Дата:
|
ФИО учителя: |
|||||
Классы: 9 |
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
||||
Тема урока |
Основные понятия и правила комбинаторики (правила суммы и произведения) |
|||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке |
9.3.1.3 знать определения перестановки, размещения, сочетания без повторений; 9.3.1.4 знать формулы комбинаторики для вычисления чисел перестановок, размещений, сочетания без повторений; |
|||||
Цели урока |
ü знать определения перестановки, размещения, сочетания без повторений; ü знать и применять формулы комбинаторики для вычисления чисел перестановок, размещений, сочетания без повторений; ü решать задачи на применение формул комбинаторики для вычисления чисел перестановок, размещений, сочетания без повторений; |
|||||
Критерии успеха |
ü знает определения и взаимосвязь перестановок, размещений, сочетаний без повторений; ü знает и применяет формулы комбинаторики для вычисления чисел перестановок, размещений, сочетания без повторений; ü решает задачи на применение формул комбинаторики для вычисления чисел перестановок, размещений, сочетания без повторений; |
|||||
Языковые цели
|
Учащиеся: Описывают и обсуждают устно определения перестановок, размещений, сочетаний без повторений; Лексика и терминология, специфичная для предмета: Комбинаторика, элемент, комбинация, выборка, перестановки, размещения, сочетания, факториал Полезные выражения для диалогов и письма: Перестановкой из n элементов (или n-перестановкой) называется n-элементное упорядоченное множество, составленное из элементов n-элементного множества … |
|||||
Привитие ценностей |
Умение учиться, добывать самостоятельно информацию, анализировать ситуацию, адаптироваться к новым ситуациям, ставить проблемы и принимать решения, работать в команде, отвечать за качество своей работы, умение организовывать свое время Привитие ценностей осуществляется посредством работ, запланированных на данном уроке. |
|||||
Межпредметные связи |
Учащиеся будут исследовать большие возможности в обрабатывании и оценке основных правил комбинаторики, понимании и исследовании перестановок, размещений, сочетаний без повторений и их отношений в науке, и мире вокруг них. |
|||||
Навыки использования ИКТ |
Использование интерактивной доски в качестве демонстрационного средства и средства записи. |
|||||
Предварительные знания |
Определение комбинаторики, правил суммы и произведений, факториал числа, конечное множество. |
|||||
Ход урока |
||||||
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
||||
Начало урока 1 мин
|
I. Организационный момент: - концентрацию внимания учащихся - совместно с учащимися определить цели урока/ЦО - определить «зону ближайшего развития» учащихся, ожидания к концу урока. Проверка домашнего задания. |
Слайды 1-2 |
||||
Середина урока 1 мин
5 мин
5 мин
5 мин
5 мин
5 мин
10 мин
|
II. Актуализация знаний. Учащимся предлагается повторить определение комбинаторики и понятия «факториал», правил суммы и произведений.
ІІІ. Изучение нового материала. 1) Вводится понятие перестановки без повторений. Перестановкой называется конечное множество, в котором установлен порядок элементов. Число всевозможных перестановок из n элементов вычисляется по формуле: Pn = n! Пример 1. Сколькими способами могут быть расставлены восемь участниц финального забега на восьми беговых дорожках? Решение: P8 = 8! = 40 320
Пример 2. Сколько различных четырёхзначных чисел можно составить из цифр 0, 1, 2, 3, причём в каждом числе цифры должны быть разные? Решение: Р4 – Р3 = 4! – 3! = 18.
Пример 3. Имеется 12 различных книг, среди которых есть четырёхтомник одного автора. Сколькими способами можно расставить эти книги на полке, если книги четырёхтомника должны находиться вместе, но в любом порядке? Решение: Р9 · Р4 = 9! ·4! = 8709120.
2) Вводится понятие размещений без повторений. Размещением
Число всевозможных размещений из n элементов по k вычисляется по формуле:
Пример 1. Из 13 учащихся нужно отобрать по одному человеку для участия в городских олимпиадах по математике, физике, истории и географии. Каждый из учащихся участвует только в одной олимпиаде. Сколькими способами это можно сделать? Решение: =
Пример 2. Сколько существует семизначных телефонных номеров, в которых все цифры различны и первая цифра отлична от нуля? Решение:
Пример 3. Сколько существует трёхзначных чисел, составленных из цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6 (без повторений), которые НЕ кратны 3? Решение:
3) Вводится понятие сочетаний без повторений. Подмножества, составленные из n элементов данного множества и содержащие k элементов в каждом подмножестве, называют сочетаниями из n элементов по k. (Сочетания различаются только элементами, порядок их не важен: ab и ba – это одно и тоже сочетание). Число всевозможных сочетаний из n элементов по k вычисляется по формуле:
Пример 1. Сколькими способами можно выбрать четырёх дежурных из класса, в котором 24 человек? Решение:
Пример 2. Из вазы с цветами, в которой стоят 10 красных гвоздик и 5 белых, выбирают 2 красные гвоздики и одну белую. Сколькими способами можно сделать такой выбор букета? Решение:
Пример 3. Семь огурцов и три помидора надо положить в два пакета так, чтобы в каждом пакете был хотя бы один помидор и чтобы овощей в пакетах было поровну. Сколькими способами это можно сделать? Решение:
4) Число размещений, перестановок и сочетаний связаны равенством:
Различия между перестановками, сочетаниями и размещениями без повторений: • В случае перестановок берутся все элементы и изменяется только их местоположение. • В случае размещений берётся только часть элементов и важно расположение элементов друг относительно друга. • В случае сочетаний берётся только часть элементов и не имеет значения расположение элементов друг относительно друга.
5) Устный опрос учащихся «Проверь себя»: • Что такое комбинаторика? • В чём состоит правило суммы? • В чём состоит правило произведения? • Что такое размещения? • Запишите формулу для нахождения числа размещений. • Что такое перестановки? • Запишите формулу для нахождения числа перестановок. • Что такое факториал? • Что такое сочетания? • Запишите формулу для нахождения числа сочетаний. • В чём различие между перестановками, размещениями, сочетаниями?
IV. Закрепление нового материала. Работа в группе. Все учащиеся (12 человек) делятся на 3 команды примерно по 4 человек. Раздаются задания в виде карточек. Участники каждой команды решают задачи, обсуждая между собой решение 3 задач. Через 5 минут из каждой команды по 1 ученику выходят к доске на объяснение одной из 3-х задач. Учитель проверяет. Все учащиеся также совместно проверяют правильность решении каждой задачи.
№1. Сколько существует двузначных чисел, в которых цифра десятков и цифра единиц различные и нечетные? №2. Сколько всего шестизначных четных чисел можно составить из цифр 1, 3, 4, 5, 7 и 9, если в каждом из этих чисел ни одна цифра не повторяется? №3. 12 человек играют в городки. Сколькими способами они могут набрать команду из четырех человек на соревнование? Решение задач: №1. Поскольку нечетных цифр пять, а именно 1, 3, 5, 7, 9, то эта задача сводится к выбору и размещению на две разные позиции двух из пяти различных цифр. Следовательно, указанных чисел имеется
№2. Необходимым и достаточным условием делимости натурального числа на 2 является делимость на 2 цифры разряда единиц этого числа. Поэтому из всех указанных цифр цифрой единиц искомого числа может быть только цифра 4. Остальные пять цифр могут стоять на оставшихся пяти местах в любом порядке. Следовательно, поставленная задача сводится к нахождению числа перестановок из пяти элементов. Поскольку
№3. Число способов выбрать четыре человека из 12 равно числу сочетаний из 12 по четыре, т. е.
|
Слайды 3-6
Слайды 7-9
Слайды 10-13
Слайды 14-17
Слайд 18
Приложение №1
|
||||
Конец урока 3 мин |
В конце урока учащиеся проводят рефлексию: - что узнал, чему научился - что осталось непонятным - над чем необходимо работать и т.д.
Домашнее задание: №1.Сколько всего семизначных телефонных номеров, в каждом из которых ни одна цифра не повторяется? №2.Сколькими способами семь книг разных авторов можно расставить на полке в один ряд? №3.Сколькими способами семь книг разных авторов можно расставить на полке в один ряд? №4.У Нины есть семь разных книг по математике, а у Славы – девять разных книг по философии. Сколькими способами они могут обменяться друг с другом по пять книг? №5. В розыгрыше первенства по футболу принимают участие 16 команд, при этом любые две команды играют между собой только один матч. Сколько всего календарных игр? |
Приложение
Приложение №2 |
||||
Дифференциация Более способным учащимся предлагаются задания более сложного уровня. |
Оценивание Формативное оценивание учителя в течение урока – учитель следит за выполнением тренировочных упражнений. |
Здоровье и соблюдение техники безопасности |
||||
Рефлексия по уроку × Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? × Все ли учащиеся достигли ЦО? × Если нет, то почему? × Правильно ли проведена дифференциация на уроке? × Выдержаны ли были временные этапы урока? × Какие отступления были от плана урока и почему? |
|
|||||
Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках? |
||||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.