5 кл. рус.яз. 13.05
Тема: Спряжение глаголов.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: формирование умения правильно определять тип спряжения глаголов.
Планируемые результаты:
1.Предметные: определять спряжение глаголов.
2.Личностные: развивать эмоциональную сферу личности при работе над творческими заданиями, потребность в самовыражении и самореализации; устойчивая учебно-познавательная мотивация.
3.Метапредметные: Регулятивные - формулировать тему, учебную проблему, цель деятельности, пути решения проблемы; составлять алгоритм действий, самостоятельно работать по этому алгоритму.
Познавательные - ориентироваться в системе своих знаний, извлекать необходимую информацию; анализировать информацию и делать выводы; извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные - строить монологическое высказывание в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами; осуществлять учебное сотрудничество.
Ход урока
Этапы урока
Ход урока
I. Оргмомент.
II.Синтаксическа пятиминутка. Составьте предложения, характеризующие ваше настроение.
III. Определение темы и постановка целей урока. Найди лишнее: брить, стелить, купить.
IV. Построение проекта выхода из проблемной ситуации
Определите спряжение глаголов: расти, жить, творить
-На что ориентировались в своих выводах (ударное окончание)
Проспрягайте устно гл. расти. Письменно 1 в.-жить , 2в.творить.
Для глаголов какого спряжения характерны в личных окончаниях гласные ЕУЮ в ?
- Для глаголов какого спряжения характерны гласные ИАЯ?
Усвоение новых знаний.
. Упр. 667 Распределительный диктант (в парах: один выписывает глаголы 1, др. -2 спр.) – развивается умение определять спряжение глаголов с ударным личным окончанием, совершенствуются правописные умения.
Работа в парах по упр.667: один выписывает глаголы 1, др. -2 спр.
Запомни! Глаголы во 2-м л. ед. ч. (ты)
всегда заканчиваются на мягкий знак,
глаголы во 2-м л. мн. ч. (вы) всегда заканчиваются на Е.
К первому спряжению относятся
Многие глаголы на -еть и -ать (-ять).
Все глаголы на -овать.
Два глагола на -ить: брить и стелить.
Проверочная
форма: Если в
3 лице множественном числе (они) окончание -ут/-ют, то в окончаниях
остальных форм пиши Е, например:
он чита?т = они читают = он читает
Ко второму спряжению относятся
Все глаголы на -ить, кроме брить и стелить.
Все глаголы на -ить, кроме брить и стелить.
Семь глаголов на –еть: терпеть, вертеть, видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, смотреть
четыре на –ать: гнать дышать слышать держать
Некоторые другие глаголы -ать (-ять), у которых ударение падает на окончания, например лежать - он лежит, стоять - мы стоим.
Проверочная форма: Если в 3 лице множественном числе (они) окончание -ат/-ят, то в окончаниях остальных форм пиши И, например: он спеш?т = они спешат = он спешит
Определение спряжения глаголов сегда надо начинать с неопределённой формы глаголов.
Работа в парах.
- Окончания глаголов перемешались, помогите разделить их на 1 и 2 спряжение:
-им, -ет, -ут, -ют, -ите, -ит, -ешь, -ишь, -ат, -ем, -ят, -ете.
1 спряжение: -ет, -ут, -ют, -ешь, -ем, -ете.
2 спряжение: -им, -ите, -ит, -ишь, -ат, -ят.
Поставьте ударение в словах, вставьте пропущенные гласные, определите спряжение глаголов.
Вед..шь, скольз..т, зов..м, говор..шь, бер..т, по..т, жд..м, вез..те
ВедЁшь (1 спр.), скользИт (2 спр.), зовЁм (1 спр.), говорИшь (2спр.), берЁт (1спр.), поЁт (1спр.), ждЁм (1спр.), везЁте (1 спр.)
Домашнее задание: П.118-119 Упр.672.
Рефлексия
5 кл. лит-ра 13.05
Тема: Итоговая контрольная работа.
Цель: проверить уровень знаний учащихся по изученному в 5 классе, развивать память, умение работать самостоятельно, прививать любовь к чтению
Тип урока: контроль знаний
Оборудование: раздаточный материал
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности
III. Выполнение контрольной работы
Вариант I
1. Фольклор – это …
а) устное народное творчество;
б) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.
в) сказки, придуманные народом;
2. Татьяна в произведении И.С. Тургенев «Муму», уезжая с мужем в деревню, поцеловала на прощанье Герасима, потому что:
а) существовал такой обычай перед дальней дорогой;
б) они были друзьями;
в) она оценила его доброту, в знак благодарности;
3. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?
а) Басня б) Загадка в) Прибаутка
4. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно…»
а) В.А. Жуковский «Спящая царевна» б) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
в) И.С. Тургенев «Муму»
5. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Если бы я слушалась вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала, и под конец, наверное, сошла бы с ума или придумала бог знает что… Но, к счастью, я вас не слушаюсь…»
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» б) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»
6. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!»»
а) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы» б) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»
в) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»
7. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Мальчик застыл. У него даже дух захватило – так красива, так широка была его родная река! А раньше она ему почему-то казалась обыкновенной и не очень приветливой».
а) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб» б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
в) Н.А. Некрасов «На Волге»
8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – на месте не посидит… Одним словом, артуть-девка».
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»
9. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«На Кавказе тогда была война. По дорогам ни днём, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отойдёт от крепости, татары или убьют, или уведут в горы».
а) М.Ю. Лермонтов «Бородино» б) Саша Чёрный «Кавказский пленник»
в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
10. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города».
а) Г.К. Андерсен «Снежная королева» б) В.Г. Короленко «В дурном обществе»
в) А.П. Чехов «Хирургия»
11. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором…»
а) Н.В. Гоголь «Заколдованное место» б) А.П. Чехов «Хирургия»
в) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»
12. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«При мысли о своём одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слёзы никогда не прекращают несчастий, решил продолжать свой путь и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна»
а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
б) Н.А. Некрасов «На Волге»
в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»
13. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
Уж сколько раз твердили миру
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не в прок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»
б) Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»
в) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»
14. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
… Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»
б) В.А. Жуковский «Кубок»
в) М.Ю. Лермонтов «Бородино»
15. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Да, вот вы говорили насчёт того, что человек может совладать, как говорят, с нечистым духом. Оно, конечно, то есть, если хорошенько подумать, бывают на свете всякие случаи… Однако ж не говорите этого. Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-богу, обморочит!»
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»
16. Поэт, учившийся в Царскосельском лицее.
а) А.С. Пушкин
б) М.Ю. Лермонтов
в) М.В. Ломоносов
17 Кто автор произведения «О чем говорят цветы»
а) Г.Х.Андерсен
б) Д.Дефо
в) Ж.Санд
18. Том Сойер и Джо Гарпер утверждали, что чем быть президентами Соединённых Штатов на всю жизнь, они предпочли бы сделаться на один год:
а) пиратами Карибского моря;
б) разбойниками Шервудского леса;
в) вождями индейского племени.
5 класс Вариант II
1. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?
а) Сказка б) Роман в) Пословица
2. Какой вид конфликта вы не встретите в русской народной сказке?
а) добро – зло; б) жизнь – смерть; в) природа – цивилизация.
3. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него…»
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» б) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
в) И.С. Тургенев «Муму»
4. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Не могу же я писать и думать в одно и то же время».
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» б) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
в) В.М. Гаршин «Attalea princes»
5. В какой сказке вам встречалось говорящее зеркальце?
а) В.А. Жуковский «Спящая царевна»
б) А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
в) «Царевна-лягушка»
6. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная».
а) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб» б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»
7. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Хворый-то придумал дробовичок завести и на охоту повадился. И всё, слышь-ко, к Красногорскому руднику ходит, а добычи домой не носит».
а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
в) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Это большой человек! Он первый джигит был, он много русских побил, богатый был. У него было три жены и восемь сынов. Все жили в одной деревне. Пришли русские, разорили деревню и семь сыновей убили».
а) Саша Чёрный «Кавказский пленник» б) Саша Чёрный «Игорь-Робинзон»
в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
9. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня».
а) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» б) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»
в) А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»
10. Назовите имя королевича из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.
а) Ярослав б) Елисей в) Алексей
11. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Что-то бесформенное, неумолимое, твёрдое и жёсткое, как камень, склонялось над маленькой головкой, высасывая из неё румянец, блеск глаз и живость движений».
а) Г.К. Андерсен «Снежная королева»
б) В.Г. Короленко «В дурном обществе»
в) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
12. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«При мысли о своём одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слёзы никогда не прекращают несчастий, решил продолжать свой путь и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна»
а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
б) Н.А. Некрасов «На Волге»
в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»
13. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
Уж сколько раз твердили миру
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не в прок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»
б) Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»
в) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»
14. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Господин Египетский, Александр Иваныч, в Петербурге лет семь жил… образованность… один костюм рублей сто стоит… да и то не ругался… А ты что за пава такая? Ништо тебе, не околеешь!»
а) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
б) А.П. Чехов «Хирургия»
в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
15. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Под плетнёвую стену сарая уходили две земляные норы. Там тоже жили тайные жители. А кто они такие были? Может быть, змеи! Они выползут ночью, приползут в избу и ужалят мать во сне, и мать умрёт».
а) А.П. Платонов «Никита»
б) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»
в) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
16. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
Унылый, сумрачный бурлак!
Каким тебя я в детстве знал,
Таким и ныне увидал:
Всё ту же песню ты поёшь,
Всё ту же лямку ты несёшь,
В чертах усталого лица
Всё та ж покорность без конца…
а) Н.А. Некрасов «На Волге»
б) Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»
в) Н.М. Рубцов «Родная деревня»
17. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг, которые учитель позволял ему брать из небольшой своей библиотеки».
а) В.М. Гаршин «Attalea princeps»
б) А.П. Платонов «Никита»
в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»
18. Сколько лет было Д.Дефо, когда он написал своё первое произведение «Робинзон Крузо»?
а) 60 б) 50 в) 70
7 кл. рус.яз. 13.05
Тема: Р.р.№16. Контрольное сочинение-рассуждение №2.
Цель: оценить уровень сформированности речевых умений восьмиклассников составлять монологические высказывания-рассуждения на морально-этические темы, навыков осознания темы и главной мысли; развивать внимание, логическое мышление, совершенствовать культуру речи.
Оборудование: образец сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.
ХОД УРОКА
Тип урока развития речи: изучение нового материала.
Методы и приемы работы: ), работа в группах, работа по таблице и памятке, работа с книгой, творческое моделирование, метод незаконченного предложения, построение ассоциативного ряда.
Ход урока:
1. Организация класса
1. Актуализация опорных знаний
1. Прием незаконченного предложения. Текст – это…
ІІІ. Определение темы, цели и задач урока
1.Ассоциативный ряд
Воспитанность – (интеллигентность, порядочность, скромность, умение себя держать, способность понимать другого)
1. Работа с текстом
· Прочитайте текст. Определите, правильно ли вы подобрали ассоциативный ряд к слову «воспитанность». Какими бы словами с текста пополнили этот ассоциативный ряд?
Что значит быть воспитанным? Воспитанный человек… Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились высокой похвалы.
Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным – значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.
Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нём каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными и очень нужными.
Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились.
Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не только в знании хорошего тона, но и в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знания норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности. (По С. Гиацинтовой)
· Докажите, что это текст-рассуждение. Назовите его структурные части.
1. Объявление темы и цели урока (слово учителя).
М.В. Ломоносов, русский писатель, ученый, общественный деятель, отмечал: «Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому». Высказывается человек с разной целью, использует разные типы речи и соответствующие языковые средства. Сегодняшний урок расширит ваше представление об особенностях построения текста-рассуждения. Вы научитесь анализировать тексты-рассуждения, создавать связные высказывания и формировать необходимые для этого речевые умения.
IV. Изучение нового материала
1. Творческая работа.
Используя материалы таблиц, памятки, справки, составить небольшое устное сочинение-рассуждение на предложенную тему.
Нужно ли учиться общению?
Милосердие и добродетель – верный путь к счастью
За природу в ответе каждый
V. Итог урока
1.Рефлексия.
Какой теоретический материал я усвоил (ла)?
Продуктивной ли была моя работа на уроке?
2.«Приём «Чистая доска».
· Какова основная задача текста-рассуждения?
· Какова структура текста-рассуждения?
· Какие слова-помощники нужно использовать при создании текста-рассуждения?
VІ. Домашнее задание § 26
Письменное задание на выбор:
· записать рассуждение, которое вы устно составляли на уроке
8 кл. рус.яз. 13.05
Тема: Р.р.№ 14 Контрольное сжатое изложение №2.
Цели: учащиеся должны
знать признаки текста и его функционально-смысловые типы; приемы сжатия текста; композицию текста; основные нормы русского литературного языка (орфографические и пунктуационные);
уметь определять тему и основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; пользоваться различными приемами сжатия текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; сжато излагать текст.
Ход урока.
I. Организационный момент. Постановка целей.
III. Работа с текстом.
Текст для сжатого изложения.
Среди десятков и сотен принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по значению, по роли, по влиянию на судьбу с решением о том, по какой дороге пойти, какое поприще выбрать. Поиски жизненного пути, размышления о нём обыкновенно возникают у человека в том возрасте, когда он начинает осознавать себя частью общества, когда стремится разобраться в своих отношениях с окружающими, а также чувствует потребность реализовать свои возможности, свои силы, свою личность.
Учёные считают, что именно ради такой самореализации человек и живёт. Его не устраивает и не может устроить существование ради самого существования. Ему необходимо найти такое занятие, которое наполнит это существование истинным, подлинным смыслом. Каждый человек, как бы он ни был поглощён повседневными делами и заботами, хочет не просто жить, но и ощущать ценность своей жизни, знать, что его деятельность, преодоление препятствий, устремленность в будущее имеют значение и несут какой-то смысл не для него одного. Только тогда человек чувствует себя не лишним, а свои способности – востребованными другими людьми, обществом.
Однако, у каждого человека свои, только ему присущие задатки, склонности, способности, таланты. Ведь нет двух абсолютно одинаковых людей. И поэтому поиски смысла жизни – это самостоятельный путь проб и ошибок каждого человека. Это поиск человеком самого себя, своих жизненных ценностей, своих ориентиров.
При этом, независимо от того, как человек определил свой путь, какой смысл жизни нашёл, уже сам поиск этого смысла делает человека Человеком с большой буквы, личностью, так как никто из живых существ, кроме человека, не может осознанно относиться к жизни, не стремиться понять и объяснить своё поведение, своё отношение к окружающим.
· Запишите.
1-й абзац – 1 микротема:
Среди множества решений, принимаемых человеком в жизни, ничто не может сравниться с выбором, по какой дороге пойти и какое поприще выбрать.
· Прочитайте второе предложение первого абзаца. Какие приемы сжатия текста мы можем применить?
О выборе человек задумывается тогда, когда начинает осознавать себя частью общества и чувствует потребность реализовать свои возможности.
· Прочитайте второй абзац. Определите микротему второго абзаца.
· Какая информация является основной? Какая дополнительной?
· Какие приемы сжатия текста можем применить?
2-й абзац – 2 микротема: Ради такой самореализации человек и живет. Человеку необходимо найти занятие, которое наполнит его жизнь смыслом, будет востребовано другими людьми, обществом.
· Аналогично работаем над 3-м и 4-м абзацами. В результате появляются следующие записи:
3-й абзац – 3 микротема: У каждого человека свои способности и таланты, поэтому поиск смысла жизни - это поиск самого себя, своих ценностей и ориентиров.
4-й абзац – 4 микротема: Поиск смысла жизни делает человека Человеком с большой буквы, личностью, потому что он может определить ценность своей жизни, её цели.
6. Моделирование сжатого изложения.
Среди множества решений, принимаемых человеком в жизни, ничто не может сравниться с выбором, по какой дороге пойти и какое поприще выбрать. Об этом человек задумывается тогда, когда начинает осознавать себя частью общества и чувствует потребность реализовать свои возможности.
Именно ради такой самореализации человек и живет. Ему необходимо найти занятие, которое наполнит его жизнь смыслом, будет востребовано другими людьми, обществом.
Но у каждого свои способности и таланты, поэтому поиск смысла жизни - это поиск самого себя, своих ценностей и ориентиров.
Поиск этого смысла делает человека Человеком с большой буквы, личностью, потому что он может определить ценность своей жизни, её цели. (98 слов).
VI. Подведение промежуточных итогов.
VIII. Домашнее задание. 5 посл. О дружбе
11 кл. лит-ра 13.05
Тема: Философские и нравственные уроки русской литературы XX века.
Цели урока: дать понятие о связи исторического и литературного процессов начала XX века; выяснить, в чём особенности развития литературы в начале ХХ века, отметить своеобразие реализма в литературе рубежа эпох, познакомить с новым направлением в искусстве – модернизмом, его содержанием, направленностью. Развивать навыки конспектирования лекционного материала. Воспитывать интерес к русской классической литературе.
Ход урока
Оргмомент
На рубеже эпох иным стало мироощущение человека, понимавшего, что предшествующая эпоха ушла безвозвратно. Совершенно по-другому стали оцениваться социально-экономические и общекультурные перспективы России. Новая эпоха определялась современниками как "пограничная". Становились историей прежние формы быта, труда, общественно-политической организации. Радикально пересматривалась устоявшаяся, казавшаяся прежде неизменной, система духовных ценностей. Неудивительно, что грань эпохи символизировало слово " Кризисность ". Это "модное" слово кочевало по страницам публицистических и литературно-критических статей наравне с близкими по значению словами "возрождение", "перелом", "перепутье" и т. п. Иннокентий Анненский
Слайд 7
Художественная литература также не стояла в стороне от общественных страстей. Ее социальная ангажированность отчетливо проявлялась в характерных заголовках произведений - "Без дороги", "На повороте" В. Вересаева, «Закат старого века» А . Амфитеатрова , "У последней черты" М. Арцыбашева. С другой стороны большая часть творческой элиты ощущала свою эпоху как время небывалых свершений, где литературе уделялось значительное место в истории страны. Творчество словно отходило на второй план, уступая место мировоззренческой и общественной позиции автора, его связи и участию в Михаил Арцебашев
Слайд 8
Конец XIX столетия обнажил глубочайшие кризисные явления в экономике Российской Империи. Реформа 1861 года отнюдь не решила судьбу крестьянства, мечтавшего о "земле и воле". Эта ситуация обусловила появление в России нового революционного учения - марксизма, делавшего ставку на рост промышленного производства и новый прогрессивный класс - пролетариат . В политике это означало переход к организованной борьбе сплоченных масс, результатом которой должно было стать насильственное свержение государственного строя и установления диктатуры пролетариата. Прежние методы народников-просветителей и народников-террористов окончательно отошли в прошлое. Марксизм предлагал кардинально иной, научный метод, досконально разработанный теоретически. Не случайно "Капитал" и другие работы Карла Маркса стали настольными книгами для многих молодых людей, в помыслах стремившихся построить идеальное "Царство Справедливости".
Слайд 9
На рубеже XIX и XX веков мысль о человеке-бунтаре , человеке-демиурге, способном преобразовать эпоху и изменить ход истории, отражается в философии марксизма. Наиболее ярко это предстает в творчество Максима Горького и его последователей, настойчиво выдвигавших на первый план Человека с большой буквы, хозяина земли, бесстрашного революционера, бросающего вызов не только общественной несправедливости, но и самому Творцу. Бунтари-герои романов, повестей и пьес писателя ("Фома Гордеев", "Мещане", "Мать") абсолютно и бесповоротно отвергают христианский гуманизм Достоевского и Толстого о страдании и очищении им. Горький считал, что революционная деятельность во имя переустройства мира преобразует и обогащает внутренний мир человека. Иллюстрация к роману М. Горького "Фома Гордеев" Художники Кукрыниксы . 1948-1949 гг
Слайд 10
Другая группа деятелей культуры культивировала к идею духовной революции. Поводом для этого стало убийство Александра II 1 марта 1881 года и поражение революции 1905 года. Философы и художники призывали к внутреннему совершенствованию человека. В национальных особенностях русского народа они искали способы преодоления кризиса позитивизма, чья философия получила распространение в начале XX века. В своих исканиях они стремились найти новые пути развития, способные преобразовать не только Европу, но и весь мир. В это же время происходит невероятный, необычайно яркий взлет русской религиозно-философской мысли. В 1909 году группа философов и религиозных публицистов, в числе которых были Н. Бердяев, С. Булгаков и др., выпустила философско-публицистический сборник "Вехи", чья роль в интеллектуальной истории России XX века неоценима. "Вехи" и сегодня кажутся нам как бы присланными из будущего", - именно так скажет о них другой великий мыслитель и правдоискатель Александр Солженицын. « Вехи " раскрыли опасность бездумного служения каким бы то ни было теоретическим установкам, обнажив моральную недопустимость веры в универсальную значимость общественных идеалов. В свою очередь они подвергли критике естественную слабость революционного пути, подчеркнув его опасность для русского народа. Однако слепота общества оказалась куда страшнее. Николай Александрович Бердяев
Слайд 11
Первая Мировая война обернулась для страны катастрофой, подтолкнув ее к неминуемой революции. Февраль 1917 года и последовавшее за ним безвластие привело к Октябрьскому перевороту. В результате Россия обрела совсем другое лицо. На протяжении конца XIX - начала XX века главным фоном литературного развития были трагические социальные противоречия, а также двойственное сочетание трудно протекавшей экономической модернизации и революционного движения. Быстрыми темпами происходили изменения в науке, менялись философские представления о мире и человеке, бурно развивались близкие к литературе искусства. Научные и философские взгляды в определенные этапы истории культуры кардинально влияют на творцов слова, которые стремились отразить парадоксы времени в своих произведениях.
Слайд 12
Кризис исторических представлений выразился в утрате универсальной точки отсчета, того или иного мировоззренческого фундамента. Недаром великий немецкий философ и филолог Ф. Ницше произнес свою ключевую фразу: "Бог умер". Она говорит об исчезновении прочной мировоззренческой опоры, обозначая наступление эры релятивизма, когда кризис веры в единство миропорядка достигает своей кульминации. Этот кризис во многом способствовал поискам русской философской мысли, переживавшей в тот период небывалый расцвет. В. Соловьев, Л. Шестов, Н. Бердяев, С. Булгаков, В. Розанов и многие другие философы оказали сильнейшее влияние на развитие разных сфер русской культуры. Кое-кто из них проявил себя и в литературном творчестве. Важным в русской философии того времени было обращение к гносеологической и этической проблематике. Многие мыслители фокусировали свое внимание на духовном мире личности, трактуя жизнь в таких близких литературе категориях, как жизнь и судьба, совесть и любовь, прозрение и заблуждение. Общими усилиями они приводили человека к пониманию многообразия реального, практического и внутреннего, духовного опыта
А. Куприн И.А. Бунин Евгений Замятин
Слайд 18
Жанры и стилевые особенности реалистической прозы Значительно обновились в начале XX века жанровая система и стилистика реалистической прозы. Главное место в жанровой иерархии заняли в это время наиболее мобильные рассказ и очерк . Роман практически исчез из жанрового репертуара реализма, уступив место повести. Начиная с творчества А. Чехова, в реалистической прозе заметно выросла значимость формальной организации текста. Некоторые приемы и элементы формы получили в художественном строе произведения большую самостоятельность. Так, например, разнообразнее использовалась художественная деталь . В то же время сюжет все чаще утрачивал значение главного композиционного средства и начинал играть подчиненную роль. В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе три литературных течения - символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления
Слайд 19
Модернизм в художественной культуре рубежа столетий был сложным явлением. Внутри него можно выделить несколько течений, отличных по своей эстетике и программным установкам ( символизм, акмеизм, футуризм, эгофутуризм, кубизм, супрематизм и т.д.). Но в целом по философско - эстетическим принципам модернистское искусство противостояло реализму, особенно реалистическому искусству ХГХ в . Однако искусство модернизма по своей художественно-нравственной ценности составляет наше богатейшее культурное наследие и прежде всего вопло.щает в себе серебряный век русской культуры. Литературный процесс рубежа веков во многом определялся общим, для большинства крупных художников стремлением к свободе от эстетической нормативности, к преодолению не только литературных штампов предшествующей эпохи, но и новых художественных канонов, складывавшихся в ближайшем для них литературном окружении. Литературная школа (течение) и творческая индивидуальность - две ключевые категории литературного процесса начала XX века. Для понимания творчества того или иного автора существенно знание ближайшего эстетического контекста - контекста литературного направления или группировки.
Слайд 20
Литературный процесс рубежа веков во многом определялся общим, для большинства крупных художников стремлением к свободе от эстетической нормативности, к преодолению не только литературных штампов предшествующей эпохи, но и новых художественных канонов, складывавшихся в ближайшем для них литературном окружении . Литературная школа (течение) и творческая индивидуальность - две ключевые категории литературного процесса начала XX века. Для понимания творчества того или иного автора существенно знание ближайшего эстетического контекста - контекста литературного направления или группировки.
Д.з. знать конспект
11 кл. рус.яз. 13.05
Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения.
Цели: обобщить знания по теме «Пунктуация при однородных членах предложения», закрепить навыки и умения при постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами; формировать умения и навыки, необходимые для сдачи ЕГЭ
Ход урока
I.Организация урока.
Орфоэпическая разминка АстронОмия , апострОф , баловАть , бАнты , вероисповЕдание , добелА , донЕльзя , завсегдАтай , зубчАтый , звонИшь , тОрты , изОгнутый , пулОвер , принЯвший , намЕрение , мЕстностей , цепОчка , чЕрпать , экспЕрт , углубИть , стАтуя , сОгнутый , прозорлИвый , простынЯ , Отрочество, паралИч , отлучИт , премировАть , оптОвый , обеспЕчение , красИвее , инженЕров , ходАтайство , щавЕль , фенОмен , тОрты , столЯр , умЕрший , феЕрия , созданА , недУг .
Слайд 4
Однородные члены предложения имеют следующие признаки: Относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос; Являются одним и тем же членом предложения; Между собой связаны сочинительными союзами, т.е. равноправны и независимы друг от друга; Произносятся с интонацией перечисления.
Слайд 5
Не являются однородными членами предложения Повторяющиеся слова (За теми деревьями леса, леса, леса.) Фразеологические обороты ( и день и ночь, и смерть и грех, и стар и млад, ни свет ни заря, ни рыба ни мясо, ни дать ни взять, ни взад ни вперед и т.п.
Слайд 6
Союзы Соединительные Разделительные «и это и то» : противительные «или то или это»: да( =и ), и… и , «не то, а это»: или, или… или , либо ни… ни , также, но, а, да ( =но ), зато, либо… либо , то… то , тоже, как…так и, однако не то…не то,
Слайд 7
Запомните! Союзы Повторяющиеся Парные (двойные) и… и , да… да , ни… ни , или… или , либо… либо , то… то , н е то…не то к ак …так и, хотя и… но, не столько…сколько, если не… то, настолько… на сколько, столько же… сколько, не так… как, не только… но и
Слайд 8
Например: С чужими я либо робел, либо важничал . [ либо О, либо О, ] Я перечитываю для себя эти прекрасные строки и удивляюсь, вспоминая и Пушкина, и Блока, и Бунина. [ и О, и О, и О ] Вид проснувшейся реки представляет не только величественное, но и страшное зрелище. [ не только …О, но и О, ]
Слайд 9
В каждом человеке есть сила и слабость, мужество и страх, твердость и неуверенность . [ О и О, О и О, О и О ]
Слайд 10
Запомните! Разделительные союзы ли..или при однородных членах предложения не считаются повторяющимися: Поддержит ли он меня или не поддержит? Присылала ли она телеграммы или открытки – всё равно ответа не было.
Слайд 11
Запомните! Если однородные члены предложения распространены и внутри них уже есть запятые, то они могут разделяться точкой с запятой Я погулял по скверам, паркам; зашел в гости к Катерине, Матвею, Петру; позвонил Анне, Андрею, Инне.
Слайд 12
Философская минутка Ни раба, ни повелителя дружбе не надо. Дружба любит равенство. И.А. Гончаров Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. Ф. Бэкон
Слайд 13
Справка Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626гг.) – английский философ, родоначальник английского материализма, государственный деятель.
Слайд 14
1. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой 1) Цвет топаза и при дневном, и при искусственном освещении остается тем же. 2) На экзамене предлагалось прочесть басню, или рассказ. 3) Гость недолго гостит, да много видит. 4) Подаренная книга оказалась не только интересной, но и полезной
4. При попарном соединении однородных членов их следует подбирать по принципу сходства или контраста, но не соединять случайно : Он все хранил: романы и старые журналы, газеты и собрания сочинений, сборники авторов и брошюры . 5. Нарушение порядка слов при использовании двойных союзов: В это время художник не только пишет портреты, но и несколько прекрасных пейзажей. Надо сказать: … пишет не только портреты, но и несколько прекрасных пейзажей:
Слайд 21, упр. 406
9 кл. рус.яз. 13.05
Тема: Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи
Цели: познакомить с порядком синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи; научить производить синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи; развивать чувство языка, способность писать грамотно; воспитывать старательность.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
III. Изучение нового материала
Работа с учебником
(Учащиеся изучают теоретический материал на с. 148-149. Знакомятся с порядком синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи.)
1. Закрепление изученного материала. Записываем предложение под диктовку.
Грушницкий споткнулся, ветка, за которую он уцепился, изломилась, и он скатился бы вниз на спине, если б его секунданты не поддержали (М. Лермонтов). — Предложение сложное,
состоит из трёх частей:
1 -я часть — Грушницкий споткнулся;
2-я часть — ветка, за которую он уцепился, изломилась — сложноподчинённое предложение с придаточным определительным, которое находится внутри главного;
3-я часть — он скатился бы вниз на спине, если б его секунданты не поддержали — сложноподчинённое предложение с придаточным условия.
Таким образом, первая и вторая части связаны без союза, только с помощью интонации, третья часть присоединяется с помощью сочинительного союза и:
[ ], [, (за которую ...), ], и [ ], (если).
2. Дифференцированные задания на карточках
1. Уже давно стемнело, но тишины не было: в канаве за забором громко расквакались лягушки. Когда я проснулся, уже давно рассвело: солнце стояло высоко в небе
2. В саду росли старые яблони, которые уже едва цвели, но всё равно они радовали глаз: мне вспоминалось детство, когда эти яблони утопали в пене мелких бело-розовых цветков.
Мы общались, но симпатии между нами не было, потому что ни он, ни я не могли забыть ту старую ссору
3. Когда я вернулся домой, ёлку тотчас зажгли, и в комнате началось такое весёлое потрескивание свечей, будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации (К. Паустовский).
Памятка синтаксического разбора лежит у каждого на столе
План синтаксического разбора сложного предложения с разными видами связи
1. по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное)
2. по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное)
3. по наличию грамматических основ (простое или сложное. Количество простых предложений).
4. Указать, что это предложение с разными видами связи: союзной (сочинительной, подчинительной), бессоюзной.
5 Назвать, из скольких частей состоит предложение, указать, как связаны между собой части.
6 Объяснить расстановку знаков препинания.
7 После этого каждая часть разбирается отдельно как простое или сложное предложение.
4. Творческая работа
— Отредактируйте предложения; вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
1) Утре..ее солнце успело слегка подсушить землю, но все об..татели луга славили жизнь, среди которых выделялись жаворонки.
2. Ольга сообщала, что поезд пр..бывает далеко за (пол)ноч.., на который она смогла достать б..лет.
VI. Подведение итогов урока
Вернемся теперь к нашему эпиграфу. Прочитайте его еще раз. Запишите по памяти.
Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. Иван Сергеевич Тургенев
Проверьте то, что вы записали.
Каков порядок синтаксического разбора этих сложных синтаксических конструкций?
Домашнее задание
В саду росли старые яблони, которые уже едва цвели, но всё равно они радовали глаз: мне вспоминалось детство, когда эти яблони утопали в пене мелких бело-розовых.
Когда я вернулся домой, ёлку тотчас зажгли, и в комнате началось такое весёлое потрескивание свечей, будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации
Выполнить подг. к соч.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.