Урок 2 Основные правила комбинаторики План урока

  • docx
  • 12.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 2 Основные правила комбинаторики План урока.docx

Дата:

 

ФИО учителя:

Классы: 9

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Основные понятия и правила комбинаторики (правила суммы и произведения)

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке

9.3.1.3 знать определения перестановки, размещения, сочетания без повторений;

9.3.1.4 знать формулы комбинаторики для вычисления чисел перестановок, размещений, сочетания без повторений;

Цели урока

ü  знать определения перестановки, размещения, сочетания без повторений;

ü  знать и применять формулы комбинаторики для вычисления чисел перестановок, размещений, сочетания без повторений;

ü  решать задачи на применение формул комбинаторики для вычисления чисел перестановок, размещений, сочетания без повторений;

Критерии успеха

ü  знает определения и взаимосвязь перестановок, размещений, сочетаний без повторений;

ü  знает и применяет формулы комбинаторики для вычисления чисел перестановок, размещений, сочетания без повторений;

ü  решает задачи на применение формул комбинаторики для вычисления чисел перестановок, размещений, сочетания без повторений;

Языковые цели

 

Учащиеся:

Описывают и обсуждают устно определения перестановок, размещений, сочетаний без повторений;

Лексика и терминология, специфичная для предмета:

Комбинаторика, элемент, комбинация, выборка, перестановки, размещения, сочетания, факториал

Полезные выражения для диалогов и письма:

Перестановкой из n элементов (или n-перестановкой) называется n-элементное упорядоченное множество, составленное из элементов n-элементного множества …

Привитие ценностей

Умение учиться, добывать самостоятельно информацию, анализировать ситуацию, адаптироваться к новым ситуациям, ставить проблемы и принимать решения, работать в команде, отвечать за качество своей работы, умение организовывать свое время

Привитие ценностей осуществляется посредством работ, запланированных на данном уроке.

Межпредметные связи

Учащиеся будут исследовать большие возможности в обрабатывании и оценке основных правил комбинаторики, понимании и исследовании перестановок, размещений, сочетаний без повторений и их отношений в науке, и мире вокруг них.

Навыки использования ИКТ

Использование интерактивной доски в качестве демонстрационного средства и средства записи.

Предварительные знания

Определение комбинаторики, правил суммы и произведений, факториал числа, конечное множество.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

1 мин

 

 

 

I. Организационный момент:

- концентрацию внимания учащихся

- совместно с учащимися определить цели урока/ЦО

- определить «зону ближайшего развития» учащихся, ожидания к концу урока.

Проверка домашнего задания.

Слайды 1-2

Середина урока

1 мин

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Актуализация знаний.

Учащимся предлагается повторить определение комбинаторики  и понятия «факториал», правил суммы и произведений.

 

ІІІ. Изучение нового материала.

1) Вводится понятие перестановки без повторений.

Перестановкой называется конечное множество, в котором установлен порядок элементов.

Число всевозможных перестановок из n элементов вычисляется по формуле:

                      Pn = n!

Пример 1. 

Сколькими способами могут быть расставлены восемь участниц финального забега на восьми беговых дорожках?

Решение: P8 = 8! = 40 320

 

Пример 2.

Сколько различных четырёхзначных чисел можно составить из цифр 0, 1, 2, 3, причём в каждом числе цифры должны быть разные?

Решение: Р4Р3 = 4! – 3! = 18.

 

Пример 3.

Имеется 12 различных книг, среди которых есть четырёхтомник одного автора. Сколькими способами можно расставить эти книги на полке, если книги четырёхтомника должны находиться вместе, но в любом порядке?

Решение: Р9 · Р4 = 9! ·4! = 8709120.

 

2) Вводится понятие размещений без повторений.

Размещением  из n элементов конечного множества по k, где kn, называют упорядоченное множество, состоящее из k элементов.

Число всевозможных размещений из n элементов по k вычисляется по формуле:

                     

 

Пример 1.

Из 13 учащихся нужно отобрать по одному человеку для участия в городских олимпиадах по математике, физике, истории и географии. Каждый из учащихся участвует только в одной олимпиаде. Сколькими способами это можно сделать?

Решение:

=.

 

Пример 2.

Сколько существует семизначных телефонных номеров, в которых все цифры различны и первая цифра отлична от нуля?

Решение:

.

Пример 3.

Сколько существует трёхзначных чисел, составленных из цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6 (без повторений), которые НЕ кратны 3?

Решение:

.

 

3) Вводится понятие сочетаний без повторений.

Подмножества, составленные из n элементов данного множества и содержащие k элементов в каждом подмножестве, называют сочетаниями из n элементов по k. (Сочетания различаются только элементами, порядок их не важен: ab и ba – это одно и тоже сочетание).

Число всевозможных сочетаний из n элементов по k вычисляется по формуле:

                     

 

Пример 1.

Сколькими способами можно выбрать четырёх дежурных из класса, в котором 24 человек?

Решение:

.

 

Пример 2.

Из вазы с цветами, в которой стоят 10 красных гвоздик и 5 белых, выбирают 2 красные гвоздики и одну белую. Сколькими способами можно сделать такой выбор букета?

Решение:

.

 

Пример 3.

Семь огурцов и три помидора надо положить в два пакета так, чтобы в каждом пакете был хотя бы один помидор и чтобы овощей в пакетах было поровну. Сколькими способами это можно сделать?

Решение:

.

 

4) Число размещений, перестановок и сочетаний связаны равенством:

.

 

Различия между перестановками, сочетаниями и размещениями без повторений:

      В случае перестановок берутся все элементы и изменяется только их местоположение.

      В случае размещений берётся только часть элементов и важно расположение элементов друг относительно друга.

      В случае сочетаний берётся только часть элементов и не имеет значения расположение элементов друг относительно друга.

 

5) Устный опрос учащихся «Проверь себя»:

      Что такое комбинаторика?

      В чём состоит правило суммы?

      В чём состоит правило произведения?

      Что такое размещения?

      Запишите формулу для нахождения числа размещений.

      Что такое перестановки?

      Запишите формулу для нахождения числа перестановок.

      Что такое факториал?

      Что такое сочетания?

      Запишите формулу для нахождения числа сочетаний.

      В чём различие между перестановками, размещениями, сочетаниями?

 

IV. Закрепление нового материала.

Работа в группе. Все учащиеся (12 человек) делятся на 3 команды примерно по 4 человек. Раздаются задания в виде карточек. Участники каждой команды решают задачи, обсуждая между собой решение 3 задач. Через 5 минут из каждой команды по 1 ученику выходят к доске на объяснение одной из 3-х задач. Учитель проверяет. Все учащиеся также совместно проверяют правильность решении каждой задачи.

 

№1. Сколько существует двузначных чисел, в которых цифра десятков и цифра единиц различные и нечетные?

№2. Сколько всего шестизначных четных чисел можно составить из цифр 1, 3, 4, 5, 7 и 9, если в каждом из этих чисел ни одна цифра не повторяется?

№3. 12 человек играют в городки. Сколькими способами они могут набрать команду из четырех человек на соревнование?

Решение задач:

№1. Поскольку нечетных цифр пять, а именно 1, 3, 5, 7, 9, то эта задача сводится к выбору и размещению на две разные позиции двух из пяти различных цифр. Следовательно, указанных чисел имеется

 .

 

№2. Необходимым и достаточным условием делимости натурального числа на 2 является делимость на 2 цифры разряда единиц этого числа. Поэтому из всех указанных цифр цифрой единиц искомого числа может быть только цифра 4. Остальные пять цифр могут стоять на оставшихся пяти местах в любом порядке. Следовательно, поставленная задача сводится к нахождению числа перестановок из пяти элементов. Поскольку

, то всего можно составить 120 указанных чисел.

 

№3. Число способов выбрать четыре человека из 12 равно числу сочетаний из 12 по четыре, т. е.

 

 

 

 

 

 

 

Слайды 3-6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайды 7-9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайды 10-13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайды 14-17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

 

Конец урока

3 мин

В конце урока учащиеся проводят рефлексию:

- что узнал, чему научился

- что осталось непонятным

- над чем необходимо работать и т.д.

 

Домашнее задание:

№1.Сколько всего семизначных телефонных номеров, в каждом из которых ни одна цифра не повторяется?

№2.Сколькими способами семь книг разных авторов можно расставить на полке в один ряд?

№3.Сколькими способами семь книг разных авторов можно расставить на полке в один ряд?

№4.У Нины есть семь разных книг по математике, а у Славы – девять разных книг по философии. Сколькими способами они могут обменяться друг с другом по пять книг?

№5. В розыгрыше первенства по футболу принимают участие 16 команд, при этом любые две команды играют между собой только один матч. Сколько всего календарных игр?

Приложение

 

 

 

 

Приложение №2

Дифференциация

Более способным учащимся предлагаются задания более сложного уровня.

Оценивание

Формативное оценивание учителя в течение урока – учитель следит за выполнением тренировочных упражнений.

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Рефлексия по уроку

×          Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

×          Все ли учащиеся достигли ЦО?

×          Если нет, то почему?

×          Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

×          Выдержаны ли были временные этапы урока?

×          Какие отступления были от плана урока и почему?

 

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?