Урок 20
«Мальчик
Золотой Хохолок
и девочка Золотая Коса» – это сказка
Педагогическая цель: способствовать развитию умений формулировать основную мысль текста, пересказывать, выражать свое отношение к языку произведения и героям сказки, характеризовать сказку как жанр.
Планируемые результаты образования.
Предметные: относят произведение к жанру сказки и находят в ней сказочные приметы; отвечают на вопросы учителя по содержанию прочитанного; пересказывают текст подробно и сжато; относят сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи).
Личностные: высказывают свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам; понимают эмоции других людей, сочувствуют, сопереживают.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; планируют решение учебной задачи – выстраивают последовательность необходимых операций.
Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – умеют осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; группируют персонажи.
Коммуникативные: понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Сценарий урока
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
– Пожелайте удачи друг другу.
II. Актуализация знаний.
Анализ рисунков. Пересказ отрывка из сказки.
III. Постановка проблемы.
– Прочитаем авторский текст на с. 80 до конца. (Читают.)
– Давайте определим план нашего урока исходя из вопросов и заданий учебника и запишем его на доске.
План:
1) найти «сказочные приметы»;
2) перечитать концовки сказок;
3) самим сочинить сказку.
IV. Открытие детьми нового знания.
– Почему брат и сестра оказались сильнее чар злой старухи?
Отвечаем на вопрос, выполняя задание 6 в тетради на с. 11.
– Почему «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» – сказка? Запишите ее сказочные приметы.
Словарная работа.
Чары – волшебство, колдовство.
Примета – отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого-либо, что-либо.
V. Первичное закрепление.
– Прочитаем концовки сказок из учебника:
· «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» (с. 18);
· «Мороз Иванович» Одоевского (с. 51);
· «Серебряное копытце» Бажова (с. 64).
– У сказок разные концовки, вы это услышали. Попробуйте их разделить на группы.
1-я группа. В нее входят сказки, у которых в концовке как-либо подводится итог, эти концовки заставляют задуматься.
2-я группа. Шутливые, комичные концовки.
3-я группа. В концовке объясняется, откуда появился какой-либо предмет, почему произошло какое-либо событие.
Мяч подскакивает вверх…
Мяч подскакивает вверх.
Кто подпрыгнет выше всех?
(Прыжки.)
Тише, тише, мяч устал,
Прыгать мячик перестал
И под парту закатился.
(Ходьба на месте.)
Ну и мы за стол садимся.
(Садятся за парты.)
Упражнение «Шарик»
Учитель предлагает детям представить, что они – воздушные шарики. На счет 1–4 дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет 1–8 медленно выдыхают.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.
– Перечислите героев сказки. Распределите героев сказки по группам (тетрадь, задание 5, с. 11).
– Кто вам понравился больше других? За что? Расскажите.
– Как было наказано зло в сказке?
VII. Повторение пройденного.
– Прочитайте задание 4 в учебнике на с. 81.
– Какие сказочные герои будут в сказке?
– С каких слов начнется сказка?
– Чем закончится?
VIII. Итог урока. Рефлексия.
– Что нового вы узнали о сказках?
Оценка своей работы на уроке.
Домашнее задание: выучить концовку сказки наизусть от слов: «Надел я на ноги…» и до конца (с. 80).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.