Урок 2. Тема. Т. Белозёров «Подснежники». С. Маршак «Апрель». И. Токмакова «Ручей»
Оценка 4.8

Урок 2. Тема. Т. Белозёров «Подснежники». С. Маршак «Апрель». И. Токмакова «Ручей»

Оценка 4.8
Мероприятия +2
rtf
08.02.2022
Урок 2. Тема. Т. Белозёров «Подснежники». С. Маршак «Апрель». И. Токмакова «Ручей»
Урок 2. Тема. Т. Белозёров «Подснежники». С. Маршак «Апрель». И. Токмакова «Ручей»
Урок 2. Тема. Т. Белозёров «Подснежники». С. Маршак «Апрель». И. Токмакова «Ручей».rtf

Урок 2. Тема. Т. Белозёров «Подснежники». С. Маршак «Апрель». И. Токмакова «Ручей»

 

И.В. Карлова,

учитель начальных классов

МБОУ "СШ № 2"

 

 

Цели и задачи урока: повторить и закрепить знания детей о приметах весны, повторить названия весенних месяцев, перелетных птиц, первых весенних цветов; вызвать желание наблюдать за животными, насекомыми и птицами, цветами и рассказывать о своих наблюдениях, получать информацию о жизни птиц не только из учебника, но из других книг, обогащать словарный запас учащихся, развивать умения слушать и воспроизводить услышанное по личным наблюдениям и прочитанному; формировать умение сравнивать, пользоваться дополнительной литературой, извлекать из неё нужную и полезную информацию, развивать желание учащихся больше знать, систематизировать свои знания; развивать память, устную связную речь, мышление, смекалку, воображение; организовывать и проводить межпредметные связи (окружающий мир, русский язык, математика); воспитывать бережное и заботливое отношение к природе, к родному краю.

Материал к уроку и оборудование: учебник, выставка детских книг, тематические иллюстрации и картинки, детские рисунки, аудиозапись "Журчание ручья", видеозапись "Весенние цветы".

 

Ход урока

 

I. Организационный момент.

 Приветствие.

- Начнем наш урок.

 

1. Вступительное слово учителя.

 Закончите четверостишия.

На ветках

Плотные комочки.

В них дремлют

Клейкие листочки (почки)

 

Лежало одеяло

Мягкое, белое.

Солнце пригрело –

Одеяло потемнело (снег)

 

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

Снег, проталины, (ручьи)

 

На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его …(скворец)

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперёд по пашне вскачь.

А зовется птица …(грач)

 

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла (весна)

 

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает? (Весной)

- Так о чём мы читали произведения?

- А какое время года у нас сейчас? Докажите.

- Давайте вспомним весенние месяцы.

 

II. Проверка домашнего задания.

 На доске рисунки учеников.

 - Ребята, над какой темой мы начали с вами работать?

  Начнём наш урок с того, что вам было предложено по желанию выучить наизусть понравившееся стихотворение и нарисовать рисунки (рисунки детей выставлены на стенде). Проведём конкурс чтецов у доски. Оценивание.

3. Речевая разминка. Чтение чистоговорки:

– Прочтите чистоговорку (прочитаем громко, с понижением голоса и шёпотом):

На – на – на к нам пришла весна.

Чи – чи – чи – прилетели к нам грачи.

Чит – чит – чит ручеек журчит.

Цы- цы- цы – прилетели перелётные птицы

Чки – чки – чки – на деревьях набухают почки

- Не забывайте о правилах выразительного чтения.

 

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

- Угадайте, что это за цветок.

Из - под снега вышел друг,

И весной запахло вдруг (подснежник)

- Откройте учебники на стр. 66 – 67.

- Кто может назвать тему нашего урока?

- Сегодня на уроке мы снова будем говорить и читать о весне.

- Что бы вы хотели нового узнать и чему научиться?

 

IV. Физпауза.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

(выполнение упражнений согласно тексту)

 

V. Работа по теме урока.

1. Работа с учебником. Беседа.

- Прочитайте, как называется первое стихотворение и кто автор.

- Мы уже познакомились с творчеством этого поэта. Вспомните, кому посвятил свои строки поэт?

- Кто рад наступлению весны?

- Послушайте и постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.

- С каким чувством поэт пишет о цветке? (с нежностью, любовью)

2. Чтение стихотворения учащимися по приему «жужжащее чтение».

- Прочитайте стихотворение «про себя».

- Какие слова вам непонятны? Где мы можем найти толкование данных слов? (Толковый словарь, интернет)

Подле – возле, рядом

Сквозистый - тонкий слой снега, через который видно землю

- Как поэт описывает подснежник? (голубенький, чистый).

- Какое слово в стихотворении помогает представить последний снежок?

(сквозистый).

- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? (радостное и грустное).

3. Повторное чтение стихотворений.

- Прочитайте еще раз "про себя" стихотворения и подготовьтесь к выразительному чтению, вспомните памятку.

Памятка.

1. Правильно ставь ударения.

2. Соблюдай паузы: короткие паузы - в конце строки, большие - при окончании строфы.

3. Выбери силу голоса (тихо, шёпотом, громко).

4. Определи темп, скорость (быстро, медленно, размеренно).

5. Читай эмоционально.

6. Покажи интонацией своё отношение к произведению.

4. Слово учителя.  Дополнительная информация об авторе  (Немного из биографии).

- Ребята, но не только Аполлон Майков писал об этом прекрасном цветке.

- Прочитайте, как называется следующее стихотворение и кто его автор?

(«Подснежники» Т.Белозёров.)

Коротко об авторе. Дополнительная информация.

  Белозёров Тимофей Максимович родился 23 декабря 1929 года в селе Камыши Курганской области в многодетной крестьянской семье. У него рано умерла мама, его на воспитание взяла добрая женщина. После окончания семилетней школы Тимофею Максимовичу пришлось много работать. Большинство произведений Т. Белозёрова посвящено природе, детству. Читая его произведения, хочется стать чуточку добрее и лучше. Ирина Токмакова, чьи стихотворения мы уже читали, говорила, что стихи Т. Белозёрова – это глоток свежего воздуха, пронизанного солнцем, пахнущего цветущим ромашковым полем. До майских ромашек у нас ещё есть время, а вот с апрельским подснежником давайте знакомиться.

5. Чтение стихотворения учителем.

- Послушайте стихотворение Т.Белозёрова «Подснежники» и представьте картину, описанную автором в стихотворении. (Обмен мнениями)

- Совпали ли ваши предположения?

- О ком говорится в стихотворении?

- Какое настроение возникло у вас?

6. Подготовка к чтению.

– Прочтите ключевые слова сначала по слогам, затем целыми словами.

сне-гу-роч-ка – снегурочка

про-во-жа-я – провожая

пе-чаль-на-я – печальная

пла-ка-ла – плакала

тро-га-я – трогая

сне-гу-роч-ки-ны – снегурочкины.

7. Чтение стихотворения по цепочке.

Ответы на вопросы стр. 67 - 68.

8. Выразительное чтение стихотворения.

– С какой интонацией надо читать это произведение? (неторопливо, спокойно)

- Пользуйтесь правилами выразительного чтения.

 

VI. Физкультминутка.

Наши первые цветочки распускают лепесточки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши первые цветочки закрывают лепестки.

Тихо засыпают, головой качают.

(выполнение упражнений согласно тексту)

 

V. Продолжение работы над темой урока.

1. Слово учителя и слушание музыки П. И. Чайковского.

  Пётр Ильич Чайковский посвятил удивительному цветку подснежнику пьесу. Закройте глаза и помечтайте под эту чудесную музыку (тихо звучит музыка).

- Какое настроение передал композитор?

- Что вы представили, слушая эту музыку?

2. Работа в парах.

- По каким признакам мы узнаём, что наступила весна? (варианты детей)

- Возьмите карточки. Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне. (Дети работают по карточкам в парах).

Карточка № 1.

Стало холоднее. Стало теплее.

Образовались проталины. Земля покрылась снегом.

День уменьшается. День увеличивается.

Карточка № 2.

Река замерзает. Лёд на реке тает.

Листья распускаются. Листья желтеют.

Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга.

Тает снег и лёд.

- Давайте попробуем выделить самый главный признак весны. (День увеличивается и становится теплее).

- А как потепление связано с осадками? (вместо снега идёт дождь)

- Опишите состояние снега.

3. Работа в группах.

- Повернитесь друг к другу и образуйте группы по 4 человека. Ваше задание – составить краткий рассказ о природе весной по предложенным фразам.

Весна приходит к нам сразу после...

Весенние месяцы ...

Весну можно узнать по таким признакам...

 

VI. Подведение итогов урока.

- С какими произведениями мы познакомились на уроке?

- С какой целью написаны все эти стихотворения?

• Чтобы сообщить...

• Чтобы передать свою печаль, радость.

• Привлечь внимание к красоте природы.

- Какое из них вам больше всего понравилось? Почему?

 

VII. Домашнее задание. Рекомендации к самостоятельной работе и подготовке к следующему уроку.

Выучить наизусть стихотворение С. Маршака "Апрель", повторить приметы весны по произведениям стр.68 -70 учебника.

Учитель. Музыка помогает нам услышать живые звуки – звуки природы.

- В каком произведении мы услышали пение жаворонка?

- Кто написал «Песнь жаворонка»?

- Как призвала весну птичка, которая села на окошечко?

Ученики выходят из класса под музыкальное сопровождение (снова звучит «Песнь жаворонка» П. И. Чайковского).

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Климанова  Л.  Ф.  Литературное  чтение.  Рабочие  программы.

Предметная  линия  учебников  системы  «Школа  России».  1-4  классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. - М.: Просвещение, 2014. - 128 с.

пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. - М.: Просвещение, 2014. – с.128

2. Клюхина И. В., Поурочные разработки по литературному чтению, 1 класс – М. «ВАКО», 2008г.

3. Микитюк В. В. Утренные встречи – школа жизни (по программе всестороннего развития ребенка «Шаг за шагом») // Начальное обучение и воспитание. - 2011. - № 22-23. – С. 13-16.

 

 

 

 

Урок 2. Тема. Т. Белозёров «Подснежники»

Урок 2. Тема. Т. Белозёров «Подснежники»

В голубенькой рубашке Бежит по дну овражка

В голубенькой рубашке Бежит по дну овражка

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока

Памятка. 1. Правильно ставь ударения

Памятка. 1. Правильно ставь ударения

Пользуйтесь правилами выразительного чтения

Пользуйтесь правилами выразительного чтения

С какими произведениями мы познакомились на уроке? -

С какими произведениями мы познакомились на уроке? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2022