП; 38 – привод спидометра; 39 – вилка включения передачи заднего хода; 40 – ведущая шестерня заднего хода; 41 – промежуточная шестерня заднего хода; 42 – ось промежуточной шестерни заднего хода; 43 – задний подшипник промежуточного вала; 44 – ведущая шестерня первой передачи; 45 – муфта синхронизатора первой и второй передачи; 46 – корпус коробки передач; 47 – ведущая шестерня второй передачи; 48 – ведущая шестерня третьей передачи; 49 – пробка заливного и контрольного отверстия; 50 – крышка картера коробки передач; 51 – промежуточный вал; 52 – шестерня постоянного зацепления промежуточного вала; 53 – передний подшипник промежуточного вала; 54 – болт; 55 – зажимная шайба подшипника; 56 – шестерня постоянного зацепления ведущего вала; 57 – пружинная шайба; 58 – стопорное кольцо; 59 – передняя крышка коробки передач; 60 – первичный (ведущий) вал. Для обеспечения
плавного и бесшумного переключения передач коробки оснащаются синхронизаторами.
«Ребята, как Вы думаете как работает зубчатая передача?»
Работа простой зубчатой передачи Изменение
соотношения между числами оборотов коленчатого вала двигателя и ведущих колёс
автомобиля и изменение вследствие этого тягового усилия на колёсах производится посредством
зубчатых колёс (шестерён), из набора которых и состоит коробка передач.
На изменении
передаточных чисел путём введения в зацепление шестерён с различным диаметром основано действие
коробки передач, раздаточной коробки и коробки отбора мощности. При работе
передачи некоторая часть передаваемой мощности теряется на преодоление сил
трения в самих шестернях, в опорах их валов и на взбалтывание масла. Эти
потери оцениваются коэффициентом полезного действия (кпд)
передачи, который
представляет собой отношение мощности полученной на валу ведомой шестерни, к
мощности на ведущей шестерне. Работу зубчатых передач поясняет рисунок 4.
Рисунок 4. Схемы зубчатых передач. Дополнительная
информация.
Если валы удалены друг от друга на расстояние, которое не позволяет соединить их посредством пары шестерён, между ведущей и ведомой шестерней может помещаться одна или несколько шестерён, именуемых промежуточными шестернями (см. рис. 5). Промежуточная шестерня не несущая полезной нагрузки (т.е. не приводящая в движение вал какого-либо механизма, а вращающаяся на собственной оси), называется паразитной шестернёй.
Работа ручной шестерёнчатой трёхвальной четырёхступенчатой коробки передач Трёхвальная
коробка передач (см.
рис. 1), имеет
первичный (60), вторичный (16) и промежуточный (51) валы, а также ось (42)
промежуточной шестерни (41) передачи заднего хода. Валы опираются на
подшипники качения (2, 19, 34, 43 и 53), установленные в корпусе (46)
коробки. Передний носок первичного вала (60) опирается на подшипник,
запрессованный в выточку фланца коленчатого вала двигателя. Передний носок
вторичного вала (16) лежит в игольчатом подшипнике (5), установленном в
торцевой выточке шестерни (56) ведущего вала (60). Шестерня (56) ведущего
вала (60) располагается на его заднем конце и изготовлена с валом, как одно
целое. Работа синхронизатора. Синхронизатор
(см.
рис. 2)
состоит из ступицы (1), скользящей муфты (2), блокировочного кольца (3) и
пружины (4).
Устройство и работа ручной шестерёнчатой двухвальной пятиступенчатой коробки передач Устройство
двухвальной пятиступенчатой коробки схематически показано на рисунке 6.
Рисунок 6. Схема двухвальной коробки передач. 1 – шестерня пятой передачи первичного вала; 2 – шестерня первой передачи первичного вала; 3 – муфта синхронизатора включения первой, второй передачи и передачи заднего хода; 4 – шестерня второй передачи первичного вала; 5 – шестерня третьей передачи первичного вала; 6 – корпус КП; 7 - муфта синхронизатора включения третьей и четвёртой передачи; 8 – шестерня четвёртой передачи первичного вала; 9 – картер сцепления; 10 – первичный (ведущий) вал; 11 – шарнир привода передних колёс; 12 – ведомая шестерня главной передачи; 13 – ведущая шестерня главной передачи; 14 – шестерня четвёртой передачи вторичного вала; 15 – вторичный (ведомый) вал; 16 – шестерня третьей передачи вторичного вала; 17 – шестерня второй передачи вторичного вала; 18 - шестерня первой передачи вторичного вала; 19 – шестерня пятой передачи вторичного вала; 20 – муфта синхронизатора включения пятой передачи.
Рисунок 7. Направление потока мощности в двухвальной коробке при включении передач переднего и заднего хода Направление потока мощности показано стрелками. Муфты синхронизаторов и шестерни, находящиеся под нагрузкой подкрашены розовым цветом. Сдвоенные шестерёнчатые вальные коробки передач с двумя сцеплениями и автоматическим управлением. Механическая шестерёнчатая коробка передач, сконструированная по принципу «две в одной», концептуально объединяет в агрегатном узле две полностью синхронизированные между собой, коробки передач, каждая из которых образует, так называемый «делительный механизм». Каждый из двух делительных механизмов имеет свой первичный и вторичный вал с набором шестерён. Крутящий момент от коленчатого вала двигателя на первичные валы каждого делительного механизма передаётся через двухдисковое или сдвоенное многодисковое (пакетное) сцепление. При этом за привод первичного вала каждого из двух делительных механизмов отвечает свой (один из двух) пакет фрикционов. Принципиальная схема коробки передач показана на рисунке 8.
Рисунок 8. Принципиальная схема КП с двухдисковым сцеплением.
«Ребята, Вы знаете, как работает сдвоенная коробка передач?»
От КВ
двигателя крутящий момент через сцепление 1 поступает на первичный вал 1 и
шестерни передач с ним связанные, а через сцепление 2 на первичный вал 2 и
его шестерни. Рисунок 9. Устройство многовальной КП с пакетным сдвоенным сцеплением.
Для лучшего
понимания устройства на рисунке 9 показана конструкция вальной
шестиступенчатой коробки передач с пакетным сдвоенным сцеплением.
Устройство и работа механизма переключения передач. По способу воздействия рычагом на исполнительные механизмы переключения передач различают три основных типа привода управления ручными коробками. 1. Прямой (непосредственный); 2. Тяговый; 3. Тросовый. Прямой
привод управления Раздаточная коробка служит для
распределения (раздачи) усилия на ведущие мосты автомобиля. Раздаточная коробка автомобилей повышенной проходимости имеет
устройство сходное с коробкой передач и, как правило, две передачи – высшую
(прямую) и понижающую, что удваивает общее число передач в трансмиссии и
позволяет более точно и правильно подбирать передаточные числа в соответствии
с условиями движения. Передачи синхронизированы. Рисунок 11. Устройство раздаточной коробки полноприводного автомобиля повышенной проходимости.
Раздаточные коробки автомобилей с полным приводом для дорог
общего назначения (с твёрдым или грунтовым покрытием) имеют менее сложную конструкцию. Рисунок 12. Бесступенчатая дифференциальная раздаточная коробка с цепным приводом.
|
Учащиеся записывают название темы занятия.
Учащиеся отвечают на поставленный преподавателем вопрос. Учащиеся записывают в тетради основные части автомобиля.
Учащиеся отвечают на поставленный преподавателем вопрос. Учащиеся записывают в тетради назначение и разновидности коробок передач.
Учащиеся самостоятельно работают с наглядным пособием, слушают объяснения преподавателя и записывают в тетради устройство трехвальной ступенчатой коробки передач.
Учащиеся отвечают на поставленный преподавателем вопрос.
Учащиеся записывают в тетради принцип работы зубчатой передачи.
Учащиеся записывают в тетради принцип работы трехвальной четырехступенчатой коробки передач.
Учащиеся записывают в тетради принцип работы синхронизатора.
Учащиеся самостоятельно работают с наглядным пособием, слушают объяснения преподавателя и записывают в тетради устройство двухвальной пятиступенчатой коробки передач.
Учащиеся отвечают на поставленный преподавателем вопрос.
Учащиеся записывают в тетради принцип работы сдвоенной коробки передач.
Учащиеся записывают в тетради принцип работы механизма переключения передач.
Учащиеся записывают в тетради принцип работы раздаточной коробки.
|
Преподаватель сообщает тему урока и нацеливает учащихся на изучение нового материала.
Изучение нового материала начинается с вопроса: «Ребята, для чего нужна трансмиссия?»
Преподаватель обращает внимание на разновидности коробок передач.
Применяется объяснительно-иллюстрированный метод, используются наглядное пособие «Трехвальная ступенчатая коробка передач»
Преподаватель обращает внимание на принцип работы зубчатой передачи.
Преподаватель обращает внимание на принцип работы трехвальной четырехступенчатой коробки передач.
Преподаватель обращает внимание на принцип работы синхронизатора.
Применяется объяснительно-иллюстрированный метод, используются наглядное пособие «Устройство двухвальной пятиступенчатой коробки передач»
Преподаватель обращает внимание на принцип работы сдвоенной коробки передач.
Преподаватель обращает внимание на принцип работы механизма переключения передач.
Применяется объяснительно-иллюстрированный метод, используются наглядное пособие «Раздаточная коробка».
|
5. Закрепление изучаемого материала – 8 мин. |
Итак, давайте закрепим материал нашей темы. Я предлагаю вам обратиться к записям в своих тетрадях с целью изучения материала.
Ну, а теперь ответьте на вопросы: А) Для чего нужна
трансмиссия?
|
Учащиеся работают со своими тетрадями.
Предполагаемые ответы:
|
Самостоятельная работа с тетрадями.
Используется метод контроля (письменная проверка знаний). |
6. Обобщение и систематизация изучаемого материала – 2 мин. |
Предлагаю рассказать, что нового учащиеся узнали на уроке. |
Слушают вопросы, отвечают, делают выводы по изученному материалу. |
|
7. Подведение итогов занятия и оценка деятельности учащихся – 3 мин. |
Вначале занятия перед вами был поставлен вопрос: «Какие функции выполняют узлы и механизмы трансмиссии и коробки передач автомобиля?» Я надеюсь, что вы уже сможете ответить на этот вопрос. Итак, 1. Какова цель нашего занятия? 2. Достигли ли мы ее? 3. Что нового вы сегодня узнали? 4. Вам понравилось занятие?
Преподаватель делает выводы по результатам занятия, анализирует работу учащихся. Знакомит с оценками за работу на уроке. |
Каждый учащийся высказывает свое мнение по данному вопросу.
Учащиеся отвечают на поставленные преподавателем вопросы.
Учащиеся слушают, анализируют, делают выводы. |
Рефлексия |
8. Сообщение домашнего задания – 1 мин. |
К следующему уроку, знать какие функции выполняют узлы и механизмы трансмиссии и коробки передач автомобиля? |
Учащиеся записывают домашнее задание. |
Информация домашнего задания, инструкция по его выполнению. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.