Урок №1.Что изучает физика. Некоторые физические термины.

  • docx
  • 27.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок №1.Что изучает физика. Некоторые физические термины..docx

Урок №1.Что изучает физика. Некоторые физические термины.

 Наблюдения и опыты

 

Цель урока. Ознакомить учащихся с предметом «Физика». Ввести некоторые физические термины и понятия. Выяснить, что является источником физических знаний. Изучить основные  методы  изучения физики наблюдения, опыты и их различие.

Демонстрации. Движение шарика по наклонной плоскости. Звучание камертона. Колебания маятника. Правила техники безопасности.

Содержание нового материала. Роль науки в жизни человека. Предмет физики. Физическое тело. Вещество. Материя. Физические явления: механические, электрические, магнитные, тепловые, зву- ковые, световые. Способы изучения физических явлений: наблюдения, опыт, измерения, гипотеза, вывод.

Закрепление материала. Для закрепления материала используют вопросы в конце § 1—3.

Домашнее задание. § 1—3. Задание в конце § 1. Записать в тетради два-три примера физических явлений, наблюдаемых в природе. Решить задачи 1, 2, 5 из Сборника.

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: научиться понимать различия между теоретическими моделями и реальными объектами, овладеть регулятивными

универсальными учебными действиями для объяснения явлений природы (радуга, затмение, расширение тел при нагревании); овладеть эвристическими методами при решении проблем (переход жидкости в пар или в твердое состояние и переход вещества из твердого состояния в газообразное, минуя жидкое); уметь отстаивать свои убеждения.

Личностные: сформировать познавательный интерес к предмету, уверенность в возможности познания природы, самостоятельность в приобретении знаний о физических явлениях: механических, электрических, магнитных, тепловых, звуковых, световых.

Общие предметные: называть важнейшие физические явления окружающего мира (механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые, световые); пользоваться методами исследования явлений природы (наблюдения, опыты); проводить наблюдения и опыты; обобщать и делать выводы; соблюдать правила техники безопасности при работе в физическом кабинете.

Частные предметные: объяснять физические явления, различать способы изучения физических явлений; приводить примеры различных видов физических явлений.

 

 

Ход урока.

Начало урока посвятим организационным вопросам: как работать с учебником, как работать в физическом кабинете, какие учебные и учебно-методические пособия должны быть на уроке. Это должно способствовать формированию ответственного отношения к соблюдению правил техники безопасности при работе с физическими приборами и пособиями.

Далее просим учащихся назвать известные им естественные науки, целью которых является изучение закономерностей природы. Ставим вопрос классу: «Если физика — наука о природе, то чем она за нимается?» Учащиеся пытаются найти ответ на по- ставленный вопрос, а затем вместе с классом  определяем, чем занимается физика. Вводим понятия «физическое тело» и «вещество», и раскрываем их содержание на примерах. Называем несколько физических тел и предлагаем учащимся сказать, из каких веществ они состоят. Укажем, что кроме вещества — одного из видов материи существует другой вид материи поле (электрическое, магнитное). Обращаем внимание, что в природе постоянно происходят изменения. Предлагаем привести примеры таких изменений. Вместе с учащимися делаем заключение, что с физическими телами и веществами происходят различные изменения, даем определение таким изменениям. После ответа на вопрос: «Какие явления, кроме физических, изучают в школе?» учащиеся приводят примеры физических явлений и формулируют определение физического явления. Используя знания о физическом явлении, учащимся необходимо определить, к каким явлениям (физическим, хими- ческим, биологическим) относятся выпадение росы, горение спички, листопад.

Переходим к рассмотрению физических явлений, которые могут вызвать интерес у учащихся к предмету и помочь им составить представление, что изучает физика. Учащиеся наблюдают физические явления и обосновывают, почему данные  явления  относятся  к физическим: механическое — движение  шарика по наклонной плоскости; электрическое — электризация тел, нагревание спирали электрическим то- ком; звуковое — звучание камертона, свистка, губ- ной гармошки; тепловое — нагревание проводника током, нагревание воды; магнитное — взаимодейст- вие магнитов, один из которых подвешен на нити; световое отражение света от зеркала.

После демонстрации каждого явления учащиеся самостоятельно приводят примеры соответствующих явлений и приходят к выводу: физика изучает физические явления. Вопрос классу: «Что значит изучить явление?» После обсуждения формулируем ответ: изучить явление — значит установить причину его возникновения, найти закономерности его протекания.

Далее рассматривается, какими методами ученые исследуют физические явления, например, такие явления природы, как радуга, солнечные и лунные затмения. Некоторые явления бывают кратковременными (например, молнии), другие можно наблю- дать не всегда и не везде (например, затмения). По- этому ученые ставят опыты. При постановке опыта исследователь старается выделить интересующее его явление из других, сопутствующих ему. Так, явление расширения тел при нагревании было известно на основании наблюдений, а уже затем ученые ставили опыты: нагревали различные материалы и смотрели, как они расширяются. На основании опытов было установлено, что различные вещества расширяются по-разному. В процессе постановки опыта выполняются измерения, а на их основе производятся математические вычисления, которые позволяют установить зависимость, существующую между яв- лениями. Математические расчеты — важный способ изучения физических явлений.

Далее рассматриваем проблемный вопрос: «Известно ли  вам,  что  вещество  может  находиться в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном? Может ли вещество из твердого состояния сразу перейти в газообразное, минуя жидкое?» Для ответа на этот вопрос проводим опыты «Вода жидкость — пар» и «Испарение кристаллического иоа», на основании которых учащиеся пытаются дать ответ на поставленный вопрос.

Вместе с учащимися делаем вывод, что на основании наблюдений, опытов, измерений, расчетов ученые выдвигают гипотезы и открывают законы, которые позволяют выяснить взаимосвязь между явлениями, объяснить причину их возникновения. Зная законы, можно предсказать, как будет протекать явление и к чему это приведет. Все разъяснения сопро- вождаем рисунками, наглядными пособиями, фотографиями, опытами.