Урок 18. Разнообразие животных
Цели деятельности учителя:
Обучающие: создать условия для актуализации и систематизации знания о классификации животных и их групповых признаках; формирования представлений о животных в процессе работы с текстом.
Развивающие: способствовать развитию критического мышления, умений ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; расширению кругозора учащихся.
Воспитательные: содействовать воспитанию познавательного интереса к окружающему миру, культуры общения в группе со сверстниками, бережного и внимательного отношения к животным.
Оборудование: листы с печатным текстом о животных, схемы: «Дикие и домашние животные», «Классификация животных»; карточки для индивидуальной работы и работы в группах; силуэты животных чёрного цвета.
Сценарий урока
I. Организация начала урока.
– Начинаем урок. На уроке постараемся открыть новые тайны природы. Пусть этот урок принесет вам хорошее настроение, новые знания, хорошие оценки.
Звучит музыка. Подготовленный заранее ученик читает стихотворение:
Есть на земле огромный дом Живёшь в том светлом доме ты
Под крышей голубой. И все твои друзья.
Живут в нём солнце, дождь и гром, Куда б дороги ни вели,
Лес и морской прибой. Всегда ты будешь в нём.
Живут в нём птицы и цветы, Природою родной земли
Весёлый звон ручья. зовётся этот дом…
(Леонид Дайнеко.)
– Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с нашим родным домом – природой.
II. Актуализация опорных знаний.
1. фронтальный опрос:
– Наука, которая изучает растения.
– Посмотрите внимательно и назовите «лишний» предмет. (Слон, собака, паук, ландыш.)
– К какому царству относится этот предмет? (К царству растений.)
– Как называется наука, которая изучает растения? (Ботаника.)
– Какую роль играют растения в жизни людей и животных? (Человек получает от растений кислород, пищу, ткани, древесину. Животным растения дают кислород, служат для них убежищем, пищей, лекарством.)
– Да, жизнь без растений на земле немыслима.
2. Тестирование (работа в парах).
– А сейчас хотелось бы узнать, что вы знаете о растениях. На столе карточки с заданиями. Вы должны прочитать вопрос и выбрать правильный ответ.
Тест «Что вы знаете о растениях?»
1. Что содержит плод растения?
а) цветок; б) семена; в) стебель.
2. Что растения получают из почвы?
а) перегной, песок, глину;
б) остатки растений и животных;
в) кислород, воду, соли.
3. Хвойные растения – это:
а) сосна, ель, яблоня;
б) лиственница, папоротник, кедр;
в) ель, сосна, пихта.
Ответы: 1-б. 2-в. 3-в.
3. опрос по теме «Лекарственные растения».
– откроем секреты некоторых растений.
1. Отвар какого растения – хорошее средство от кашля? (Мать-и-мачеха.)
2. Какое растение облегчит боль, если вы поранили ногу? (Подорожник.)
3. Какую траву любят кошки, а люди используют ее при нервных расстройствах? (Валериану.)
4. В плодах какого растения аскорбиновой кислоты содержится в 10 раз больше, чем в смородине? (Шиповник.)
5. Какое растение лечит от 90 болезней? (Зверобой.)
– это лекарственные растения. Их очень много. Есть специальная книга, которая называется «Лекарственные растения».
– Скажите, где и как их можно собирать? (Ответы учащихся.)
– Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинить вред растениям? (Ответы учащихся.)
4. Интеллектуальная минутка.
– Если вы верно выполните все задания, то сами определите тему сегодняшнего урока. Из двух вариантов ответов выберите верный и обведите в кружок соответствующую букву.
1. В каком органе растения происходит образование питательных веществ?
л – корень з – листья
2. При дыхании растения поглощают…
о – кислород р – углекислый газ
3. Растения какой группы не имеют органов, всё растение – один организм?
о – водоросли а – папоротники
4. Какие питательные вещества готовят листья растений?
е – минеральные соли л – сахар и крахмал
5. Какой газ выделяют растения при питании, когда «работает кухня»?
о – кислород т – углекислый газ
6. При каком условии будет работать «кухня» растений?
г – на свету о – при определённой температуре
7. Сладкий сок цветов, который даёт цветку аромат.
л – пыльца и – нектар
8. Наука, которая занимается изучением растений.
я – ботаника у – биология
– Сдайте выполненную работу на проверку. А теперь вместе выберем верные ответы. Какое слово получилось? («Зоология».)
– А что же обозначает это слово? Давайте попробуем сами догадаться. (Ответы учащихся.)
– Кто из вас бывал в зоопарке? А что продают в зоомагазине? У всех этих слов есть общая часть «зоо», которая переводится как «животное». А «логос» в переводе – наука.
Зоология – наука о животных.
Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся, Взвился вверх и полетел.
Больше спать не захотел. Солнце утром лишь проснется,
Шевельнулся, подтянулся, Бабочка кружится, вьется.
III. Сообщение темы урока.
– Мы продолжаем изучение раздела «Эта удивительная природа». Сегодня мы покидаем царство растений и переходим к изучению другого царства – животного мира. На уроке мы рассмотрим новую классификацию животных, их групповые признаки.
IV. Изучение нового материала.
1. Мир животных.
Рассказ учителя с элементами беседы.
– Когда вы слышите слово «животные», кого вы представляете? (Ответы учащихся.)
У каждого животного своя среда обитания. Некоторые живут в воде, некоторые на суше, третьи – в почве, жизнь других животных тесно связана с воздухом. А многие живут рядом с человеком. Как называются животные, которые живут рядом с человеком? А те, которые живут в дикой природе?
Демонстрирует схему:
– Мир животных очень разнообразен, в нём много интересного. На столах у вас лежат рисунки с изображением животных. Распределите их на группы.
– Сколько групп получили? На какие группы вы разделили животных? (Две группы – дикие и домашние.)
– Что вы помните о домашних животных? (когда люди жили в пещерах, они стали подкармливать диких животных, со временем дикие животные стали домашними.)
– Что мы получаем от домашних животных? (мясо, жир, молоко, кожу, яйца, пух, перья, шерсть, мёд, воск, охрану жилья, транспортное средство.)
– Что вы знаете о диких животных? (живут вдали от человека, сами добывают пищу, строят жильё.)
– Кто знает, как называется наука о животных? (зоология.) Наука о животных называется зоологией. Это ещё один из разделов биологии. Ученые-зоологи делят царство животных на большое число групп. Само зарождение человечества взаимосвязано с животными. Многие народы обожествляли некоторых животных (Египет – кошку, как богиню ночи и охоты; племена аборигенов Австралии и Африки верят, что произошли от животных). Поэтому люди с древних времен заботились о животных и оберегали их. Я призываю вас к бережному отношению ко всему живому, к окружающему нас миру! В животном мире есть много групп, представители которых имеют свои особенности и отличительные признаки.
2. Классификация животных.
Работа в рабочей тетради.
– Откройте рабочую тетрадь (задание № 1, с. 40–41). Выполняя задание, мы познакомимся с классификацией животных.
– Животные удивительно разнообразны. Изучением их разнообразия занимается наука – систематика. Главная задача которой – это классификация животных. Рассмотрите схему на доске:
Систематические группы животных
– Выделяют также отряды, семейства, рода, на которых вы подробнее остановитесь на уроках биологии в старших классах. Основная единица классификации – это вид животных.
– Первую большую группу животных составляют: звери (млекопитающие), птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся (учитель указывает на схему – тип хордовые). Рассмотрим их более подробно.
• Звери, или млекопитающие.
– Назовите, к какой группе относятся изображенные на иллюстрации в рабочей тетради животные. (Звери.)
– Перечислите их признаки. (Тело покрыто шерстью, имеют по четыре лапы, своих детенышей вскармливают молоком.)
– Как называют их еще? (Млекопитающие.)
– Назовите следующих животных. (Крот, кит, летучая мышь.)
– Эти животные тоже относятся к группе зверей, хотя у летучей мыши вместо лап – крылья, у кита вместо ног – плавники и тело не покрыто шерстью, а у крота лапы-лопаты. Но эти животные детенышей вскармливают молоком, поэтому они тоже млекопитающие. В группе зверей – кит – самое большое животное.
• Птицы.
– Рассмотрите следующие иллюстрации с изображением животных. Назовите следующую группу животных. (Птицы.)
– По какому признаку вы их определили? (Варианты ответов: тело покрыто перьями, летают.)
– Все ли птицы летают? (Нет.)
– Назовите птицу, которая не летает, но быстро бегает. (Страус.)
– Назовите птицу, у которой вместо крыльев – лапы-ласты, и они хорошо плавают. (Пингвины.)
• Рыбы.
– Я перечислю основные признаки животных следующей группы, а вы догадайтесь, как эта группа называется: живут в воде, тело покрыто чешуей, передвигаются с помощью плавников, дышат жабрами. (Рыбы.)
– Назовите, каких рыб вы знаете. (Ответы учащихся.)
• Земноводные.
– Назовите следующих животных. (Лягушки, жабы, тритоны.)
– Эти животные могут жить на земле и в воде. Как можно назвать эту группу? (Земноводные.)
• Пресмыкающиеся.
– Следующая группа, о которой пойдет речь, обитает на суше, но и в воде чувствует себя прекрасно. К ним относятся змеи, ящерицы, крокодилы, черепахи. Кожа у них покрыта сухими чешуйками или панцирем, что защищает организм от высыхания. Эти животные ползают – пресмыкаются, поэтому их называют «пресмыкающиеся».
– Следующую группу животных составляют насекомые, ракообразные, паукообразные (учитель указывает на схему – тип членистоногие). Рассмотрим их более подробно.
• Насекомые.
– Назовите группу животных, изображенных на иллюстрации. (Насекомые.)
– Перечислите их признаки. (Три пары ног, одна пара усов, одна-две пары крыльев.)
• Ракообразные.
– Следующую группу животных называют «ракообразные». К ним относятся раки, крабы, креветки, омары. Они питаются водорослями, водными животными, бактериями. Тело состоит из головы, груди, брюшка, на голове две пары усиков. Это органы чувств, иногда помогают при передвижении. Глаза расположены на голове или на стебельках. Органы дыхания – жабры. Некоторые из них дышат через кожу.
• Паукообразные.
– К этой группе относятся: пауки, скорпионы, сенокосцы, клещи, тарантулы. Все они имеют восемь ног (четыре пары). Голова и грудь слиты воедино, брюшко покрыто щитком, сзади расположены паутинные бородавки. (Выходящее вещество, застывая в воздухе, превращается в шелковую паутинную нить, она гибкая и прочная. В XVIII веке во Франции из нее изготовляли перчатки.)
• Моллюски.
– Следующая группа животных – моллюски (учитель указывает на схему – тип моллюски). Моллюски обитают в морях и океанах. Хорошо плавают. К ним относятся улитки, слизни, осьминоги, кальмары, каракатицы. Это беспозвоночные животные, тело которых состоит из головы, туловища и одной ноги, преобразованной в плавник. У многих из них тело защищено раковиной.
• Черви.
– Еще одна группа животных – черви (учитель указывает на схему – тип черви). Эту группу составляют беспозвоночные животные с вытянутым телом, к ним относят плоских, кольчатых и круглых червей.
• Иглокожие.
– Есть еще одна группа животных – это иглокожие (учитель указывает на схему – тип иглокожие). К ним относятся: морские звезды, морские ежи, морские лилии, морские огурцы. Они малоподвижны. Одни питаются растительной пищей, другие – хищники. Могут отбрасывать части тела и даже внутренние органы, которые впоследствии восстанавливаются.
– И еще есть одна группа животных – это кишечнополостные, но мы с вами о них узнаем в старших классах на уроках биологии.
Физкультминутка
Утром мышки проснулись, Лапки ставят на бочок, Улыбнулись, потянулись, На носочках скок-скок-скок. Быстро сделали зарядку.
|
Лапки вверх, лапки вниз, На носочки поднялись, Лапки ставят на бочок, На носочках скок-скок-скок. А затем вприсядку, Чтоб окрепли лапки. |
V. Первичное закрепление изученного.
– Заполните 2-й столбик таблицы:
Разнообразие животных
Группы животных |
Отличительные |
1 |
2 |
Черви: дождевой червь, пиявки |
|
Моллюски: улитки, слизни, осьминоги, кальмары, каракатицы |
|
Иглокожие: морские звезды, морские ежи, морские лилии, морские огурцы |
|
Ракообразные: раки, крабы, креветки, мокрицы |
|
Паукообразные: скорпионы, сенокосцы, пауки, клещи |
|
Насекомые жуки, бабочки, стрекозы, пчелы, мухи |
|
Рыбы |
|
Земноводные: лягушки, жабы, тритоны |
|
Пресмыкающиеся (рептилии): ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы |
|
Птицы |
|
Звери, или млекопитающие |
|
VI. Закрепление изученного материала.
работа в рабочей тетради.
– Откройте рабочую тетрадь (задание № 2, с. 41). зачеркните «лишнее» название в каждом ряду и объясните свое решение.
Осьминог – моллюск.
Паук – паукообразный.
Лягушка – земноводная.
Пиявка – группа червей.
– Выполните следующее задание (задание № 3, с. 42).
Работа по учебнику.
– посчитайте виды птиц на рисунке в учебнике (с. 94).
VII. Итог урока.
– Наш урок подходит к концу. Спасибо вам за активную работу.
– Что нового вы узнали на уроке? Что такое зоология?
– С какими трудностями вы столкнулись на уроке?
– Что бы вы хотели узнать?
– закончу урок стихотворением о природе:
Любите родную природу – На ней мы с тобою родились,
Озера, леса и поля. Живем мы с тобою на ней.
Ведь это же наша с тобою Так будем же, люди, все вместе
На веки родная земля. Мы к ней относиться добрей.
Домашнее задание: учебник, с. 93 (читать); ответить на вопросы рубрики «Проверь себя»; рабочая тетрадь, задание № 6, с. 43 (подготовить сообщение об одном из видов животных любой группы).
таблицу:
Группы животных |
Признаки |
Виды |
Насекомые |
|
|
Пресмыкающиеся |
|
|
Рыбы |
|
|
Земноводные |
|
|
Птицы |
|
|
Звери |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.